Комплексная присадка к автомобильным бензинам Российский патент 2019 года по МПК C10L10/10 C10L1/10 C10L1/14 C10L1/182 C10L1/185 C10L10/04 

Описание патента на изобретение RU2696774C1

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности, к антидетонационным присадкам, используемым при производстве высокооктановых бензинов - автомобильного топлива для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием.

Из уровня техники известна композиция углеводородного топлива, которая в качестве добавки содержит кислородсодержащее органическое соединение – метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) [SU № 1838383, МПК С10L 1/18, опубликовано 30.08.93]. Добавление МТБЭ в бензиновые фракции в количестве 10-15 % позволяет существенно повысить октановое число топлива и удовлетворить экологическим требованиям.

Общими признаками является то, что используется для повышения октанового числа, и содержит в составе МТБЭ.

Недостаток аналога заключается, в ограничении вовлечение МТБЭ при производстве некоторых марок автомобильных бензинов, из-за низкой температуры кипения и высокого давления насыщенных паров. При хранении топлива в летние периоды возможна потеря его октанового числа в результате испарения эфира, что также может создать трудности при эксплуатации автотранспорта.

Известна также антидетонационная этиловая жидкость (RU № 2111233, МПК С10L 1/10, опубликовано 20.05.1998), содержащая тетраэтилсвинец, бромистый этил или дибромпропан, наполнитель, параоксидифениламин, краситель, 2,6-ди-третбутил-4-метилфенол.

Общими признаками является то, что используется для повышения октанового числа.

Недостаток аналога заключается в том, что из-за высокой токсичности тетраэтилсвинца использование его в качестве присадки в автомобильных бензинах на территории Российской Федерации запрещено.

В качестве кислородсодержащих антидетонационных присадок используются спирты различной молекулярной массы и их смеси друг с другом [RU № 99104324, опубликовано 20.01.2001, RU № 99104324, опубликовано 20.01.2001].

Общими признаками является то, что представленные топливные композиции в своем составе содержат спиртовые фракции и используется для повышения октанового числа.

Недостаток аналогов заключается в том, что спирты имеют низкую фазовую стабильность (в условиях попадания воды или при понижении температуры) и коррозионная агрессивность. Наличие в спирте гидроксильной группы обуславливает их коррозионную активность, что приводит снижению эксплуатационных показателей топлива и загрязнению топливной системы автомобиля. Несмотря на то, что спирты в качестве антидетонационных присадок удовлетворяют экологическим требованиям предъявляемым к автобензинам, повышенное содержание спиртов в последних приводит к перерасходу топлива, что объясняется низкой теплотой сгорания спиртов.

Наиболее близким по технической сущности решением (прототипом) является кислородсодержащая антидетонационная присадка к автомобильным бензинам (КАДП) полученная путем смешения метил-трет-бутилового- эфира (МТБЭ) и изо-бутилового спирта (ИБС) [RU № 2641286, МПК С10L 10/10, опубликовано 17.01.2018]. Добавление данной присадки в бензиновые фракции в количестве 10-15 % позволяет существенно повысить октановое число топлива и удовлетворить экологическим требованиям.

Общими признаками является то, что КАДП в своем составе содержит МТБЭ и ИБС.

Недостатком данной присадки является фазовая нестабильность и коррозионная активность, а также меньший прирост октанового числа по сравнению с известными азотсодержащими ароматическими антидетонационными присадками. Вместе с тем использование ММА и ароматических соединений в качестве антидетонационных присадок в настоящее время ограничено, а их содержание в бензинах строго нормируется.

Цель изобретения - создание комплексной присадки к автомобильным бензинам для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, обладающей антидетонационными и антикоррозионными свойствами.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении антидетонационных и антикоррозионных свойств присадки.

Указанный технический результат достигается тем, что комплексная присадка к автомобильным бензинам для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, состоящая из метил-трет-бутилового эфира, изобутилового спирта, согласно изобретению, дополнительно содержит азотсодержащее ароматическое соединение ММА и антикоррозионную присадку DCI-11 при следующем соотношении компонентов: ИБС – 20-80 % мас., ММА – 0,5 % мас., антикоррозионной присадки DCI-11 – 0,015 % мас., МТБЭ – остальное.

Заявляемая комплексная присадка к автомобильным бензинам дает больший прирост октанового числа по сравнению с прототипом, отсутствие коррозионной активности в присутствии воды. Заявляемая присадка экологична, т.к. продуктами ее полного сгорания являются углекислый газ и вода, не являющимися токсичными соединениями. Способ эффективен и прост в исполнении, не требует специального оборудования, больших энергетических и сырьевых затрат, дорогостоящих реагентов и катализаторов, работы под давлением либо в вакууме, необходимости очистки, утилизации и регенерации растворителей и побочных продуктов.

Для установления оптимального состава присадки варьировалось соотношение компонентов (ИБС, МТБЭ, ММА и антикоррозионной присадки DCI-11). Показателем к оптимизации служила антидетонационная стойкость модельной топливной базы (изооктана − 70 % об. и н-гептана – 30 % об.) и коррозионная устойчивость. Мерой антидетонационной стойкости являлось октановое число, полученное по моторному и исследовательскому методу (табл. 1). Присадка разного компонентного состава добавлялась в количестве 10 % об. к искусственной топливной базе.

Сущность изобретения поясняется примерами:

Пример 1.

Для подтверждения возможности осуществления изобретения и получения заявленного результата в рамках улучшения антидетонационных свойств были проведены лабораторные испытания по определению октанового числа. Для этого в топливную базу добавляли 10 % об. присадки состоящей из ИБС, ММА, антикоррозионной присадки DCI-11 и МТБЭ и определяли увеличение октанового числа по моторному и исследовательскому методам. Соотношение компонентов меняли согласно таблице 1. Из приведенных в таблице 1 данных видно, что добавление к топливной базе образцов присадок № 9, 10, 11, 12 дает большее повышение октанового числа как по моторному, так и по исследовательскому методам, чем добавление образцов № 1, 2, 3, 4, 5, 6 того же объема. Полученные результаты доказывают существование улучшенных антидетонационных характеристик, позволяющих повысить октановое число автомобильных бензинов.

Таблица 1. Результаты испытаний топливной базы при добавке к ней 10 % об.

присадок различного компонентного состава

№ образца Компоненты присадки, % мас. Антидетонационная
стойкость
Коррозионная устойчивость
Увеличение октанового числа для топливной базы Визуальное обследование Степень коррозии (балл) ИБС МТБЭ ММА DCI-11 моторный метод исследовательский метод образцы с отсутствием компонентов ММА и DCI-11 1 20,0 80,0 нет нет 6,0 7,8 Пятна и потускнения занимают не более 5 % площади поверхности стержня 2 2 80,0 20,0 нет нет 6,6 8,0 образцы с низким содержанием ИБС и МТБЭ 3 15,0 84,485 0,5 0,015 7,4 8,6 Отсутствуют видимые следы коррозии в виде пятен и точек 0 4 85,0 14,485 0,5 0,015 7,3 8,4 образцы с низким содержанием ММА 5 20,0 79,685 0,3 0,015 7,4 8,6 Отсутствуют видимые следы коррозии в виде пятен и точек 0 6 80,0 19,685 0,3 0,015 7,0 8,2 образцы с низким содержанием DCI-11 7 20,0 79,490 0,5 0,010 8,0 9,2 Пятна и потускнения занимают не более 5 % площади поверхности стержня 2 8 80,0 19,49 0,5 0,010 7,5 8,7 образцы с оптимальным компонентным составом (патентуемым) 9 20,0 79,485 0,5 0,015 8,0 9,2 Отсутствуют видимые следы коррозии в виде пятен и точек 0 10 30,0 69,485 0,5 0,015 7,8 9,0 11 50,0 49,485 0,5 0,015 7,6 8,9 12 80,0 19,485 0,5 0,015 7,5 8,7

Пример 2.

Для подтверждения возможности осуществления изобретения и получения заявленного результата в рамках улучшения антикоррозионных свойств были проведены лабораторные испытания по определению коррозионной устойчивости. Для этого в топливную базу добавляли 10 % об. присадки состоящей из ИБС, ММА, антикоррозионной присадки DCI-11 и МТБЭ и определяли коррозионную устойчивость. Соотношение компонентов меняли согласно таблице 1. Сущность используемого метода заключалась в качественной оценке коррозионного поражения стального стержня, погруженного в смесь испытуемого лабораторного образца и дистиллированной воды. Процедура исследований предусматривала выдерживание полированного стального стержня в смеси 300 мл испытуемого образца и 30 мл дистиллированной воды при 35±1 °С в течение 4 часов при постоянном перемешивании. Степень коррозии стержня оценивалась визуальным обследованием его поверхности с присвоением баллов по шкале от «0» до «3», где балл «0» характеризовал отсутствие видимых следов коррозии, а балл «3» − наличие признаков сильной коррозионной активности (пятна и потускнения на поверхности стержня занимали более 5 % площади). Результаты испытаний, приведенные в таблице 1, показывают, что при добавлении 10 % об. присадок образцов присадок № 4, 5, 6, 7 к топливной базе степень коррозии составляет 0 баллов. Отсутствие (образцы № 1, 2) или уменьшение содержания антикоррозионной присадки (образцы № 7, 8) приводит к повышению степени коррозии.

Полученные результаты доказывают существование улучшенных антикоррозионных свойств, позволяющих повысить коррозионную устойчивость автомобильных бензинов.

Похожие патенты RU2696774C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИДЕТОНАЦИОННОЙ ДОБАВКИ К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯ АНТИДЕТОНАЦИОННУЮ ДОБАВКУ, ПОЛУЧЕННУЮ РАЗРАБОТАННЫМ СПОСОБОМ 2016
  • Ершов Михаил Александрович
  • Потанин Дмитрий Алексеевич
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Александрова Елена Валентиновна
  • Хакимов Роман Вильевич
RU2620083C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ 2011
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Климова Тамара Александровна
  • Ершов Михаил Александрович
RU2471857C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ И ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НА ОСНОВЕ БЕНЗИНА, СОДЕРЖАЩЕГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ДОБАВКУ 2003
  • Чурзин А.Н.
  • Ковалев В.А.
  • Ермолаев М.В.
  • Карташов А.К.
  • Емельянов В.Е.
  • Крылов И.Ф.
  • Климова Т.А.
  • Догадин О.Б.
  • Кириченко В.А.
  • Быкова Г.В.
RU2264434C2
ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ 2006
  • Зиганшин Александр Васильевич
  • Патрушев Анатолий Викторович
  • Петухов Леонид Егорович
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Никитина Елена Андреевна
RU2307151C1
Компонент автомобильных бензинов и способ его получения 2018
  • Корняков Михаил Викторович
  • Ганина Анна Александровна
  • Дьячкова Светлана Георгиевна
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Дубовский Дмитрий Александрович
  • Семёнов Иван Александрович
RU2685255C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ 2009
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Климова Тамара Александровна
  • Бакалейник Аркадий Меерович
  • Клокова Инна Викторовна
RU2400529C1
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩАЯ АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ПРИСАДКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ 2016
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Кращук Сергей Геннадьевич
  • Дубровский Дмитрий Александрович
  • Марущенко Игорь Юрьевич
  • Семёнов Иван Александрович
  • Ганина Анна Александровна
  • Артемьева Жанна Николаевна
RU2641286C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ 1996
  • Демьяненко Е.А.
  • Карибов А.К.
  • Твердохлебов В.П.
  • Сачивко А.В.
  • Асадчий О.Г.
  • Санников А.Л.
  • Манаенков В.М.
  • Бакалейник А.М.
  • Поляков Б.В.
  • Емельянов В.Е.
RU2110561C1
АНТИДЕТОНАЦИОННАЯ ПРИСАДКА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2005
  • Политанский Юрий Владимирович
RU2302449C1
ДОБАВКА К БЕНЗИНУ, ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2002
  • Емельянов В.Е.
  • Онойченко С.Н.
  • Климова Т.А.
  • Федотов А.В.
  • Балашов А.Л.
RU2213126C1

Реферат патента 2019 года Комплексная присадка к автомобильным бензинам

Изобретение раскрывает комплексную присадку к автомобильным бензинам для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, включающую метил-трет-бутиловый эфир и изобутиловый спирт, характеризующуюся тем, что дополнительно содержит азотсодержащее ароматическое соединение ММА и антикоррозионную присадку DCI-11 при следующем соотношении компонентов: ИБС – 20-80 мас.%, ММА – 0,5 мас.%, антикоррозионная присадка DCI-11 – 0,015 мас.%, МТБЭ – остальное. Технический результат: повышение антидетонационных и антикоррозионных свойств присадки. 1 табл., 2 пр.

Формула изобретения RU 2 696 774 C1

Комплексная присадка к автомобильным бензинам для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, состоящая из метил-трет-бутилового эфира, изобутилового спирта, отличающаяся тем, что дополнительно содержит азотсодержащее ароматическое соединение ММА и антикоррозионную присадку DCI-11 при следующем соотношении компонентов: ИБС – 20-80 мас.%, ММА – 0,5 мас.%, антикоррозионная присадка DCI-11 – 0,015 мас.%, МТБЭ – остальное.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2696774C1

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ 2009
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Климова Тамара Александровна
  • Бакалейник Аркадий Меерович
  • Клокова Инна Викторовна
RU2400529C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ И ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НА ОСНОВЕ БЕНЗИНА, СОДЕРЖАЩЕГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ДОБАВКУ 2003
  • Чурзин А.Н.
  • Ковалев В.А.
  • Ермолаев М.В.
  • Карташов А.К.
  • Емельянов В.Е.
  • Крылов И.Ф.
  • Климова Т.А.
  • Догадин О.Б.
  • Кириченко В.А.
  • Быкова Г.В.
RU2264434C2
КОМПОЗИЦИОННАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ 1999
  • Старовойтов М.К.
  • Новаков И.А.
  • Емельянов В.Е.
  • Батрин Ю.Д.
  • Навроцкий Б.А.
  • Юхнев В.А.
  • Орлянский В.В.
  • Качегин А.Ф.
  • Якунин В.А.
  • Навроцкий В.А.
  • Суханов С.В.
RU2151169C1
ДОБАВКА К МОТОРНОМУ ТОПЛИВУ 2005
  • Петухов Леонид Егорович
  • Зиганшин Александр Васильевич
  • Емельянов Вячеслав Евгеньевич
  • Антипов Иван Александрович
RU2291185C1
CN 105505484 A, 20.04.2016
CN 106281482 A, 04.01.2017.

RU 2 696 774 C1

Авторы

Ганина Анна Александровна

Дьячкова Светлана Георгиевна

Кузора Игорь Евгеньевич

Даты

2019-08-06Публикация

2019-05-21Подача