Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения человека на воде, в частности к спасательным жилетам.
Изобретение предназначено для инвалидов, неспособных управлять положением своего тела в воде (тяжелых инвалидов), а также иных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Изобретение применимо как средство для облегчения плавания, а также купания инвалидов в терапевтических целях.
Известны морские спасательные жилеты (источник [1]: Государственный стандарт СССР ГОСТ 22336-77 «Жилеты спасательные. Технические условия»). Данные спасательные жилеты используются на многоместных пассажирских судах. Жилеты имеют вид «нагрудник в виде прямоугольного параллелепипеда, переходящий в воротник подголовник»,при этом спинка и паховые ремни отсутствуют.
Морские жилеты [1], не имеющие паховых ремней, характеризуются тем, что при нахождении в них в «неспокойной» воде жилет через несколько минут съезжает на лицо, и его положение на теле надо периодически подправлять, чего тяжелые инвалиды сами сделать не могут.
Известны спасательные жилеты (источник [2]: патент SU 1615054), которые используется на маломестных судах, а также экипажами многоместных судов. Данные жилеты имеют вид «классический жилет + подголовник в форме воротника» и содержат паховые ремни.
В морских жилетах, имеющих вид классического жилета [2], инвалиды с диспропорциями тела из положения «лежа на спине» поворачиваются на бок (данный эффект известен как боковой крен), при этом их лицо погружается в воду, причем некоторые инвалиды не могут поднять голову из воды. Кроме того, через 10-15 минут нахождения в неспокойной воде у взрослых инвалидов, не способных поправлять положение жилета на теле, возникает выраженный дискомфорт в паховой области за счет сдавливания и натирания данной области ремнями.
Известны спасательные жилеты (источник [3]: патент SU 1710438; источник [4]: патент US 6589088), которые используется на маломестных судах. Данные жилеты относятся к жилетам надувного типа и имеют вид «нагрудник в виде жилетки, переходящей в воротник - подголовник». Спинка отсутствует, имеются паховые ремни.
Морские жилеты [2;3;4], имеющие паховые ремни, характеризуются тем, что через 10-15 минут нахождения в неспокойной воде у инвалидов, не способных поправлять положение жилета на теле, возникает выраженный дискомфорт в паховой области за счет сдавливания данной области ремнями.
Известны авиационные спасательные жилеты (источник [5]: патент US 5692933). Данные жилеты имеют вид «воротник» и относятся к жилетам надувного типа, паховые ремни отсутствуют.
Авиационные жилеты [5] характеризуются тем, что в данных жилетах тело инвалидов с низкой плавучестью принимает в воде вертикальное положение, что обуславливает тенденцию выскальзывания головы небольшого размера из жилета. Кроме того, через несколько минут нахождения в воде, в виду отсутствия возможности держаться за воротник руками, у инвалидов возникает выраженный дискомфорт в области шеи.
Таким образом, известные спасательные жилеты, которые на практике доказали функциональную эффективность при использовании их обычными (здоровыми) людьми, либо не обеспечивают достаточный уровень безопасности, либо являются недостаточно комфортными в случае использования их инвалидами.
Известен спасательный жилет, адаптированный для людей с инвалидностью, «LifeJacket - Adaptedforpeoplewithdisabilities» (источник [6]: патент ES 1062755 U). Данный жилет состоит из большого воротника, форма которого близка к форме круга, и расположенных перпендикулярно к нему спинки и нагрудника.
Спасательный жилет [6] используется для купания детей - инвалидов, и хорошо выполняет данную функцию. Жилет предполагает вертикальное положение тела в воде. Сползание жилета с тела предотвращается паховыми ремнями или приспособлением типа подгузника (памперса). Однако, в соответствии с Международной конвенцией по спасению жизни на море SOLAS-74 тело человека не должно находиться в воде в вертикальном положении. Кроме того, паховые ремни данного жилета сдавливают и натирают промежность взрослого человека при длительном нахождении в воде. Очень большой воротник, форма которого приближена к кругу, исключает возможность прыжка (сбрасывания) человека в воду с борта судна высотой 4,5 метра, что предполагает вышеназванная конвенция по спасению жизни на море.
Известен костюм для плавания инвалидов «Flotationsuitforthedisabled» (источник [7]: патенты СА 2079713, US 5152706), который принят в качестве ближайшего аналога. Жилет данного костюма включает в себя спинку с подголовником и нагрудник. Особенностью данного костюма является наличие по бокам тела дополнительных элементов плавучести цилиндрической формы (трубок), которые выполняют функцию компенсаторов бокового крена туловища, а также увеличивают общую грузоподъемность жилета.
Костюм для плавания инвалидов [7] не способен перевернуть человека без сознания или тяжелого инвалида из положения «лежа на животе» на спину, то есть, относится к категории страховочных, а не спасательных средств. Костюм не рассчитан на нахождение инвалида в море (озере, реке) с неспокойной поверхностью воды, так как подушка под головой имеет небольшое водоизмещение. Кроме того, подушка по своей конструкции не способна компенсировать боковые крены головы, которые характерны для инвалидов с рядом заболеваний. Костюм [7] не имеет грузовой (подъемной) петли. Соответственно, у спасателей возникают большие проблемы в случае необходимости поднять инвалида из воды на судно с высокими бортами с помощью рук или подъемного устройства. Таким образом, костюм [7] по своей конструкции является средством для плавания инвалидов и не рассчитан на спасательные работы при чрезвычайных происшествиях.
Задачей настоящего изобретения является спасение в водной среде инвалидов, имеющих различные типы анатомических дефектов и заболеваний, и при этом не способных управлять положением своего тела в воде, а также не способных поправлять положение жилета на теле и держаться руками за воротник (тяжелых инвалидов). В частности, специфической задачей является профилактика боковых кренов туловища и головы, которые характерны для лиц с определенными типами дефектов и заболеваний. В частности, специфической задачей является облегчение транспортировки пользователей жилета - инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно, по борту судна к месту эвакуации, а также облечение спуска на воду.
Техническим результатом изобретения, обеспечивающим выполнение поставленной задачи, является:
1. Гарантированный и быстрый переворот пользователя жилета с живота на спину без усилий с его стороны.
2. Предотвращение обратного переворота пользователя жилета со смещенным центром плавучести на живот или поворота на бок из положения «лежа на спине», то есть компенсация боковых кренов.
3. Предотвращение смещения жилета на лицо пользователя жилета или сползания с тела при длительном нахождении в воде.
4. Возможность транспортировки инвалида - пользователя жилета по судну или берегу со сложным грунтом при отсутствии возможности воспользоваться креслом - коляской.
5. Возможность спуска инвалида - пользователя жилета с борта аварийного судна высотой до 4,5 м с помощью подручных средств (или подъема на борт спасательного судна).
Технический результат достигается за счет следующего технического решения. Спасательный жилет для инвалидов состоит из грудного отдела, спинного отдела, системы ремней и набора силовых петель.
Грудной отдел имеет один пенал для размещения надувной емкости и несколько пеналов для размещения элементов плавучести из полимерных материалов. На внешней стороне грудного отдела расположена надувная емкость, имеющая в сечении форму прямой 5-ти угольной призмы, ребро выступает «наружу». Подобная форма надувной емкости в сочетании с ее высотой обеспечивает эффективный рычаг силы для переворота пользователя жилета с живота на спину. Пользователь при попадании в воду в положении «лежа на животе» оказывается в состоянии неустойчивого равновесия, поскольку опирается на поверхность воды ребром призмы, и сразу (в отличие, например, от морского спасательного жилета с плоским нагрудником), поворачивается на бок, а затем на спину.
На внутренней стороне грудного отдела имеются два боковых пенала, которые имеют в сечении форму трапеции, расположены справа и слева от грудной клетки, и заполнены элементами плавучести, выполненными из полимерного материала. Данные емкости не мешают движениям рук и не создают существенного сопротивления при прыжке (падении) в воду с высоты 4,5 м (возможность чего предполагает Международная конвенция по спасательным работам на море). Данные емкости выполняют функцию компенсаторов бокового крена туловища, то есть предотвращают обратный переворот пользователя жилета со смещенным центром плавучести на живот, а также поворот на бок из положения «лежа на спине».
Спинной отдел состоит из спинки и неразрывно связанного с ней подголовника. Спинка имеет два плоских пенала, которые заполняются элементами плавучести, выполненными из полимерного материала, причем количество элементов плавучести в виде пластин может меняться в зависимости от степени плавучести пользователя. Возможность менять количество пластин в пенале позволяет регулировать угол наклона тела пользователя в воде, так как изменение количества пластин меняет объем емкости пеналов, которые отвечают за глубину погружения нижней половины тела в воду.
Подголовник состоит из плоской основы (подушки), на внутренней стороне которой находятся два боковых пенала, которые имеют в сечении форму трапеции. Пеналы заполняются емкостями плавучести и располагаются справа и слева от головы пользователя. Данные пеналы удерживают голову в положении «лицом вверх», ограничивают движения головы вправо - влево и защищают дыхательные пути от боковой волны.
Набор петель включает грузовую, буксировочную петлю, а также две транспортировочные петли. Комбинация буксировочной петли и двух транспортировочных петель позволяет использовать спасательный жилет в качестве носилок.
Система ремней включает поперечные, плечевые ремни, а также два бедренных ремня. Комбинация поперечных, плечевых, бедренных ремней и грузовой петли позволяет использовать спасательный жилет в качестве альпинистской страховочной системы, то есть дает возможность спускать пользователя жилета с борта судна высотой до 4,5 м и поднимать на борт спасательного судна. Кроме того, распределение нагрузок в альпинистской страховочной системе (вертикальная нагрузка перераспределяется на бедра) позволяет пользователю жилета находиться в воде длительное время без ощущения дискомфорта.
Техническое решение поясняется схемами (чертежами), на которых изображено:
Фиг. 1. Спасательный жилет для инвалидов. Спинной отдел, внешняя сторона.
Фиг. 2. Спасательный жилет для инвалидов. Спинной отдел, внутренняя сторона.
Фиг. 3. Спасательный жилет для инвалидов. Спинной отдел, вид сбоку.
Фиг. 4. Спасательный жилет для инвалидов. Грудной отдел, внешняя сторона.
Фиг. 5. Спасательный жилет для инвалидов. Грудной отдел, внутренняя сторона.
Фиг. 6. Спасательный жилет для инвалидов. Грудной отдел, вид сбоку.
Фиг. 7. Спасательный жилет для инвалидов. Грудной отдел, вид с торца.
Фиг. 8. Спасательный жилет для инвалидов. Общий вид.
Фиг. 9. Спасательный жилет для инвалидов. Принципиальная схема использования жилета в качестве носилок.
Фиг. 10. Спасательный жилет для инвалидов. Принципиальная схема грузовой системы при использовании жилета в качестве альпинисткой обвязки.
Спецификация (перечень позиций, указанных на фигурах с 1 по 10).
Спинной отдел спасательного жилета (Фиг. 1; 2; 3; 8; 9) содержит:
- подголовник, который включает следующие элементы:
1. Подушка.
2. Боковые емкости подголовника - компенсаторы крена головы.
3. Дополнительная емкость подголовника.
4. Буксировочная петля.
5. Ремни, соединяющие подушку с грудным отделом.
6. Карман для аксессуаров (свистка, брызгозащитной накидки и пр.).
- спинку, которая включает следующие элементы:
7. Грудной пенал.
8. Поясничный пенал.
9. Ремни плечевые (Фиг. 10).
10. Пряжки поперечных ремней.
11. Стропы поддержки бедренных ремней (Фиг. 10).
12. Пряжки строп бедренных ремней.
13. Транспортировочные петли.
14. Карман для транспортировочных петель.
Грудной отдел спасательного жилета (Фиг. 4; 5; 6; 7; 8; 9) включает следующие элементы:
15. Базовая емкость грудного отдела.
16. Надувная емкость.
17. Боковые емкости (компенсаторы боковых кренов).
18. Петля грузовая (Фиг. 10).
19. Ремни поперечные.
20. Защитные вставки, совмещенные с поперечными ремнями.
21. Бедренные ремни (Фиг. 10).
22. Пряжки бедренных ремней.
23. Пряжки плечевых ремней.
24. Пряжки для ремней, соединяющих грудной отдел и подголовник.
В спасательных работах на судне участвуют спасатели, экипаж судна или другие пассажиры судна - волонтеры.
25. Волонтер (Фиг. 9).
Предпочтительный вариант реализации изобретения.
Спасательный жилет выполнен из прочного синтетического негорючего материала. Материал наружной части жилета имеет яркий (красный или оранжевый) цвет. Спасательный жилет имеет светоотражательные полосы с каждой стороны света, площадь и характеристики которых соответствует требованиям поисково-спасательных работ. Спасательный жилет имеет поисковый световой сигнал, технические характеристики которого соответствуют требованиям поисково-спасательных работ. Спасательный жилет имеет аварийный свисток, который хранится в кармане 5, и брызгозащитную накидку.
Спасательный жилет (Фиг. 8) состоит из грудного отдела (Фиг. 4, 5, 6, 7), спинного отдела (который состоит из спинки и неразрывно связанного с ней подголовника - Фиг. 1, 2, 3), системы ремней (5, 9, 10, 19, 21 на чертежах) и набора силовых петель (поз. 4; 13; 18 на чертежах).
Основой (несущей платформой) грудного отдела является плоский пенал 15, заполняемый элементами плавучести, выполненными из полимерных материалов. Пенал 15 по ширине больше ширины грудной клетки пользователя. На наружной стороне пенала 15 расположен пенал для надувной емкости 16. На внутренней стороне пенала 15 находятся две боковые емкости 17, заполненные элементами плавучести из полимерных материалов. Пенал надувной емкости 16 грудного отдела жилета имеет форму прямой пятигранной призмы, ребро которой выступает наружу (Фиг. 7). Боковые емкости 17 расположены с правой и левой стороны от грудной клетки и в поперечном сечении имеют форму трапеции. Боковые емкости 17 выполняют функцию компенсаторов бокового крена туловища для лиц со смещенным центром тяжести и плавучести в сагиттальной (право - лево) проекции. Кроме того, в положении «лежа на боку» боковые емкости 17 создают дополнительный рычаг силы для переворота на спину.
Спинной отдел состоит из спинки и подголовника. Спинка имеет два пенала - грудной 7 и поясничный 8, предназначенные для регулирования угла наклона тела пользователя в воде. В пеналы 7, 8 вставляются пластины из полимерных материалов (отдельно не обозначены). Количество пластин в пеналах 7, 8 подбирается в зависимости от степени плавучести пользователя.
Основой подголовника, который неразрывно соединен со спинкой, является подушка 1, представляющая собой плоский пенал. На внутренней стороне подушки 1, ширина которой больше, чем ширина спинки, имеются две боковые емкости 2, имеющие в поперечном сечении форму трапеции. Боковые емкости подголовника 2 располагаются справа и слева от головы пользователя и заполняются элементами плавучести, выполненными из полимерных материалов. На внешней стороне подушки 1 расположен дополнительный плоский пенал 3, который в определенных случаях заполняется пластинами из полимерных материалов.
Жилет имеет ремни 9, 19, 21 (Фиг. 2, 3, 5, 6) для крепления его к телу и нижним конечностям, а также ремни 5 для соединения частей жилета между собой. Ремни выполнены из прочного синтетического материала, имеют возможность регулирования по длине и снабжены приспособлением для уменьшения длины свободной части («хвостов»).
Крепление жилета к телу осуществляется двумя поперечными ремнями 19, расположенными на уровне середины груди с правой и левой стороны тела, двумя плечевыми ремнями 9 и двумя бедренными ремнями 21. Кроме того, два ремня 5 соединяют грудной отдел и подголовник. Так как бедренные ремни 21 провисают под собственным весом и вследствие этого сползают, для удержания их в рабочем положении используются стропы 11, которые крепятся к пряжкам 12 на спинном отделе жилета.
Жилет имеет защитные вставки 20 между грудным и спинным отделом на уровне груди, совмещенные с поперечными ремнями 19. Благодаря наличию данных вставок 20, руки пользователей с неврологическими заболеваниями не застревают в пространстве между грудным отделом и спинкой жилета при хаотичных движениях. На жилете отсутствуют выступающие жесткие элементы (пряжки, защелки и т.д.) по траектории движения рук.
Бедренный ремень 21 является продолжением грузовой петли 18, поэтому данная система выдерживает продольные нагрузки до 1000 кГ.
Ремни 5, кроме функции поддержания подголовника в определенном положении, выполняют функцию ограничения смещения головы вправо -влево за пределы компенсаторов (2) при перевороте с живота на спину.
Жилет имеет следующие силовые петли (Фиг. 1, 3, 5, 6):
1. Грузовую петлю 18, расположенную в верхней части грудного отдела, напротив лица, и предназначенную для подъема человека из воды и опускания в воду, в том числе с помощью подъемных механизмов.
2. Буксировочную петлю 4, расположенную на торце подголовника и предназначенную для перемещения пользователя жилета по воде спасателем; петля выделена отличающимся цветом, что обеспечивает быстрое нахождение ее в воде.
3. Две боковые транспортировочные петли 13, хранящиеся в собранном состоянии в кармане 14 на задней стороне спинки жилета и предназначенные для переноски инвалида по борту судна или по суше.
Грузовая петля 18 неразрывно переходит в бедренные ремни 21, что необходимо для передачи нагрузки на бедра пользователя при спуске с высоты или подъеме из воды. Грузовая петля 18, а также поперечные 19, плечевые 9 и бедренные ремни 21 в совокупности образуют грузоподъемную систему, устроенную по принципу альпинистской обвязки. Данная система рассчитана не только на подъем человека в лодку с помощью рук, но также на подъем человека из воды с помощью подъемного устройства или вертолета, и спуск с борта судна высотой 4,5 метра с помощью веревки.
Буксировочная петля 4 в сочетании с двумя транспортировочными петлями 13 образуют грузоподъемную систему, устроенную по принципу носилок. При переноске инвалида (Фиг. 9) два человека (волонтера 25) удерживают боковые транспортировочные петли 13 и ноги инвалида, стоя справа и слева от подопечного, и один человек (волонтер 25) удерживает буксировочную петлю 4, расположенную на торце подголовника.
Грузоподъемность жилета.
Изначально грузоподъемность жилета рассчитана на лиц с отрицательной плавучестью. Для пользователя жилета ростом 170 см общий объем элементов плавучести жилета составляет 29 л., в том числе:
- грудной отдел - 18 л., из них:
- объем надувной емкости 16 составляет 10 л;
- объем базовой (плоской) емкости 15 из полимерных материалов составляет 5 л;
- совокупный объем боковых емкостей 17 составляет 3 л;
- спинка - объем составляет 4 л., в том числе объем емкостей грудного пенала 7 составляет 2 л и поясничного пенала 8 также 2 л;
- подголовник - объем составляет 7 л, в том числе объем подушки 1 составляет 5 л и совокупный объем боковых емкостей 2 составляет 2 л;
- объем дополнительной емкости 3 на внешней стороне подголовника составляет 2 л (объем учитывается как дополнительный и не входит в объем спасательного жилета).
Элементы плавучести из полимерных материалов обеспечивают грузоподъемность жилета для взрослых людей свыше 150 N без учета грузоподъемности надувных элементов. Фактически, жилет даже при не надутой воздушной емкости соответствует стандарту EN396 - жилет спасательный, с плавучестью не менее 15,3 кг (150 Н) и неограниченным районом эксплуатации. При надутой воздушной емкости жилет соответствует требованиям Европейского стандарта EN399 - жилет спасательный, с плавучестью не менее 28,3 кг (275 Н) и неограниченным районом эксплуатации в экстремальных условиях.
Размер жилета определяет размеры пеналов для емкостей плавучести. Объем емкостей плавучести в свою очередь определяет грузоподъемность жилета. Таким образом, чем больше размер жилета, тем больше его грузоподъемность.
Спасательный жилет применяется следующим образом.
Спасательный жилет для инвалидов должен соответствовать росту и ширине грудной клетки пользователя, а также должен быть заранее «подогнан» под уровень плавучести пользователя таким образом, чтобы угол наклона тела в воде и высота дыхательных путей над уровнем воды соответствовали требованиям Международной конвенции по спасательным работам на море.
Подбор жилета в соответствии с анатомическими параметрами.
При подборе жилета по росту транспортировочные петли 13 должны находиться на уровне поясницы и крестца пользователя. При подборе жилета по ширине грудная клетка пользователя должна помещаться в пространство между боковыми емкостями 17 без сдавливания и излишней свободы. Так как грудная клетка может иметь разную форму в поперечном сечении и поперечные ремни позволяют стягивать жилет, при подборе жилета имеет значение ширина, а не охват грудной клетки.
Угол наклона тела в воде.
Спасательный жилет должен при нахождении в воде поддерживать потерявшего сознание человека в таком положении, чтобы его тело было отклонено назад под углом не менее 20° и не более 50° от его вертикального положения. Тело пользователей жилета - инвалидов с разными типами дефектов может иметь разный уровень плавучести, что влияет на угол наклона тела в воде. Регулирование угла наклона тела в воде обеспечивается следующими конструктивными элементами. Спинка жилета содержит два плоских пенала (грудной пенал 7, поясничный пенал 8), количество элементов плавучести из полимерного материала в которых может меняться. В результате данных действий тазовая часть туловища либо приподнимается, либо опускается в воде. Другими словами, меняется расположение центра тяжести тела относительно центра плавучести, в результате чего меняется угол наклона тела. Угол наклона (то есть количество пластин в пеналах 7 и 8) должен быть рассчитан лицом, сопровождающим пользователя, заранее, в спокойном водоеме, на основе экспериментов. Чем выше уровень плавучести тела, тем меньше элементов плавучести должно быть в пеналах 7,8. Вначале убираются элементы плавучести из поясничного пенала 8.
Пользователи жилета - инвалиды с парезами нижних конечностей обычно имеют низкую (отрицательную) плавучесть. При использовании жилета пользователями с низкой плавучестью количество пластин на спинке должно быть максимальным. Пользователи жилета с высокой ампутацией нижних конечностей имеют высокую (положительную) плавучесть. При использовании жилета лицами с высокой плавучестью все пластины из спинки необходимо вынуть.
При путешествиях на водных судах угол наклона тела в воде задается в соответствие с рекомендациями Международной конвенции по спасательным работам на море. При плавании или купании в бассейне или на пляже угол задается исходя из удобства для пользователя.
Высота дыхательных путей над уровнем воды.
Спасательный жилет должен поддерживать дыхательные пути потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120 мм от воды. Одним из главных факторов, определяющих высоту дыхательных путей над уровнем воды, является вес головы. Большой вес головы характерен для лиц с макроцефалией (большой головой). При использовании жилета с большим весом головы происходит снижение высоты дыхательных путей над уровнем воды в положении «лежа на спине». Для предотвращения снижения высоты дыхательных путей над уровнем воды ниже критической величины на внешней стороне подушки 1 имеется дополнительный плоский пенал 3, который заполняется элементами плавучести из полимерных материалов (входящими в комплект жилета) при необходимости.
Способы одевания жилета.
Возможны следующие варианты одевания жилета на тело пользователя в зависимости от уровня возможностей его организма.
1. Ha инвалидов, способных сохранять вертикальное положение тела без помощи окружающих и управлять тонусом верхних конечностей, жилет одевается в положении стоя. Плечевые ремни 9 и ремни подголовника 5 предварительно подключаются к соответствующим пряжкам. Жилет кладется на плечи пользователя, после чего подключаются поперечные ремни 19. Вслед за этим бедренные ремни 21 по очереди обводятся вокруг ног, проводятся через стропы подтяжки бедренных ремней 11 и крепятся к пряжкам 22. Далее накачивается воздушная емкость 16, после чего все ремни затягиваются до уровня комфорта. В воде ремни при необходимости дотягиваются до рабочего состояния.
2. На пользователей, которые способны сохранять вертикальное положение туловища в кресле - коляске, а также управлять тонусом мышц верхних конечностей, жилет одевается в положении «сидя». Последовательность действий такая же, как для лиц, способных сохранять вертикальное положение тела в положении «стоя». Проблемная ситуация возникает, когда бедренные ремни 21 проводятся через стропы подтяжки бедренных ремней. 11. Пользователь жилета с высокими функциональными возможностями может приподняться в кресле - коляске на руках. Пользователю жилета с низкими функциональными возможностями, сопровождающий по очереди приподнимает ноги, проводя при этом бедренные ремни 21 вокруг бедер. Затем сопровождающий наклоняет тело пользователя вправо - влево (отклоняя вбок), подключая при этом бедренные ремни 21 к пряжкам 22.
3. На пользователей, которые не способны сохранять вертикальное положение туловища в положении «сидя» и имеющих тетрапарез, жилет одевается в положении «лежа».
Вначале пользователь кладется на спину - на ровную поверхность. Затем его тело поворачивается на бок, и на место, где находилась его спина, кладется спинка жилета. Далее пользователя поворачивают и кладут спиной на спинку жилета, а на его грудь кладется грудной отдел жилета. После этого грудной и спинной отделы жилета соединяются плечевыми ремнями 9, а подголовник подключается к грудному отделу ремнями 5.
Далее тело поворачивается на бок, и к спинке жилета подключаются поперечный ремень 19 с одной стороны тела, после чего бедренный ремень 21 на данной стороне тела проводится через стропу подтяжки 11 и подключается к соответствующей пряжке 22. Затем тело поворачивается на другой бок, и аналогичная операция проводится с другой стороны тела.
Далее накачивается воздушная емкость, все ремни затягиваются до уровня комфорта, после чего вынимаются транспортировочные петли и начинается транспортировка пользователя.
На тело пользователя с тетрапарезом со стандартными росто-весовыми характеристиками жилет одевается двумя волонтерами (которые в дальнейшем будут переносить пользователя по судну) под руководством опытного лица, сопровождающего инвалида (и при его участии), в течение 1 минуты - при условии, что пользователь лежит на ровной поверхности.
Критерии правильности одевания жилета.
Верхняя часть грудного отдела жилета при одевании должна располагаться на уровне основания грудины пользователя, что особенно актуально для женщин с большим размером бюста. Поперечные ремни 19 не должны стеснять дыхание пользователя. Бедренные ремни 21 не должны болтаться и не должны быть перетянуты. Подголовник должен находиться в откинутом состоянии - под углом около 15° к продольной оси тела (именно в таком положении находится голова, когда инвалид лежит в воде на спине). Если после погружения тела пользователя в воду жилет «болтается» на теле, все ремни дотягиваются до рабочего состояния в воде.
Спасательные работы.
Спасательные работы состоят из нескольких этапов, первым из которых является транспортировка пользователя жилета по судну к месту спуска на воду (Фиг. 9). Транспортировку осуществляют спасатели, члены экипажа или другие пассажиры судна - волонтеры. Облегчение транспортировки пользователей по судну и берегу обеспечивает система петель. Комбинация буксировочной 4 и двух транспортировочных петель 13 позволяет использовать спасательный жилет в качестве носилок. При переноске пользователя два человека 25 (волонтера или спасателя) удерживают боковые транспортировочные петли 13 и ноги пользователя, стоя справа и слева от пользователя, и один человек удерживает буксировочную петлю 4, расположенную на торце подголовника. Функция носилок также актуальна в широкой практике при купании инвалидов -колясочников на пляже, когда колеса кресла - коляски увязают в песке или застревают в камнях, что не дает возможности подвезти инвалида к воде.
Вторым этапом спасательных работ является спуск пассажиров судна на воду. На крупнотоннажных судах спуск пассажиров осуществляется в спасательной шлюпке. На судне, не имеющем спасательных шлюпок и иных маломерных судов с твердым корпусом, пассажиров спускают на воду в спасательном жилете. Облегчение спуска обеспечивает система ремней и петель. Так, поперечные 19, плечевые 5 и бедренные 21 ремни (заменяющие паховые ремни), а также грузовая петля 18 образуют в совокупности грузовую систему, построенную по принципу альпинисткой обвязки (Фиг. 10). Это позволяет спускать инвалида - пользователя с борта судна без применения носилок, специальных кресел и прочих аналогичных приспособлений. Спуск осуществляют с помощью веревки, используя для крепления веревки грузовую петлю 18.
Основой следующего этапа работ является перемещение пользователя жилета по воде к спасательной шлюпке, для чего спасатели используют буксировочную петлю 4, расположенную на торце подголовника.
После спуска на воду до прибытия спасателя пользователь жилета -инвалид может оказаться в воде в положении «лежа на животе». Инвалиды со значительным снижением уровня двигательных возможностей и нарушением неврологической сферы часто не могут управлять положением своего тела в воде, а у некоторых нарушены дыхательные рефлексы и они не могут задерживать дыхание под водой. Поэтому жилет сконструирован таким образом, чтобы гарантировано обеспечить быстрый переворот пользователя на спину из положения «лежа на животе».
Надежность переворота обеспечивает надувная емкость 16, расположенная на груди, которая имеет форму прямой 5-ти угольной призмы, ребро которой выступает «наружу». Пользователь при попадании в воду в положении «лежа на животе» оказывается в состоянии неустойчивого равновесия, так как опирается на поверхность воды ребром призмы (в отличие, например, от морского спасательного жилета с плоским нагрудником), и сразу поворачивается на бок, а затем на спину.
Для некоторых категорий инвалидов, имеющих смещение центра тяжести относительно центра плавучести, характерны боковые крены туловища в положении «лежа на спине», при этом они могут перевернуться на живот или повернуться на бок с погружением лица в воду. Функцию предотвращения переворота на живот и поворота на бок выполняют боковые емкости 17 - компенсаторы бокового крена туловища.
Для некоторых категорий инвалидов помимо боковых кренов туловища характерны боковые крены головы, при этом их лицо может погрузиться в воду. Предотвращение опускания дыхательных путей в воду при боковых кренах головы обеспечивают боковые емкости подголовника 2. Кроме того, емкости 2 выполняют функцию поддержки головы в положении вверх лицом и предотвращают смещение головы вправо-влево, что актуально, в частности, для пользователей с диагнозом «ДЦП + кривошея», для которых типичны резкие неконтролируемые смещения и повороты головы. Боковые емкости подголовника 2 также защищают дыхательные пути пользователя жилета от боковой волны.
При нахождении пользователя жилета в воде с неспокойной поверхностью используется брызгозащитная накидка, которая имеет такой же функциональный потенциал, как накидка на других типах жилетов.
Таким образом, спасательный жилет обеспечивает достаточный уровень безопасности и комфортности для инвалидов - пользователей жилета на всех этапах спасательных работ.
Промышленная применимость.
Спасательный жилет для инвалидов может быть изготовлен из известных специалистам в данной области техники промышленно выпускаемых материалов. Пробная партия жилетов была изготовлена фирмой - производителем туристского снаряжения из серийно закупаемых материалов по заказу разработчиков жилета.
Спасательный жилет для инвалидов прошел испытания на инвалидах с поражением различных органов и систем. В испытаниях участвовали лица с сочетанным поражением опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, лица с потерей зрения, лица с одновременной потерей зрения и слуха, лица с нарушением интеллекта (включая лиц с синдромом Дауна) и т.д. Испытания проводились в бассейне и на открытых водоемах. Испытания показали высокую эффективность жилета как спасательного средства, а также как средства для плавания и купания (в том числе гидрореабилитации).
Испытания функциональных возможностей жилета в процессе спасательных работ проводились совместно с аварийно-спасательной службой Башкирского регионального управления МЧС РФ. Осуществлялся спуск условного пострадавшего с борта судна высотой 4,5 м, прыжок с вышки бассейна высотой 5 м, падение в воду в различных позах с бортика бассейна, прохождение небольших порогов на горной реке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ТЕРПЯЩЕГО БЕДСТВИЕ НА ВОДЕ | 2013 |
|
RU2533943C1 |
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЖИЛЕТ | 2001 |
|
RU2235040C2 |
Спасательный жилет | 1981 |
|
SU988655A1 |
КОРАБЕЛЬНЫЕ НОСИЛКИ | 1971 |
|
SU311806A1 |
Индивидуальное теплозащитное средство | 2019 |
|
RU2720761C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СИГНАЛЬНАЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 2011 |
|
RU2463202C1 |
Спасательный жилет | 1983 |
|
SU1137014A1 |
Спасательное средство | 1987 |
|
SU1512854A1 |
ОДНОМЕСТНЫЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПЛОТ | 2014 |
|
RU2550597C1 |
КОМПЛЕКТ СРЕДСТВ ПЛАВУЧЕГО СПАСАТЕЛЬНОГО УСТРОЙСТВА С МАЛЫМИ ИМПЕЛЛЕРАМИ НА СЖАТОМ ПНЕВМОПОТОКЕ С ДИСТАНЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ | 2019 |
|
RU2718508C1 |
Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения человека на воде. Спасательный жилет для инвалидов состоит из грудного отдела, спинного отдела, подголовника, системы ремней и набора силовых петель. Грудной отдел имеет один пенал для размещения надувной емкости и несколько пеналов для размещения элементов плавучести, выполненных из полимерных материалов. Надувная емкость расположена на внешней стороне грудного отдела и имеет в сечении форму прямой пятиугольной призмы, ребро которой выступает наружу. На внутренней стороне грудного отдела расположены два боковых пенала, находящиеся справа и слева от грудной клетки, которые имеют в сечении форму трапеции и заполнены элементами плавучести из полимерного материала. Спинной отдел состоит из спинки и неразрывно связанного с ней подголовника. Спинка имеет два пенала, которые заполнены элементами плавучести, выполненными из полимерного материала. На внутренней стороне плоской подушки подголовника имеется два боковых пенала, которые имеют в сечении форму трапеции и располагаются справа и слева от головы пользователя; содержит систему ремней, включающую поперечные и плечевые ремни, а также два бедренных ремня; содержит набор петель, включающий грузовую и буксировочную петли, а также две транспортировочные петли. Достигается повышение эффективности спасательного жилета для инвалидов при спасении их на воде. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.
1. Спасательный жилет для инвалидов, состоящий из грудного отдела, спинного отдела, подголовника, системы ремней и набора силовых петель, отличающийся тем, что грудной отдел имеет один пенал для размещения надувной емкости и несколько пеналов для размещения элементов плавучести, выполненных из полимерных материалов, при этом надувная емкость расположена на внешней стороне грудного отдела и имеет в сечении форму прямой пятиугольной призмы, ребро которой выступает наружу; на внутренней стороне грудного отдела расположены два боковых пенала, находящиеся справа и слева от грудной клетки, которые имеют в сечении форму трапеции и заполнены элементами плавучести из полимерного материала; спинной отдел состоит из спинки и неразрывно связанного с ней подголовника; спинка имеет два пенала, которые заполнены элементами плавучести, выполненными из полимерного материала, причем количество элементов плавучести подбирается в зависимости от уровня плавучести пользователя; на внутренней стороне плоской подушки подголовника имеется два боковых пенала, которые имеют в сечении форму трапеции и располагаются справа и слева от головы пользователя; содержит систему ремней, включающую поперечные и плечевые ремни, а также два бедренных ремня; содержит набор петель, включающий грузовую и буксировочную петли, а также две транспортировочные петли.
2. Спасательный жилет п.1, отличающийся тем, что буксировочная петля и две транспортировочные петли образуют в совокупности грузовую систему типа «носилки».
3. Спасательный жилет п.1, отличающийся тем, что поперечные, плечевые, бедренные ремни и грузовая петля образуют в совокупности грузовую систему типа «альпинистская обвязка».
МОТОР-КОМПРЕССОР | 1994 |
|
RU2079713C1 |
US 5152706 A1, 06.10.1992 | |||
Приспособление для подачи в топку фрезерованного торфа | 1929 |
|
SU18524A1 |
RU 2017107747 A, 14.09.2018. |
Авторы
Даты
2019-10-04—Публикация
2018-10-10—Подача