Изобретение относится к области вооружения, с комплексным использованием объектов бронетехники (ОБ) (танков, самоходных артиллерийских установок, разведывательно-дозорных машин, штабных машин и т.д.).
Известны наземные ОБ с размещением всего экипажа в. хорошо бронированной капсуле. Наиболее «расхожий» тому пример - российский танк на базе модульной платформы «Армата» [1. Виктор Баранец // Комсомольская правда. - URL: http://www.kp.md/daily/26381.4/3259466/?geoid=26 (Дата выкладки 14.05.2015, дата обращения 22.09.2019)] и предшествующие проекты [2. RU 2274819, МПК F41H 7/00, 20.04.2006].
Однако в случае выхода ОБ из строя в условиях вероятного обстрела, не предусмотрена эвакуация экипажа посредством бронекапсулы.
Тем не менее, в настоящее время имеются наработки (включая авторские проекты) наземных транспортных комплексов с самоходными капсулами, с возможностью их самостоятельного отделения от шасси ОБ и эвакуации экипажа без их выхода наружу [3. Семенов А.Г. Концепция наземного транспортного комплекса с эвакокапсулой / А.Г. Семенов. - СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2017. - 242 с. - С. 7-8; 4. Семенов А.Г. Наземные транспортные комплексы. Концепция мобильных эвакокапсул: монография / А.Г. Семенов. - СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2019. - 393 с. - С. 30, 40, 50, 56 и др.; 5. RU 2504728 С1, МПК F41H 7/00, 20.01.2014; 6. RU 2617016 С1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00. 19.04.2017; 7. RU 2612070 С1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00, 02.03.2017].
Однако они относительно сложны с точки зрения механики и в чрезвычайных ситуациях не исключены несрабатывания из-за вероятных повреждений. А в случае недееспособного экипажа эвакуация «своим ходом» вообще исключена.
Наиболее близким к заявляемому изобретению по назначению и совокупности существенных конструктивных признаков аналогом (прототипом) является боевой комплекс из танка и вертолета, объект бронетехники, содержащий самоходное шасси с корпусом, выполненным с гнездом для размещения бронированной капсулы для экипажа, с возможностью отделения и эвакуации капсулы вертолетом посредством гибкой связи [8. RU 2703322 С1, МПК F41H 13/00; F41H 7/03; B64D 1/22, 16.10.2019].
В нем капсула выполнена с вертикальными боковыми и задними стенками. Соответственно, стенки корпуса шасси, образующие упомянутое гнездо, параллельны им.
Однако устройство-прототип, при всей своей несомненной пользе, еще недостаточно совершенно в отношении ТТХ: вертикальность стенок гнезда и капсулы в нем даже при организации роликовых направляющих (что, впрочем, сопряжено с дополнительными объемами заброневого пространства) могут стать причиной заклинивания (заедания) капсулы при ее подъеме вертолетом из-за горизонтальных составляющих внешних сил (то есть перекосов в подъеме); не используется способ повышения бронестойкости конструкции за счет наклона ее стенок.
Комплексной проблемой (и, соответственно, задачей) является создание такого устройства (совокупности существенных конструктивных признаков), в котором:
- облегчалось бы извлечение капсулы эвакуирующим вертолетом из корпуса шасси, снижается вероятность (или исключается полностью) заклинивания капсулы в гнезде из-за непараллельности стенок капсулы и гнезда в динамике извлечения;
- то же, при монтажно-демонтажных работ краном в части системы «корпус ОБ - капсула» на производственном и ремонтном этапах жизненного цикла;
- повышалась бы защищенность капсулы при воздействии средств поражения.
Обозначенная проблема снимается (задача решается) тем, что в объекте бронетехники с капсулой для экипажа, эвакуируемой вертолетом, содержащем самоходное шасси с корпусом, выполненным с гнездом для размещения бронированной капсулы для экипажа, с возможностью отделения и эвакуации капсулы вертолетом посредством гибкой связи, согласно заявляемому изобретению, капсула выполнена гробовидной - с наклоном к вертикали, по крайней мере, нижних боковых, передней и задней ее стенок, а внутренние стенки корпуса шасси, образующие упомянутое гнездо, наклонены эквидистантно нижним стенкам капсулы.
Суть изобретения проиллюстрирована:
на фиг. 1 показан объект бронетехники (ОБ) в варианте танка с отделяемой бронекапсулой для экипажа и гибкую связь с вертолетом, вид сбоку с продольным местным разрезом по эвакокапсуле, где Р и F1 - соответственно вертикальная полезная и продольная горизонтальная вредная силы;
на фиг. 2 - то же, поперечный местный разрез по эвакокапсуле, где Р и F2, - соответственно вертикальная полезная и поперечная горизонтальная вредная силы; J - импульсное воздействие снаряда; ϕ и ψ - углы наклона стенок
на фиг. 3 - поперечный местный разрез по извлеченной вертолетом эвакокапсуле, где ϕ и ψ - углы наклона стенок.
На фигурах 1-3 позициями обозначены:
1 - объект бронетехники (ОБ); 2 - корпус шасси ОБ; 3 - гнездо для бронированной капсулы; 4, 5 - боковые стенки гнезда 3; 6, 7 - нижние передняя и задняя стенки гнезда 3; 8 - бронированная капсула (бронекапсула, эвакокапсула) для экипажа; 9, 10 - нижние боковые стенки капсулы 8; 11, 12 - верхние боковые стенки капсулы; 13, 14 - нижние передняя и задняя стенки капсулы 8; 15, 16 - верхние передняя и задняя стенки капсулы 8; 17 - гибкая связь капсулы 8 с эвакуирующим вертолетом или краном (последние не показаны - см. прототип); 18-21 - отключаемые фиксаторы капсулы 8 в гнезде 3; 22 - вертолет.
Объект бронетехники 1 содержит самоходное шасси с корпусом 2, выполненным с гнездом 3 для размещения бронированной капсулы 8 для экипажа (с фиксацией фиксаторами 18-21 (см. фиг. 1, 2). Предусмотрена возможность отделения и эвакуации капсулы 8 (после отключения фиксаторов 18-21) вертолетом 22 посредством гибкой связи 17.
Капсула 8 выполнена гробовидной - с наклонами ϕ и ψ к вертикали (см. фиг. 2, 3), по крайней мере, нижних боковых 9, 10, передней 13 и задней 14 ее стенок, а внутренние стенки 4-7 корпуса 2, образующие гнездо 3, наклонены эквидистантно нижним стенкам 9, 10 и 13, 14 капсулы 8.
Так как конкретное конструктивное обеспечение возможности оперативного отсоединения/присоединения (стыковки/расстыковки) капсулы 8 (как модуля ОБ) здесь не имеет принципиальных отличий от других элементов и модулей ОБ 1, например, ДВС или трансмиссии при изготовлении или ремонте, оружейного модуля и боекомплекта - см. фиг. 1), представляется не обязательным идти дальше описания прототипа в этой части. Тем более что способы и устройства таких взаимосвязей широко известны для специалистов не только транспортных отраслей, но и инженеров-машиностроителей вообще. Они показаны условно и видны на фиг. 1-3.
Работа устройства в режиме эвакуации предполагает наличие второго объекта - вертолета 22 (например, вертолета обеспечения) или крана (плюс гибкой связи 17 типа строп, с возможностью удаления, по крайней мере, бронекапсулы 3. Как правило, вместе с экипажем, независимо от физического (физиологического) состояния членов экипажа.
При подъеме расфиксированной (отключение фиксаторов 18-21) капсулы 8 наклонная (углы ϕ и ψ) ориентация нижних стенок (в общем случае - по всему периметру) позволяет уменьшить и даже исключить (предотвратить) заклинивание (заедание) посадочных элементов-«посредников» (не показаны) капсулы 8 в гнезде 3, благодаря эффекту извлечения кекса из формы для его выпекания.
Работа со сторонним краном аналогична, с той лишь разницей, что горизонтальные составляющие общего воздействия на капсулу 8.
При обстреле ОБ 1 угол встречи с корпусом 2 (см. импульс J на фиг. 2) - может находиться по возвышению, как правило, в отрицательной зоне (параболическая траектория), особенно с воздушного аппарата противника. Тогда предлагаемые углы ϕ наклона капсулы 8 и стенок гнезда корпуса 2 существенно повышают их защиту (бронестойкость). При обстреле извлеченной капсулы 8 (см. фиг. 3) эти положения остаются в силе.
Возможны другие примеры конкретного выполнения заявляемого устройства в рамках сформулированной совокупности существенных конструктивных признаков (см. также формулу изобретения ниже по тексту).
Технический и тактический результаты от использования заявляемого изобретения заключаются в снижении или исключении вероятности заклинивания поднимаемой вверх капсулы в стенках гнезда в корпусе шасси (из-за горизонтальных смещений), что повышает надежность эвакуации. Кроме того, в доэвакуационных режимах работы ОБ и на раннем этапе эвакуации на гибкой связи, наклон стенок повышает защищенность капсулы от средств поражения. При этом, попутно, повышается технологичность монтажно-демонтажных работ в части системы «корпус ОБ - капсула» на производственном и ремонтном этапах жизненного цикла ОБ.
Таким образом, в более общей формулировке, улучшаются ТТХ комплекса «ОБ-вертолет» и его технологичности путем повышения надежности извлечения и эвакуации капсулы.
Изобретение относится к области вооружения, с комплексным использованием бронированных машин (танков, самоходных артиллерийских установок, разведывательно-дозорных машин, штабных машин и т.д.) и вертолетов в качестве средств обеспечения. Объект бронетехники (ОБ) (1) с капсулой (К) для экипажа, эвакуируемой вертолетом (22), содержит самоходное шасси с корпусом (2), выполненным с гнездом (3) для размещения К (8), с возможностью отделения и эвакуации К (8) вертолетом посредством гибкой связи (17). К (8) выполнена гробовидной - с наклонами (ϕ, ψ) к вертикали, по крайней мере, нижних боковых, передней и задней ее стенок, а внутренние стенки корпуса шасси, образующие упомянутое гнездо (3), наклонены эквидистантно нижним стенкам (9, 10, 13, 14) К (8). В способе использования ОБ (1), включающем предварительное размещение экипажа ОБ (1) в К (8), при необходимости эвакуации, последнюю осуществляют путем отделения К (8), посредством фиксаторов (18-21), от ОБ (1), захвата К (8) посредством ОБ (1) и последующего ее удаления им транспортировкой по воздуху. Изобретение позволяет повысить надежность извлечения и эвакуации К (8) и ее защищенность как в гнезде (3), так и при извлечении из него, а также технологичность конструкции. 3 ил.
Объект бронетехники с капсулой для экипажа, эвакуируемой вертолетом, содержащий самоходное шасси с корпусом, выполненным с гнездом для размещения бронированной капсулы для экипажа, с возможностью отделения и эвакуации капсулы вертолетом посредством гибкой связи, отличающийся тем, что капсула выполнена гробовидной - с наклоном к вертикали, по крайней мере, нижних боковых, передней и задней ее стенок, а внутренние стенки корпуса шасси, образующие упомянутое гнездо, наклонены эквидистантно нижним стенкам капсулы.
Способ использования транспортного комплекса из наземной бронированной машины и вертолета | 2018 |
|
RU2703322C1 |
Наземный транспортный комплекс | 2016 |
|
RU2612070C1 |
БРОНИРОВАННЫЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2012 |
|
RU2504728C1 |
DE 102013101632 A1, 21.08.2014. |
Авторы
Даты
2020-06-10—Публикация
2019-11-13—Подача