ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2019 года по МПК F01N1/02 

Описание патента на изобретение RU2704182C2

Изобретение касается глушителя шума транспортного средства для трубопровода наддувочного воздуха двигателя внутреннего сгорания с турбонагнетателем.

DE 10 2005 005 865 A1 раскрывает глушитель шума транспортного средства, имеющий резонаторный внутренний элемент, который вместе с наружным кожухом глушителя шума транспортного средства образует две резонаторные камеры.

В основе настоящего изобретения лежит задача, создать усовершенствованный глушитель шума транспортного средства, который, несмотря на максимально простую конструкцию, обладает высокой функциональностью, соответственно, эффективностью.

Эта задача изобретения решается с помощью глушителя шума транспортного средства по п.1 формулы изобретения.

В соответствии с изобретением глушитель шума транспортного средства выполнен для трубопровода наддувочного воздуха двигателя внутреннего сгорания с турбонагнетателем. Глушитель шума транспортного средства включает в себя по меньшей мере одну первую часть корпуса, имеющую первую наружную оболочку, и вторую часть корпуса, имеющую вторую наружную оболочку, причем эти части корпуса в соединительной области скреплены друг с другом и образуют наружный кожух глушителя шума транспортного средства. Кроме того, глушитель шума транспортного средства включает в себя резонаторный внутренний элемент, который с геометрическим замыканием помещен по меньшей мере в одной из частей корпуса и имеет по меньшей мере одну межкамерную перегородку, а также присоединяющийся к внутреннему периметру межкамерной перегородки по меньшей мере один первый внутренний трубчатый участок. Двумя частями корпуса и резонаторным внутренним элементом образованы по меньшей мере одна первая и одна вторая резонаторная камера. Резонаторный внутренний элемент имеет присоединяющийся к наружному периметру межкамерной перегородки по меньшей мере один первый наружный трубчатый участок, который выполнен коаксиально к первому внутреннему трубчатому участку резонаторного внутреннего элемента, при этом между наружным трубчатым участком и первой наружной оболочкой и/или второй наружной оболочкой выполнено кольцевое пространство.

В предлагаемом изобретением варианте осуществления глушителя шума транспортного средства является предпочтительным, что с помощью кольцевого пространства может глушиться дополнительный спектр частот. Это происходит благодаря тому, что волны давления в первой или во второй резонаторной камере могут передаваться через кольцевое пространство. Благодаря тому, что кольцевое пространство образуется первым и вторым наружным трубчатым участком резонаторного внутреннего элемента, глушитель шума транспортного средства для достижения высокой эффективности этого глушителя шума транспортного средства может иметь наиболее простую возможную конструкцию.

Также может быть целесообразно, чтобы первая и вторая часть корпуса были выполнены из металлического материала. При этом предпочтительно, что благодаря этому эти две части корпуса могут выполняться жесткими, а также термически нечувствительными. Кроме того, возможно простое и экономичное серийное изготовление таких металлических частей корпуса.

Далее, может быть предусмотрено, чтобы резонаторный внутренний элемент был выполнен из полимерного материала. При этом предпочтительно, что резонаторный внутренний элемент, который выполнен из полимерного материала, имеет низкую плотность и тем самым общая масса глушителя шума транспортного средства может поддерживаться максимально низкой. Кроме того, резонаторный внутренний элемент в виде полимерной детали обладает замечательными колебательными (динамическими) свойствами, чтобы применяться в глушителе шума транспортного средства. Другое преимущество полимерной детали заключается в том, что она может изготавливаться литьем под давлением и тем самым могут хорошо изготавливаться даже сложные формы.

Кроме того, может быть предусмотрено, чтобы на резонаторном внутреннем элементе напротив первого внутреннего трубчатого участка к межкамерной перегородке присоединялся второй внутренний трубчатый участок. При этом предпочтительно, что благодаря этому первая, соответственно, вторая резонаторная камера может выполняться соответственно требованиям глушения шума.

Предпочтительным является также вариант осуществления, по которому на резонаторном внутреннем элементе напротив первого наружного трубчатого участка к межкамерной перегородке присоединяется второй наружный трубчатый участок. В частности, благодаря этому может варьироваться длина кольцевого пространства, благодаря чему возможна адаптация спектра частот, глушимого в кольцевом пространстве.

Согласно одному усовершенствованию возможно, чтобы резонаторный внутренний элемент мог фиксироваться в своем положении с помощью позиционирующего элемента в виде первого ребра и второго ребра. При этом предпочтительно, что благодаря этому резонаторный внутренний элемент может хорошо приниматься в обеих частях корпуса, благодаря чему может обеспечиваться наиболее точное позиционирование резонаторного внутреннего элемента.

Далее, может быть целесообразно, чтобы ширина зазора кольцевого пространства составляла от 0,5% до 20%, в частности от 1,5% до 10%, предпочтительно от 2,5% и 3,5%, относительно длины кольцевого пространства. Прежде всего, благодаря этим размерам улучшается проявление шумоснижающего эффекта за счет кольцевого пространства.

Кроме того, может быть предусмотрено, чтобы длина кольцевого пространства составляла от 5 мм до 80 мм, в частности от 10 мм до 50 мм, предпочтительно от 15 мм до 25 мм. Прежде всего, благодаря этим размерам улучшается проявление шумоснижающего эффекта за счет кольцевого пространства.

Также может быть предусмотрено, чтобы ширина зазора кольцевого пространства составляла от 20% до 200%, в частности от 50% до 150%, предпочтительно от 80% до 100%, относительно толщины стенки наружного трубчатого участка. Прежде всего, благодаря этим размерам улучшается проявление шумоснижающего эффекта за счет кольцевого пространства.

В частности, может быть предпочтительно, чтобы первая и вторая часть корпуса была выполнена в виде листовой обработанной давлением детали. Особенно при серийном изготовлении листовые штампованные детали могут изготавливаться экономично и с высокой точностью воспроизведения, так что изготовленные таким образом глушители шума транспортного средства обладают высокой точностью размеров.

Для лучшего понимания изобретения оно поясняется подробнее с помощью последующих фигур.

Показано, соответственно в сильно упрощенном, схематичном изображении:

фиг.1: вид в перспективе глушителя шума транспортного средства;

фиг.2: изображение сечения глушителя шума транспортного средства при расположении сечения по его средней линии;

фиг.3: покомпонентное изображение глушителя шума транспортного средства в сечении с ребрами;

фиг.4: местный вид кольцевого пространства с изображения сечения на фиг.2;

фиг.5: схематичное изображение автомобиля, имеющего глушитель шума транспортного средства, присоединенный к турбонагнетателю.

Сначала следует констатировать, что одинаковые детали, описанные в различных вариантах осуществления, снабжаются одинаковыми ссылочными обозначениями, соответственно, одинаковыми наименованиями конструктивных элементов, при этом содержащиеся во всем описании пояснения по смыслу могут переноситься на одинаковые детали, имеющие одинаковые ссылочные обозначения, соответственно, одинаковые наименования конструктивных элементов. Также выбранные в описании данные положений, такие как, напр., вверху, внизу, сбоку и т.д., относятся к непосредственно описанной, а также изображенной фигуре, и при изменении положения эти данные положений должны переноситься по смыслу на новое положение.

На фиг.1 показан изометрический вид глушителя 1 шума транспортного средства. Изображенный на этом виде глушитель 1 шума транспортного средства имеет первую часть 2 корпуса и вторую часть 3 корпуса, которые соединены друг с другом в стыковочной, соответственно, соединительной области 4. Глушитель 1 шума транспортного средства в этом примере осуществления выполнен в виде вращательно-симметричного полого тела, и поэтому имеет среднюю ось 5. Более точно описанный далее, предлагаемый изобретением вариант осуществления, однако, не ограничен одним вращательно-симметричным полым телом, а возможно также, чтобы глушитель 1 шума транспортного средства имел, например, прямоугольное или многоугольное поперечное сечение. В частности, возможно, чтобы полое тело имело призматическую основную форму, то есть имело находящиеся в отдельных частях на его боковой поверхности плоские места.

На фиг.2 показано сечение первого варианта осуществления глушителя 1 шума транспортного средства по его средней оси 5. Изображенный здесь глушитель 1 шума транспортного средства включает в себя первую резонаторную камеру 6 и вторую резонаторную камеру 7. Относительно направления 8 протекания газообразной среды, в частности для наддувочного или предназначенного для сжигания топлива воздуха, первая резонаторная камера 6 расположена перед второй резонаторной камерой 7. Эти две части 2, 3 корпуса образуют вышеназванное полое тело, в частности, наружный кожух 9 глушителя 1 шума транспортного средства. Первая резонаторная камера 6 с наружной стороны ограничивается первой наружной оболочкой 10 и первой торцевой стенкой 11. Первая торцевая стенка 11 может быть выполнена либо в виде плоской стенки, либо, как изображено на фиг.2, в виде стенки, имеющей ступени.

При этом первая наружная оболочка 10, а также первая торцевая стенка 11 включены в первую часть 2 корпуса. Точнее говоря, первая резонаторная камера 6 в своей наружной области ограничивается внутренней оболочковой поверхностью 12 первой наружной оболочки 10 и торцевой внутренней поверхностью 13 первой торцевой стенки 11.

Первая торцевая стенка 11 имеет впускное отверстие 14, через которое среда, в частности сжатый всасываемый воздух, может втекать в первую резонаторную камеру 6. Первая резонаторная камера 6 с внутренней стороны в отдельных частях ограничена первым внутренним трубчатым участком 15 резонаторного внутреннего элемента 31, соответственно, наружной оболочковой поверхностью 16 первого внутреннего трубчатого участка 15, и межкамерной перегородкой 17 резонаторного внутреннего элемента 31, соответственно, первой поверхностью 18 стенки межкамерной перегородки 17.

Также может быть предусмотрено, чтобы впускное отверстие 14 имело выполненную ступенчато сужающимся образом в осевом сечении насадку 19 для приема муфтового элемента. При этом выполненная ступенчато сужающимся образом насадка 19 может быть выполнена входящей, соответственно, вдающейся в первую резонаторную камеру 6 так, чтобы она ограничивала первую резонаторную камеру 6. В частности, может быть предусмотрено, чтобы наружная оболочковая поверхность 20 выполненной ступенчато сужающимся образом насадки 19 ограничивала первую резонаторную камеру 6.

Аналогично этому может быть предусмотрено, чтобы вторая резонаторная камера 7 в своей наружной области ограничивалась второй частью 3 корпуса. При этом вторая часть 3 корпуса может иметь вторую наружную оболочку 21, имеющую вторую внутреннюю оболочковую поверхность 22. Также может быть предусмотрено, чтобы вторая часть 3 корпуса включала в себя вторую торцевую стенку 23, при этом вторая резонаторная камера 7 ограничивается второй торцевой внутренней поверхностью 24 второй торцевой стенки 23. Вторая часть 3 корпуса, кроме того, на своей второй торцевой стенке 23 имеет выпускное отверстие 25, через которое может направляться газообразная среда. В этом изображенном на фиг.2 примере осуществления вторая торцевая стенка 23 проходит радиально от второй наружной оболочки 21 в направлении центра. Поэтому вторая торцевая стенка 23 расположена под прямым углом ко второй наружной оболочке 21. Однако в других примерах осуществления вторая торцевая стенка 23 может быть выполнена иначе.

Первая часть 2 корпуса расположена, таким образом, на впускной стороне 26, а вторая часть 3 корпуса - на выпускной стороне 27 резонатора, соответственно, глушителя 1 шума транспортного средства. Также может быть предусмотрено, чтобы к выпускному отверстию 25 был прикреплен присоединительный штуцер 28, который предусмотрен для присоединения напорного шланга. Присоединительный штуцер 28, как видно на фиг.2, может быть выполнен цельно со второй частью 3 корпуса. В одном из альтернативных вариантов может быть также предусмотрено, чтобы присоединительный штуцер 28 был выполнен в виде самостоятельного конструктивного элемента, который соединен со второй частью 3 корпуса, например, сварным соединением. Также может быть предусмотрено, чтобы присоединительный штуцер 28 не присоединялся непосредственно ко второй части 3 корпуса, а чтобы на глушителе 1 шума транспортного средства были еще выполнены другие части корпуса.

На внутренней стороне вторая резонаторная камера 7 ограничивается вторым, внутренним трубчатым участком 29 резонаторного внутреннего элемента 31, в частности наружной оболочковой поверхностью 30 второго внутреннего трубчатого участка 29. Также вторая резонаторная камера 7 отграничивается от первой резонаторной камеры 6 межкамерной перегородкой 17, в частности второй поверхностью 32 стенки межкамерной перегородки 17.

В варианте осуществления глушителя 1 шума транспортного средства в соответствии с фиг.2 глушитель 1 шума транспортного средства, который имеет две резонаторные камеры 6, 7, включает в себя первую часть 2 корпуса, вторую часть 3 корпуса и резонаторный внутренний элемент 31.

Первая часть 2 корпуса и вторая часть 3 корпуса в одном из предпочтительных вариантов осуществления выполнены в виде деталей, полученных глубокой вытяжкой. В частности, может быть предусмотрено, чтобы обе части 2, 3 корпуса формовались, соответственно, получались глубокой вытяжкой из металлического материала, например, из стального листа. Предпочтительно при этом применяется лист из нержавеющей стали.

Резонаторный внутренний элемент 31 может состоять из полимерного материала и, в частности, быть выполнен в виде детали, полученной литьем под давлением.

Отдельные конструктивные элементы глушителя 1 шума транспортного средства выполнены так, что резонаторный внутренний элемент 31 помещен в первой части 2 корпуса и/или во второй части 3 корпуса с геометрическим замыканием. Глушитель 1 шума транспортного средства может при этом иметь в соединительной области 4 соединение с замыканием материала, при этом первая часть 2 корпуса и вторая часть 3 корпуса в этой стыковочной, соответственно, соединительной области 4 соединены друг с другом лазерным или плазменным сварным соединением.

В следующей части описания отдельные детали, которые включает в себя глушитель 1 шума транспортного средства, описываются с точки зрения их исполнения. Однако следует указать, что исполнение этих отдельных деталей относится к одному варианту осуществления глушителя 1 шума транспортного средства. Не обязательно, чтобы для осуществления изобретения все описанные здесь признаки осуществления отдельных деталей реализовывались, соответственно, выполнялись описанным здесь образом.

Первая часть 2 корпуса в своей соединительной области 4 со второй частью 3 корпуса включает в себя первый соединительный участок 33. Этот первый соединительный участок 33 на своем свободном конце имеет отстоящий радиально наружу фланец 34, посредством которого первая часть 2 корпуса соединена со второй частью 3 корпуса.

Соединение между первой частью 2 корпуса и второй частью 3 корпуса реализуется предпочтительно путем соединения с замыканием материала, например, сварного соединения, в частности лазерного, плазменного или микроплазменного сварного соединения.

На впускной стороне 26 к первому соединительному участку 33 присоединяется первая наружная оболочка 10. Эта первая наружная оболочка 10 на своей внутренней оболочкой поверхности 12 имеет размер 35 поперечного сечения. Первая наружная оболочка 10 имеет осевую протяженность 36.

Присоединяясь к первой наружной оболочке 10, выполнена первая торцевая стенка 11, которая имеет впускное отверстие 14 и выполненную ступенчато сужающимся образом в осевом сечении насадку 19 для помещения муфтового элемента. При этом первая торцевая стенка 11, проходя в направлении центра, присоединяется к первой наружной оболочке 10.

Вторая часть 3 корпуса имеет второй соединительный участок 38, к которому присоединяется вторая наружная оболочка 21. В частности, область вокруг соединительного участка 38 второй части 3 корпуса выполнена аналогично первому соединительному участку 33 первой части 2 корпуса. Во избежание повторов детальное описание отдельных поверхностей и взаимных положений опускается.

Ко второму соединительному участку 38 также присоединяется фланец 39, который в смонтированном состоянии предпочтительно соединен сварным соединением с фланцем 34 первого соединительного участка 33. Вторая наружная оболочка 21 на своей внутренней оболочковой поверхности 22 имеет размер 40 поперечного сечения. Размер 40 поперечного сечения второй наружной оболочки 21 и размер 35 поперечного сечения первой наружной оболочки 10 предпочтительно одинаковы. Вторая наружная оболочка 21 имеет, кроме того, осевую протяженность 41.

Резонаторный внутренний элемент 31 на наружном периметре своей межкамерной перегородки 17 имеет первый наружный трубчатый участок 42 и второй наружный трубчатый участок 43, которые присоединяются к межкамерной перегородке 17 друг напротив друга. Как хорошо видно из фиг.2, первый наружный трубчатый участок 42 и второй наружный трубчатый участок 43 резонаторного внутреннего элемента выполнены таким образом и имеют такие размеры, что между ними и первой наружной оболочкой 10 и/или второй наружной оболочкой 21 выполнено кольцевое пространство 44. В частности, это кольцевое пространство 44 распространяется между внутренней оболочковой поверхностью 12 первой наружной оболочки 10 и наружной оболочковой поверхностью 45 наружных трубчатых участков 42, 43.

Кольцевое пространство 44 образовано, в частности, за счет того, что наружный диаметр 46 первого наружного трубчатого участка 42 и/или второго наружного трубчатого участка 43 выбран меньше, чем размер 35 поперечного сечения внутренней оболочковой поверхности 12 первой наружной оболочки 10 и размер 40 поперечного сечения внутренней оболочковой поверхности 22 второй наружной оболочки 21. За счет этой разности размеров поперечных сечений получается ширина 47 зазора, которая определяет величину кольцевого пространства 44.

За счет продольной протяженности первого наружного трубчатого участка 42 и второго наружного трубчатого участка 43 получается длина 48 кольцевого пространства 44.

Кольцевое пространство 44 служит цели соединения по текучей среды двух резонаторных камер 6, 7. Таким образом, при повышении давления в первой резонаторной камере 6 выходящая из нее волна давления может глушиться в кольцевом пространстве 44. В частности, с помощью кольцевого пространства 44 в глушителе 1 шума транспортного средства может глушиться дополнительная частота, благодаря чему может улучшаться свойства глушения глушителя 1 шума транспортного средства.

При этом на проявление шумоснижающего эффекта глушителя 1 шума транспортного средства сильно влияет ширина 47 зазора и длина 48 кольцевого пространства 44, соответственно, отношение друг к другу их величин. Кроме того, на проявление шумоснижающего эффекта глушителя 1 шума транспортного средства может влиять толщина 49 стенки наружных трубчатых участков 42, 43.

Присоединяясь к наружным трубчатым участкам 42, 43 резонаторного внутреннего элемента 31, выполнена межкамерная перегородка 17. Причем эта межкамерная перегородка 17 распространяется в направлении центра глушителя 1 шума транспортного средства. На внутреннем периметре 51 распространяющейся в радиальном направлении межкамерной перегородки 17 на первой стороне выполнен первый внутренний трубчатый участок 15. Причем этот первый внутренний трубчатый участок 15, начинаясь от межкамерной перегородки 17, протянут в направлении впускного отверстия 14. На противоположной стороне межкамерной перегородки 17 выполнен второй внутренний трубчатый участок 29, который, начинаясь от межкамерной перегородки 17, проходит, соответственно, протянут в направлении выпускного отверстия 25.

Первым внутренним трубчатым участком 15 и первой частью 2 корпуса образуется первый зазор 52 камеры, которым первая резонаторная камера 6 соединена со свободным проточным отверстием 53 таким образом, что между ними возможен газообмен. Аналогично этому вторым внутренним трубчатым участком 29 и второй частью 3 корпуса образуется второй зазор 54 камеры, которым вторая резонаторная камера 7 соединена со свободным проточным отверстием 53.

Первый внутренний трубчатый участок 15 и второй внутренний трубчатый участок 29 имеют предпочтительно общий внутренний диаметр 55 одинаковой величины. Осевая протяженность 56 первого внутреннего трубчатого участка 15 и осевая протяженность 57 второго внутреннего трубчатого участка 29 зависят от осевой протяженности 36 первой наружной оболочки 10, соответственно, от осевой протяженности 41 второй наружной оболочки 21. Путем варьирования осевой протяженности 56 первого внутреннего трубчатого участка 15, соответственно, осевой протяженности 57 второго внутреннего трубчатого участка 29 могут задаваться зазоры 52, 54 камер, соответственно, таким образом можно влиять на проявление эффекта резонатора.

На фиг.3 показан другой и при известных условиях самостоятельный вариант осуществления глушителя 1 шума транспортного средства, при этом, в свою очередь, для одинаковых деталей применяются такие же ссылочные обозначения или, соответственно, наименования конструктивных элементов, как на предыдущих фиг.1 и 2. Во избежание ненужных повторов обращаемся, соответственно, ссылаемся на детальное описание на предыдущих фиг.1 и 2.

На фиг.3 показано покомпонентное изображение глушителя 1 шума транспортного средства. Из нее хорошо видно, как может изготавливаться, соответственно, собираться глушитель 1 шума транспортного средства.

В частности, в примере осуществления глушителя 1 шума транспортного средства в соответствии с фиг.3 видно, что резонаторный внутренний элемент 31 может иметь позиционирующий элемент 50, который служит для позиционирования резонаторного внутреннего элемента 31 внутри двух частей 2, 3 корпуса.

Позиционирующий элемент 50 может иметь по меньшей мере одно первое ребро 58, которое расположено с наружной стороны первого внутреннего трубчатого участка 15 и присоединяется к нему. Предпочтительно три этих первых ребра 58 расположены, будучи равномерно распределены по периметру первого внутреннего трубчатого участка 15, то есть со сдвигом на 120° друг относительно друга. Таким образом может достигаться симметричная стабилизация первого внутреннего трубчатого участка 15.

Также резонаторный внутренний элемент 31 может иметь по меньшей мере одно второе ребро 59, которое расположено с наружной стороны второго внутреннего трубчатого участка 29 и присоединяется к нему. Предпочтительно три этих вторых ребра 59 расположены, будучи равномерно распределены по периметру второго внутреннего трубчатого участка 29, то есть со сдвигом на 120° друг относительно друга. Таким образом может достигаться симметричная стабилизация второго внутреннего трубчатого участка 29. Также может быть предусмотрено, чтобы одно из первых ребер 58 было расположено со сдвигом на 60° относительно одного из вторых ребер 59.

Как особенно хорошо видно из фиг.3, может быть предусмотрено, чтобы первая торцевая сторона 60 первого ребра 58 присоединялась к межкамерной перегородке 17, а вторая торцевая сторона 61 первого ребра 58 имела опорный участок 62, который взаимодействует с первой частью 2 корпуса. В частности, может быть предусмотрено, чтобы в опорном участке 62 была выполнена ступень 63, которая вставляется в выполненную ступенчато сужающимся образом насадку 19. Благодаря взаимодействию ступени 63 с выполненной ступенчато сужающимся образом насадкой 19 может достигаться возможность позиционирования резонаторного внутреннего элемента 31 по его осевому положению относительно двух частей 2, 3 корпуса. Кроме того, может быть предусмотрено, чтобы резонаторный внутренний элемент 31 позиционировался, соответственно, фиксировался по угловому положению его средней оси 5 относительно углового положения средней оси 5 первой 2 и второй части 3 корпуса. Предпочтительно средняя ось 5 резонаторного внутреннего элемента 31 и средняя ось 5 наружного кожуха 9 позиционированы коаксиально друг другу.

Аналогично этому может быть предусмотрено, чтобы первая торцевая сторона 64 второго ребра 59 присоединялась к межкамерной перегородке 17, а вторая торцевая сторона 65 второго ребра 59 тоже имела опорный участок 66. Этот опорный участок 66 может взаимодействовать со второй частью 3 корпуса. Также возможно, чтобы первое ребро 58 выдавалось за первый внутренний трубчатый участок 15 и/или чтобы второе ребро 59 выдавалось за второй внутренний трубчатый участок 29. В частности, может быть предусмотрено, чтобы первое ребро 58 было расположено между первым внутренним трубчатым участком 15 и первым наружным трубчатым участком 42 и соединено с межкамерной перегородкой 17. Также может быть предусмотрено, чтобы вторе ребро 59 было расположено между вторым внутренним трубчатым участком 29 и вторым наружным трубчатым участком 43 и соединено с межкамерной перегородкой 17.

Ниже кратко обрисован возможный производственный процесс изготовления одного из примеров осуществления глушителя 1 шума транспортного средства, показанного на фиг.3.

В начале производственного процесса может быть предусмотрено, чтобы глубокой вытяжкой получались первая часть 2 корпуса и вторая часть 3 корпуса, так чтобы они приобретали свою характерную горшкообразную, соответственно, стаканчатую форму. Резонаторный внутренний элемент 31 может изготавливаться в процессе литья под давлением из полимерного гранулята. При сборке глушителя 1 шума транспортного средства в качестве базы может использоваться либо первая часть 2 корпуса, либо вторая часть 3 корпуса, при этом на нее устанавливаются и монтируются другие части. В этом примере осуществления примерная сборка описывается, исходя из того, что базовым элементом является вторая часть 3 корпуса.

Вторая часть 3 корпуса вставляется в монтажное приспособление, чтобы удерживаться там. Далее, возможно также, чтобы вторая часть 3 корпуса удерживалась манипулятором, например, роботом.

В следующем шаге способа резонаторный внутренний элемент 31 вставляется во второй соединительный участок 38 второй части 3 корпуса. Осевое положение резонаторного внутреннего элемента 31 относительно второй части 3 корпуса может при этом определяться вторым ребром 59.

Как уже упомянуто, не имеет значения, как ориентирован резонаторный внутренний элемент 31 при вставлении во вторую часть 3 корпуса.

В следующем шаге способа первая часть 2 корпуса позиционируется относительно второй части 3 корпуса.

Обе части 2, 3 корпуса двигаются друг к другу, соответственно, прижимаются друг к другу до тех пор, пока фланец 34 первого соединительного участка 33 не придет в контакт с фланцем 39 второго соединительного участка 38.

В следующем шаге способа теперь уже первая часть 2 корпуса может соединяться со второй частью 3 корпуса. В частности, здесь свариваются прилегающие друг к другу фланцы 34, 39. При этом в качестве способа сварки для промышленного процесса изготовления, в частности массового изготовления, предпочтительно применяется способ лазерной или плазменной сварки. Однако возможно также, чтобы применялся любой другой способ сварки, который пригоден для соединения друг с другом двух частей 2, 3 корпуса посредством материала. Два фланца 34, 39 могут служить для предотвращения прогорания тонкого листа, из которого изготовлены части 2, 3 корпуса, и поэтому сварное соединение двух частей 2, 3 корпуса может обладать высокой прочностью.

На фиг.4 показан другой и при известных условиях самостоятельный вариант осуществления глушителя 1 шума транспортного средства, при этом, в свою очередь, для одинаковых деталей применяются такие же ссылочные обозначения, соответственно, наименования конструктивных элементов, как на предыдущих фиг.1-3. Во избежание ненужных повторов обращаемся, соответственно, ссылаемся на детальное описание на предыдущих фиг.1-3.

На фиг.4 показан другой вариант осуществления глушителя 1 шума транспортного средства на местном виде изображения сечения соответственно фиг.2. В противоположность примеру осуществления глушителя 1 шума транспортного средства, изображенному на предыдущей фиг.3, в этом примере осуществления позиционирующий элемент 50 выполнен в виде позиционирующей цапфы 67. При этом существенно, что позиционирующая цапфа 67 выполнена, если смотреть по периметру, в виде сегментарного элемента, для обеспечения гидравлического соединения между первой 6 и второй резонаторной камерой 7. При этом может быть предусмотрено, чтобы несколько этих позиционирующих цапф 67 были расположены, будучи распределены по периметру, чтобы можно было достичь надежного удерживания резонаторного внутреннего элемента 31 внутри частей 2, 3 корпуса. В частности, может быть предусмотрено, чтобы три этих позиционирующих цапфы 67 были расположены, будучи равномерно распределены по периметру второго внутреннего трубчатого участка 29, то есть со сдвигом на 120° друг относительно друга. Таким образом может достигаться симметричная стабилизация резонаторного внутреннего элемента 31.

Как видно из фиг.4, может быть предусмотрено, чтобы позиционирующая цапфа 67 была выполнены таким образом, чтобы она в стыкованном состоянии двух частей 2, 3 корпуса могла помещаться между первым соединительным участком 33 и вторым соединительным участком 38. При этом резонаторный внутренний элемент 31 может позиционироваться путем стыкования двух частей 2, 3 корпуса друг с другом.

Позиционирующая цапфа 67 может быть, например, выполнена цельно с резонаторным внутренним элементом 31. Однако возможно также, чтобы позиционирующая цапфа 67 была выполнена в виде прилива, который создается на резонаторном внутреннем элементе 31.

На фиг.5 показано транспортное средство 68 с турбонагнетателем 69 и присоединенным на напорной стороне турбонагнетателя 69 предлагаемым изобретением глушителем 1 шума транспортного средства.

При этом под турбонагнетателем 67 следует понимать устройство для сжатия воздуха, предназначенного для сжигания топлива, машины внутреннего сгорания транспортного средства 66. Вместо турбонагнетателя 67 может также применяться компрессорная система или другое устройство, повышающее давление наддува воздуха, предназначенного для сжигания топлива. При этом предлагаемый изобретением глушитель 1 шума транспортного средства уменьшает, соответственно, минимизирует гидродинамические, соответственно, свистящие или вибрационные шумы, возникающие во время эксплуатации машины внутреннего сгорания, по меньшей мере в пределах некоторого диапазона частот. Таким образом, с помощью указанного глушителя 1 шума транспортного средства может повышаться достижимый уровень комфорта автомобилей, машина внутреннего сгорания которых на стороне давления наддува снабжена указанным глушителем 1 шума транспортного средства.

Эти примеры осуществления показывают возможные варианты осуществления глушителя 1 шума транспортного средства, причем здесь следует заметить, что изобретение не ограничено этими конкретно изображенными вариантами его осуществления, а напротив, возможны также различные комбинации отдельных вариантов осуществления друг с другом, и эта возможность варьирования, в соответствии с правилами технического применения данного изобретения, находится в компетенции специалиста, работающего в этой области техники.

Далее, отдельные признаки или комбинации признаков из показанных и описанных различных примеров осуществления могут также представлять собой самостоятельные изобретательские или предлагаемые изобретением решения.

Задача, лежащая в основе самостоятельных изобретательских решений, указана в описании.

Все данные диапазонов значений в данном описании следует понимать так, что они одновременно включают в себя их любые и все отдельные диапазоны, напр., указание от 1 до 10 следует понимать так, что сюда одновременно включены все отдельные диапазоны, начиная от нижнего предела 1 и до верхнего предела 10, т.е. все отдельные диапазоны значений начинаются с нижнего предела, равного 1 или больше, и заканчиваются верхним пределом, равным 10 или меньше, напр., от 1 до 1,7, или от 3,2 до 8,1, или от 5,5 до 10.

Прежде всего, отдельные показанные на фиг.1-4 варианты осуществления могут являться предметом самостоятельных, предлагаемых изобретением решений. Соответствующие задачи изобретения и решения указаны в детальных описаниях этих фигур.

Порядка ради в заключение следует указать, что для лучшего понимания конструкции глушителя 1 шума транспортного средства этот глушитель, соответственно, его составные части в отдельных случаях изображались без соблюдения масштаба и/или в увеличенном и/или уменьшенном виде.

СПИСОК ССЫЛОЧНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

1 Глушитель шума транспортного средства

2 Первая часть корпуса

3 Вторая часть корпуса

4 Соединительная область

5 Средняя ось

6 Первая резонаторная камера

7 Вторая резонаторная камера

8 Направление протекания

9 Наружный кожух

10 Первая наружная оболочка

11 Первая торцевая стенка

12 Первая внутренняя оболочковая поверхность

13 Торцевая внутренняя поверхность

14 Впускное отверстие

15 Первый внутренний трубчатый участок

16 Наружная оболочковая поверхность

17 Межкамерная перегородка

18 Первая поверхность стенки

19 Насадка

20 Наружная оболочковая поверхность

21 Вторая наружная оболочка

22 Вторая внутренняя оболочковая поверхность

23 Вторая торцевая стенка

24 Вторая торцевая внутренняя поверхность

25 Выпускное отверстие

26 С впускной стороны

27 С выпускной стороны

28 Присоединительный штуцер

29 Второй внутренний трубчатый участок

30 Наружная оболочковая поверхность

31 Резонаторный внутренний элемент

32 Вторая поверхность стенки

33 Первый соединительный участок

34 Фланец первого соединительного участка

35 Размер поперечного сечения первой наружной оболочки

36 Осевая протяженность первой наружной оболочки

37 Наружный периметр

38 Второй соединительный участок

39 Фланец второго соединительного участка

40 Размер поперечного сечения второй наружной оболочки

41 Осевая протяженность второй наружной оболочки

42 Первый наружный трубчатый участок

43 Второй наружный трубчатый участок

44 Кольцевое пространство

45 Наружная оболочковая поверхность наружных трубчатых участков

46 Наружный диаметр трубчатого участка

47 Ширина зазора

48 Длина кольцевого пространства

49 Толщина стенки наружного трубчатого участка

50 Позиционирующий элемент

51 Внутренний периметр

52 Первый зазор камеры

53 Свободное проточное отверстие

54 Второй зазор камеры

55 Внутренний диаметр трубчатых участков

56 Осевая протяженность первого внутреннего трубчатого участка

57 Осевая протяженность второго внутреннего трубчатого участка

58 Первое ребро

59 Второе ребро

60 Первая торцевая сторона первого ребра

61 Вторая торцевая сторона первого ребра

62 Опорный участок первого ребра

63 Ступень

64 Первая торцевая сторона второго ребра

65 Вторая торцевая сторона второго ребра

66 Опорный участок второго ребра

67 Позиционирующая цапфа

68 Транспортное средство

69 Турбонагнетатель

Похожие патенты RU2704182C2

название год авторы номер документа
МНОГОКАМЕРНЫЙ ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Фесина Михаил Ильич
  • Филин Евгений Владимирович
  • Старобинский Рудольф Натанович
RU2330969C2
Система впуска поршневого двигателя внутреннего сгорания 2021
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Фесина Михаил Ильич
  • Андреянов Сергей Александрович
RU2767126C1
АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2011
  • Фесина Михаил Ильич
  • Малкин Илья Владимирович
  • Горина Лариса Николаевна
  • Самокрутов Александр Андреевич
RU2487020C1
МНОГОКАМЕРНЫЙ ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ 1998
  • Старобинский Р.Н.
  • Фесина М.И.
  • Соколов А.В.
RU2149269C1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270987C1
МНОГОКАМЕРНЫЙ ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Фесина М.И.
  • Филин Е.В.
RU2192548C2
ШУМОГЛУШИТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Фесина Михаил Ильич
  • Малкин Илья Владимирович
  • Краснов Александр Валентинович
  • Горина Лариса Николаевна
  • Назаров Алексей Геннадьевич
RU2494266C2
ГЛУШИТЕЛЬ 2016
  • Каст Петер
RU2654775C2
ГЛУШИТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2012
  • Андре Йоахим
  • Шуг Норберт
RU2579425C2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270988C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 704 182 C2

Реферат патента 2019 года ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение касается глушителя (1) шума транспортного средства. Глушитель (1) шума транспортного средства включает в себя первую часть (2) корпуса с первой наружной оболочкой (10) и вторую часть (3) корпуса со второй наружной оболочкой (21). Кроме того, глушитель (1) включает в себя резонаторный внутренний элемент (31), который с геометрическим замыканием помещен по меньшей мере в одной из частей (2, 3) корпуса и имеет по меньшей мере одну межкамерную перегородку (17). К внутреннему периметру (51) межкамерной перегородки (17)присоединяется по меньшей мере один первый внутренний трубчатый участок (15). Двумя частями (2, 3) корпуса и резонаторным внутренним элементом (31) образованы по меньшей мере одна первая (6) и одна вторая резонаторные камеры (7). Резонаторный внутренний элемент (31) имеет присоединяющийся к наружному периметру (37) межкамерной перегородки (17) по меньшей мере один первый наружный трубчатый участок (42), который выполнен коаксиально к первому внутреннему трубчатому участку (15) резонаторного внутреннего элемента (31), при этом между наружным трубчатым участком (42) и первой наружной оболочкой (10) и/или второй наружной оболочкой (21) выполнено кольцевое пространство (44). 9 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 704 182 C2

1. Глушитель (1) шума транспортного средства для трубопровода наддувочного воздуха двигателя внутреннего сгорания с турбонагнетателем (69), включающий в себя:

по меньшей мере одну первую часть (2) корпуса с первой наружной оболочкой (10) и вторую часть (3) корпуса со второй наружной оболочкой (21), причем эти части (2, 3) корпуса в соединительной области (4) скреплены друг с другом и образуют наружный кожух (9) глушителя (1) шума транспортного средства;

резонаторный внутренний элемент (31), который с геометрическим замыканием помещен по меньшей мере в одной из частей (2, 3) корпуса и имеет по меньшей мере одну межкамерную перегородку (17), а также присоединяющийся к внутреннему периметру (51) межкамерной перегородки (17) по меньшей мере один первый внутренний трубчатый участок (15),

причем этими двумя частями (2, 3) корпуса и резонаторным внутренним элементом (31) образованы по меньшей мере одна первая (6) и одна вторая (7) резонаторные камеры,

отличающийся тем, что резонаторный внутренний элемент (31) имеет присоединяющийся к наружному периметру (37) межкамерной перегородки (17) по меньшей мере один первый наружный трубчатый участок (42), который выполнен коаксиально к первому внутреннему трубчатому участку (15) резонаторного внутреннего элемента (31), при этом между наружным трубчатым участком (42) и первой наружной оболочкой (10) и/или второй наружной оболочкой (21) выполнено кольцевое пространство (44).

2. Глушитель шума транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что первая (2) и вторая (3) части корпуса выполнены из металлического материала.

3. Глушитель шума транспортного средства по п.1 или 2, отличающийся тем, что резонаторный внутренний элемент (31) выполнен из полимерного материала.

4. Глушитель шума транспортного средства по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что на резонаторном внутреннем элементе (31) напротив первого внутреннего трубчатого участка (15) к межкамерной перегородке (17) присоединяется второй внутренний трубчатый участок (29).

5. Глушитель шума транспортного средства по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что на резонаторном внутреннем элементе (31) напротив первого наружного трубчатого участка (42) к межкамерной перегородке (17) присоединяется второй наружный трубчатый участок (43).

6. Глушитель шума транспортного средства по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что резонаторный внутренний элемент (31) выполнен с возможностью фиксации в своем положении с помощью позиционирующего элемента (50) в виде первого ребра (58) и второго ребра (59).

7. Глушитель шума транспортного средства по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что ширина (47) зазора кольцевого пространства (44) составляет от 0,5% до 20%, в частности от 1,5% до 10%, предпочтительно от 2,5% и 3,5% относительно длины (48) кольцевого пространства (44).

8. Глушитель шума транспортного средства по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что длина (48) кольцевого пространства (44) составляет от 5 мм до 80 мм, в частности от 10 мм до 50 мм, предпочтительно от 15 мм до 25 мм.

9. Глушитель шума транспортного средства по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что ширина (47) зазора кольцевого пространства (44) составляет от 20% до 200%, в частности от 50% до 150%, предпочтительно от 80% до 100% относительно толщины (49) стенки наружного трубчатого участка (42).

10. Глушитель шума транспортного средства по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что первая (2) и вторая (3) части корпуса выполнены в виде листовой обработанной давлением детали.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2704182C2

JP 2000045782 A, 15.02.2000
Двухдисковый телеграфный аппарат Бодо 1938
  • Василевский А.Г.
SU56960A1
Глушитель шума выпуска двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Михайленко Татьяна Ивановна
  • Мальцева Наталья Александровна
SU1645574A1
DE 102008032491 A1, 14.01.2010
DE 102011108059 A1, 24.01.2013.

RU 2 704 182 C2

Авторы

Гассер, Ханс

Хартманн, Харальд

Даты

2019-10-24Публикация

2016-01-12Подача