Изобретение относится к медицине критических состояний и может быть использовано для решения вопроса о готовности к выполнению транспортировки пациента в тяжелом состоянии.
Любая транспортировка является потенциальным фактором риска дезадаптации различной степени выраженности, ведущей к развитию фатальных осложнений. В связи с этим важно объективизировать значимость исходных нарушений основных систем жизнеобеспечения для решения вопроса о транспортабельности пациента в критическом состоянии.
Известна шкала оценки витальных систем (ШОВС) для определения готовности пациента к транспортировке, разработанная И.В. Братищевым и И.В. Молчановым (2005). Показатели соотнесены с баллами и разделены по выраженности расстройств состояния жизненно-важных систем. Полученные данные служат критериями степени сохранности компенсаторных механизмов организма и риска транспортировки. Применение системного подхода, основанного на теории функциональных систем П.К. Анохина (1968), позволяет на новом качественном и количественном уровне решить вопрос о достижении конечного полезного положительного результата (Судаков К.В., 1999; Судаков К.В., 2011), в нашем случае готовности пациента к транспортировке.
Недостатки: представленные в шкале ШОВС витальные системы (Братищев И.В., Молчанов И.В., 2005) не разделены в системной последовательности иерархической значимости, не включена оценка состояния системы ткани крови и температурного градиента (разница центральной и периферической температуры тела). В известной таблице оценки витальных систем (табл. 1) встречается перекрест показателей системы кровообращения (ЧСС, АДср, ЦВД, дозировки допамина), респираторной системы (ЧДД, FiO2, SpO2, ПДКВ) в состоянии субкомпенсации и декомпенсации.
Бальная оценка каждой системы производится по наихудшему показателю, сумма баллов трех витальных систем соответствует:
0 баллов - компенсированное состояние витальных систем;
от 1 до 3 баллов - субкомпенсированное состояние витальных систем;
более 3 баллов - декомпенсированное состояние витальных систем.
Выраженные отклонения от указанных параметров характеризуют больного как нетранспортабельного в данный момент (более 3 баллов). В случае необходимости, транспортная бригада должна задерживаться, чтобы стабилизировать состояние пациента.
Предлагается способ оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии, для которого вводится новая система - ткань крови (с имеющимся или состоявшимся кровотечением), и показатель температурного градиента (разница ректальной и аксилярной температур), привносится принцип системного иерархического дифференцированного изучения статуса функциональных систем жизнеобеспечения.
Технический результат способа оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии заключается в дифференциации иерархически выстроенных основных функциональных систем жизнеобеспечения (ЦНС, кардио-респираторная, ткань крови) и показателя температурного градиента на состояние дисфункции, недостаточности, несостоятельности (табл. 2).
Примечания. "Кислородная емкость крови" - 1,34 (коэффициент Хюффнера) *Hb (г/л)
Оно достигается тем, что каждая система и показатель температурного градиента оценивается в баллах, причем при изучении систем, состоящих из четырех показателей (кардио-респираторная, ткань крови), патологический критический уровень каждого показателя может достигать 0,25 балла при недостаточности и одного балла при несостоятельности, итоговое количество баллов систем (ЦНС, кардио-респираторная и ткань крови) и показателя температурного градиента не превышает 0 при дисфункции, одного балла при недостаточности и 4 баллов при несостоятельности системы, а сумма баллов четырех основных систем жизнеобеспечения и показателя температурного градиента составляет и соответствует интегральному состоянию пациента: 0 - компенсации; >2,75-<5 баллов - субкомпенсации;>5,25 баллов - декомпенсации. Следовательно, транспортировка считается безопасной при интегральном компенсированном состоянии пациента. При интегральном субкомпенсированном состоянии пациента транспортировка возможна при продолжении в полном объеме интенсивного мониторинга и интенсивной терапии. При интегральном декомпенсированном состоянии пациента транспортировку не выполняют. Она может состояться через сутки после перехода интегрального состояния декомпенсации в интегральное состояние субкомпенсации.
Таким образом, выявлено, что для решения вопроса о транспортабельности пациента в критическом состоянии требуется интегральная оценка состояния пациента на основании системного подхода (иерархическое построение оцениваемых систем, направленное на конечный положительный результат), введения новой системы - ткань крови (с имеющимся или состоявшимся кровотечением), и показателя температурного градиента (разница ректальной и аксиллярной температур).
Аналогичные признаки: интегральная системная оценка состояния пациента для решения вопроса о транспортабельности на основании изучения статуса основных функциональных систем жизнеобеспечения (ЦНС, кардио-респираторная, ткань крови) и показателя температурного градиента (разница центральной и периферической температур), не обнаружены в известных способах определения транспортабельности пациента в критическом состоянии.
Предлагаемый способ оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии проводят следующим образом. Методика: изучают состояние центральной нервной системы по шкале ком Глазго, кардио-респираторной системы, используя инструментальные методики исследования и системы ткани крови на основании данных общего анализа крови и измерения ВСК по Ли-Уайту, показатель температурного градиента (разница центральной - в наружном слуховом проходе, и периферической температуры - в аксиллярной области). Оценивают состояние каждого параметра в баллах. В итоге, при компенсированном состоянии проводят транспортировку, при субкомпенсированном - осуществляют транспортировку, но выполняют в прежнем объеме интенсивный мониторинг и интенсивную терапию. При декомпенсированном - транспортировка невозможна, необходима максимально напряженная интенсивная терапия для перехода интегрального показателя декомпенсации в субкомпенсацию.
Предлагаемую систему оценки транспортабельности пациентов проводят по линии санитарной авиации Саратовской области для акушерских пациенток. Критических инцидентов и осложнений во время и после транспортировки не наблюдали.
Клинический пример.
1. Пациентка С.М. В., 34 лет. Диагноз: Беременность 38 недель. 3-й срочные роды. Кесарево сечение выполнено под спинно-мозговой анестезией. Кровопотеря во время операции 600 мл. Состояние после родов, операции и анестезии стабильное. Готовность пациентки к транспортировке - состояние компенсации. Пациентка признана транспортабельной. Транспортировку перенесла без критических инцидентов и осложнений.
2. Пациентка П.Р. С., 42 лет. Диагноз: Беременность 34 недель. 2-е преждевременные роды. Кесарево сечение под спинно-мозговой анестезией. После операции атоническое маточное кровотечение. Суммарная кровопотеря составила 1500 мл. Постгеморрагическая анемия 70 г/л, 22%. Состояние после родов, операции и анестезии тяжелое. После восполнения глобулярного и плазменного объемов крови и ОЦК, проведения гемостатической терапии готовность пациентки к транспортировке 4 балла (состояние субкомпенсации). Пациентка признана транспортабельной. На фоне тщательного мониторинга основных систем жизнеобеспечения, температуры, продолжения поддержания ОЦК и гемостатической терапии проведена транспортировка, которую пациентка перенесла без критических инцидентов и осложнений.
3. Пациентка К.Л.М., 24 лет. Диагноз: Беременность 36 недель. 1-е роды на фоне преэклампсии. Общая анестезия с искусственной вентиляцией легких. Суммарная кровопотеря составила 700 мл. После родоразрешения развитие эклампсии. Состояние после родов, операции и анестезии крайне тяжелое. Готовность пациентки к транспортировке более >5,25 баллов (состояние декомпенсации). Пациентка признана не транспортабельной. Продолжалась максимально напряженная интенсивная терапия. Через трое суток пациентку вывели из эклампсии. Через 1 сутки стабилизировали состояния основных систем жизнеобеспечения и температурный градиент, состояние пациентки оценили как компенсированное. Транспортировку перенесла без критических инцидентов и осложнений.
При предполагаемом способе оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии создают эффективную, безопасную систему оказания помощи пациентам в критическом состоянии.
Литература:
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - Москва: "Издательство Медицина", 1968. - 546 с.
Братищев И.В., Молчанов И.В. Пути повышения безопасности транспортировки больных в критических состояниях // Вестн. инт.терапии. 2005. №6. с. 7-11.
Системные аспекты психической деятельности. Под общей ред. акад РАМН, проф. К.В. Судакова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 272 с; С. 104.
Судаков К.В. Функциональные системы. - Москва: «Издательство РАМН», 2011. - 320 с.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для решения вопроса о готовности к транспортировке пациента в критическом состоянии. Проводят балльную оценку состояния пациента для принятия решения о транспортабельности. Определяют показатели центральной нервной системы: проводят оценку по шкале ком Глазго (ШКГ, балл). Определяют показатели системы кровообращения: среднединамическое давление (СДД, мм рт.ст.), ЧСС, оценивают проведение инфузионно-трансфузионной терапии, темп диуреза (мл/кг/мин). Определяют показатели респираторной системы: ЧДД (в мин), фракцию кислорода на вдохе (FiO2, %), периферическую сатурацию кислорода (SpO2, %), кислородную емкость крови. Определяют показатели системы крови: время свертывания по Ли-Уайту (мин), гематокрит (Ht, %), отношение Hb/Ht, уровень тромбоцитов (106/л). Определяют температурный градиент (°С) как разницу между центральной и периферической температурой. Далее показатели оценивают в баллах в соответствии с таблицей 2. Полученные баллы суммируют. Если сумма баллов равна 0, то это указывает на компенсированное состояние пациента, >2,75 - <5 баллов на субкомпенсированное состояние, >5,25 баллов - на декомпенсированное состояние. При компенсированном состоянии пациента следует проводить транспортировку. При субкомпенсированном состоянии следует выполнять транспортировку при продолжении в полном объеме интенсивного мониторинга и интенсивной терапии. При декомпенсированном состоянии транспортировку следует отложить, продолжить интенсивный мониторинг и интенсивную терапию в соответствии с диагнозом и выполнить транспортировку через сутки после перехода состояния декомпенсации в состояние субкомпенсации. Способ позволяет оценить транспортабельность пациента в критическом состоянии за счет оценки комплекса наиболее значимых показателей. 2 табл., 3 пр.
Способ оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии, включающий балльную оценку состояния пациента для принятия решения о транспортабельности, отличающийся тем, что у пациента определяют комплекс показателей, характеризующих состояние центральной нервной системы: проводят оценку по шкале ком Глазго (ШКГ, балл); состояние системы кровообращения: среднединамическое давление (СДД, мм рт.ст.), ЧСС, оценивают проведение инфузионно-трансфузионной терапии, темп диуреза (мл/кг/мин); состояние респираторной системы: ЧДД (мин), фракцию кислорода на вдохе (FiO2, %), периферическую сатурацию кислорода (SpO2, %), кислородную емкость крови; состояние системы крови: время свертывания по Ли-Уайту (мин), гематокрит (Ht, %), отношение Hb/Ht, уровень тромбоцитов (106/л); также определяют температурный градиент (°С) как разницу между центральной и периферической температурой; далее показатели оценивают в баллах в соответствии с таблицей 2, содержащейся в описании, полученные баллы суммируют и, если сумма баллов равна 0, то это указывает на компенсированное состояние пациента, >2,75 - <5 баллов - на субкомпенсированное состояние, >5,25 баллов - на декомпенсированное состояние, что позволяет при компенсированном состоянии пациента проводить транспортировку, при субкомпенсированном состоянии выполнять транспортировку при продолжении в полном объеме интенсивного мониторинга и интенсивной терапии, при декомпенсированном состоянии транспортировку отложить, продолжить интенсивный мониторинг и интенсивную терапию в соответствии с диагнозом и выполнить транспортировку через сутки после перехода состояния декомпенсации в состояние субкомпенсации.
ПРИГОРОДОВ М.В | |||
Повышение эффективности оценки транспортабельности пациентов в критическом состоянии | |||
Мат | |||
докладов XII Всероссийской конф | |||
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот | 1920 |
|
SU17A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ ТЯЖЕЛОПОСТРАДАВШИХ | 2004 |
|
RU2271142C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТИ НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ | 2010 |
|
RU2432110C1 |
СПОСОБ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРИ ОСТРОМ ОТРАВЛЕНИИ УКСУСНОЙ КИСЛОТОЙ | 2005 |
|
RU2278609C1 |
ИВАНОВ Р.В | |||
Алгоритм диагностики у больных в критическом состоянии | |||
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Приспособление для получения кинематографических снимков или для проектирования их на экран при помощи фотографического аппарата или волшебного фонаря | 1914 |
|
SU501A1 |
VAN LIESHOUT E.J | |||
Decision making in interhospital transport of critically ill patients: national questionnaire survey among critical care physicians | |||
Intensive Care Med | |||
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок | 1923 |
|
SU2008A1 |
Авторы
Даты
2019-10-30—Публикация
2019-01-14—Подача