Система и способ дистанционного контроля и регистрации технологических операций на транспорте Российский патент 2019 года по МПК B61L29/00 

Описание патента на изобретение RU2709980C2

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области транспорта, в частности для железнодорожного транспорта. Более конкретно изобретение относится к системе и способу дистанционного контроля и регистрации технологических операций на транспорте.

Уровень техники

Известно (патент №43521) устройство телеконтроля состояния объектов железнодорожной автоматики, содержащее на линейном пункте две камеры на опоре, осуществляющие обзор путевого развития первой и второй горловины станции, преобразователь видеосигналов, формирования и передачи по каналам телесигнализации (ТС) с линейного пункта (ЛП) на центральный пункт (ЦП) преобразованных сигналов о фактической свободности от подвижного состава, изолированных секций задаваемого поездным диспетчером (ДНЦ) маршрута, а также содержащее на ЦП элементы приема упомянутых сигналов для возможности их использования при формировании ответных команд телеуправления (ТУ).

Основным недостатком устройства является то, что оно направлено на обеспечение безопасности движения поездного состава только с точки зрения повышения достоверности сообщения, поступающего с ЛП на ЦП, о состоянии стрелочных и бесстрелочных изолированных секций, путем введения видеонаблюдения за этими секциями и передаче с ЛП на ЦП объективной информации, и никак не рассматривает повышение безопасности работников и движения поездного состава с точки зрения повышения контроля за качеством проводимых технологических операций на станции, направленных на контроль состояния поездного состава.

Известна (патент №2313465) система дистанционного контроля состояния железнодорожного пути, содержащая видеокамеру, установленную на опоре вблизи железнодорожного пути в зоне повышенной опасности, подключенную к беспроводному передатчику видеосигнала, а также установленными на локомотиве приемником видеосигнала, системой спутниковой навигации и монитором, подключенными к электронному блоку контроля и управления. Зона передачи видеосигнала от видеокамеры составляет не менее 3 тормозных путей грузового состава, а электронный блок управления выполнен с возможностью анализа получаемого изображения области зоны повышенной опасности и при наличии предмета между рельсами, или в случае нарушения целостности железнодорожного пути - вывода изображения на монитор и передачи изображения в память электронного блока, одновременно с указанием координат нарушения железнодорожного пути или постороннего предмета, а также выработки автоматического сигнала на торможение поезда.

Основным недостатком системы является то, что она никак не рассматривает повышение безопасности движения поездного состава с точки зрения повышения контроля за качеством проводимых технологических операций на станции, направленных на контроль состояния поездного состава.

Наиболее близким техническим решением является(патент №2578639) система для контроля работ составителя поездов по радиоканалу на железнодорожной станции, содержащая размещенные на маневровых локомотивах бортовые радиостанции и носимую радиостанцию составителя поездов, установленные на станции радиосервер и репитеры, которые подключены к сети IP, к которой подключены также аппаратно-программные устройства автоматизированных рабочих мест дежурного по станции и электромеханика радиосвязи, а также блок обработки и датчик расстояния, установленные в отдельном корпусе, который прикреплен к корпусу носимой радиостанции составителя. Измерительный элемент датчика расстояния размещен на внешней стороне корпуса с возможностью перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях, датчик расстояния через блок обработки соединен с приемопередатчиком носимой радиостанции составителя поездов, приемопередающее устройство бортовой радиостанции каждого маневрового локомотива подключено к переговорно-вызывному пульту машиниста, а радиосервер, репитеры, приемо-передающее устройство локомотивной радиостанции и приемопередатчик носимой радиостанции выполнены с возможностью организации системы радиосвязи на основе стандарта DMR.

Сущность системы для контроля работ составителя поездов по радиоканалу на железнодорожной станции заключается в обеспечении условий безопасной работы составителя поездов на сортировочной станции. Эта работа требует постоянного контроля машиниста маневрового локомотива за ходом выполнения работ составителя поезда, работающего с ним в паре, точное знание его положения относительно вагонов подвижного состава. Особенно важно контролировать работу и состояние составителя в условиях его работы с вагонами с опасными грузами, когда осуществляется надвиг и отцеп вагона составителем. Контроль маневровых работ на станции достигается за счет высокого качества передачи данных и голосовой связи между работниками, обеспечивающими выполнение технологического процесса. Для этого в предлагаемой системе прием и передачу информации по каналу цифровой радиосвязи организуют по стандарту DMR, который позволяет обеспечить высокое качество передачи речевой информации и данных при выполнении технологических процессов.

Основным недостатком данной системы является то, что полноценный контроль за безопасностью проводимых работ в ней не достигается из-за отсутствия визуального наблюдения за ходом проводимых технологических операций, ввиду отсутствия системы видеонаблюдения.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является ведение дистанционного контроля качества выполнения технологических операций работниками транспорта, повышение эффективности и безопасности труда и видеорегистрация результатов их выполнения, путем введения систем видеонаблюдения у работников, средств передачи изображений диспетчеру и/или машинисту (водителю транспортного средства) и видеорегистрации (записи изображений).

Для достижения вышеуказанного технического результата предложена система дистанционного контроля и регистрации технологических операций на транспорте, включающая персональную камеру видеонаблюдения, закрепленную на головном уборе работника, персональный абонентский терминал работника с монитором наблюдения, пультом управления с кнопкой записи кадра и средствами беспроводной связи, например LTE, Wi-Fi, WIMAX, GSMR, с диспетчером и/или машинистом, диспетчерский терминал с монитором, видео- и аудио-регистратором, средствами беспроводной связи, дополнительный терминал на подвижном объекте, например, локомотиве, с монитором, видео- и аудио-регистратором, средствами беспроводной связи.

Также предложен способ дистанционного контроля и регистрации технологических операций на транспорте, включающий использование вышеуказанной системы, в котором передают с камеры видеонаблюдения изображение рабочей зоны на абонентский терминал, а по радиоканалу беспроводной связи - на диспетчерский терминал и/или на дополнительный терминал подвижного объекта, а при завершении технологической операции работник с помощью пульта выдает команду на сохранение изображения.

Краткое описание чертежей

На Фиг. 1 представлена схема взаимодействия между работником и машинистом во время проведения технологической операции, с применением системы видеонаблюдения и регистрации. На Фиг. 2 представлена схема взаимодействия между работником и машинистом во время проведения технологической операции, с применением системы видеонаблюдения и регистрации, но уже с участием диспетчера. На Фиг. 3 представлена схема взаимодействия между работником и диспетчером.

Осуществление изобретения

Сущность изобретения состоит в том, что за счет внедрения системы и способа видеоконтроля будет решаться несколько важных задач:

1. повышение оперативности принимаемых решений диспетчером и/или машинистом за счет передачи работником видеоизображения внештатной ситуации, дефекта в оборудовании или инфраструктуре в момент его обнаружения в технологической зоне, с последующей видеорегистрацией по команде работника контрольного кадра в регистраторе диспетчерского центра и/или в кабине машиниста;

2. дистанционный видеоконтроль диспетчером и/или машинистом за ходом выполнения работ в режиме реального времени и последующая видеорегистрация работником результата выполненных технологических операций, и регистрация контрольного кадра в диспетчерском центре и/или в кабине машиниста по команде самого работника;

3. повышение безопасности труда работников железнодорожного транспорта за счет постоянного видеоконтроля диспетчером и/или машинистом процесса выполнения технологических операций, включая процесс перемещения подвижных объектов (например, поезда) и работника.

Существенное отличие изобретения заключается в том, что камеры видеонаблюдения с параметрами, необходимыми для получения качественного изображения, закрепляются на головных уборах работников транспорта, выполняющих ответственные технологические операции. Изображение зоны работ передается по каналу радиосвязи диспетчеру и/или машинисту. Работник фиксирует кадры съемки, которые считаются контрольными и свидетельствуют:

1. о наличии дефекта в технологической зоне;

2. о завершении работником необходимых технологических операций;

3. о свободности зоны перемещения подвижных объектов.

В дальнейшем эти кадры по команде работника путем нажатия кнопки передаются в диспетчерский центр и/или на локомотив, где они будут сохранены в устройствах регистрации.

Так как ответственность за выполнение работ лежит на диспетчере, то предлагается установить основной пункт видеонаблюдения и регистрации у диспетчера. На экране монитора диспетчера будут отражаться в режиме реального времени контролируемые объекты, процессы выполнения операций и контрольные кадры завершения операций от каждого работника. У диспетчера появляется возможность дистанционного контроля хода и качества выполнения работ, более оперативного реагирования на процесс выполнения технологических операций. Это повысит контроль за техническим состоянием подвижного состава и напольного оборудования и даст возможность предупреждать брак в работе. Персональные камеры видеонаблюдения, снабженные средствами беспроводной связи, предполагается выдавать работникам, которые непосредственно выполняют ответственные технологические операции (сцепщики, башмачники, осмотрщики и т.п.).

Похожие патенты RU2709980C2

название год авторы номер документа
Система и способ дистанционного контроля и регистрации технологических операций на транспорте 2020
  • Кнышев Иван Петрович
  • Тулемисов Тимур Темиргалиевич
RU2744500C1
СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЦИФРОАНАЛОГОВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ РАДИОСВЯЗИ 2009
  • Андрушко Олег Сергеевич
  • Блиндер Илья Давидович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Слюняев Александр Николаевич
RU2405701C1
СИСТЕМА МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 2009
  • Алмазян Карине Кареновна
  • Блиндер Илья Давидович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Климова Татьяна Викторовна
  • Слюняев Александр Николаевич
RU2385551C1
Способ управления технологическим процессом железнодорожной станции 2020
  • Бодров Борис Леонидович
  • Зуев Георгий Аркадьевич
  • Калинин Алексей Владимирович
  • Савицкий Александр Григорьевич
RU2738779C1
СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АБОНЕНТОВ ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РАДИОСВЯЗИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2008
  • Маневич Петр Юлианович
  • Слюняев Александр Николаевич
  • Климова Татьяна Викторовна
  • Алмазян Каринэ Кареновна
  • Вериго Александр Михайлович
  • Захаров Александр Викторович
RU2378707C1
УСТРОЙСТВО КОЛЬЦЕВОЙ СЕТИ ОПЕРАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СВЯЗИ ПО ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ ПЕРЕДАЧИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 2005
  • Андрушко Олег Сергеевич
  • Блиндер Илья Давидович
  • Колесников Андрей Николаевич
RU2289208C1
ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА РАДИОСВЯЗИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 2014
  • Алмазян Каринэ Кареновна
  • Васильев Олег Константинович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Завилишин Дмитрий Константинович
  • Слюняев Александр Николаевич
RU2546143C1
СИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ПОЕЗДНОЙ РАДИОСВЯЗИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2012
  • Васильев Олег Константинович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Слюняев Александр Николаевич
RU2519793C1
СИСТЕМА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ЛОКОМОТИВНОГО УСТРОЙСТВА БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОЙ РАДИОСВЯЗИ 2015
  • Васильев Олег Константинович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Дуренков Александр Владимирович
  • Слюняев Александр Николаевич
  • Филиппов Сергей Викторович
RU2579401C1
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ, ОПОВЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ И СТАНЦИОННОЙ ПАРКОВОЙ СВЯЗИ 2012
  • Ананьев Дмитрий Викторович
  • Андриенко Вадим Сергеевич
  • Баландин Владимир Иванович
  • Блиндер Илья Давидович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Корпусенко Евгений Геннадьевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Слюняев Алексанр Николаевич
RU2497176C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 709 980 C2

Реферат патента 2019 года Система и способ дистанционного контроля и регистрации технологических операций на транспорте

Изобретение относится к средствам видеорегистрации на железнодорожном транспорте для контроля выполнения технологических операций. Система дистанционного контроля и регистрации технологических операций включает персональную камеру видеонаблюдения, закрепленную на головном уборе работника, персональный абонентский терминал работника с монитором наблюдения, пультом управления с кнопкой записи кадра и средствами беспроводной связи - LTE, Wi-Fi, WIMAX, GSMR, с диспетчером и/или машинистом, диспетчерский терминал с монитором, пультом, видео- и аудио-регистратором и средствами беспроводной связи; дополнительный терминал на подвижном объекте, например, локомотиве, с монитором, пультом, видео- и аудио-регистратором и средствами беспроводной связи. Достигается возможность обеспечения регистрации и дистанционного контроля качества выполнения технологических операций. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 709 980 C2

1. Система дистанционного контроля и регистрации технологических операций на транспорте, включающая персональную камеру видеонаблюдения, закрепленную на головном уборе работника, персональный абонентский терминал работника с монитором наблюдения, пультом управления с кнопкой записи кадра и средствами беспроводной связи, например LTE, Wi-Fi, WIMAX, GSMR с диспетчером и/или машинистом, диспетчерский терминал с монитором, видео- и аудио-регистратором, средствами беспроводной связи, дополнительный терминал на подвижном объекте, например, локомотиве, с монитором, видео- и аудио-регистратором, средствами беспроводной связи.

2. Способ дистанционного контроля и регистрации технологических операций на транспорте, включающий использование системы по п. 1, в котором передают с камеры видеонаблюдения изображение рабочей зоны на абонентский терминал, а по радиоканалу беспроводной связи - на диспетчерский терминал и/или на дополнительный терминал подвижного объекта, а при завершении технологической операции работник с помощью пульта выдает команду на сохранение изображения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2709980C2

Устройство для закрепления лыж на раме мотоциклов и велосипедов взамен переднего колеса 1924
  • Шапошников Н.П.
SU2015A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
US 2016112636 A1, 21.04.2016
Способ защиты переносных электрических установок от опасностей, связанных с заземлением одной из фаз 1924
  • Подольский Л.П.
SU2014A1
Устройство для защиты от ионизирующего излучения 1959
  • Римман А.Ф.
SU126198A1
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами 1924
  • Ф.А. Клейн
SU2017A1
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛОКОМОТИВОМ 2004
  • Уилер Марк В.
  • Крэлинг Марк Брэдшоу
RU2374113C2
Приспособление для суммирования отрезков прямых линий 1923
  • Иванцов Г.П.
SU2010A1
Способ приготовления мыла 1923
  • Петров Г.С.
  • Таланцев З.М.
SU2004A1

RU 2 709 980 C2

Авторы

Кнышев Иван Петрович

Тулемисов Тимур Темиргалиевич

Даты

2019-12-23Публикация

2018-04-10Подача