Изобретение относится к средствам предотвращения попадания в окружающую среду технологических жидкостей при обработке транспортных средств в открытых условиях посредством распыления технологической жидкости на корпус транспортного средства. В частности, изобретение может быть использовано для сбора отработанной противообледенительной жидкости (ПОЖ) при противообледенительной обработке самолетов.
Из уровня техники известны стационарные комплексы, предназначенные для обработки самолетов ПОЖ: «Комплекс проривообледенительной обработки самолетов» по патенту № FI 83058 (опубл. 15.02.1991) и «Площадка для сбора ПОЖ в аэропорту «Емельяново» [1]. Указанные комплексы предполагают обустройство участка летного поля специальной сложной структуры, в частности содержащего слои или конструктивные элементы, заделанные в грунт под верхним рабочим слоем, по которому непосредственно осуществляется перемещение самолетов. Недостатком таких технических решений является необходимость перестройки участков летного поля действующих аэродромов, что является задачей технически сложной, дорогостоящей и негативно влияющей на организацию работы действующего аэропорта. Кроме того, жидкости ПОЖ содержат в своем составе загустители, которые могут оседать в нишах и полостях стационарной конструкции в виде геля.
Известны мобильные комплексы того же назначения, например, «Мобильная установка для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета» по патенту № RU 2159198 (опубл. 20.11.2000), конструкция которого снабжена поддонами сбора отработанной ПОЖ, расположенными вдоль бортов и закрепленными на них шарнирно с обеспечением в рабочем положении угла наклона к горизонтальной оси. Поддоны выполнены сборно-разборными и телескопически раздвижными с шириной не менее 3,0 м, а длиной, равной длине мобильной установки. Угол наклона поддонов в рабочем положении составляет 3-10 градусов к горизонтальной оси. Недостатком данной конструкции является необходимость развертывания и свертывания установки для обработки каждого самолета, а ввиду сложности конструкции раздвижных поддонов это занимает значительное время.
К известным мобильным комплексам относится «Комплект средств для мойки транспортных средств» по патенту № RU 57218 (опубл. 10.10.2006), включающий системы подачи и распыления моющего средства, складывающиеся поддоны для сбора использованного моющего средства, и систему сбора использованного моющего средства. В транспортном положении системы подачи и распыления моющего средства, поддоны, системы сбора использованного моющего средства расположены на транспортном средстве. Поддон выполнен из водонепроницаемого эластичного материала, а борта поддона выполнены надувными. Система подачи и распыления моющего средства может содержать последовательно соединенные трубопроводами резервуар для моющего средства, нагнетатель моющего средства и распылитель. Система сбора использованного моющего средства содержит последовательно соединенные трубопроводами насос и емкость использованного моющего средства. Существенным недостатком данного технического решение является отсутствие механизма принудительной локализации жидкости на поддоне для эффективного ее удаления. Особенностью обработки самолета ПОЖ является малая (всего десятые доли миллиметра) толщина оседающего на поддоне слоя отработанной ПОЖ, вследствие чего ее самопроизвольное перетекание к выпускным отверстиям значительно затруднено. Следствием является задержка отработанной ПОЖ на поддоне и снижение ее концентрации, в частности за счет продолжительного смешивания с осадками, что существенно затрудняет возможность ее регенерации для повторного использования.
Из уровня техники известен также «Мат для сбора противообледенительной жидкости при противообледенительной обработке перемещающегося по нему самолета» по патенту № RU 2065382 (опубл. 20.08.1996), выполненный из влагонепроницаемого эластичного материала с выпускными отверстиями. Мат дополнительно снабжен стальной проволокой, заделанной в материал мата и проходящую в направлении перемещения самолета для придания ему жесткости. Мат снабжен также канавками, идущими поперек направления движения самолета для обеспечения перетекания использованной ПОЖ к выпускным отверстиям. Недостатком данного технического решения является армирование материала мата стальной проволокой, что негативно отражается на весе устройства и усложняет процесс его свертывания и развертывания. Но основным недостатком является отсутствие механизма принудительной локализации проливов отработанной ПОЖ в зонах выпускных отверстий.
Целью изобретения является создание нестационарного, простого в установке и обслуживании комплекса оборудования для быстрого удаления тонких проливов ПОЖ с летного поля аэродрома после противообледенительной обработки самолета.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является сокращение времени удаления проливов технологических жидкостей (в частности ПОЖ), в том числе малой толщины, с летного поля аэродрома после предполетной обработки поверхности самолетов при упрощении и ускорении межоперационного обслуживания оборудования.
Для достижения указанного технического результата комплекс предотвращения проливов технологических жидкостей на летное поле аэродрома при предполетной обработке самолетов содержит выполненный из эластичного влагонепроницаемого материала поддон, снабженный надувными бортами, и мобильную станцию обслуживания, включающую блок распыления на поддон моющего средства и блок удаления с поддона жидкости. Комплекс характеризуется тем, что днище поддона снабжено набором надувных полостей, выполненным с возможностью формирования материалом днища канавок с продольным уклоном в надутом состоянии упомянутых полостей, а мобильная станция обслуживания снабжена блоком нагнетания в поддон воздуха. При этом блок нагнетания снабжен канальным нагревателем воздуха, в качестве моющего средства использована отработанная противообледенительная жидкость, блок удаления с поддона жидкости выполнен в виде объемного насоса, блок распыления выполнен в виде аппарата высокого давления, мобильная станция обслуживания размещена на транспортном средстве, поддон выполнен секционно-составным.
Технический результат достигается тем, что поддон выполнен из эластичного влагонепроницаемого материала, а для формирования уклона, необходимого для локализации жидкости в отдельных зонах поддона, используются наборы надувных полостей, что позволяет в надутом состоянии этих полостей обеспечить заданный уклон днища поддона. Это в свою очередь позволяет для быстрого удаления жидкости применить наиболее эффективные устройства, например объемные насосы, в том числе вакуумный насос. Надувание указанных полостей обеспечивается блоком нагнетания в поддон воздуха, установленного на мобильной станции обслуживания предлагаемого комплекса.
Возможные реализации комплекса предотвращения проливов технологических жидкостей на летное поле аэродрома при предполетной обработке самолетов представлены на рисунках: Фиг. 1 - предлагаемый комплекс оборудования в сборе с цельным поддоном, Фиг. 2 - предлагаемый комплекс оборудования в сборе с секционно-составным поддоном.
Комплекс предотвращения проливов технологических жидкостей на летное поле аэродрома при предполетной обработке самолетов содержит поддон 3, выполненный из эластичного влагонепроницаемого материала, снабженный надувными бортами 2. Днище 4 поддона 3 снабжено набором надувных полостей 5, которые в надутом состоянии обеспечивают формирование материалом днища 4 канавок 6 с продольным уклоном. Комплекс предотвращения проливов технологических жидкостей на летное поле аэродрома при предполетной обработке самолетов включает также мобильную станцию обслуживания 1, содержащую установленные на транспортном средстве блок распыления (не показан) на поддон 3 моющего средства, блок удаления (не показан) с поддона 3 отработанной жидкости и блок нагнетания (не показан) в поддон 3 воздуха. Блок нагнетания в поддон 3 воздуха снабжен канальным нагревателем воздуха (не показан). Возможна реализация комплекса, в которой блок распыления моющей жидкости выполнен в виде аппарата высокого давления, блок удаления отработанной жидкости выполнен в виде объемного насоса, а блок нагнетания воздуха - в виде высокопроизводительной системы нагнетания воздуха.
Комплекс работает следующим образом. Посредством блока нагнетания воздуха мобильной станции обслуживания 1 надуваются борта 2 поддона 3, развернутого на летном поле. Самолет накатывается на поддон через надувные борта 2, где происходит его обработка технологической жидкостью, в частности ПОЖ. После продвижения самолета далее по летному полю производят обслуживание поддона 3 посредством мобильной станции обслуживания 1. Для этого с помощью блока распыления, в частности аппарата высокого давления, производят очистку днища 4 от наледи и иных загрязнений путем распыления моющего средства. При обработке самолета ПОЖ в качестве моющего средства возможно использовать слабый раствор ПОЖ. Далее посредством блока нагнетания воздуха, в частности высокопроизводительной системы нагнетания воздуха мобильной станции обслуживания 1, в набор полостей 5 подают воздух, при необходимости нагревая его канальным нагревателем мобильной станции обслуживания 1. При этом днище 4 поддона 3 формирует канавки 6 с продольным уклоном, по которым жидкость стекает в зоны локализации на поддоне 3, откуда с помощью блока удаления жидкости, в частности объемного насоса, происходит сбор отработанной технологической жидкости для последующей ее транспортировки на утилизацию или регенерацию. После удаления воздуха из набора полостей 5 комплекс готов к обработке следующего самолета.
Комплекс предотвращения проливов технологических жидкостей на летное поле аэродрома при предполетной обработке самолетов позволяет предупредить попадание загрязняющих веществ, используемых при противообледенительной обработке воздушных судов, в почву и грунтовые воды. Предложенное сочетание конструктивных признаков позволяет эффективно решить задачу эксплуатации в условиях аэропорта системы сбора и транспортировки отработанной ПОЖ.
Источники информации
[1] Площадка для сбора противообледенительной жидкости в аэропорту «Емельяново» / М.А. Плахотникова [и др.] // Известия ТулГУ. Технические науки. - 2015. - Вып. 5 Ч. 2 - С. 106-113.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МОБИЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ВНЕШНИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ САМОЛЕТА | 1999 |
|
RU2159198C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ САМОЛЕТОВ ОТ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И МОБИЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2204494C1 |
МОБИЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2003 |
|
RU2268200C2 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АЭРОДРОМНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2019 |
|
RU2727450C1 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЛЬДА И/ИЛИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ХОДОВЫХ ЧАСТЯХ ПОЕЗДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2009 |
|
RU2407666C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ МОЙКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2007 |
|
RU2484988C2 |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ РАЗНОРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ | 2015 |
|
RU2592193C1 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЛЬДА И/ИЛИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ХОДОВЫХ ЧАСТЯХ ПОЕЗДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2011 |
|
RU2466895C1 |
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ НАЗЕМНОЙ ОБРАБОТКИ САМОЛЕТОВ | 2002 |
|
RU2221833C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НЕФТЕНАЛИВНЫХ ЦИСТЕРН К РЕМОНТУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2002 |
|
RU2237586C2 |
Изобретение относится к наземной противообледенительной обработке самолетов. Комплекс предотвращения проливов технологических жидкостей на летное поле аэродрома при предполетной обработке самолетов содержит выполненный из эластичного влагонепроницаемого материала поддон (3), снабженный надувными бортами (2), и мобильную станцию обслуживания (1), включающую блок распыления на поддон моющего средства и блок удаления с поддона жидкости. Днище поддона (3) снабжено набором надувных полостей, выполненным с возможностью формирования материалом днища канавок с продольным уклоном в надутом состоянии упомянутых полостей, а мобильная станция обслуживания (1) снабжена блоком нагнетания в поддон (3) воздуха. Достигается сокращение времени удаления проливов технологических жидкостей, в том числе малой толщины, с летного поля аэродрома после предполетной обработки поверхности самолетов. 6 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Комплекс предотвращения проливов технологических жидкостей на летное поле аэродрома при предполетной обработке самолетов, содержащий выполненный из эластичного влагонепроницаемого материала поддон, снабженный надувными бортами, и мобильную станцию обслуживания, включающую блок распыления на поддон моющего средства и блок удаления с поддона жидкости, характеризующийся тем, что днище поддона снабжено набором надувных полостей, выполненным с возможностью формирования материалом днища канавок с продольным уклоном в надутом состоянии упомянутых полостей, мобильная станция обслуживания снабжена блоком нагнетания в поддон воздуха.
2. Комплекс по п. 1, характеризующийся тем, что блок нагнетания в поддон воздуха снабжен канальным нагревателем воздуха.
3. Комплекс по п. 1, характеризующийся тем, что в качестве моющего средства использована отработанная противообледенительная жидкость.
4. Комплекс по п. 1, характеризующийся тем, что блок удаления с поддона жидкости выполнен в виде объемного насоса.
5. Комплекс по п. 1, характеризующийся тем, что блок распыления на поддон моющего средства выполнен в виде аппарата высокого давления.
6. Комплекс по п. 1, характеризующийся тем, что мобильная станция обслуживания размещена на транспортном средстве.
7. Комплекс по п. 1, характеризующийся тем, что поддон выполнен секционно-составным.
МАТ ДЛЯ СБОРА ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ ПРИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКЕ ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ ПО НЕМУ САМОЛЕТА | 1991 |
|
RU2065382C1 |
МАШИНА КОМБИНИРОВАННАЯ ДЛЯ ОЧИСТНЫХ РАБОТ | 1999 |
|
RU2160194C2 |
Тележка для подъема, перевозки и размотки электрических кабелей, намотанных на барабаны | 1930 |
|
SU22776A1 |
DE 3412415 A1, 03.10.1985 | |||
САМООЧИЩАЮЩИЙСЯ МЕМБРАННЫЙ НАСОС | 2015 |
|
RU2579535C2 |
Авторы
Даты
2020-01-14—Публикация
2019-04-16—Подача