ЛИТАЯ БОКОВАЯ РАМА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА Российский патент 2020 года по МПК B61F5/52 

Описание патента на изобретение RU2714335C1

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к конструкции литой боковой рамы тележки грузового вагона.

Известны различные конструкции литых боковых рам тележек грузовых вагонов (RU 2323843 C1, B61F 5/52, 10.05.2008; UA 8939 U, B61F 5/52, 15.08.2005; US 5546869, B61F 5/52, 20.08.1996; US 6543367 B1, B61F 3/00, 08.04.2003), которые содержат симметрично обрамляющие их центральный рессорный проем: верхний горизонтальный пояс замкнутого сечения с консолями, образующими буксовые проемы; нижний горизонтальный пояс замкнутого сечения с опорной площадкой для рессорного комплекта; две вертикальные колонки и два наклонных пояса, связывающие верхний и нижний горизонтальные пояса; радиусные переходы к опорной площадке в нижних углах рессорного проема; технологические окна между верхним поясом, вертикальными колонками и наклонными поясами.

Для уменьшения напряжений при передаче эксплуатационных загрузок в зонах радиусных переходов от опорной площадки к вертикальным колонкам и наклонным поясам предусмотрены внутренние ребра жесткости, расположенные в наклонных поясах. Анализ напряженного состояния этих конструкций показывает наличие скачка напряжений в радиусных переходах и свидетельствует о недостаточной прочности рамы в этих зонах и нижних частях технологических окон, что снижает надежность конструкции. Причиной низкой прочности таких рам являются дефекты литья: рыхлоты, усадочные раковины и иные литейные дефекты, появляющиеся в результате образования в этих зонах тепловых узлов, концентрирующих эти дефекты.

В известной боковой раме предпринята попытка повышения надежности и коэффициента запаса сопротивления усталости путем образования выступов у радиусных переходов от опорной площадки к вертикальным колонкам в зоне схождения наружных ребер. Выступы объединяют наружные ребра, сопряжены с их боковыми поверхностями и создают условия для направленной кристаллизации (см. патент RU 2294855 С1, B61F 5/52, 10.03.2007 - принят за прототип).

Недостатком конструкции является ее неудовлетворительная статическая и усталостная прочность, что приводит к отказам в эксплуатации и сокращению срока службы боковой рамы.

Техническим результатом, на решение которого направлено изобретение, является повышение надежности боковой рамы, статической и усталостной прочности в зонах нижних углов ее центрального рессорного проема.

Указанный технический результат достигается тем, что в литой боковой раме, включающей симметрично обрамляющие ее рессорный проем: верхний горизонтальный пояс замкнутого сечения с консолями, образующими буксовые проемы, нижний пояс замкнутого сечения с опорной площадкой для рессорного комплекта, две вертикальные колонки и два наклонных пояса, связывающие верхний и нижний пояса, радиусные переходы к опорной площадке в нижних углах рессорного проема, технологические окна в стенках боковой рамы между верхним поясом, вертикальными колонками и боковыми поясами, внутренние ребра в наклонных поясах, примыкающие к радиусным переходам, выступы с наружной стороны боковой рамы в зонах радиусных переходов, наружные ребра, примыкающие к выступам, каждый нижний угол рессорного проема содержит два радиусных перехода, верхний из которых выполнен с углублением в вертикальную колонку и сопрягается по касательной с наклонным поясом, а нижний - сопрягает по касательным наклонный пояс с опорной площадкой. К каждому выступу примыкают два наружных ребра, одно из которых является продолжением наружной наклонной окантовки технологического окна, а другое - продолжением опорной площадки.

Сравнение предлагаемого технического решения с приведенными аналогами и прототипом позволило установить наличие отличительных от них признаков, следовательно, данное техническое решение соответствует критерию «новизна».

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где

на фиг. 1 изображен общий вид литой боковой рамы,

на фиг. 2 - выносной элемент А на фиг. 1,

на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1,

на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 3,

на фиг. 5 - разрез Г-Г на фиг. 3,

Литая боковая рама содержит симметрично обрамляющие ее центральный рессорный проем 1 элементы: верхний горизонтальный пояс 2 замкнутого сечения с консолями 3, образующими буксовые проемы 4, нижний горизонтальный пояс 5 замкнутого сечения с опорной площадкой 6 для рессорного комплекта, две вертикальные колонки 7 и два наклонных пояса 8, связывающие верхний 2 и нижний 5 горизонтальные пояса, технологические окна 9 между верхним горизонтальным поясом 2, вертикальными колонками 7 и наклонными поясами 8.

Каждый нижний угол центрального рессорного проема 1 содержит два радиусных перехода, верхний R1 из которых выполнен с углублением в вертикальную колонку 7 и сопрягается по касательной с наклонным поясом 8, а нижний R2 - сопрягает по касательной наклонный пояс 8 с опорной площадкой 6. К радиусному переходу R1 примыкает внутреннее ребро 10 наклонного пояса 8, сопрягаемое с внутренними окантовками 11 технологического окна 9. В ребре 10 выполнено технологическое отверстие 12. Выступ 13 с наружной стороны боковой рамы в зоне примыкания к радиусным переходам R1 и R2 выполнен в виде сегмента и плавно переходит в наружные ребра 14 и 15, первое из которых является продолжением наружной наклонной окантовки 16 технологического окна 9, а второе - продолжением опорной площадки 6. Значения радиусов верхнего и нижнего радиусных переходов составляют 50…55 мм и 30…40 мм соответственно, а углубление верхнего радиусного перехода в вертикальную колонку - 0,9…1,1 от значения радиуса этого перехода.

Достигнутый технический результат заключается в обеспечении условий для направленной кристаллизации, устраняющей усадочные пористость, раковины, рыхлоты и образование трещин в боковой раме, а также снижения концентрации напряжений, повышения статической и усталостной прочности в нижней части центрального рессорного проема 1 и надежности боковой рамы в целом.

Теоретические исследования заявляемой литой боковой рамы показали, что значения коэффициента запаса сопротивления усталости в нижних углах рессорного проема, относящихся к экстремальным зонам, составляет не менее 2,8, что будет способствовать ее безотказной эксплуатации в течение всего назначенного срока службы.

В настоящее время изготавливается опытная партия боковых рам с использованием предлагаемого технического решения, которая будет подвергнута испытаниям, согласно установленным нормам.

Похожие патенты RU2714335C1

название год авторы номер документа
БОКОВАЯ РАМА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2010
  • Савчук Александр Владимирович
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Чепурной Анатолий Данилович
  • Тусиков Евгений Кондратьевич
  • Котенко Сергей Павлович
  • Лубковский Евгений Викторович
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Бочкарев Николай Алексеевич
  • Шумаков Михаил Анатольевич
  • Балакин Вадим Владимирович
  • Хараман Виктор Гаврилович
RU2473439C2
БОКОВАЯ РАМА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2016
  • Ахметшин Евгений Альбертович
  • Канцеляров Евгений Георгиевич
  • Кольцов Григорий Геннадьевич
  • Чуваткин Геннадий Максимович
  • Яковлев Андрей Алексеевич
RU2623461C1
БОКОВАЯ РАМА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2010
  • Савчук Александр Владимирович
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Чепурной Анатолий Данилович
  • Тусиков Евгений Кондратьевич
  • Котенко Сергей Павлович
  • Лубковский Евгений Викторович
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Бочкарев Николай Алексеевич
RU2463183C2
БОКОВАЯ РАМА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2005
  • Токман Ефим Исаакович
  • Лобов Игорь Эдуардович
  • Кожевников Николай Георгиевич
RU2294855C1
БОКОВАЯ РАМА ТЕЛЕЖКИ 2011
  • Омельяненко Игорь Александрович
  • Дейнеко Сергей Юрьевич
  • Черный Андрей Викторович
  • Назаренко Константин Витальевич
  • Харьковский Евгений Анатольевич
  • Якин Александр Иванович
  • Волков Валерий Андреевич
  • Татьянич Эдуард Николаевич
  • Якин Иван Александрович
RU2481986C2
Боковая рама тележки грузового железнодорожного вагона 2016
  • Шпак Сергей Александрович
  • Чепурной Анатолий Данилович
  • Маринюк Вячеслав Степанович
  • Лубковский Евгений Викторович
  • Шумаков Валентин Михайлович
  • Граборов Роман Викторович
RU2654649C2
БОКОВАЯ РАМА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2011
  • Козубенко Иван Дмитриевич
  • Михальчишин Сергей Викторович
  • Касаткин Артем Александрович
RU2487031C2
БОКОВАЯ РАМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕЛЕЖКИ 2006
  • Белоусов Константин Анатольевич
  • Еленевский Игорь Николаевич
  • Малых Николай Александрович
  • Даниленко Денис Викторович
  • Андронов Владислав Анатольевич
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Пранов Александр Алексеевич
  • Щелоков Владимир Федорович
  • Самсонов Александр Васильевич
  • Власко Андрей Сергеевич
  • Хомутова Галина Егоровна
  • Поликарпов Алексей Александрович
  • Григурко Владимир Васильевич
RU2323843C1
БОКОВАЯ РАМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕЛЕЖКИ 2016
  • Маненков Александр Владимирович
RU2622672C1
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ТРЕХЭЛЕМЕНТНАЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ ТИПОРАЗМЕРНОГО РЯДА ТЕЛЕЖЕК 2015
  • Радзиховский Адольф Александрович
  • Гамзалов Станислав Джахпарович
RU2608205C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 714 335 C1

Реферат патента 2020 года ЛИТАЯ БОКОВАЯ РАМА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции боковых рам трехэлементных тележек. Рама содержит центральный рессорный проем, верхний, нижний и два наклонных пояса и две вертикальных колонки. Внутренние ребра в наклонных поясах и выступы с наружной стороны рамы примыкают к радиусным переходам, выполненным в нижних углах проема. Каждый нижний угол проема содержит по два радиусных перехода. Верхний переход выполнен с заглублением в вертикальную колонку и сопряжен с наклонным поясом по касательной. Нижний переход сопрягает наклонный пояс с опорной площадкой. Достигается повышение надежности боковой рамы. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 714 335 C1

1. Литая боковая рама тележки грузового вагона, содержащая симметрично обрамляющие ее центральный рессорный проем элементы: верхний горизонтальный пояс замкнутого сечения с консолями, образующими буксовые проемы, нижний горизонтальный пояс замкнутого сечения с опорной площадкой для рессорного комплекта, две вертикальные колонки и два наклонных пояса, связывающие верхний и нижний горизонтальные пояса, радиусные переходы в нижних углах рессорного проема, технологические окна между верхним горизонтальным поясом, вертикальными колонками и наклонными поясами, внутренние ребра в наклонных поясах, примыкающие к радиусным переходам, выступы с наружной стороны боковой рамы в зоне радиусных переходов, и наружные ребра, примыкающие к выступам, отличающаяся тем, что каждый нижний угол рессорного проема содержит два радиусных перехода, верхний из которых выполнен с углублением в вертикальную колонку и сопрягается по касательной с наклонным поясом, а нижний - сопрягает по касательным наклонный пояс с опорной площадкой.

2. Литая боковая рама по п. 1, отличающаяся тем, что значения радиусов верхнего и нижнего радиусных переходов составляют 50…55 мм и 30…40 мм соответственно, а углубление верхнего радиусного перехода в вертикальную колонку - 0,9…1,1 от значения радиуса этого перехода.

3. Литая боковая рама по п. 1, отличающаяся тем, что к каждому выступу примыкают два наружных ребра, одно из которых является продолжением наружной наклонной окантовки технологического окна, а другое - продолжением опорной площадки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2714335C1

ВАЛЬЦОВЫЙ СТАНОК 0
  • П. П. Ястребов, П. Г. Шишов, Е. Н. Пол Ков, Б. Н. Гавриков, Н. Г. Копылов Д. Д. Фил Ков
  • Воронежский Технологический Институт
SU185680A1
0
SU181826A1
Боковая рама тележки грузового железнодорожного вагона 2016
  • Шпак Сергей Александрович
  • Чепурной Анатолий Данилович
  • Маринюк Вячеслав Степанович
  • Лубковский Евгений Викторович
  • Шумаков Валентин Михайлович
  • Граборов Роман Викторович
RU2654649C2
БОКОВАЯ РАМА ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2010
  • Савчук Александр Владимирович
  • Бубнов Валерий Михайлович
  • Чепурной Анатолий Данилович
  • Тусиков Евгений Кондратьевич
  • Котенко Сергей Павлович
  • Лубковский Евгений Викторович
  • Воротилкин Алексей Валерьевич
  • Бочкарев Николай Алексеевич
  • Шумаков Михаил Анатольевич
  • Балакин Вадим Владимирович
  • Хараман Виктор Гаврилович
RU2473439C2
US 10112629 B2, 30.10.2018
US 3080828 A1, 12.03.1963.

RU 2 714 335 C1

Авторы

Бубнов Валерий Михайлович

Изупов Виктор Николаевич

Манкевич Николай Борисович

Даты

2020-02-14Публикация

2019-07-29Подача