Способ калибровки диагностической системы для оценки технического состояния подвижного состава Российский патент 2020 года по МПК G01M17/10 B61K9/12 

Описание патента на изобретение RU2716374C1

Предлагаемый способ относится к области диагностики рельсовых транспортных средств и может быть использован в научных целях при исследовании динамических свойств ходовых частей вагонов и локомотивов.

Известно [1], что работа подвижного состава ЖД транспорта в системе колесо-рельс связана со значительным износом обоих компонентов и это особенно относится к колесам. Во время эксплуатации колеса испытывают значительные статические и динамические нагрузки, что нарушает геометрический профиль поверхности катания колеса. При этом происходит ухудшение качества металла колеса, растут остаточные напряжения, нарушается плавность хода и снижается уровень безопасности движения. У колес возникают ползуны и навары, выщербины, отколы и подрез гребня колеса. Ползуны и навары образуются на поверхности катания из-за заклинивания колесных пар. Ползуны вызывают сильные удары колес о рельсы и могут привести к их излому. Выявить ползун или навар можно при встрече поезда сходу на слух, а после остановки - внешним осмотром. Предотвращение аварий и крушений осуществляют путем разработки и внедрения специальных норм, позволяющих определить степень пригодности вагона к дальнейшей его эксплуатации. Для этого проводят исследования с применением диагностических стендов и методов, в которых используются различные модели неисправностей.

Известная аппаратура ДДК (детектор дефектных колес), которая относится к напольным средствам автоматической диагностики, предназначена для выявления колесных пар с дефектами на поверхности качения колес, таких как ползун и навар, которые при движении поезда вызывают вертикальные динамические перегрузки колес и рельсов. Колесные пары с дефектами бракуются или используются в качестве настроечных образцов для диагностических систем и комплексов.

Однако по метрологическим требованиям такие образцы должны обладать идентичностью параметров дефектов по высоте и глубине, протяженности и месту расположения на поверхности катания колеса. Если такие требования выполнять путем выборки и сортировки колесных пар, то это длительная и ненадежная процедура.

В изобретении «Способ определения динамических характеристик механической системы» (патент РФ №2292026) предложено возбуждать в системе свободные затухающие колебания и по амплитудно-временной зависимости отклика системы определять собственные частоты системы и логарифмический декремент колебаний. Способ заключается в том, что в системе возбуждают свободные затухающие колебания, регистрируют отклик системы, строят амплитудно-временную зависимость отклика системы, по которой определяют собственные частоты системы. Выделяют полосовым фильтром с выбранными частотами среза частотные составляющие, по которым определяют их логарифмические декременты колебаний. Собственные частоты системы определяют по пикам построенного амплитудного спектра Фурье отклика системы, а частоты среза принимают равными значениям ближайших частот, отстоящих слева и справа от собственных частот системы, на которых амплитудный спектр Фурье принимает минимальные значения.

В таком способе отсутствует наиболее важная информация о системе возбуждения свободных затухающих колебаний, в которых необходимо измерять параметры и делать соответствующее заключение.

Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является «Катковый стенд» (патент РФ №2488800), содержащий раму, установленную на бетонном фундаменте с участком рельсового пути, в разрыве которого закреплен имитатор такого пути в виде двух катков увеличенного диаметра. В катковом стенде, предназначенном для исследования системы колесо-рельс, предусмотрен имитатор нагрузок, включающий в себя боковые вертикальные гидропульсаторы для моделирования вертикальной силы, действующей в точке контакта колеса с рельсом.

Существенным недостатком способа моделирования сил в катковом стенде является сложность используемой конструкции и его чрезмерная металлоемкость. Кроме этого, применение гидропульсаторов требует дополнительного оборудования в виде насосной станции и системы управления.

Целью настоящего изобретения является создание базы достоверных данных с различными формами дефектов (наваров) на поверхности катания колеса при условии повышения надежности и экономичности способа сбора данных, относящихся к сигналам от дефектов, для однозначной калибровки и настройки диагностических систем.

Поставленная цель достигается тем, что способ калибровки диагностических систем выполняется путем создания на любом полигоне колебаний испытуемой колесной паре в составе тележки вагона и измерения электрических сигналов с помощью вибрационных датчиков, для чего на поверхности катания одного или обоих колес приваривают одну или несколько накладок, имеющих вид сегмента шара или эллипсоида. Причем толщину сегмента назначают в пределах допуска на высоту дефекта (навара), в каждом сегменте делают два отверстия для приварки, а диаметры отверстий равны удвоенной толщине сегмента.

Основная суть изобретения поясняется на фиг. 1, где показан рельс 1, по которому катится колесо 2 со скоростью вращения V, а на его поверхности катания приварена накладка 3, имеющая параметры, показанные на фиг. 2.

Способ калибровки диагностических систем осуществляется следующим образом. На поверхности катания одного или двух колес 2 в составе колесной пары тележки вагона приваривают одну или несколько накладок 3, которые при перемещении вагона по рельсам 1 вызывают резкий подъем оси колеса, в результате чего создается колебательный процесс. Параметры колебаний измеряют с помощью вибрационных датчиков и используют для оценки и расчета нагрузок на колесо. На основании полученных результатов создают базу данных для калибровки и настройки диагностических систем. Предлагаемый способ позволяет значительно расширить базу данных путем изменения геометрических размеров накладок (толщина h и другие). Увеличение количества накладок позволяет создавать резонанс в колебательном процессе, являющийся важным информативным параметром при технической диагностике. Приварка накладок в виде сегмента эллипсоида под углом в окружной скорости V позволяет моделировать боковые усилия и затем учитывать их при калибровке диагностических систем. Технология приварки накладок через два отверстия диаметром d не создает прочного соединения, поэтому они без особых проблем могут сниматься и заменяться новыми.

Список документов, цитируемых в отчете о поиске:

Техническая диагностика вагонов. Часть 2. Диагностирование деталей и узлов вагонов при изготовлении, ремонте и в условиях эксплуатации. Учебник под ред. В.Ф. Криворудченко. М. 2013, с. 315.

Похожие патенты RU2716374C1

название год авторы номер документа
Устройство для разбраковки колес рельсового подвижного состава 1972
  • Образцов Валентин Леонидович
SU734046A1
Система контроля дефектов колёсных пар подвижного железнодорожного состава 2023
  • Белов Алексей Николаевич
  • Вуколов Александр Владимирович
  • Кудюкин Владимир Валерьевич
  • Кузнецов Валерий Иванович
  • Кукушкин Сергей Сергеевич
  • Хатламаджиян Агоп Ервандович
RU2818020C1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОСТ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРИЕМА И ДИАГНОСТИКИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (ПРИЗМА) 2019
  • Бучин Игорь Рафаэльевич
  • Васильков Андрей Александрович
  • Носков Алексей Петрович
  • Морозов Александр Геннадьевич
RU2720603C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПОДВЕСКИ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2015
  • Зеленский Сергей Валерьевич
  • Зеленский Валерий Александрович
  • Иванова Лилия Ивановна
  • Шеповаленко Станислав Валерьевич
RU2578620C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ РЕЗАНИЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2001
  • Мокрицкий Б.Я.
  • Фадеев В.С.
  • Конаков А.В.
  • Чигрин Ю.Л.
RU2211747C2
ПОСТ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ДЕФЕКТОВ БУКСОВЫХ УЗЛОВ И КОЛЕС ДВИЖУЩИХСЯ ВАГОНОВ 2014
  • Ададуров Александр Сергеевич
  • Величко Елена Сергеевна
  • Иванов Александр Николаевич
  • Комиссаров Александр Федорович
  • Лапин Андрей Михайлович
  • Попов Виталий Владимирович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Степанов Илья Борисович
  • Тюпин Сергей Владимирович
  • Цветков Владислав Владиславович
RU2578005C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2011
  • Ададуров Александр Сергеевич
  • Григорьев Константин Владимирович
  • Короткий Николай Викторович
  • Попов Павел Александрович
  • Попов Дмитрий Александрович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Садов Александр Брониславович
  • Чернин Марк Абрамович
  • Шишигин Сергей Игоревич
RU2483958C1
Способ тензометрического контроля поверхности катания колес железнодорожных вагонов 2023
  • Ададуров Александр Сергеевич
  • Попков Артем Антонович
RU2803609C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВБЧБЯИОТЕН 1971
  • В. Л. Образцов А. Б. Сурвилло
SU310834A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР И ТЕЛЕЖЕК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2023
  • Штанке Вероника Валериевна
RU2808857C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 716 374 C1

Реферат патента 2020 года Способ калибровки диагностической системы для оценки технического состояния подвижного состава

Изобретение относится к области диагностики рельсовых транспортных средств и может быть использовано в научных целях при исследовании динамических свойств ходовых частей вагонов и локомотивов. Согласно способу калибровки диагностической системы на поверхности катания одного или двух колес 2 в составе колесной пары тележки вагона приваривают одну или несколько накладок 3, которые при перемещении вагона по рельсам 1 вызывают резкий подъем оси колеса, в результате чего создается колебательный процесс. Параметры колебаний измеряют с помощью вибрационных датчиков и используют для оценки и расчета нагрузок на колесо. На основании полученных результатов создают базу данных для калибровки и настройки диагностических систем. Этот способ позволяет значительно расширить базу данных путем изменения геометрических размеров накладок (толщина h и другие). В результате появляется возможность создать широкую базу достоверных данных с различными формами дефектов для однозначной калибровки и настройки диагностических систем при определении технического состояния подвижного состава. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 716 374 C1

Способ калибровки диагностической системы для оценки технического состояния подвижного состава, включающий возбуждение в системе свободных затухающих колебаний и определение технического состояния системы по амплитудно-частотной зависимости отклика системы, отличающийся тем, что для калибровки и настройки системы создают базу данных по результатам силовых характеристик взаимодействия колеса и рельса, полученных путем снятия параметров колебательного процесса от взаимодействия колесной пары и рельса, для чего на поверхности катания одного или обоих колес приваривают одну или несколько накладок, имеющих вид сегмента шара или эллипсоида, причем толщину сегмента назначают в пределах допуска на высоту дефекта (навара), в каждом сегменте делают два отверстия для приварки, а диаметры отверстий равны удвоенной толщине сегмента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2716374C1

КАТКОВЫЙ СТЕНД 2011
  • Кириков Александр Константинович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Сазонов Игорь Валентинович
  • Гусев Вадим Юрьевич
RU2488800C1
МОДЕЛИРУЮЩИЙ СТЕНД ДЕФЕКТОВ БУКСОВОГО УЗЛА КОЛЕСНОЙ ПАРЫ 2010
  • Гапанович Валентин Александрович
  • Григорьев Константин Владимирович
  • Комиссаров Александр Федорович
  • Лосев Дмитрий Николаевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Уманский Владимир Ильич
  • Храмцов Анатолий Михайлович
  • Шапоров Александр Игоревич
  • Шпаров Владимир Петрович
RU2421358C1
Способ акустико-эмиссионной диагностики ответственных деталей тележек грузовых вагонов при эксплуатации 2017
  • Никулин Сергей Анатольевич
  • Рожнов Андрей Борисович
  • Турилина Вероника Юрьевна
  • Белов Владислав Алексеевич
  • Никитин Анатолий Владимирович
RU2667808C1
DE 10161283 A1, 01.08.2002.

RU 2 716 374 C1

Авторы

Железняк Василий Никитович

Мартыненко Любовь Викторовна

Ермоленко Игорь Юрьевич

Федюкович Геннадий Иванович

Соснов Николай Юрьевич

Тармаев Анатолий Анатольевич

Даты

2020-03-11Публикация

2019-06-04Подача