Верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями Российский патент 2020 года по МПК E02D29/00 

Описание патента на изобретение RU2717324C1

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при необходимости примыкания подходного тоннеля к действующей станции метрополитена глубокого заложения без боковых платформ.

Известна конструкция верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к колонной станции метрополитена глубокого заложения, которое выполняется к боковому станционному тоннелю одновременно со строительством станционного комплекса (Авторское свидетельство СССР №1145086, опубл. от 15.03.1985 г., Бюл. №10).

Однако, данная конструкция не может быть применена для поперечного примыкания подходного тоннеля к действующей станции метрополитена без прекращения движения поездов и эксплуатации станционного комплекса.

Известна конструкция верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к станции метрополитена глубокого заложения, содержащей средний и боковые тоннели, в которой основание поперечной камеры примыкания опираются на элементы бокового тоннеля и колонны, расположенные между средним и боковым тоннелями (Авторское свидетельство СССР №523976, опубл. от 05.08.1976 г., Бюл. №29).

Однако, данная конструкция не может быть применена для поперечного примыкания подходного тоннеля к действующей станции метрополитена без прекращения движения поездов и эксплуатации станционного комплекса.

Известно верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена глубокого заложения, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями, выполненных из сборных тюбингов, включающее подходной тоннель, размещенный над боковыми тоннелями, и поперечную камеру со сводом и стенами, при этом для защиты бокового тоннеля сооружается цилиндрическая оболочка, расположенная снаружи пересекаемого тоннеля и связанная с поперечной камерой (Авторское свидетельство СССР №1170051, опубл. от 30.07.1985 г., Бюл. №28).

Однако, данное верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля сооружается в торце станции за пределами пассажирской зоны, предназначено для станций метрополитена пилонного типа и не может быть применено для станций без боковых пассажирских платформ, а также используется сложная технология создания стен поперечной камеры на основе штольневого способа с опусканием колодцев от поверхности земли.

Технический результат, который может быть получен при применении данного изобретения, заключается в повышении эффективности строительных работ и надежности конструкции верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей станции метрополитена без боковых платформ в пределах пассажирской зоны станции.

Для достижения данного технического результата верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями, выполненных из сборных тюбингов, и включающее подходной тоннель и поперечную камеру со сводом и стенами, выполнено в пределах пассажирской зоны существующей станции метрополитена без боковых платформ и снабжено элементами усиления среднего тоннеля станции, включающие жестко связанные между собой железобетонную фундаментную плиту, монолитные колонны и опорную плиту, при этом опорная плита имеет шарнирное опирание на стены из сборных чугунных элементов, расположенных между средним и боковыми тоннелями, а также монолитными арками, жестко связанными с опорной плитой и плотно примыкающими к своду среднего тоннеля станции, обеспечивающими пространственную жесткость конструкции свода среднего тоннеля станции и служащие для опирания свода и стен поперечной камеры.

Введение в предлагаемое верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена элементов усиления среднего тоннеля станции, включающие жестко связанные между собой железобетонную фундаментную плиту, монолитные колонны и опорную плиту, при этом опорная плита имеет шарнирное опирание на стены из сборных чугунных элементов, расположенных между средним и боковыми тоннелями, а также монолитных арок, жестко связанных с опорной плитой и плотно примыкающих к своду среднего тоннеля станции, обеспечивающих пространственную жесткость конструкции свода среднего тоннеля станции и служащих для опирания свода и стен поперечной камеры, позволяет получить новое свойство, заключающееся в исключении возможных деформаций обделки станции при сооружении верхнего поперечного примыкания без перерыва ее эксплуатации за счет применения элементов усиления среднего тоннеля станция, а также возможности организации работ по усилению среднего тоннеля станция только с внутренней стороны свода среднего станционного тоннеля, что обеспечивает повышение эффективности строительных работ.

Изобретение поясняется чертежами фиг.1 (поперечный разрез по оси прохода поперечной камеры) и фиг.2 (продольный разрез по оси станции метрополитена), где:

1 - подходной тоннель к станции метрополитена без боковых платформ;

2 - боковой станционный тоннель из сборных тюбингов;

3 - средний станционный тоннель из сборных тюбингов;

4 - опорная стена из сборных чугунных элементов;

5 - фундаментная железобетонная плита;

6 - монолитные железобетонные колонны;

7 - монолитная железобетонная опорная плита;

8 - монолитные железобетонные арки подкрепления верхнего свода среднего станционного тоннеля;

9 - свод и стены поперечной камеры.

Особенность станции без боковых платформ является то, что диаметр среднего станционного тоннеля 3 минимум вдвое превышает диаметр боковых тоннелей 2, своды станционных тоннелей 2 и 3 опираются на стену 4 из чугунных тюбингов толщиной 350 мм. Поперечное примыкание подходного тоннеля 1 к станции без боковых платформ в пределах пассажирской зоны возможно только к среднему станционному тоннелю 3, для исключения возможных деформаций обделки станции при сооружении узла примыкания необходимо усиление конструкции станции на этом участке, элементами которого являются железобетонная фундаментная плита 5, монолитные колонны 6 и опорная плита 7.

Сооружение верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, не прекращая эксплуатацию станционного комплекса, выполняется в следующей последовательности.

Под защитой свода среднего тоннеля 3 существующей станции бетонируются элементы усиления данного тоннеля методом «снизу вверх»: железобетонная фундаментная плита 5, монолитные колонны 6 и опорная плита 7, эти элементы усиления обеспечивают геометрическую неизменяемость и недопущение деформаций опорным чугунным стенам 4 станции, расположенных между средним тоннелем 3 и боковыми тоннелями 2. Колонны 6 жестко связаны с фундаментной 5 и опорной 7 плитами. Опорная плита 7 имеет шарнирное опирание на чугунные стены 4 станции.

Далее бетонируются монолитные арки 8, жестко связанные с опорной плитой 7 и плотно примыкающие к своду среднего зала станции 3, обеспечивающие пространственную жесткость конструкции свода станции 3 и служащие для опирания свода и стен поперечной камеры 9. Сооружается подходной тоннель 1 до примыкания к своду среднего станционного тоннеля 3, элементы свода станции в пределах проемов демонтируются и сооружается свод и стены поперечной камеры 9.

После окончания сооружения несущих конструкций камеры примыкания производят ее внутреннее обустройство (установку лестниц, полов и т.д.).

Использование предлагаемого примыкания делает возможным сооружение пересадочного узла на станции без боковых платформ, не останавливая движения поездов действующего метрополитена.

Источники информации, принятые во внимание при составлении

заявки:

1. Авторское свидетельство СССР №1145086, опубл. от 15.03.1985 г., Бюл. №10.

2. Авторское свидетельство СССР №523976, опубл. от 05.08.1976 г., Бюл. №29.

3. Авторское свидетельство СССР №1170051, опубл. от 30.07.1985 г., Бюл. №28 - прототип.

Похожие патенты RU2717324C1

название год авторы номер документа
Способ создания верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей пилонной станции метрополитена, сооружаемого без перерыва эксплуатации станции 2020
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2745310C1
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
Способ возведения двухсводчатой станции метрополитена колонного типа закрытым способом производства работ 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2704415C1
Двухсводчатая станция метрополитена пилонного типа, сооружаемая закрытым способом работ 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2735506C1
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем 2018
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2692518C1
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ОДНОСВОДЧАТЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1996
  • Захаров Г.Р.
  • Салан А.М.
  • Кулагин Н.И.
  • Александров В.Н.
  • Филонов Ю.А.
  • Арефьев О.Т.
  • Маслак В.А.
  • Яковлев А.Н.
RU2131960C1
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ колонного типа 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2802893C1
КОЛОННАЯ ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА БЕЗ БОКОВЫХ ПЛАТФОРМ 2009
  • Тимофеев Олег Владимирович
  • Деменков Петр Алексеевич
RU2410495C1
Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемая закрытым способом производства работ 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2785300C1
Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ с двухпутным перегонным тоннелем 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2704414C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 717 324 C1

Реферат патента 2020 года Верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями

Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при необходимости примыкания подходного тоннеля к действующей станции метрополитена глубокого заложения без боковых платформ. Технический результат заключается в повышении эффективности строительных работ и надежности конструкции верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей станции метрополитена без боковых платформ в пределах пассажирской зоны станции. Верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями, выполненными из сборных тюбингов, и включающее подходной тоннель, размещенный над боковыми тоннелями, и поперечную камеру со сводом и стенами. Примыкание выполнено в пределах пассажирской зоны существующей станции метрополитена без боковых платформ и снабжено элементами усиления среднего тоннеля станции, включающими жестко связанные между собой железобетонную фундаментную плиту, монолитные колонны и опорную плиту, при этом опорная плита имеет шарнирное опирание на стены из сборных чугунных элементов, расположенных между средним и боковыми тоннелями, а также монолитными арками, жестко связанными с опорной плитой и плотно примыкающими к своду среднего тоннеля станции, обеспечивающими пространственную жесткость конструкции свода среднего тоннеля станции и служащими для опирания свода и стен поперечной камеры. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 717 324 C1

Верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями, выполненными из сборных тюбингов, и включающее подходной тоннель, размещенный над боковыми тоннелями, и поперечную камеру со сводом и стенами, отличающееся тем, что примыкание выполнено в пределах пассажирской зоны существующей станции метрополитена без боковых платформ и снабжено элементами усиления среднего тоннеля станции, включающими жестко связанные между собой железобетонную фундаментную плиту, монолитные колонны и опорную плиту, при этом опорная плита имеет шарнирное опирание на стены из сборных чугунных элементов, расположенных между средним и боковыми тоннелями, а также монолитными арками, жестко связанными с опорной плитой и плотно примыкающими к своду среднего тоннеля станции, обеспечивающими пространственную жесткость конструкции свода среднего тоннеля станции и служащими для опирания свода и стен поперечной камеры.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2717324C1

Верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к станции метрополитена 1983
  • Акатов Виктор Иванович
  • Щетникова Зинаида Александровна
SU1170051A1
Верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к снанции метрополитена 1975
  • Алихашкин Владимир Алексеевич
  • Барский Ефим Семенович
  • Луговцов Анатолий Степанович
  • Семенов Алексей Иванович
  • Сеславинский Сергей Иванович
SU523976A1
Верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к станции метрополитена 1982
  • Акатов Виктор Иванович
  • Щетникова Зинаида Александровна
SU1145086A1
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ОДНОСВОДЧАТЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1996
  • Захаров Г.Р.
  • Салан А.М.
  • Кулагин Н.И.
  • Александров В.Н.
  • Филонов Ю.А.
  • Арефьев О.Т.
  • Маслак В.А.
  • Яковлев А.Н.
RU2131960C1
KR 101772362 B1, 05.09.2017
JP 6317095 A, 15.11.1994.

RU 2 717 324 C1

Авторы

Захаров Георгий Рафаэльевич

Рябков Станислав Валерьевич

Тюшевская Лидия Валентиновна

Фадеева Вера Борисовна

Даты

2020-03-20Публикация

2019-07-29Подача