Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при необходимости двухстороннего примыкания подходных тоннелей к односводчатой станции метрополитена глубокого заложения со сквозным проходом под станцией.
Известен способ сооружения односводчатой станции метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемой закрытым способом производства работ. Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемая закрытым способом производства работ, содержит обделку, состоящую из верхнего и обратного сводов станции, опирающихся на опоры из монолитного бетона, размещенные в опорных тоннелях (Патент РФ №2785300, опубл. от 06.12.2022, Бюл. №34).
Однако в данном техническом решении не проработан вопрос создания примыканий пересадочных узлов с другими линиями метрополитена.
Известны различные типы примыканий подходных тоннелей (коридоров) к станциям метрополитена. Так в практике метростроения, принимая во внимание конкретные условия расположения станций пересадочного узла, осуществляются конструктивные решения примыканий подходных тоннелей (коридоров) к станциям как над, так и под путями метрополитена, при этом подходные тоннели (коридоры) могут осуществлять примыкание как в цетру станции, так и к торцам станции метрополитена (Тоннели и метрополитены. / Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г., Изд-во «ТРАНСПОРТ». Москва, 1975. - стр. 467-469).
Известен способ сооружения нижнего поперечного примыкания подходных тоннелей к станции метрополитена в пределах пассажирской платформы, включающий в себя сооружение подходных тоннелей к станции метрополитена, организацию под путями метрополитена людского прохода через монолитные опоры, формирование поперечной пересадочной камеры, соединенной с подходными тоннелями и лестничными маршами для выхода пассажиров из поперечной камеры на платформу станции метрополитена (Лиманов Ю.А. Метрополитены. М., «Транспорт», 1971. - С. 188-189).
Однако данное техническое решение предназначено только для одностороннего примыкания подходных тоннелей к станции метрополитена, что снижает объем пассажиропотока. Кроме этого, одностороннее примыкание подходных тоннелей приводит к тому, что несимметричная конструкция поперечного сечения пересадочной камеры имеет ряд недостатков, например, значительно усложняется статический расчет поперечного сечения камеры, требуется использование различных радиусов обратного свода и изготовление различных блоков, это ведет к усложнению проектирования и удорожанию строительства пересадочного узла.
Технический результат, который может быть получен при применении данного изобретения, заключается в повышении эффективности строительных работ, надежности конструкции нижнего поперечного примыкания подходного тоннеля к односводчатой станции метрополитена в пределах пассажирской зоны станции и увеличение объема пассажиропотока.
Для достижения данного технического результата в предлагаемом способе сооружения нижнего поперечного примыкания подходных тоннелей к односводчатой станции метрополитена в пределах пассажирской платформы, включающий в себя сооружение подходных тоннелей к станции метрополитена, организацию под путями метрополитена людского прохода через монолитные опоры, формирование поперечной пересадочной камеры, соединенной с подходными тоннелями и лестничными маршами для выхода пассажиров из поперечной камеры на платформу станции метрополитена, согласно изобретению, примыкание к поперечной пересадочной камере подходных тоннелей выполняют с двух сторон, образуя сквозной проход через поперечную пересадочную камеру, для чего после проходки станционных опорных тоннелей, на участке примыкания переходных тоннелей к поперечной пересадочной камере выполняется переборка опорных тоннелей на больший диаметр, в местах людских проходов в теле опор устанавливается арматура рам проемов и укладывается бетон монолитных опор, затем производят сооружение верхнего свода поперечной камеры и под его защитой разрабатывают грунт ядра сечения станции, включая пониженную часть на участке примыкания переходных тоннелей и монтируется обратный свод поперечной камеры, при этом своды поперечной камеры опираются на монолитные бетонные опоры, после возведения обделки поперечной камеры сооружают монолитные железобетонные рамы для пропуска подвижного состава метрополитена в пределах людских проходов, далее сооружают внутренние конструкции пересадочной камеры, конструкции пассажирской платформы, рельсовых путей, технических помещений под пассажирской платформой и лестничные спуски между пересадочной камерой и пассажирской платформой, при этом верхний и обратный своды пересадочной камеры и своды станции метрополитена сооружают из сборных блоков аналогичной конструкции.
Введение в состав предлагаемого способа сооружения нижнего поперечного примыкания подходных тоннелей к односводчатой станции метрополитена в пределах пассажирской платформы, организации сквозного прохода в виде двух подходных тоннелей, присоединяемых к поперечной пересадочной камере, проходки станционных опорных тоннелей, переборки опорных тоннелей на больший диаметр на участке примыкания переходных тоннелей к поперечной пересадочной камере, установки арматуры рам проемов в теле опор и укладки бетона монолитных опор в местах людских проходов, сооружения верхнего свода поперечной камеры и под его защитой разработка грунта ядра сечения станции, включая пониженную часть на участке примыкания переходных тоннелей с монтажом обратного свода поперечной камеры, при этом своды поперечной камеры опираются на монолитные бетонные опоры, сооружения монолитных железобетонных рам для пропуска подвижного состава метрополитена в пределах людских проходов, сооружения внутренних конструкций пересадочной камеры, конструкций пассажирской платформы, рельсовых путей, технических помещений под пассажирской платформой и лестничных спусков между пересадочной камерой и пассажирской платформой, при этом верхний и обратный своды пересадочной камеры и своды станции метрополитена сооружают из сборных блоков аналогичной конструкции, позволяет получить новое свойство, заключающееся в том, что будет сооружена симметричная конструкция поперечного сечения пересадочной камеры, что упрощает статический расчет конструкции, позволяет использовать обратный свод одного радиуса на всей станции и использовать однотипные сборные блоки, симметричная конструкция пересадочного узла обеспечивает сквозной проход под пассажирской платформой станции и решает вопрос пересадки (прохода) на два независимых направления, при этом верхний и обратный своды пересадочной камеры опираются на монолитные опоры большего диаметра, что позволяет в пределах пересадочной камеры обеспечивает возможность размещения конструкций для пропуска подвижного состава метрополитена в пределах пересадки над проходами для пассажиров и обеспечивает надежность конструкции нижнего поперечного примыкания к односводчатой станции метрополитена.
Изобретение поясняется чертежами: фиг.1 - план пересадочной камеры; фиг.2 - продольный разрез по оси станции метрополитена; фиг.3 - поперечное сечение по оси прохода поперечной камеры; фиг.4 - людской проход под путями в пределах станционного сечения и в монолитной опоре где:
1 - подходные тоннели к односводчатой станции метрополитена;
2 - опорные тоннели увеличенного диаметра в пределах поперечной камеры;
3 - проемы, для прохода людей, сформированные в теле монолитных опор в пределах поперечной камеры;
4 - верхний свод обделки камеры;
5 - пониженный обратный свод камеры;
6 - монолитные железобетонные рамы для пропуска подвижного состава над людскими проходами;
7 - конструкции пассажирской платформы;
8 - конструкции рельсовых путей метрополитена;
9 - конструкции технических помещений под платформой;
10 - конструкции лестниц для прохода пассажиров.
Сооружение нижнего поперечного примыкания подходного тоннеля к односводчатой станции метрополитена выполняется в следующей последовательности.
После проходки станционных опорных тоннелей на участке примыкания переходных тоннелей 1 к поперечной пересадочной камере выполняется переборка опорных тоннелей на больший диаметр 2, в местах людских проходов в теле опор устанавливается арматура рам проемов 3 и укладывается бетон монолитных опор. После сооружения верхнего свода поперечной камеры 4, под его защитой разрабатывается грунт ядра сечения камеры, включая пониженную часть на участке примыкания переходных тоннелей и монтируется обратный свод 5, своды камеры опираются на монолитные опоры.
После возведения обделки поперечной камеры сооружаются монолитные железобетонные рамы для пропуска подвижного состава метрополитена над людскими проходами 6, далее сооружаются внутренние конструкции пересадки конструкции пассажирской платформы 7, конструкции рельсовых путей 8, технических помещений под пассажирской платформой 9 и конструкции лестниц для прохода пассажиров 10.
Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки:
1. Патент РФ №2785300, опубл. от 06.12.2022, Бюл. №34.
2. Тоннели и метрополитены. / Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г., Изд-во «ТРАНСПОРТ». Москва, 1975. - стр. 467-469.
3. Лиманов Ю.А. Метрополитены. М., «Транспорт», 1971. - С. 188-189 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Односводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ с боковыми пассажирскими платформами | 2022 |
|
RU2795011C1 |
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ОДНОСВОДЧАТЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ | 1996 |
|
RU2131960C1 |
Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемая закрытым способом производства работ | 2022 |
|
RU2785300C1 |
Способ создания верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей пилонной станции метрополитена, сооружаемого без перерыва эксплуатации станции | 2020 |
|
RU2745310C1 |
Верхнее поперечное примыкание подходного тоннеля к существующей станции метрополитена, сооружаемое без перерыва эксплуатации станции со средним и боковыми тоннелями | 2019 |
|
RU2717324C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ДВУХСВОДЧАТОЙ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ | 2013 |
|
RU2536539C2 |
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов | 2023 |
|
RU2825811C1 |
Способ сооружения пересадочной станции метрополитена односводчатой конструкции | 1982 |
|
SU1087670A1 |
Способ сооружения станционного узла метрополитена глубокого заложения | 1983 |
|
SU1164425A1 |
Односводчатая станция метрополитена мелкого заложения, сооружаемая закрытым способом производства работ, с обделкой из монолитного железобетона | 2021 |
|
RU2771803C1 |
Изобретение относится к подземному строительству и может быть использовано при необходимости двухстороннего примыкания подходных тоннелей к односводчатой станции метрополитена глубокого заложения со сквозным проходом под станцией. Сооружение нижнего поперечного примыкания подходных тоннелей к односводчатой станции метрополитена выполняется в следующей последовательности. После проходки станционных опорных тоннелей на участке примыкания переходных тоннелей 1 к поперечной пересадочной камере выполняется переборка опорных тоннелей на больший диаметр 2. В местах людских проходов в теле опор 3 устанавливается арматура рам проемов и укладывается бетон монолитных опор. После сооружения верхнего свода камеры 4, под его защитой разрабатывается грунт ядра сечения станции, включая пониженную часть на участке примыкания переходных тоннелей 1 и монтируется обратный свод камеры 5. Своды камеры опираются на монолитные опоры. После возведения обделки поперечной камеры сооружаются монолитные железобетонные рамы для пропуска подвижного состава метрополитена в пределах людских проходов 6, далее сооружаются внутренние конструкции пересадки конструкции пассажирской платформы 7, конструкции рельсовых путей 8, технических помещений 9 под пассажирской платформой и конструкции лестниц для прохода пассажиров 10. Техническим результатом является повышение эффективности строительных работ, надежности конструкции нижнего поперечного примыкания к односводчатой станции метрополитена в пределах пассажирской зоны станции и увеличение объема пассажиропотока. 4 ил.
Способ сооружения нижнего поперечного примыкания подходных тоннелей к односводчатой станции метрополитена в пределах пассажирской платформы, включающий сооружение подходных тоннелей к станции метрополитена, организацию под путями метрополитена людского прохода через монолитные опоры тоннелей, формирование поперечной пересадочной камеры, соединенной с подходными тоннелями и лестничными маршами для выхода пассажиров из поперечной пересадочной камеры на платформу станции метрополитена, отличающийся тем, что примыкание к поперечной пересадочной камере подходных тоннелей выполняют с двух сторон, образуя сквозной проход через поперечную пересадочную камеру, для чего после проходки станционных опорных тоннелей, на участке примыкания подходных тоннелей к поперечной пересадочной камере выполняют переборку станционных опорных тоннелей на больший диаметр и в местах людских проходов в теле опор устанавливают арматуру рам проемов и укладывают бетон монолитных опор, затем производят сооружение верхнего свода поперечной пересадочной камеры и под его защитой разрабатывают грунт ядра сечения станции, включая пониженную часть на участке примыкания подходных тоннелей, и монтируют обратный свод поперечной пересадочной камеры, при этом своды поперечной пересадочной камеры опираются на монолитные бетонные опоры, после возведения обделки поперечной пересадочной камеры сооружают монолитные железобетонные рамы для пропуска подвижного состава метрополитена в пределах людских проходов, далее сооружают внутренние конструкции поперечной пересадочной камеры, конструкции пассажирской платформы, рельсовых путей, технических помещений под пассажирской платформой и лестничные спуски между поперечной пересадочной камерой и пассажирской платформой, при этом верхний и обратный своды поперечной пересадочной камеры и своды станции метрополитена сооружают из сборных блоков аналогичной конструкции.
Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемая закрытым способом производства работ | 2022 |
|
RU2785300C1 |
Способ сооружения пересадочной станции метрополитена односводчатой конструкции | 1982 |
|
SU1087670A1 |
Способ сооружения станционного узла метрополитена глубокого заложения | 1983 |
|
SU1164425A1 |
ОДНОСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА, РАЗМЕЩЕННАЯ В ДВУХПУТНОМ ПЕРЕГОННОМ ТОННЕЛЕ | 2019 |
|
RU2701762C1 |
CN 114718610 A, 08.07.2022 | |||
CN 218624241 U, 14.03.2023. |
Авторы
Даты
2025-03-14—Публикация
2024-06-14—Подача