Система управления оружием летательного аппарата Российский патент 2020 года по МПК B64D7/00 G06F17/00 F41G3/22 

Описание патента на изобретение RU2717404C1

Изобретение относится к бортовому радиоэлектронному оборудованию и предназначено для проведения подготовки неуправляемых авиационных средств поражения к применению.

Современные системы наведения и управления оружием летательного аппарата позволяют более эффективно применять неуправляемые авиационные средства поражения (НАСП) за счет повышения их точностных характеристик. Это достигается использованием индивидуальных (более детальных) характеристик НАСП для более точной корректировки бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) траектории их сброса. Для примера такой характеристикой может быть масса НАСП, которая может варьироваться из-за погрешностей в производстве. Ввод индивидуальных характеристик и других данных идентифицирующих НАСП для соответствующих узлов подвески в БЦВМ летательного аппарата основан на ручном вводе при помощи пульта ввода данных. При таком способе ввода существует возможность совершения ошибок ввода, например из-за невнимательности «человеческий фактор», так как данные при подвеске сначала записываются в «бумажной форме», и только потом из «бумажной формы» вводятся в БЦВМ летательного аппарата. Это обусловлено отсутствием на НАСП каких-либо электронных систем управления, или других запоминающих устройств, которые могли бы взаимодействовать и передавать данные в БЦВМ.

Из уровня техники известна система управления оружием (патент RU 2146835 C1, G06F 17/00, 20.03.2000), согласно которому система состоит из командного блока и дистанционных блоков на каждую точку подвески. Командный блок содержит узел временных интервалов, узел разовых команд, узел управления встроенной пушечной установкой, узел управления неуправляемым оружием, узел управления управляемым оружием, узел связи с БЦВМ и узел связи с дистанционными блоками. Каждый из дистанционных блоков содержит узел коммутации, узел преобразования сигналов и узел связи с командным блоком. Изобретение позволяет расширить функциональные возможности системы, сократить количество проводных линий связи, снизить вес системы, а также наращивать количество точек подвески и типов оружия без существенной доработки аппаратуры. Данная система связывает бортовой комплекс летательного аппарата только с узлами подвески неуправляемых авиационных средств поражения, что не позволяет автоматизировать ввод их индивидуальных характеристик в БЦВМ и осуществлять контроль соответствия введенных данных, подвешенным НАСП.

Задачей данного изобретения является создание системы управления оружием позволяющей автоматизировать ввод данных неуправляемых авиационных средств поражения в БЦВМ летательного аппарата с целью исключения ошибок ручного ввода, сокращения времени их подготовки и позволить использование расширенного количества индивидуальных характеристик в алгоритмах наведения без необходимости их ручного ввода.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении эффективности применения неуправляемых авиационных средств поражения, путем сокращения времени их подготовки и исключения ошибок ввода данных индивидуальных характеристик неуправляемых авиационных средств поражения в бортовую цифровую вычислительную машину.

Ожидаемый технический результат достигается тем что, узел подвески авиационных средств поражения содержит радиочастотную антенну, а неуправляемое авиационное средство поражения содержит пассивную радиочастотную метку с памятью, при этом память метки содержит индивидуальные характеристики и идентификатор данного неуправляемого средства поражения, каждая радиочастотная антенна узла подвески соединена каналом передачи данных с блоком считывания данных, который соединен каналом передачи данных через узел связи с бортовой цифровой вычислительной машиной, при этом ввод индивидуальных характеристик и идентификатора неуправляемого авиационного средства поражения относительного к прикрепляемому узлу подвески в бортовую цифровую вычислительную машину осуществляется в автоматическом режиме в момент попадания пассивной радиочастотной метки в радиус действия радиочастотной антенны узла подвески авиационных средств поражения, путем считывания радиочастотной антенной и передачи в бортовую цифровую вычислительную машину, через блок считывания данных и узел связи, данных хранящихся в памяти пассивной радиочастотной метки.

В предложенном изобретении предполагается использование набирающей все более обширную популярность технологии радиочастотной идентификации (как средство хранения и передачи индивидуальных характеристик и идентификатора НАСП в БЦВМ). Технология радиочастотной идентификации включает в себя: пассивную либо активную радиочастотную метку с памятью, блок считывания данных и радиочастотную антенну (приемник). В данной ситуации больше подходит использование пассивной радиочастотной метки, не нуждающаяся я в дополнительном источнике питания, которой отсутствует в НАСП. В память пассивной радиочастотной метки предварительно записывается вся необходимая для использования при наведении, либо построении траектории полета НАСП информация, которая при считывании передается в БЦВМ летательного аппарата для ее дальнейшей обработки. Предварительная запись может осуществляться в автоматическом режиме через электронные средства измерения, либо вносится вручную на местах производства, либо хранения, позволяя исключить ошибки ввода при боевой подготовке, когда присутствуют ограничения по времени приводящие к данным ошибкам.

Блок считывания данных выполнен с возможностью периодической подачи активирующего сигнала на антенны, что позволяет проводить считывание метки в автоматическом режиме в момент попадания ее в поле действия антенны.

В предпочтительном варианте исполнения изобретения, использование системы управления оружием при подготовке к применению неуправляемых авиационных средств поражения рассматривается в виде трех составляющих:

- закрепление радиочастотной метки с памятью на НАСП в процессе производства либо хранения;

- оснащение летательного аппарата антеннами радиочастотной идентификации и блоком считывания данных (производится один раз);

- подготовка к применению НАСП. Изобретение осуществляется следующим образом.

На этапе производства или хранения на части НАСП ближе всего расположенное к месту, за которое осуществляется подвеска на летательный аппарат, прикрепляется пассивная радиочастотная метка. После этого в память данной метки записываются данные содержащие все необходимые характеристики и идентификаторы, которые использует БЦВМ для наведения и построения траектории сброса НАСП. Например, массу НАСП можно записывать в радиочастотную метку напрямую с электронных весов.

Каждый узел подвески НАСП летательного аппарата оснащают радиочастотной антенной, летательный аппарат оснащают блоком считывания данных и подключают его к радиочастотным антеннам и к узлу связи с БЦВМ, каналами передачи данных который предпочтительно находится на узле подвески летательного аппарата, для осуществления возможности передачи данных в БЦВМ. Такие каналы передачи данных обычно используются для оповещения экипажа летательного аппарата об осуществлении сброса НАСП. Если такой канал не подходит, то от блока считывания данных напрямую прокладывается новая линия связи (канал передачи данных) с БЦВМ. Радиочастотные антенны подключают к блокам считывания данных с расчетом возможности идентификации как НАСП, так и узла подвески на который подвешивается НАСП.

На этапе подготовки к применению, после подвески НАСП на узел подвески летательного аппарата в поле действия радиочастотной антенны попадает радиочастотная метка. Антенна считывает информацию, находящуюся в метке (индивидуальные характеристики и идентификатор НАСП) и передает ее по каналам передачи данных через блок считывания данных и узел связи в БЦВМ. Либо после подвески всех НАСП специалист, либо член экипажа подает пультом ввода данных в БЦВМ сигнал на считывание данных, который в свою очередь передается через узел связи на блок считывания данных, который в свою очередь активирует радиочастотную антенну, и происходит считывание и передача данных с памяти радиочастотных меток расположенных на НАСП в БЦВМ летательного аппарата.

Использование данной системы управления оружием позволяет сократить время на ввод данных о неуправляемых авиационных средствах поражения в бортовую цифровую вычислительную машину летательного аппарата, исключить ошибки ввода характеристик специалистом (человеческий фактор), автоматическое считывание и передача данных минимизирует процесс ручного ввода, а так же позволяет расширить количество характеристик используемых для наведения и построения траектории сброса НАСП, как следствие исключения большого количества ввода данных в БЦВМ при подготовке. Кроме того, внедрение данной системы не требует закупки дорогостоящего вспомогательного оборудования.

Похожие патенты RU2717404C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Трусов Виктор Михайлович
  • Тарасов Владимир Владимирович
  • Киселев Вячеслав Михайлович
  • Сапронов Александр Сергеевич
  • Крюков Владимир Фомич
  • Феськов Михаил Михайлович
  • Михайличенко Александр Георгиевич
  • Романюк Алексей Петрович
  • Скороделов Валерий Дмитриевич
RU2285944C2
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕГКОГО УЧЕБНО-БОЕВОГО САМОЛЕТА 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2203200C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРУЖИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2003
  • Демченко О.Ф.
  • Долженков Н.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Калугин В.Г.
  • Ильин В.М.
  • Никитин В.Н.
  • Кодола В.Г.
RU2249543C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОРАЖЕНИЯ 2007
  • Киселев Вячеслав Михайлович
  • Тарасов Владимир Владимирович
  • Феськов Михаил Михайлович
  • Крюков Владимир Фомич
  • Михайличенко Александр Георгиевич
  • Кавинский Владимир Валентинович
RU2350512C2
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2000
  • Коржуев М.В.
  • Савин В.А.
  • Родин Л.В.
  • Логонов В.П.
  • Волков Г.И.
  • Овечкин А.Д.
  • Ильин В.В.
  • Зайцев Ю.А.
RU2170409C1
КОМПЛЕКС БОРТОВОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕГКОГО МНОГОЦЕЛЕВОГО САМОЛЕТА 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Парамонов П.П.
  • Виноградов Ю.Н.
  • Суслов В.Д.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2215668C1
АВИАЦИОННЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МНОГОКАНАЛЬНЫЙ, МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАДИОЭЛЕКТРОННЫЙ КОМПЛЕКС 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Калугин В.Г.
  • Горбачевский А.А.
  • Обросов К.В.
  • Кодола В.Г.
RU2266235C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРУЖИЕМ 2009
  • Бессонов Петр Кузьмич
  • Пашинцев Вениамин Вениаминович
  • Киселев Вячеслав Михайлович
  • Трусов Виктор Михайлович
  • Ершов Сергей Витальевич
  • Тарасов Владимир Владимирович
  • Сапронов Александр Сергеевич
RU2410627C1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО САМОЛЕТА 2011
  • Баранов Александр Сергеевич
  • Бекетов Владимир Игоревич
  • Герасимов Алексей Анатольевич
  • Грибов Дмитрий Игоревич
  • Давиденко Александр Николаевич
  • Лякин Алексей Александрович
  • Максаков Константин Павлович
  • Машков Николай Анатольевич
  • Петров Вячеслав Владимирович
  • Погосян Михаил Асланович
  • Поляков Виктор Борисович
  • Сапогов Вадим Александрович
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Тучинский Михаил Леонидович
RU2488775C1
ПРИЦЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 1998
  • Кнышев А.И.
  • Сопин В.П.
  • Писков В.В.
  • Репрев Ю.А.
RU2129696C1

Реферат патента 2020 года Система управления оружием летательного аппарата

Изобретение относится к бортовому радиоэлектронному оборудованию летательных аппаратов и предназначено для проведения подготовки неуправляемых авиационных средств поражения к применению. Система управления оружием летательного аппарата содержит бортовую цифровую вычислительную машину, связанную каналами передачи данных с узлами подвески авиационных средств поражения при помощи узла связи. Узел подвески содержит радиочастотную антенну, а неуправляемое авиационное средство поражения содержит пассивную радиочастотную метку с памятью. Память метки содержит индивидуальные характеристики и идентификатор данного неуправляемого средства поражения. Радиочастотная антенна узла подвески соединена каналом передачи данных с блоком считывания данных, который соединен каналом передачи данных через узел связи с бортовой цифровой вычислительной машиной. Ввод индивидуальных характеристик и идентификатора неуправляемого авиационного средства поражения, прикрепляемому к узлу подвески, в бортовую цифровую вычислительную машину осуществляется в автоматическом режиме в момент попадания пассивной радиочастотной метки в радиус действия радиочастотной антенны узла подвески. Исключаются ошибки ввода данных характеристик авиационных средств поражения в бортовую вычислительную машину. 1 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 717 404 C1

1. Система управления оружием летательного аппарата, содержащая бортовую цифровую вычислительную машину, которая связана каналами передачи данных с узлами подвески авиационных средств поражения при помощи узла связи, отличающаяся тем, что узел подвески авиационных средств поражения содержит радиочастотную антенну, а неуправляемое авиационное средство поражения содержит пассивную радиочастотную метку с памятью, при этом память метки содержит индивидуальные характеристики и идентификатор данного неуправляемого средства поражения, каждая радиочастотная антенна узла подвески соединена каналом передачи данных с блоком считывания данных, который соединен каналом передачи данных через узел связи с бортовой цифровой вычислительной машиной, при этом ввод индивидуальных характеристик и идентификатора неуправляемого авиационного средства поражения относительного к прикрепляемому узлу подвески в бортовую цифровую вычислительную машину осуществляется в автоматическом режиме в момент попадания пассивной радиочастотной метки в радиус действия радиочастотной антенны узла подвески авиационных средств поражения, путем считывания радиочастотной антенной и передачи в бортовую цифровую вычислительную машину, через блок считывания данных и узел связи, данных хранящихся в памяти пассивной радиочастотной метки.

2. Система управления оружием по п. 1, отличающаяся тем, что ввод индивидуальных характеристик и идентификатора неуправляемого авиационного средства поражения в бортовую цифровую вычислительную машину осуществляется в момент подачи сигнала на считывание от бортовой цифровой вычислительной машины через блок считывания данных и узел связи на радиочастотные антенны узлов подвески авиационных средств поражения, путем считывания радиочастотной антенной и передачи в бортовую цифровую вычислительную машину, через блок считывания данных и узел связи, данных, хранящихся в памяти пассивной радиочастотной метки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2717404C1

US 20180156571 A1, 07.06.2018
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРУЖИЕМ 1999
  • Тарасов В.В.
  • Киселев В.М.
  • Лисов С.П.
  • Михайличенко А.Г.
  • Трусов В.М.
  • Дробышевский В.Г.
  • Позняков П.В.
  • Манучаров А.А.
  • Коновкин В.Н.
  • Крюков В.Ф.
  • Левина Л.И.
RU2146835C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРУЖИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2003
  • Демченко О.Ф.
  • Долженков Н.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Калугин В.Г.
  • Ильин В.М.
  • Никитин В.Н.
  • Кодола В.Г.
RU2249543C1
СПОСОБ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2001
  • Лернер И.И.
RU2206043C1
US 20060077036 A1, 13.04.2006.

RU 2 717 404 C1

Авторы

Буряк Юрий Иванович

Колесников Кирилл Андреевич

Любовников Михаил Петрович

Даты

2020-03-23Публикация

2019-06-11Подача