ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОРИСТОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ Российский патент 2020 года по МПК G01N15/08 

Описание патента на изобретение RU2724995C1

Изобретение относится к дорожному строительству и предназначено для контроля качества уплотнения дорожных покрытий, например асфальтобетонных, в середине, в конце и после завершения процесса уплотнения путем измерения пористости и плотности без нарушения поверхности дорожного покрытия.

Известен прибор для оперативного контроля качества уплотнения асфальтобетона (пористомер ЛПИ) [1, 161 с.], включающий корпус-шайбу с рабочей камерой в нижней части, рессивер, выполненный в виде полого цилиндра, ручной насос, вакуумметр, клапан, соединяющий рессивер с рабочей камерой, гидравлический затвор, состоящий из двух резиновых колец, установленных в пазах нижней части корпуса-шайбы и представляющих собой боковые стенки рабочей камеры, гайку-поршень, выдавливающую из кольцевого паза корпуса-шайбы консистентную смазку между двумя резиновыми кольцами и в совокупности с ними представляющую гидравлический затвор для полной герметизации рабочей камеры.

После создания насосом разрежения в рессивере и открытия клапана создается разрежение в рабочей камере, и воздух из пор асфальтобетона поступает в рабочую камеру и рессивер. При этом регистрируют разрежение воздуха в рабочей камере и рессивере по показаниям вакууметра и время, за которое изменяется разрежение от 0,6 до 0,3 кгс/см2 (от 600 до 300 мм рт.ст.) и по которому с помощью тарировочного графика определяют коэффициент уплотнения асфальтобетона в пределах от 0,92 до 1,0.

Однако, прибор сложен по конструкции, за счет высокой степени разрежения, приводящей к деформации поверхности слоя асфальтобетона и его структуры, не дает возможности контролировать плотность асфальтобетонных конструкций слоев в процессе уплотнения при высоких температурах, когда технологическая операция завершается при температуре +90°С, при этом консистентная смазка разжижается при снижении вязкости и растекается по поверхности слоя, резко снижая эффективность работы гидравлического затвора.

Известен также прибор для определения пористости дорожных покрытий [2], включающий рабочую камеру в виде открытого цилиндра, приспособление для создания вакуума в ней в виде поршня, размещенного в рабочей камере и снабженного приводом, состоящим из трособлочной системы контргруза в виде цилиндрического корпуса с диском внутри и уплотнительное масляное приспособление.

Контргруз посредством трособлочной системы перемещает вверх поршень, создавая в рабочей камере разрежение воздуха, под действием которого воздух поступает в рабочую камеру только через дорожное асфальтобетонное покрытие, а точнее через его поры, размеры которых, как известно, являются показателем степени уплотнения покрытия. Чем выше степень уплотнения, тем меньше поры покрытия. Создаваемый вакуум для определенного диапазона пористостей постоянен, а время, необходимое для девакуумирования полного объема рабочей камеры, будет различным, что определяется конкретной величиной пористости. При малой пористости покрытия девакуумирование может составлять от нескольких секунд до нескольких минут, а при большой пористости - несколько секунд или даже доли секунд. Таким образом, время девакуумирования рабочей камеры является критерием оценки степени уплотнения дорожного покрытия.

Недостатками рассматриваемого прибора являются сложность конструкции, ненадежная работа трособлочной системы привода поршня, при этом консистентная смазка в уплотнительном масляном приспособлении разжижается при высокой температуре асфальтобетона в процессе уплотнения покрытия, снижается ее вязкость и она растекается по поверхности слоя, резко снижая эффективность работы уплотнительного приспособления.

Известна также полезная модель насоса с мускульным приводом [3], включающего два опорных кронштейна, верхний и нижний, соединенные подвижно, между которыми размещены, по крайней мере, два цилиндра, внутри каждого из которых расположен поршень с образованием рабочей камеры. При этом поршень жестко связан со штоком, а штоки соединены с осью нижнего кронштейна, торцы цилиндров соединены с осью верхнего кронштейна, рабочие камеры цилиндров соединены посредством проточной направляющей через выпускной клапан с манометром и шлангом. Верхний кронштейн соединен с педалью, кинематически подключенной к цилиндрам с возможностью возвратно-поступательного перемещения их, ось нижнего кронштейна установлена в направляющих нижнего кронштейна с возможностью радиального перемещения, а торцы цилиндров соединены с осью верхнего кронштейна по диаметру торцов, перпендикулярному оси штока поршней.

Насос работает следующим образом. Подсоединяют насос с помощью быстросъемного наконечника, закрепленного на конце шланга, к шине машины. Равномерно нажимая ногой на педаль, размещенной на верхнем кронштейне, приводят в движение поршни цилиндров, производя накачивание шины до необходимого давления, проверяемого по манометру.

Существенным недостатком рассматриваемого насоса является то, что насос предназначен для накачивания колеса автомобиля с созданием избыточного давления воздуха равномерно двумя цилиндрами. Таким образом, назначение насоса совсем иное, в отличие от приборов для измерения пористости дорожных покрытий, хотя имеются некоторые конструктивные особенности, оговоренные далее, являющиеся составляющими отличительных признаков заявляемого устройства. Конструкция насоса с определенными изменениями может применяться в приборе для измерения пористости дорожных покрытий по другому назначению. В частности, должен быть устранен обратный клапан, не позволяющий забирать воздух в полость цилиндров и создавать разрежение воздуха при смещении поршня в противоположную сторону относительно нагнетания воздуха при накачивании колеса. А также конструктивное исполнение поршня совместно с его уплотняющим кольцом, взаимодействующим одновременно и с внутренней поверхностью цилиндра, должно быть другим, обеспечивая при измерении пористости дорожных покрытий, а, значит, и при оценке их плотности, требуемую степень разрежения воздуха в цилиндре.

Известен также насос ножной воздушный [4], содержащий цилиндр с поршнем, возвратную пружину, шланг с манометром и соединителем к вентилю шины, Основание в виде двух продольных кронштейнов, соединенных поперечинами и качающей педали, выполненной также в виде двух продольных кронштейнов, связанных между собой и с основанием. Между основанием и педалью размещены цилиндр с поршнем, при этом цилиндр подвижно соединен с педалью, у поршень цилиндра - с основанием посредством штока. К цилиндру присоединены манометр и шланг с соединителем к шине. Возврат поршня в начальное положение осуществляется пружиной. Основание и педаль выполнены в виде продольных балок, выполненных, в свою очередь, в форме кольцевого сектора с одинаковыми габаритными размерами и радиусами кривизны.

Существенным недостатком рассматриваемого насоса является то, что насос предназначен для накачивания колеса автомобиля с созданием избыточного давления воздуха. Таким образом, назначение насоса совсем иное, в отличие от заявляемого прибора для измерения пористости дорожных покрытий, хотя имеются некоторые конструктивные особенности, оговоренные далее, являющиеся составляющими отличительных признаков заявляемого устройства. Конструкция насоса с определенными изменениями может применяться в приборе для измерения пористости дорожных покрытий по другому назначению. В частности, должен быть устранен обратный клапан, не позволяющий забирать воздух в полость цилиндров и создавать разрежение воздуха при смещении поршня в противоположную сторону относительно нагнетания воздуха при накачивании колеса. А также конструктивное исполнение поршня совместно с его уплотняющим кольцом, взаимодействующим одновременно и с внутренней поверхностью цилиндра, должно быть другим, обеспечивая при измерении пористости дорожных покрытий, а, значит, и при оценке их плотности, требуемую степень разрежения воздуха в цилиндре.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является прибор для измерения пористости дорожных покрытий [5], включающий камеру в виде контактной шайбы, полость которой связана с источником разрежения воздуха, камера выполнена в основании, несущем на себе два источника разрежения воздуха, выполненных в виде подпружиненных сильфонов и снабженным измерителем высоты сильфонов друг относительно друга, причем полость одного из сильфонов сообщена с камерой, а другого - непосредственно с атмосферой через регулируемое по сечению отверстие, при этом сильфон, сообщенный с камерой, снабжен приводом взведения обоих сильфонов, а измеритель высоты сильфонов выполнен в виде пары совмещенных стрелок, одна из которых шарнирно связана с сильфоном, сообщенным с атмосферой, и свободным концом опирается на упор второго сильфона, а другая стрелка снабжена шкалой угловых перемещений, установлена горизонтально и жестко связана с первым из сильфонов. На сильфоне, сообщенном с камерой, установлена нажимная педаль привода взведения, взаимодействующая с другим сильфоном, а прибор при этом снабжен вертикальной рукоятью в виде стержня, служащего направляющей для нажимной педали и снабженного потайной защелкой для удержания педали во взведенном состоянии.

Недостатками рассматриваемого прибора являются сложность конструкции, проявляющаяся в наличии двух сильфонов, сложной системы взвода и фиксации начального рабочего состояния, сложной системы измерения в виде двух стрелок, определенным образом связанных с отдельными элементами прибора, устройства регулирования сечения отверстия для соединения с атмосферой. Кроме того, упрощенная конструкция части рабочей камеры в виде кольца из упруго-эластичного материала не позволяет обеспечить отсутствие проникновения (подсасывания) воздуха из атмосферы по контакту неровного (шероховатого) дорожного покрытия с нижней гранью кольца, что приводит в конечном итоге к искажению результатов измерений по причине проникновения в рабочую камеру дополнительного объема воздуха, не проходящего через поры материала дорожного покрытия, определяющие своими размерами его плотность.

Цель изобретения - упрощение конструкции и процесса измерения.

Указанная цель достигается тем, что в приборе для измерения пористости дорожных покрытий источники разрежения выполнены в виде двух пневмоцилиндров, размещенных каждый внутри спаренных верхних и нижних кронштейнов, соединенных подвижно.

Нижние кронштейны прикреплены к верхней поверхности основания в средней его части, а внутри каждого пневмоцилиндра расположены поршни с образованиями полостей для создания разрежения воздуха. Каждый поршень жестко связан со штоком, а штоки соединены коромыслом г-образного сечения через эллипсовидные отверстия в вертикальной стенке по его краям.

Коромысло соединено подвижно через нижнюю стенку с обеспечением его поворота в ту или иную сторону относительно серединного вертикального шарнира, закрепленного по центру горизонтальной планки. Планка соединена с осями нижних кронштейнов неподвижно и имеет зеленый и красный окрасы относительно серединного вертикального шарнира. Совместно с коромыслом и серединным вертикальным шарниром планка представляет систему измерения.

Красный окрас горизонтальная планка имеет со стороны штока пневмоцилиндра, соединенного непосредственно с атмосферой через регулируемое по сечению отверстие. Зеленый окрас горизонтальная планка имеет со стороны штока пневмоцилиндра, соединенного через шланг с рабочей камерой прибора.

Верхние кронштейны через отдельные оси соединены каждый в отдельности с торцами пневмоцилиндров, а также соединены между собой общей планкой с размещенной на ней рукояткой для поднятия с угловым поворотом верхних кронштейнов, обеспечивающих наполнение полостей пневмоцилиндров воздухом с определенной степенью разрежения, и представляющие в совокупности с рукояткой систему взвода источников разрежения.

Основание имеет прямоугольную форму, края удлиненной стороны которого являются площадками для наступания обеими ногами оператора с обеспечением плотного прижатия контактной шайбы к поверхности дорожного покрытия.

Боковые стенки рабочей камеры состоят из двух эластичных колец разного диаметра, установленных соосно с зазором между ними в 8-10 мм и прошитых между собой посередине высоты колец крепкой нитью. В цилиндрическом пространстве между боковыми стенками рабочей камеры размещена предварительно разогретая до жидкого состояния и затем остывшая сверхэластичная резинополимерная субстанция.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого прибора, на фиг. 2 представлен общий вид прибора, на фиг. 3 представлен прибор в момент контроля плотности дорожного покрытия.

Основание 1 прямоугольной формы (см. фиг. 1) выполнено из стального листа толщиной 4…5 мм или текстолитового листа толщиной 8…10 мм для обеспечения жесткости при приложении (наступании) на крайние его площадки 2 веса оператора ногами. В середине основание 1 имеет отверстие 3 диаметром 12…15 мм для свободного, без дополнительных гидравлических сопротивлений, прохождения воздуха при перепаде его давления по обеим сторонам основания 1.

На основании 1 с верхней стороны в средней его части размещены неподвижно два нижних кронштейна 4, которые спарены с верхними кронштейнами 5 подвижно относительно друг друга с одной стороны через ось вращения 6 с возможностью углового поворота относительно нижних кронштейнов 4.

Внутри каждого из двух подвижного верхнего кронштейна 5 размещены по одному пневмоцилиндру 7, соединенному торцом 8 через отдельную ось 9 с со своим верхним кронштейном 5.

С другой стороны верхние кронштейны 5 соединены между собой планкой 10 с размещенной на ней рукояткой 11 для поднятия с возможностью углового поворота относительно осей вращения 6 верхних кронштейнов 5, обеспечивая при этом наполнение полостей 12 пневмоцилиндров 7 воздухом, поступающим с определенной степенью разрежения в один пневмоцилиндр через шланг 13 из рабочей камеры 14 прибора, а в другой пневмоцилиндр - из атмосферы через регулируемое по сечению отверстие регулируемого клапана 15.

Внутри пневмоцилиндров 7 расположены поршни 16 с образованием полостей 12 для наполнения воздухом с определенным разрежением, при этом поршни 16 конструктивно выполнены с уплотнительными кольцами 17 так, чтобы создавать разрежение воздуха, а не давление воздуха, как, например, у насосов ножных воздушных [4] для накачивания шин автомобилей. Это достигается, например, перевертыванием поршня в пневмоцилиндре насоса ножного воздушного.

Каждый поршень 16 жестко связан со штоком 18. Штоки 18 соединены с коромыслом 19 г-образного сечения через эллипсовидные отверстия 20 в вертикальной стенке 21 по его краям. Через нижнюю стенку 22 коромысло 19 имеет возможность горизонтального поворота в ту или иную сторону относительно серединного вертикального шарнира 23, закрепленного по центру горизонтальной планки 24. Последняя соединена с осями 25 нижних кронштейнов 4 неподвижно.

Горизонтальная планка 24 имеет нанесенные на нее красный 26 и зеленый 27 окрасы, расположенные по разные стороны относительно серединного вертикального шарнира 23. При этом красный окрас 26 горизонтальная планка 24 имеет со стороны штока пневмоцилиндра, соединенного непосредственно с атмосферой через регулируемое по сечению отверстие регулируемого клапана 15, а зеленый окрас 27 горизонтальная планка 24 имеет со стороны штока пневмоцилиндра, соединенного через шланг 13 с рабочей камерой 14 прибора.

Совместно с коромыслом 19 и серединным вертикальным шарниром 23 горизонтальная планка 24 представляет систему измерения пористости дорожных покрытий в процессе контроля их плотности в середине, в конце и после завершения процесса уплотнения.

Боковые стенки рабочей камеры 14 состоят из двух эластичных колец 28 (например, из пористой резины) разного диаметра, установленных соосно с отверстием 3 с зазором между ними в 8-10 мм и прошитых между собой посередине высоты колец 28 крепкой нитью 29, а в цилиндрическом пространстве между боковыми стенками рабочей камеры размещена предварительно разогретая до жидкого состояния и затем остывшая сверхэластичная резинополимерная субстанция 30.

По углам основания 1 с нижней его стороны также размещены (приклеены) подушки-опоры 31, выполненные также из пористой резины и имеющие высоту, равную высоте эластичных колец 28 для обеспечения одинаковой жесткости с ними и, соответственно, равной деформации при давлении на них через основание 1 веса оператора, приложенного к площадкам 2 основания 1.

Прибор работает следующим образом (фиг. 1). Прибор устанавливают на выбранное для проведения измерения пористости дорожное покрытие, опуская его за рукоятку 11. Оператор обеими ногами наступает на крайние площадки 2 основания 1 для передачи на него своего веса, плотно прижимая эластичные кольца 28 и сверхэластичную резинополимерную субстанцию 30 к поверхности дорожного покрытия. При этом происходит некоторая осевая деформация подушек-опор 31 и эластичных колец 28, которые в поперечной плоскости сечения немного утолщаются (расширяются). Вследствие удержания крепкой нитью 29 эластичные кольца 28 имеют возможность расширяться в поперечной плоскости только во внутреннюю полость между ними с размером 8…10 мм, частично выдавливая из цилиндрического пространства между ними сверхэластичную резинополимерную субстанцию 30, которая проникает в зазоры между верхними частицами (щебнем, песком) асфальтобетонного шероховатого покрытия. Тем самым обеспечивается полная блокада доступу воздуха из атмосферы в рабочую камеру 14 прибора, ограниченную боковыми стенками в виде двух эластичных колец 28 разного диаметра.

При подъеме оператором рукоятки 11 вверх, вместе с ней поднимается планка 10, которая вовлекает в поворотное движение относительно осей вращения 6 верхние кронштейны 5. Посредством каждой из двух отдельной осей 9 верхних кронштейнов 5 полости 12 пневмоцилиндров 7 начинают заполняться воздухом. Это заполнение, как правило, обеспечивается разными объемами воздуха, которые поступают в один гидроцилиндр через дорожное покрытие и шланг 13, а в другой - из атмосферы через регулируемое по сечению отверстие регулируемого клапана 15. Перед началом работы прибора регулируемый клапан 15 настраивается на прохождение через него воздуха в соответствии с требуемой плотностью применяемой смеси дорожного покрытия, для чего предварительно проводится тарировка регулируемого клапана 15 в дорожной лаборатории с использованием образцов смеси в виде взятых из дорожного покрытия вырубок или кернов, по которым определяется требуемая плотность смеси дорожного покрытия, пропорциональная пористости дорожного покрытия.

Таким образом, прибор для измерения пористости дорожного покрытия настраивается перед началом его работы посредством регулируемого клапана 15 на требуемую пористость дорожного покрытия, а, следовательно, его требуемую плотность. Относительно расхода воздуха через настроенный регулируемый клапан 15 обеспечивается наполнение полости 12 соответствующего пневмоцилиндра 7. При этом наполнение полости 12 другого пневмоцилиндра 7 через шланг 13 и дорожное покрытие в рабочей камере 14 величина объема воздуха при измерениях будет различной в зависимости от текущей плотности смеси дорожного покрытия (при уплотнении ее дорожным катком, последовательно увеличивая количество проходов по следу).

В момент работы прибора полости 12 пневмоцилиндров 7 будут заполняться по-разному, что повлечет разное перемещение поршней 16 и выдвижение штоков 18. При этом коромысло 19 поворачивается в горизонтальной плоскости относительно серединного вертикального шарнира 23, выбирая зазоры между штоками 18 и эллипсовидными отверстиями 20, открывая один из двух нанесенных на горизонтальной планке 24 окрасов (красный 26 или зеленый 27). Открытие красного окраса 26 (фиг. 3а) сигнализирует о недостаточном уплотнении смеси дорожного покрытия, а открытие зеленого окраса 27 (фиг. 3б) сигнализирует о том, что дорожное покрытие имеет требуемую или меньшую (что вполне допустимо) пористость, а, значит, и требуемую или большую (что также допустимо) плотность смеси дорожного покрытия. По такой сигнализации прибора его оператор определяет качество уплотнения смеси дорожного покрытия.

Предлагаемое устройство позволяет упростить конструкцию прибора и процесс измерения.

Преимущества предложенного устройства наглядно представлены в таблице.

Источники информации

1. Операционный контроль качества земляного полотна и дорожных одежд /И.Е. Евгеньев, А.Я. Тулаев, B.C. Порожняков и др.: Под ред. А.Я. Тулаева. - М.: Транспорт, 1985. - 224 с.

2. А.С. 588489. МКИ G01N 15/08. Прибор для определения пористости дорожных покрытий /А.А. Шестопалов, Э.И. Деникин, Н.Я. Хархута, Ю.А. Григорьев (СССР). - ф №2332154/29-33; заявл. 09.03.76; опубл. 15.01.78, Бюл. №2. - 3 с.

3. RU 98110295/U. Полезная модель. Насос с мускульным приводом /А.В. Камышев, Г.У. Жидетский, В.И. Сатосов, А.А. Андронов, П.Г. Сухомлинов, Л.М. Аверина, А.В. Ермолаев; заявл. 28.05.1998; опубл. 16.03.1999.

4. Патент РФ 2139445. МПК F04B 33/00. Насос ножной воздушный /Н.С. Коршунов, А.Х. Нуруллин; заявл. 18.02.1997; опубл. 10.10.1999.

5. А.С. 842498. МКИ G01N 15/08. Прибор для измерения пористости дорожных покрытий /А.А. Шестопалов, Н.Я. Хархута, Э.И. Деникин, Ю.А. Григорьев, В.И. Окунев, Б.С. Марышев, А.А. Васильев (СССР), - ф №2811803/18-25; заявл. 30.08.79; опубл. 30.06.81, Бюл. №24. - 7 с.

Похожие патенты RU2724995C1

название год авторы номер документа
ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОРИСТОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ 2019
  • Носов Иван Сергеевич
  • Носов Сергей Владимирович
RU2728507C1
ДОРОЖНЫЙ КАТОК 1991
  • Носов С.В.
  • Носов В.В.
  • Ложечко В.П.
RU2011728C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2020
  • Носов Иван Сергеевич
  • Носов Сергей Владимирович
RU2745536C1
ДОРОЖНЫЙ КАТОК 1989
  • Носов С.В.
  • Носов В.В.
SU1832784A1
Прибор для измерения пористости до-РОжНыХ пОКРыТий 1979
  • Шестопалов Александр Андреевич
  • Хархута Николай Яковлевич
  • Деникин Эрнст Иванович
  • Григорьев Юрий Анатольевич
  • Окунев Вячеслав Иванович
  • Марышев Борис Семенович
  • Васильев Александр Александрович
SU842498A1
Прибор для измерения пористости дорожных покрытий 1977
  • Шестопалов Александр Андреевич
  • Хархута Николай Яковлевич
  • Деникин Эрнст Иванович
  • Ложечко Виктор Петрович
  • Гуральник Давид Самойлович
SU750345A1
Прибор для определения пористости дорожных покрытий 1976
  • Шестопалов Александр Андреевич
  • Деникин Эрнст Иванович
  • Хархута Николай Яковлевич
  • Григорьев Юрий Анатольевич
SU588489A1
ПОДВЕСНАЯ ВАКУУМНАЯ КАМЕРА ДЛЯ ДОРОЖНОГО КАТКА 2011
  • Деникин Эрнст Иванович
  • Нетеса Юрий Дмитриевич
  • Шестопалов Александр Андреевич
RU2494188C2
ВОЗДУХОРАЗДЕЛИТЕЛЬ-СЧЕТЧИК 1991
  • Талалаев Г.Д.
  • Талалаев Д.Г.
RU2019961C1
Машина для экспериментальной носки обуви 1979
  • Степанов Виктор Николаевич
  • Бондарь Татьяна Ивановна
  • Мирошников Евгений Анатольевич
  • Кравченко Василий Михайлович
  • Хрипин Андрей Гаврилович
  • Островский Владимир Станиславович
  • Ильченко Владимир Захарьевич
SU902716A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 724 995 C1

Реферат патента 2020 года ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОРИСТОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

Изобретение относится к дорожному строительству и предназначено для контроля качества уплотнения дорожных покрытий в середине, в конце и после завершения процесса уплотнения путем измерения пористости и плотности без нарушения поверхности дорожного покрытия и позволяет упростить конструкцию прибора и процесс измерения. На основании 1 с верхней стороны в средней его части размещены неподвижно два нижних кронштейна 4, которые спарены с верхними кронштейнами 5 подвижно относительно друг друга с одной стороны через ось вращения 6 с возможностью углового поворота относительно нижних кронштейнов 4. Внутри каждого из двух подвижного верхнего кронштейна 5 размещены по одному пневмоцилиндру 7, соединенному торцом 8 через отдельную ось 9 с со своим верхним кронштейном 5. С другой стороны верхние кронштейны 5 соединены между собой планкой 10 с размещенной на ней рукояткой 11 для поднятия с возможностью углового поворота относительно осей вращения 6 верхних кронштейнов 5, обеспечивая при этом наполнение полостей 12 пневмоцилиндров 7 воздухом, поступающим с определенной степенью разрежения в один пневмоцилиндр через шланг 13 из рабочей камеры 14 прибора, а в другой пневмоцилиндр - из атмосферы через регулируемое по сечению отверстие регулируемого клапана 15. Внутри пневмоцилиндров 7 расположены поршни 16 с образованием полостей 12 для наполнения воздухом с определенным разрежением, при этом поршни 16 конструктивно выполнены с уплотнительными кольцами 17 так, чтобы создавать разрежение воздуха. Каждый поршень 16 жестко связан со штоком 18. Штоки 18 соединены с коромыслом 19 г-образного сечения через эллипсовидные отверстия 20 в вертикальной стенке 21 по его краям. Через нижнюю стенку 22 коромысло 19 имеет возможность горизонтального поворота в ту или иную сторону относительно серединного вертикального шарнира 23, закрепленного по центру горизонтальной планки 24. Последняя соединена с осями 25 нижних кронштейнов 4 неподвижно. Горизонтальная планка 24 имеет нанесенные на нее красный 26 и зеленый 27 окрасы, расположенные по разные стороны относительно серединного вертикального шарнира 23. При этом красный окрас 26 горизонтальная планка 24 имеет со стороны штока пневмоцилиндра, соединенного непосредственно с атмосферой через регулируемое по сечению отверстие регулируемого клапана 15, а зеленый окрас 27 горизонтальная планка 24 имеет со стороны штока пневмоцилиндра, соединенного через шланг 13 с рабочей камерой 14 прибора. Совместно с коромыслом 19 и серединным вертикальным шарниром 23 горизонтальная планка 24 представляет систему измерения пористости дорожных покрытий в процессе контроля их плотности в середине, в конце и после завершения процесса уплотнения. Боковые стенки рабочей камеры 14 состоят из двух эластичных колец 28 разного диаметра, установленных соосно с отверстием 3 с зазором между ними в 8-10 мм и прошитых между собой посередине высоты колец 28 крепкой нитью 29, а в цилиндрическом пространстве между боковыми стенками рабочей камеры размещена предварительно разогретая до жидкого состояния и затем остывшая сверхэластичная резинополимерная субстанция 30. Технический результат - упрощение конструкции и процесса измерения. 1 табл., 3 ил.

Формула изобретения RU 2 724 995 C1

Прибор для измерения пористости дорожных покрытий, включающий рабочую камеру прибора в виде контактной шайбы, полость которой связана с источником разрежения, систему взвода источника разряжения и систему измерения, камера прибора выполнена в основании, несущем на себе два источника разрежения воздуха, причем полость одного из источников разрежения воздуха сообщена с камерой, а другого - непосредственно с атмосферой через регулируемое по сечению отверстие, отличающийся тем, что источники разрежения выполнены в виде двух пневмоцилиндров, размещенных каждый внутри спаренных верхних и нижних кронштейнов, соединенных подвижно, при этом нижние кронштейны прикреплены к верхней поверхности основания в средней его части, внутри каждого пневмоцилиндра расположены поршни с образованиями полостей для наполнения воздухом с определенным разрежением, каждый поршень жестко связан со штоком, а штоки соединены с коромыслом г-образного сечения через эллипсовидные отверстия в вертикальной стенке по его краям, соединенным подвижно через нижнюю стенку коромысла с обеспечением его поворота в ту или иную сторону относительно серединного вертикального шарнира, закрепленного по центру горизонтальной планки, соединенной с осями нижних кронштейнов неподвижно и имеющей зеленый и красный окрасы относительно серединного вертикального шарнира и представляющей совместно с коромыслом систему измерения, при этом красный окрас горизонтальная планка имеет со стороны штока пневмоцилиндра, соединенного непосредственно с атмосферой через регулируемое по сечению отверстие, а зеленый окрас горизонтальная планка имеет со стороны штока пневмоцилиндра, соединенного через шланг с рабочей камерой прибора, верхние кронштейны через отдельные оси соединены каждый в отдельности с торцами пневмоцилиндров, а также соединены между собой общей планкой с размещенной на ней рукояткой для поднятия с возможностью углового поворота верхних кронштейнов, обеспечивающих наполнение полостей пневмоцилиндров воздухом с определенной степенью разрежения, и представляющие в совокупности с рукояткой систему взвода источников разрежения, а основание имеет прямоугольную форму, края удлиненной стороны которого являются площадками для наступания обеими ногами оператора с обеспечением плотного прижатия контактной шайбы к поверхности дорожного покрытия, при этом боковые стенки рабочей камеры состоят из двух эластичных колец разного диаметра, установленных соосно с зазором между ними в 8-10 мм и прошитых между собой посередине высоты колец крепкой нитью, а в цилиндрическом пространстве между боковыми стенками рабочей камеры размещена предварительно разогретая до жидкого состояния и затем остывшая сверхэластичная резинополимерная субстанция.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2724995C1

Прибор для измерения пористости до-РОжНыХ пОКРыТий 1979
  • Шестопалов Александр Андреевич
  • Хархута Николай Яковлевич
  • Деникин Эрнст Иванович
  • Григорьев Юрий Анатольевич
  • Окунев Вячеслав Иванович
  • Марышев Борис Семенович
  • Васильев Александр Александрович
SU842498A1
Прибор для определения пористости дорожных покрытий 1976
  • Шестопалов Александр Андреевич
  • Деникин Эрнст Иванович
  • Хархута Николай Яковлевич
  • Григорьев Юрий Анатольевич
SU588489A1
CN 209432670 U, 24.09.2019
УСТРОЙСТВО ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ПОРИСТОСТИ МАТЕРИАЛОВ 2013
  • Житников Юрий Захарович
  • Можегова Юлия Николаевна
RU2560751C2

RU 2 724 995 C1

Авторы

Носов Иван Сергеевич

Носов Сергей Владимирович

Даты

2020-06-29Публикация

2019-12-23Подача