Способ изготовления лопасти гребного винта кольцевого движительного устройства Российский патент 2020 года по МПК B63H1/20 B63H1/26 

Описание патента на изобретение RU2726376C1

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при изготовлении композитных лопастей, входящих в конструкцию движительного устройства.

Гребные винты из композитных материалов используются в моторных лодках, подводных аппаратах. Первый винт из углепластика в качестве маршевого движителя установлен на торговом судне Taiko Маш.

Известен патент WO 2018223556 (дата приоритета 09.06.2017) на судовой реактивный стабилизатор с пониженной вибрацией, содержащий хвостовое оперение и кормовую ступицу. Ступица стабилизатора отлита как единое целое. Кольцевой зазор, образованный между кормовым оперением и ступицей, заполнен эпоксидной смолой для снижения вибрации и увеличения жесткости ребра.

Также известен патент на полезную модель CN 204527613 (дата приоритета: 26.03.2015), который описывает лопасти гребного винта, изготовленные из композитного материала, соединенные методом плетения с трехмерной конструкцией, для упрочнения которых применена вспомогательная обработка раствором термореактивного клея на основе смолы для формирования базового элемента, в результате получается углеродно-волокнистый композит. Многоэлементная трехмерная структура сплошного переплетения с применением технологии термофиксации повышают прочность лопастей гребного винта.

За ближайший аналог заявляемого технического решения может быть принято известное изобретение по патенту CN 107458564(A) (дата приоритета: 27.07.2017) на гребной винт с комбинированными сплошными лопастями из композита, армированными волокном, у которого лопасти вставляются в ступице гребного винта со стороны канавок типа «ласточкин хвост», а для удобства сборки затем к ступице крепится торцевая крышка, пространство между лопастями и канавками заполняется клеем, тем самым укрепляется вся конструкция и не повреждаются лопасти при сборке.

Однако все вышеперечисленные известные технические решения аналогов - это традиционные гребные винты на валу. Данные винты и способы их изготовления не могут быть использованы в кольцевых движительных устройствах.

Заявляемая технология позволяет изготавливать лопасти гребного винта кольцевого движительного устройства. Кольцевое движительное устройство, изготовленное заявляемым способом, включает электродвигатель, гребной винт, кольцевую насадку и кольцевой ротор, которые образуют водопроточный канал. Лопасти гребного винта, выполненные из композитного материала, с вклеенными комлями вставляются со стороны внешнего радиуса в ротор, изготовленный также из композитного материала, и приклеиваются.

Техническим результатом заявляемого изобретения является возможность изготовления лопасти гребного винта кольцевого движительного устройства из композитного материала с достижением необходимой прочности гребного винта при меньшей массе по сравнению с металлическими лопастями гребного винта.

Технический результат достигается тем, что предлагаемый способ изготовления лопасти гребного винта кольцевого движительного устройства из композитного материала включает приготовление слоев препрега. Лопасти изготавливают методом горячего прессования. Для этого изготавливается металлическая разборная форма, в которую укладываются слои препрега. После чего лопасти с вклеенными комлями из композитного материала вставляют со стороны внешнего радиуса в ротор, который изготовлен также из композитного материала, далее их приклеивают, что повышает прочность гребного винта.

В рассматриваемом случае геометрия лопасти винта в различных ее зонах описывается поверхностями второго и пятого порядков. Вследствие этого геометрия поверхности лопасти имеет разрывы второго рода, и ее кривизну невозможно продлить по касательной с получением замкнутой, ровной поверхностью комля. Поэтому геометрию тела лопасти невозможно объединить с комлевой частью так, чтобы слои препрега переходили с лопасти в комель без изломов и весь процесс изготовления происходил за один технологический цикл.

Для разрешения поставленной задачи предлагается следующий метод изготовления лопасти винта. Лопасть делится на две части - комель 21 и непосредственно саму лопасть 22 (см. фиг. 1 и фиг. 2) с частью лопастных слоев. Комель 21, являющийся одновременно оформителем, представляет собой защемляемую часть 23 конструкции с выходящими из нее лопастными слоями (остающейся частью лопастных слоев) 24, как показано на фиг. 1. Лопасть 22, представленная на фиг. 2, имеет в своем теле ответную выемку, в которую при ее сборке входит вклеиваемый комель.

При изготовлении лопасти и ротора используются композитные материалы.

В качестве примера, используем роторное гребное устройство, где:

- для изготовления лопастей выбран препрег марки XPPR-UD-120738-300-117-006 плотностью 1490 кг/м3 на основе связующего марки НСР 1207;

- для изготовления комеля и ротора выбрана стеклоткань марки 64009 плотностью 1850 кг/м3 на основе связующего DION FR 9300.

Анализ технологичности изготовления лопасти при помощи программного комплекса позволил установить, что на выкладку лопасти целиком (если бы ее можно было изготовить целиком, без отдельного изготовления комеля) требуется сорок слоев препрега. Поскольку лопасть симметрична относительно срединной поверхности, то на каждую наружную поверхность будет приходиться по двадцать слоев. Полученные контуры двадцати слоев препрега (позиции 1-20) для половины лопасти приведены на фиг. 3.

В итоге, лопасть 22 состоит из двенадцати слоев с каждой стороны относительно срединной поверхности (в сумме двадцать четыре слоя), а остальная часть лопасти 22, образуемая шестнадцатью слоями, приходится на комель 21.

Учитывая, что в данной геометрии лопасть невозможно изготовить с комелем, последний изготавливается из сформованной методом инфузии стеклопластиковой пластины и фрезеруется до получения окончательных геометрических параметров на станке с ЧПУ. Требования к гладкости поверхности не предъявляются, т.к. на комель далее наформовываются слои препрега, образующие тело лопасти.

Процесс изготовления предполагает наличие разборной пресс-формы, в каждую часть которой укладываются слои препрега согласно указанным на них номерах и описанию к раскрою. После того, как все слои уложены, в одну из пресс-форм вложен предварительно заготовленный комель (оформитель), формы смыкаются друг с другом. Далее все вместе отверждается при температуре и под давлением, указанных в паспортных рекомендациях на материал препрега.

После изготовления лопастей их с вклеенными комлями из композитного материала вставляют со стороны внешнего радиуса в ротор, который изготовлен также из композитного материала.

При указанном способе изготовления достигается необходимая прочность гребного винта при существенно меньшей массе по сравнению со стальной лопастью. Масса лопасти из композитного материала в 5 раз меньше массы стальной лопасти.

Похожие патенты RU2726376C1

название год авторы номер документа
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2015
  • Грушецкий Игорь Викторович
  • Савенко Валентин Викторович
  • Шлемов Юрий Федорович
  • Смольников Андрей Владимирович
RU2640910C2
КОЛЬЦЕВОЕ ДВИЖИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 2013
  • Васильев Валентин Федорович
  • Галайда Кирилл Александрович
  • Карпов Владимир Иванович
  • Никитин Николай Павлович
  • Шитоев Александр Викторович
RU2531631C2
КОМПОЗИТНАЯ ОБЛЕГЧЕННАЯ ЛОПАТКА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ВЕНТИЛЯТОРОВ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2008
  • Сироткин Олег Сергеевич
  • Литвинов Валерий Борисович
  • Токсанбаев Мурат Сейтказиевич
  • Базаев Евгений Михайлович
  • Андреева Елена Георгиевна
  • Еремкин Денис Иванович
  • Зюзя Константин Николаевич
RU2384750C1
ЛОПАСТЬ ВИНТА ИЗ КОМПОЗИТНОГО МАТЕРИАЛА /ВАРИАНТЫ/ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ /ВАРИАНТЫ/ 2013
  • Староверов Николай Евгеньевич
RU2516829C1
ВИНТ ИЗМЕНЯЕМОГО ШАГА 2000
  • Михайлов В.В.
RU2164488C1
Лопасть воздушного винта многоконтурной конструкции 2021
  • Селеменев Сергей Витальевич
  • Бурцев Борис Николаевич
RU2767574C1
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 1999
  • Борусевич В.О.
  • Будрин С.В.
  • Бушковский В.А.
  • Вангесов В.А.
  • Ванюхин В.И.
  • Вязьменский Б.Э.
  • Горшков А.С.
  • Кильдеев Р.И.
  • Кирпичников В.Ю.
  • Морозкин Г.Д.
  • Морозов В.П.
  • Мышинский Э.Л.
  • Панфилов Н.А.
  • Пашин В.М.
  • Савенко В.В.
RU2149798C1
ГРЕБНОЙ ВИНТ 2022
  • Чижов Виталий Юрьевич
  • Лисенков Николай Михайлович
  • Валянтинас Константин Иванович
  • Бувайло Лариса Евгеньевна
RU2788651C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОПАСТИ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 1989
  • Сухоросов Ю.Л.
  • Поддубский В.А.
  • Шатланов М.И.
  • Шмелев Ю.К.
SU1737854A1
МАЛОШУМНЫЙ ГРЕБНОЙ ВИНТ 2019
  • Грушецкий Игорь Викторович
  • Савенко Валентин Викторович
  • Шлемов Юрий Фёдорович
  • Петров Александр Александрович
  • Малинин Иван Олегович
  • Яковлева Елена Владимировна
  • Смольников Василий Юрьевич
  • Добрынин Дмитрий Геннадьевич
RU2710142C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 726 376 C1

Реферат патента 2020 года Способ изготовления лопасти гребного винта кольцевого движительного устройства

Изобретение относится к области судостроения, а именно к изготовлению композитных лопастей, входящих в конструкцию движительного устройства. Лопасти гребного винта из композитного материала изготавливаются методом горячего прессования в металлической разборной форме, в которую укладываются слои препрега. Лопасти с вклеенными комлями из композитного материала вставляются со стороны внешнего радиуса в ротор, изготовленный также из композитного материала, и приклеиваются. Достигается необходимая прочность гребного винта. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 726 376 C1

Способ изготовления лопастей гребного винта кольцевого движительного устройства из композитного материала, включающий приготовление слоев препрега, отличающийся тем, что изготавливают лопасти методом горячего прессования в металлической разборной форме, в которую укладывают слои препрега с частью лопастных слоев, отдельно изготавливается комель, представляющий собой защемляемую часть конструкции с выходящими из нее остающейся частью лопастных слоев, после чего лопасти с вклеенными комлями из композитного материала вставляют со стороны внешнего радиуса в ротор, изготовленный также из композитного материала, и приклеивают.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2726376C1

CN 107458564 B, 19.03.2019
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРЕБНЫХ И ВОЗДУШНЫХ ВИНТОВ И КРЫЛЬЧАТОК 1991
  • Белошенко Юрий Валентинович
RU2011502C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГРЕБНОГО ВИНТА 0
SU198172A1
CN 103770918 A, 07.05.2014.

RU 2 726 376 C1

Авторы

Дубров Сергей Валерьевич

Бачурин Алексей Андреевич

Солдатов Максим Олегович

Крапивин Василий Викторович

Горохов Андрей Игоревич

Даты

2020-07-13Публикация

2019-11-19Подача