Торцевой стык деталей Российский патент 2020 года по МПК F16J15/10 

Описание патента на изобретение RU2727297C1

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, а именно, к соединению неподвижных друг относительно друга деталей через уплотнительный элемент.

Известны схемы торцевых стыков деталей, в которых герметичность обеспечивается установкой уплотнительных колец в канавку или фаску (см. «Уплотнения» сборник статей под редакцией В.К. Житомирского, Москва, «Машиностроение» 1964, стр. 252, фиг. 1, 2).

Важным фактором в работе уплотнительного узла является качество обработки поверхностей, с которыми контактирует уплотнительное кольцо, улучшение чистоты обработки этих поверхностей повышает герметичность. Так, например, рекомендуемая чистота обработки (параметр шероховатости) поверхностей уплотнительной пары составляет 1,6 мкм (см. ОСТ В 38052-80). Однако, при такой высокой чистоте обработки поверхностей сопрягаемых деталей возникает эффект их «слипания». При испытаниях на герметичность конструкции, которые проводятся на небольших давлениях (порядка 1 атм.), данные явления не позволяют выявить отсутствие уплотнения, установку некачественного уплотнения или его повреждения, т.е. конструкция может быть герметична на низких давлениях. Но при работе конструкции, когда начинают действовать высокие давления и изгибающие усилия, происходит разгерметизация узла, и конструкция становится не работоспособной.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности работы конструкции, за счет выявления дефектов уплотнительного элемента на этапе контрольных испытаний и определение наиболее температурно нагруженных мест стыка.

Указанная задача решается тем, что в торцевом стыке деталей, на одной из которых выполнена канавка, в которую установлен уплотнительный элемент в виде резинового кольца круглого сечения, и соединенным с помощью крепежных элементов, на торце детали, снабженной канавкой под уплотнительный элемент, выполнена радиальная риска, расположенная за уплотнительным элементом, при этом риска выполнена на всей длине торца указанной детали, а ширина риски «s» и ее глубина «h» не превышают (0,04…0,06) dупл., где dупл. - диаметр поперечного сечения кольца.

На фиг. 1 приведена конструкция торцевого стыка деталей с уплотнительным элементом.

На фиг. 2 приведен вид на торец детали с кольцевой канавкой.

На фиг. 3 приведено поперечное сечение радиальной риски.

На фиг. 4 приведен вид на торец детали с кольцевой канавкой с несколькими радиальными рисками.

Торцевой стык состоит из двух соединяемых деталей 1 и 2. Детали 1 и 2 стягиваются соединительным элементом, например, винтом 3. Герметичность соединения обеспечивается установкой герметизирующего уплотнения 4. Уплотнение 4 представляет из себя резиновое кольцо круглого сечения с диаметром поперечного сечения «dупл.». Уплотнение 4 установлено в канавку 5, выполненную на стыкуемом торце 6 детали 1, и поджато зубом 7, выполненном на стыкуемом торце 8 детали 2. Торцы 6 и 8 контактируют между собой на длине «L» (фиг. 2) до канавки 5 и зуба 7, а далее между деталями 1 и 2 имеется зазор «δ» (фиг. 1). На стыкуемом торце 6 детали 1 в радиальном направлении, вне зоны расположения винта 4, выполнена риска 9, имеющая глубину «h» и ширину «s» (фиг. 3) не превышающими величину (0,04…0,06) «dупл.» на всей длине «L» контакта торцов 6 и 8.

При сборке конструкции детали 1 и 2 стягиваются винтом 3 и, благодаря наличию зазора «δ», стыкуются именно по торцам 6 и 8. Уплотнение 4 деформируется и герметизирует стык.

Перед началом эксплуатации конструкции обязательно производится испытание торцевого стыка на герметичность внутренним давлением. Как правило давление испытания выбирается небольшим (порядка 1 атм.) из-за возможного разрушения элементов конструкции, например, заглушек, мембран и т.д. Как уже говорилось выше, в условиях высокой чистоты обработки поверхностей, с которыми контактирует уплотнение 5, большим сроком хранения, указанное испытание может показать герметичность соединения не только при поврежденном уплотнении 5, но даже при его отсутствии. Если это произойдет, то при эксплуатации соединения, когда давление повысится до рабочего, в условиях упругой деформации конструкции произойдет разгерметизация стыка.

Благодаря наличию в соединении риски 9, по которой рабочее тело будет стравливаться при испытании в случае повреждения уплотнения 5 или его отсутствия, возможно выявление негерметичности соединения до начала его эксплуатации.

Так как риска 9 выполнена с глубиной «h» и шириной «s» не превышающими величину (0,04…0,06) «dупл.» на всей длине «L» контакта торцов 6 и 8, не происходит выдавливание уплотнения 5 в риску 9, что могло бы произойти при больших размерах последней. Данное соотношение получено экспериментальным путем, при проведении работ с различными диаметрами колец «dупл.».

Выполнение нескольких рисок 9 на торце 6 дет. 1 позволяет во время работы конструкции определить места нарушения герметичности стыка (прогар), а следовательно и места с максимальной температурой.

Таким образом, предложенный вариант выполнения конструкции повышает надежность работы последней, за счет выявления дефектов уплотнительного элемента на этапе контрольных испытаний и определить наиболее температурно нагруженные места стыка.

Похожие патенты RU2727297C1

название год авторы номер документа
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС 2011
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
RU2468254C1
ГЕРМЕТИЧНЫЙ СТЫК 1996
  • Мишель Андре
  • Паскаль Детабль
RU2157943C2
ТРУБА С ВНУТРЕННИМ ПОКРЫТИЕМ И ЦЕНТРАТОР ДЛЯ ИХ СБОРКИ ПОД СВАРКУ В ТРУБОПРОВОД 2003
  • Калашников В.А.
  • Калашников О.В.
  • Бакулева И.В.
RU2245479C1
ШАРНИРНОЕ ТРУБОПРОВОДНОЕ СОЕДИНЕНИЕ 1990
  • Базлов В.Н.
  • Фролова Л.И.
RU2011102C1
Уплотнение стыка деталей 1986
  • Коротов Михаил Васильевич
SU1427129A1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2602470C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2572444C1
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ КОЛЬЦО 2023
  • Ткачев Андрей Олегович
  • Фатыхов Альмир Исмагилович
  • Алимов Владимир Ильич
  • Осауленко Георгий Ильич
  • Малышев Алексей Анатольевич
  • Шамаев Денис Алексеевич
  • Шметцер Дмитрий Владимирович
  • Чугунов Андрей Алексеевич
RU2811641C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТЯЖЕЛОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2592664C2
РАДИАЛЬНОЕ УПЛОТНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОВАНДЕР 2007
  • Овандер Валерий Борисович
RU2338106C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 727 297 C1

Реферат патента 2020 года Торцевой стык деталей

Изобретение относится к соединению неподвижных друг относительно друга деталей через уплотнительный элемент. Торцевой стык состоит из двух соединяемых деталей, на одной из которых выполнена канавка, в которую установлен уплотнительный элемент, выполненный в виде резинового кольца круглого сечения. На торце детали, снабженной канавкой, выполнена радиальная риска, расположенная за уплотнительным элементом. Риска выполнена по всей длине контакта торцевых поверхностей соединяемых деталей, а ее ширина и глубина не превышают величины, равной (0,04…0,06) «dупл.», где «dупл.» - диаметр поперечного сечения кольца. Для определения наиболее температурно нагруженных мест стыка на торце детали, снабженной канавкой, выполнено несколько радиальных рисок, равномерно расположенных по окружности торца указанной детали. Конструкция торцевого стыка позволяет выявить дефекты уплотнительного элемента на этапе контрольных испытаний и определить наиболее температурно нагруженные места стыка. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 727 297 C1

1. Торцевой стык деталей, на одной из которых выполнена канавка, в которую установлен уплотнительный элемент в виде резинового кольца круглого сечения, и соединенный с помощью крепежных элементов, отличающийся тем, что на торце детали, снабженной канавкой под уплотнительный элемент, выполнена радиальная риска, расположенная за уплотнительным элементом, при этом риска выполнена на всей длине торца указанной детали, а ширина риски «s» и ее глубина «h» не превышают (0,04…0,06) dупл., где dупл. - диаметр поперечного сечения кольца.

2. Торцевой стык деталей по п. 1, отличающийся тем, что на торце детали, снабженной канавкой под уплотнительный элемент, выполнено несколько радиальных рисок, равномерно расположенных по окружности торца указанной детали.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2727297C1

"Уплотнения" сборник статей под редакцией В.К
Житомирского, М.: Машиностроение, 1964, с.252
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ 1998
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
  • Ульянов А.Г.
RU2141590C1
Способ контроля колец трения торцового уплотнения 1988
  • Баринов Петр Константинович
  • Шатаев Евгений Викторович
SU1573280A1
1971
SU435981A1
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА 0
SU333349A1

RU 2 727 297 C1

Авторы

Домнин Кирилл Геннадьевич

Лобанов Олег Александрович

Тумановская Валентина Павловна

Чекушин Александр Дмитриевич

Даты

2020-07-21Публикация

2019-10-01Подача