ДВУХКОМПОНЕНТНОЕ МАСЛОСЪЕМНОЕ КОЛЬЦО С РЕБРАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ ДАВЛЕНИЕ НА МАСЛО Российский патент 2020 года по МПК F16J9/20 

Описание патента на изобретение RU2727816C2

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к поршневым кольцам, в частности, к маслосъемному кольцу.

Уровень техники

Одна из основных проблем четырехтактного двигателя заключается в контроле и уплотнении системы поршневого кольца и поршня от и с помощью масла, содержащегося в картере двигателя. По этой причине применяются поршневые кольца, которые должны обеспечивать максимально возможное уплотнение камеры сгорания от находящегося в картере масла. При этом следует учитывать, что присутствие в системе определенного количества масла необходимо для того, чтобы обеспечивать функционирование системы поршневых колец в части снижения трения и уплотнения с целью предотвращения утечки газа из камеры сгорания. Это определенное количество масла, с одной стороны, следует поддерживать, по возможности, малым, не нарушая, с другой стороны, гидродинамическую смазочную пленку на рабочих поверхностях поршневых колец. Таким образом, маслосъемное кольцо должно осуществлять контроль для получения оптимального равновесия между выпуском масла, работоспособностью и износоустойчивостью.

Маслосъемные кольца в виде двух- или трехкомпонентных вариантов исполнения применяются в двигателях LVD, LVP HD. В случае двухкомпонентных колец основа кольца снабжается внутренней пружиной, которая прижимает расположенную снаружи рабочую поверхность к стенке цилиндра. На рабочей поверхности поршневого кольца расположены два ребра, которые снимают избыточное масло со стенки цилиндра, при этом между ребрами предусмотрены отверстия, например, в виде каналов или прорези, по которым избыточное масло отводится от наружной стороны к внутренней стороне поршневого кольца. Указанные ребра расположены симметрично по высоте и глубине.

Раскрытие сущности изобретения

Задача настоящего изобретения заключается в том, чтобы дополнительно усовершенствовать контроль за количеством маслом, содержащимся в системе поршневых колец, и, таким образом, уменьшить расход масла при одновременном обеспечении правильного функционирования комплекта колец.

Согласно изобретению вышеуказанная задача решена при помощи маслосъемного кольца, содержащего основу кольца и внутреннюю пружину, при этом на наружной рабочей поверхности основы кольца в окружном направлении расположены два проходящих по кругу ребра с расположенной между ними канавкой, и при этом предусмотрены отверстия, которые проходят радиально от канавки к внутренней стороне основы кольца. Области рабочей поверхности ребер выполнены выпукло бочкообразными с точками поворота, при этом расстояние от обеих точек поворота до оси кольца является равным, а осевая высота ребра, обращенного к камере сгорания, по меньшей мере в два раза больше, чем осевая высота ребра, обращенного к картеру двигателя.

Согласно одному аспекту настоящего изобретения область рабочей поверхности ребра, обращенного к камере сгорания, может быть выполнена асимметрично бочкообразной.

Согласно другому аспекту точка поворота области рабочей поверхности ребра, обращенного к камере сгорания, расположена вблизи канавки на расстоянии, составляющем менее 25%, предпочтительно менее 15%, осевой высоты ребра, обращенного к камере сгорания.

Согласно следующему аспекту область рабочей поверхности ребра, обращенного к картеру двигателя, может быть выполнена симметрично бочкообразной, при этом точка поворота может быть расположена посредине осевой высоты ребра, обращенного к картеру двигателя.

В настоящем описании используется обычная система обозначений, согласно которой термин "осевой" относится к соответствующему направлению поршня, т.е. к направлению его возвратно-поступательного движения, или к соответствующей оси поршня-цилиндра. Ось кольца представляет собой ось, которая проходит через центр кольца в осевом направлении и которая в смонтированном состоянии кольца совпадает с центральной осью поршня. Радиальное направление соответствует направлению, которое проходит параллельно плоскости кольца к оси кольца или от нее.

Краткое описание чертежей

Ниже приведено более подробное описание вариантов осуществления изобретения, представленных в качестве примеров, со ссылками на прилагаемый чертеж, на котором показано:

фиг. 1 - вид маслосъемного кольца в осевом поперечном разрезе. Осуществление изобретения

На фиг. 1 на виде в осевом поперечном разрезе показан вариант осуществления маслосъемного кольца согласно настоящему изобретению, представленный в качестве примера. Маслосъемное кольцо является двухкомпонентным и содержит основу 1 кольца и кольцеобразную внутреннюю пружину 2, например, спиральный пружинный расширитель, который в смонтированном состоянии прижимает маслосъемное кольцо в наружном направлении к стенке цилиндра. В области рабочей поверхности маслосъемного кольца расположены два ребра 3, 4, проходящие в окружном направлении, и между которыми находится углубление в виде канавки, которая также проходит в окружном направлении и имеет площадь F на вида в осевом поперечном сечении. От основания канавки в окружном направлении к внутренней стороне основы 1 кольца проходит несколько отверстий 5, например, в виде каналов или прорезей, таким образом, избыточное масло может стекать в кольцевой канавке поршня из области рабочей поверхности к внутренней стороне маслосъемного кольца, откуда оно по соответствующим стокам в поршне направляется далее. Показанное маслосъемное кольцо имеет асимметричную форму рабочей поверхности: оба ребра 3, 4 отличаются, как величиной их осевой высоты K, S, так и контуром их рабочих поверхностей. При этом термины "симметричный" или "асимметричный" следует понимать относительно осевого направления, т.е. в смысле зеркальной симметрии относительно плоскости, параллельной плоскости кольца и, таким образом, перпендикулярной осевому направлению. В разреза, показанном на фиг. 1, симметрию или асимметрию следует рассматривать относительно горизонтальной оси. В окружном направлении кольцо является вращательно-симметричным, если не учитывать замок кольца.

Ребро 3, обращенное к камере сгорания, имеет сильно асимметричную выпуклую бочкообразность, т.е. рабочая поверхность имеет изгиб наружу, при этом изгиб вблизи канавки больше, чем изгиб вблизи боковой стороны ребра, которая обращена к камере сгорания и является верхней на чертеже. Таким образом, вблизи канавки рабочая поверхность описывает в осевом направлении относительно острую дугу, в то время как на другой боковой стороне имеет место относительно плоский изгиб. Точка Y поворота, называемая также "вершиной", т.е. точка, которая в радиальном направлении является самой дальней снаружи, и в которой кольцо прилегает к стенке цилиндра, находится вблизи канавки. Расстояние в осевом направлении от точки Y поворота до канавки предпочтительно составляет менее 25% осевой высоты К ребра 3, обращенного к камере сгорания, более предпочтительно менее 15%, при этом точка Y поворота в большой степени также ориентирована вниз в направлении картера двигателя. Вследствие выбора такого контура слишком большое количество нанесенного масла во время подъема поршня просто переливается, поскольку из-за асимметричной формы рабочей поверхности ребра 3, обращенного к камере сгорания, масло может проникать в осевом направлении в относительно большую область, образованную между стенкой цилиндра и рабочей поверхностью ребра, и, таким образом, создавать относительно большую силу, которая противодействует силе прижатия ребра 3 к стенке цилиндра. И наоборот, указанное расположение точки Y поворота во время движения поршня вниз обеспечивает соответствующую высокую эффективность съема масла ребром, обращенным к камере сгорания. При этом масло во время движения поршня вниз удерживается между ребрами 3, 4 до тех пор, пока соответствующий перепад давления не приведет к прохождению масла через отверстия 5 к внутренней боковой стороне основы 1 кольца.

Ребро 4, обращенное к картеру двигателя, выполнено с относительно большой выпуклой бочкообразностью на рабочей поверхности, т.е. рабочая поверхность имеет в осевом направлении относительно большой изгиб. Термин "относительно большой" в данном контексте следует понимать как сравнение с малым изгибом боковой стороны рабочей поверхности ребра 3, обращенного к камере сгорания. Точка Z поворота ребра 4, обращенного к картеру двигателя, расположена в осевом направлении примерно на половине высоты S ребра 4, обращенного к картеру двигателя. В радиальном направлении положение точки Z поворота ребра 4, обращенного к картеру двигателя, соответствует положению точки Y поворота ребра 3, обращенного к камере сгорания. В осевом направлении они совпадают друг с другом и, таким образом, находятся на одинаковом расстоянии от оси кольца, при этом в смонтированном состоянии они одновременно прилегают к стенке цилиндра. Благодаря такой форме рабочей поверхности, обеспечивается высокая эффективность съема масла ребром 3, обращенным к картеру двигателя, в обоих направлениях: при движении поршня вниз масло снимается вниз в картер двигателя, при движении поршня вверх масло удерживается в области, расположенной между ребрами.

Эффективность формы рабочих поверхностей ребер 3, 4 во время работы поддерживается за счет различной высоты обоих ребер в осевом направлении. Ребро 3 имеет осевую высоту K (контрольную высоту), которая по меньшей мере в два раза больше, чем осевая высота S (высота съема масла) ребра 4, обращенного к картеру двигателя. Таким образом, действительно выражение K>2⋅S.

Для того чтобы обеспечить функционирование, в маслосъемном кольце предусмотрена, в частности, установка пружины 2 таким образом, чтобы центр тяжести плоскости основы 1 кольца, т.е. центр силы, направленной наружу и прилагаемой пружиной, находился на осевой высоте между обеими точками Y, Z поворота. Обе рабочие поверхности ребер 3, 4 одновременно прижимаются соответствующими точками Y, Z поворота к стенке цилиндра. При этом предпочтительно, чтобы сила примерно поровну передавалась каждым из двух ребер. Однако возможно также неравномерное распределение указанной силы, чтобы противодействовать динамическим силам, возникающим во время работы, и во всех режимах эксплуатации обеспечивать подходящую силу прижатия к стенке цилиндра, чтобы предотвращать отрыв одного из ребер от стенки цилиндра в процессе работы.

Канавка, которая находится между двумя ребрами 3, 4, имеет осевую высоту D, соответствующую расстоянию между указанными ребрами, и глубину X. Количество масла, которое может удерживаться между ребрами 3, 4, определяется площадью выемки А=D⋅X канавки с последующим определением объема путем ее умножения на среднюю длину окружности канавки.

Этот объем канавки между ребрами 3, 4 является решающим для обеспечения, с одной стороны, поступления в систему поршневых колец достаточного количества масла, чтобы гарантировать правильное функционирование поршневых колец, а, с другой стороны, чтобы исключить поступление чрезмерного количества масла для поддержания, по возможности, низких значений выбросов. Установлено, что площадь А пропорциональна произведению давления Р0 на единицу поверхности и суммы K+S высот ребер кольца, деленному на соответствующий коэффициент Dx потерь при истечении масла, при этом давление Р0 на единицу поверхности представляет собой удельное давление, с которым ребра прижимаются к стенке цилиндра, т.е. силу, деленную на суммарную площадь рабочих поверхностей ребер:

Численное значение коэффициента Dx потерь при истечении масла составляет примерно от 2 до 9 Н/мм3. Dx определяется произведением отведенного объемного потока и плотности среды, деленным на общую рабочую поверхность кольца: Dx=ρ/2⋅V2⋅1/Lh, где ρ - плотность среды, V - скорость объемного потока и Lh - рабочая высота, т.е. рабочая длина кольца вдоль стенки цилиндра.

Описанная конструкция позволяет уменьшить расход масла и при этом обеспечивает полную функциональность комплекта колец. Кроме того, при этом обеспечивается уменьшение срезающих усилий между ребрами при снижении количества масла.

Похожие патенты RU2727816C2

название год авторы номер документа
КОМПРЕССИОННОЕ МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО 2017
  • Миттлер Рихард
  • Рух Фабиан
RU2733146C2
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ 2004
  • Горшков Валерий Николаевич
  • Межецкий Геннадий Дмитриевич
  • Хохлов Александр Владимирович
  • Калинников Николай Яковлевич
  • Михайлов Владелен Васильевич
  • Слепов Алексей Александрович
  • Шватченко Владимир Яковлевич
RU2301364C2
ОДНОКОМПОНЕНТНОЕ МАСЛОСЪЕМНОЕ КОЛЬЦО 2017
  • Миттлер, Рихард
  • Рух, Фабиан
RU2733910C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОРШНЕВОГО КОЛЬЦА 2011
  • Эссер Йоханнес
  • Крёшель Ханс-Герд
  • Хоппе Стеффен
RU2556951C2
ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО 2016
  • Гиллен, Йюрген
  • Вольфрам, Ойген
RU2719250C2
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ 1991
  • Горшков В.Н.
  • Калинников Н.Я.
  • Загребин Г.Г.
  • Белов О.А.
RU2018749C1
МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
  • Гуреев Виктор Михайлович
RU2535599C1
ПОРШЕНЬ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Путинцев С.В.
RU2016299C1
УЗЕЛ МАСЛОСЪЕМНОГО ПОРШНЕВОГО КОЛЬЦА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Данилов Ю.С.
  • Хохлов А.В.
  • Симдянкин А.А.
  • Никитин Д.А.
RU2016300C1
ПРОФИЛИРОВАННОЕ КОМПРЕССИОННОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО 2016
  • Миттлер Рихард
  • Эссер Петер
RU2679067C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 727 816 C2

Реферат патента 2020 года ДВУХКОМПОНЕНТНОЕ МАСЛОСЪЕМНОЕ КОЛЬЦО С РЕБРАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ ДАВЛЕНИЕ НА МАСЛО

Изобретение относится к маслосъемному кольцу, которое содержит два проходящих по кругу ребра (3, 4), рабочие поверхности которых имеют изгиб наружу, при этом ребро (3), обращенное к камере сгорания, имеет осевую высоту (K), которая по меньшей мере в два раза больше, чем осевая высота (S) ребра (4), обращенного к картеру двигателя, при этом ребро, обращенное к камере сгорания, имеет асимметричную бочкообразность. Изобретение улучшает контроль за количеством маслом, содержащимся в системе поршневых колец, и, таким образом, уменьшает расход масла при одновременном обеспечении правильного функционирования комплекта колец. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 727 816 C2

1. Маслосъемное кольцо, содержащее основу (1) кольца и внутреннюю пружину (2), в котором на наружной рабочей поверхности основы кольца в окружном направлении расположены два проходящих по кругу ребра (3, 4) с расположенной между ними канавкой,

при этом предусмотрены отверстия (5), радиально проходящие от канавки к внутренней стороне основы (1) кольца,

при этом области рабочей поверхности ребер (3,4) выполнены выпукло бочкообразными с точками (Y, Z) поворота, при этом расстояние от обеих точек (Y, Z) поворота до оси кольца является, по существу, равным,

при этом осевая высота (K) ребра (3), обращенного к камере сгорания, по меньшей мере в два раза больше, чем осевая высота (S) ребра (4), обращенного к картеру двигателя.

2. Маслосъемное кольцо по п. 1, в котором область рабочей поверхности ребра (3), обращенного к камере сгорания, выполнена асимметрично бочкообразной.

3. Маслосъемное кольцо по одному из предшествующих пунктов, в котором точка (Y) поворота области рабочей поверхности ребра (3), обращенного к камере сгорания, расположена вблизи канавки на расстоянии, составляющем менее 25%, предпочтительно менее 15%, осевой высоты (K) ребра (3), обращенного к камере сгорания.

4. Маслосъемное кольцо по одному из предшествующих пунктов, в котором область рабочей поверхности ребра (4), обращенного к картеру двигателя, выполнена симметрично бочкообразной, при этом точка (Z) поворота расположена посередине осевой высоты (S) ребра (4), обращенного к картеру двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2727816C2

ДВЕРНОЕ ПОЛОТНО 2002
  • Максимов А.И.
RU2245980C2
DE 102009036240 A1, 17.02.2011
МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2447307C1
Способ сборки ротора 1986
  • Липовкин Геннадий Иванович
SU1467408A1
Балластная призма железнодорожного пути 1988
  • Толкачников Юрий Борисович
  • Харченко Виталий Тимофеевич
  • Бусыгин Анатолий Андреевич
SU1585422A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ МЕТАЛЛА ОТ ВТОРИЧНОГО ОКИСЛЕНИЯ НА ВЫХОДЕ ИЗ ШИБЕРНОГО ЗАТВОРА 1994
  • Кулик Н.Н.
  • Сидоров И.В.
  • Аксельрод Л.М.
  • Мигаль В.П.
  • Сакулин В.Я.
  • Можжерин В.А.
  • Салагина Г.Н.
  • Новиков Н.А.
RU2048258C1

RU 2 727 816 C2

Авторы

Миттлер, Рихард

Рух, Фабиан

Даты

2020-07-24Публикация

2017-04-26Подача