Данное изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к гусеничным машинам.
Известна мелкозвенчатая гусеница объекта 172М с последовательным резинометаллическим шарниром (РМШ), содержащая траки с гребнями и грунтозацепами на опорной поверхности, соединенными шестигранными пальцами [1]. Однако, эта гусеница, вследствие образования грунтозацепами открытой полости, имеет плохую самоочищаемость опорной поверхности и низкие тягово-сцепные качества при движении по слабым грунтам.
Известна также мелкозвенчатая гусеница объекта 219 с параллельным РМШ и обрезиненной беговой дорожкой, содержащая траки, состоящие из двух звеньев с грунтозацепами на опорной поверхности, в проушины которых запресованы два круглых, обрезиненных пальца. Траки соединяются между собой в средней части гребнями и башмаками, а по краям скобами с грунтозацепами [2]. Хотя грунтозацепы образуют относительно открытую полость и гусеница имеет хорошую самоочищаемость опорной поверхности реализуемые ей тягово-сцепные качества, при движении по слабым грунтам, часто бывают недостаточными.
Повысить тягово-сцепные качества гусеницы на слабых грунтах можно увеличением высоты грунтозацепов до наиболее эффективной 65-70 мм, однако это приведет к ухудшению самоочищаемости опорной поверхности гусеницы и повышению сопротивления движению по относительно твердых грунтах, из-за увеличения потерь на деформирование грунта грунтозацепами.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение тягово-сцепных качеств гусеницы на слабых грунтах при сохранении высокого уровня очищаемости.
Для достижения поставенной задачи в известной гусенице, содержащей траки, состоящие из двух звеньев с грунтозацепами на опорной поверхности, в проушины которых запрессованы два круглых, обрезиненных пальца, соединяемые между собой в средней части гребнями и башмаками, а по краям скобами с малыми грунтозацепами. Скобы гусеницы с одной стороны, не входящей в контакт с зубьями ведущего колеса при движении машины вперед, имеют прорези, в которые при одевании на пальцы вставляются большие (высотой 65-70 мм) подвижные грунтозацепы. Снизу со стороны прорези скоба имеет малые грунтозацепы, которые ограничивают ход подвижных грунтозацепов.
Предлагаемое техническое решение поясняется фигурой, на которой показана часть гусеницы 1 в двух проекциях. Гусеница содержит траки, состоящие из двух звеньев с грунтозацепами 2, пальцы 3, гребни 4 с башмаками, скобы 5 с малыми грунтозацепами 6, большие (подвижные) грунтозацепы 7.
Работает гусеница следующим образом. При движении по слабому грунту, вследствие большого сопротивления движению и относительно малого сопротивления грунта сдвигу, происходит буксование гусеницы, т.е. перемещение ее опорной ветви в сторону противоположную движению машины, при этом грунтозацеп 7, имеющий свободное вращение на пальце 3, под действием реакции грунта RГ, при определенном перемещении гусеницы относительно грунта, из положения «а» перемещается в положение «б». Поворот грунтозацепа 7 на больший угол ограничен малыми грунтозацепами 6. Величина перемещения в различных точках опорной поверхности неодинакова, а увеличивается линейно в направлении от начала к концу площади контакта и определено следующим выражением
ji=δxi
где ji - перемещение гусеницы относительно грунта в i-ой точке опорной поверхности;
δ - величина буксования гусеницы;
xi - расстояние от начала площади контакта до i-ой точки.
Следовательно, чем больше буксование гусеницы и чем дальше участок удален от начала площади контакта, тем больше его перемещение относительно грунта. Поэтому, для обеспечения требуемой силы тяги, в зависимости от грунтовых условий и режимов движения, может полностью раскрываться различное количество подвижных грунтозацепов 7.
Так, при отсутствии буксования относительно грунта все грунтозацепы 7 нераскрыты (положение «а»). При большей величине буксования раскрываются, занимая положение «б», практически все грунтозацепы на опорной поверхности.
При движении по твердому грунту реакция грунта RГ оказывается недостаточной для деформирования грунта большими грунтозацепами и они остаются не раскрытыми, не увеличивая тем самым сопротивления движению.
Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет повысить тягово-сцепные качества гусеницы при движении на слабых грунтах при сохранении высокого уровня ее очищаемости и может быть реализовано при модернизации существующих и создании новых образцов гусениц.
Источники информации
1. Объект 172М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга вторая. - М.: Военное издательство, 1975. - 354 с.
2. Объект 219. Руководство по войсковому ремонту. Часть первая. - М.: Военное издательство, 1980. - 383 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гусеница с резинометаллическим шарниром параллельного типа и цевочным зацеплением с ведущим колесом | 2021 |
|
RU2761974C1 |
АСФАЛЬТОХОДНАЯ ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ ШАРНИРОМ | 2009 |
|
RU2400390C1 |
Сборное звено гусеничной цепи | 2020 |
|
RU2749744C1 |
УШИРЕННАЯ ГУСЕНИЦА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИМ ШАРНИРОМ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2278052C2 |
ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2385815C1 |
ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ ХОДОВОЙ ЧАСТИ СНЕГОБОЛОТОХОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2538650C1 |
Зацепление гусеничной цепи с ведущим колесом | 1990 |
|
SU1743975A2 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2340501C1 |
Гусеничная лента транспортного средства | 1990 |
|
SU1712235A1 |
ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2006409C1 |
Изобретение относится к устройству повышения тягово-сцепных качеств гусеницы при движении на слабых грунтах. Гусеница содержит траки, состоящие из двух звеньев с грунтозацепами на опорной поверхности, в проушины которых запрессованы два круглых обрезиненных пальца. Траки соединяются между собой в средней части гребнями и башмаками, а по краям - скобами с малыми грунтозацепами. Скобы гусеницы с одной стороны имеют прорези, в которые при надевании на пальцы вставлены подвижные грунтозацепы, раскрывающиеся до упора в малые грунтозацепы скоб при буксовании гусеницы. Обеспечивается повышение тягово-сцепных качеств гусеницы при движении на слабых грунтах при сохранении высокого уровня ее очищаемости. 1 ил.
Гусеница, содержащая траки, состоящие из двух звеньев с грунтозацепами на опорной поверхности, в проушины которых запрессованы два круглых обрезиненных пальца, соединенные между собой в средней части гребнями и башмаками, а по краям скобами с малыми грунтозацепами, отличающаяся тем, что скобы гусеницы с одной стороны имеют прорези, в которые при надевании на пальцы вставлены большие подвижные грунтозацепы, раскрывающиеся до упора в малые грунтозацепы скоб при буксовании гусеницы.
ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ХОЛОДНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ | 2003 |
|
RU2247675C1 |
Гусеничное транспортное средство | 1981 |
|
SU1110705A1 |
Звено гусеницы трактора | 1990 |
|
SU1757948A1 |
Нефтеводяной сепаратор | 1987 |
|
SU1480845A1 |
Авторы
Даты
2020-07-24—Публикация
2019-12-10—Подача