СТЫКОВАЯ НАКЛАДКА ДЛЯ КОНТАКТНОГО РЕЛЬСА С МЕДНЫМ ВКЛАДЫШЕМ Российский патент 2020 года по МПК E01B11/30 B60M5/00 

Описание патента на изобретение RU2731805C1

Использование: при сборке стыков контактных рельсов метрополитенов.

Уровень техники. До настоящего времени на всех отечественных метрополитенах для компенсации дополнительного сопротивления на сборных электропроводящих стыках контактного рельса применяются стыковые электросоединители (до 4-х штук) из медного гибкого провода площадью сечения 95 кв.мм, которые приваривают к верхней нерабочей поверхности головок рельсов, см. Рис. 2.23÷25 в приложении. Соединители подкрашены розовым и оранжевым цветами, а пазухи - зеленым. Как это выглядит в реальности видно на фотографии в приложении, вид сбоку.

На метрополитене при напряжении 825 В пусковые токи только одного поезда достигают 8000 А, а длительный допустимый ток на контактном рельсе 5000 А. Применяются накладки по повторно-применяемым чертежам ПП-5.701.03.001 от ОАО"Метрогипротранс".

Кардинальное решение проблемы - изготовить накладку из меди - неприемлемо по стоимости и влечет ненужные бюрократические препятствия в виде испытаний изделия на прочность и т.д.

Но, можно поместить электросоединитель в пазуху, которая образуется в пространстве между шейкой рельса и накладкой. Предварительно пазуху расширяем фрезерованием внутренней стороны накладки на глубину 5 мм. Теперь электросоединителем будет медный вкладыш длиной 158 мм, площадью сечения 315 кв.мм и конфигурацией, вписанной с одной стороны в шейку контактного рельса, с другой в шейку стандартной накладки, см. чертеж.

Обозначения на чертеже «Устройство вкладыша-электросоединителя в пазухе контактного рельса»:

1 - контактный рельс

2 - стыковая накладка

3 - вкладыш-электросоединитель

4 - медная полоса

5 - зона прилегания вкладыша к шейке рельса

6 - зона фрезеровки на накладке

7 - отверстие для стягивающего болта

С внутренней стороны накладка [2] фрезеруется на глубину до 5 мм, куда запрессовывается вкладыш-электросоединитель [3]. Углубление [6] заодно предотвращает продольное смещение вкладыша [3] относительно накладки [2] при температурном смещении самого рельса [1]. Таким образом стандартную накладку снабжаем вкладышем, с которым накладка являет единое целое и медной полосой; в этом и состоит изобретение.

Толщина вкладыша намеренно делается больше на 2 мм относительно ширины пазухи и на всю поверхность вкладыша [5], примыкающую к шейке рельса и на медную полосу [4], с внутренней стороны перед сборкой стыка наносится 1 мм слой смазки «Суперконт». При затяжке болтов накладки с усилием 80 даН*м на один болт излишки смазки выдавливаютя, а частицы меди в смазке сжимаются, обеспечивая надежный контакт вкладыша с рельсами и полосы с накладкой. Площадь контактной поверхности вкладыша и шейки рельса составляет не менее 1562 кв.мм на каждый из двух концов рельса. Для предотвращения коррозии вкладыша от влаги пазухи с обоих концов накладки [4] и зазор между торцами рельсов промазываются графитовой смазкой.

Две накладки с медными вкладышами выдерживают длительный предельно допустимый ток более 4020 А, что соответствует требуемому максимальному длительному току по свойствам тяговой сети метрополитенов с напряжением 825 В.

Сущность изобретения состоит в переносе стыкового электросоединителя рельса в виде медного вкладыша в пазуху между рельсовой накладкой и шейкой рельса и медной полосы на внешнюю поверхность шейки накладки. Это позволяет кратно увеличить сечение электросоединителя для обеспечения прохождения предельно допустимых токов тяговой сети метрополитена и отказаться от сварных электросоединителей на контактном рельсе метрополитена (сварное соединение ненадежно, плохо контролируется, а место приварки соединителей приводит к дефектности рельсов).

Похожие патенты RU2731805C1

название год авторы номер документа
СТЫКОВАЯ НАКЛАДКА ДЛЯ ХОДОВЫХ РЕЛЬСОВ С УЛУЧШЕННОЙ ПРОВОДИМОСТЬЮ 2019
  • Куровский Александр Борисович
  • Семенов Владимир Евгеньевич
RU2734038C1
НОРМАЛЬНЫЙ И ТЕМПЕРАТУРНЫЙ СТЫКИ КОНТАКТНОГО РЕЛЬСА МЕТРОПОЛИТЕНА С УЛУЧШЕННОЙ ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬЮ 2018
  • Куровский Александр Борисович
RU2687396C1
АБСОЛЮТНАЯ ТЯГОВАЯ СЕТЬ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА С НЕПРЕРЫВНЫМ ПИТАНИЕМ ВАГОНОВ 2017
  • Куровский Александр Борисович
RU2679351C1
СТЫКОВОЙ ЭЛЕКТРОСОЕДИНИТЕЛЬ КОНТАКТНОГО РЕЛЬСА 2005
  • Беляков Владимир Иванович
RU2296680C1
СОЕДИНИТЕЛЬ РЕЛЬСОВЫЙ СТЫКОВОЙ ПРУЖИННЫЙ 2009
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Казиев Гурам Дмитриевич
  • Кайнов Виталий Михайлович
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Васин Валерий Викторович
RU2404318C1
СОЕДИНИТЕЛЬ РЕЛЬСОВЫЙ СТЫКОВОЙ 1995
  • Супрун П.П.
  • Кириленко А.Г.
  • Ли В.Н.
  • Крапивный В.А.
  • Крамаренко Е.Р.
  • Бабенко Э.Г.
RU2085415C1
СМАЗКА ЭЛЕКТРОПРОВОДНАЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 2019
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Довгаль Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
RU2713155C1
Электрически изолирующее неразъемное рельсовое стыковое соединение 2017
  • Кленин Юрий Георгиевич
  • Тимофеев Михаил Александрович
  • Ушаков Андрей Евгеньевич
  • Хруленко Максим Андреевич
RU2671893C1
КОНТАКТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 2009
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Васин Валерий Викторович
  • Флянтикова Татьяна Евгеньевна
RU2404319C1
СОЕДИНИТЕЛЬ РЕЛЬСОВЫЙ 2006
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Мокрицкий Борис Яковлевич
  • Штанов Олег Викторович
  • Лесков Владимир Александрович
  • Каменев Александр Иванович
  • Хаков Марат Анасович
RU2330912C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 731 805 C1

Реферат патента 2020 года СТЫКОВАЯ НАКЛАДКА ДЛЯ КОНТАКТНОГО РЕЛЬСА С МЕДНЫМ ВКЛАДЫШЕМ

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Стыковая накладка для контактного рельса содержит медный вкладыш, который используется в качестве электросоединителя и помещается между рельсом и накладкой в пазуху. Пазуха создается фрезерованием с внутренней стороны накладки. Накладка с внешней стороны дополняется медной полосой, выдерживающей длительный ток на контактном рельсе метрополитена. Достигается обеспечение прохождения предельно допустимых токов тяговой сети метрополитена. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 731 805 C1

Стыковая накладка для контактного рельса с медным вкладышем в качестве электросоединителя, который помещается между рельсом и накладкой в пазуху, создаваемую фрезерованием с внутренней стороны накладки, при этом накладка с внешней стороны дополняется медной полосой, выдерживающей длительный ток на контактном рельсе метрополитена.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2731805C1

Приспособление для смазки хода челнока швейной машины 1933
  • Черняк М.Р.
SU34939A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО^"'СТЫКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ^^РЕЛЬСОВ 1969
SU419428A1
US 20130161406 A1, 27.06.2013
KR 200175082 Y1, 15.03.2000
US 7735745 B2, 15.06.2010.

RU 2 731 805 C1

Авторы

Куровский Александр Борисович

Семенов Владимир Евгеньевич

Даты

2020-09-08Публикация

2019-10-25Подача