СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ Российский патент 2020 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2732645C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции.

Уровень техники

Известен способ контроля состояний рельсовой линии, заключающийся в том, что для контроля состояний разветвленной рельсовой линии, в нее подают сигнал от ее середины, сокращая зоны предварительного и дополнительного шунтирования. Контроль занятости рельсовой линии с переключением после освобождения участка приближения или с занятием второго за сигналом путевого участка фиксируют поездные сигналы, которые смещены против хода движения поезда на расстояние, соответствующее зоне предварительного шунтирования [Патент RU №2581277. Способ контроля свободности рельсовой линии автора Полевого Ю.И.].

Недостатком этого способа является то, что он имеет достаточно большую зону предварительного шунтирования, а так же требует использования устройств контроля всплеска напряжения, изолирующих стыков на переводных кривых и на съездах из-за малой протяженности участков съездов.

Известен способ контроля состояний рельсовой линии, заключающийся в том, что сигнал в рельсовую линию подают от ее середины для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, при этом входные сопротивления приемных концов снижают до минимума (например, до 0,03 Ом), рельсы переводных кривых шунтируют конденсаторами, которые совместно с рельсами образуют колебательные контуры - фильтры-пробки, повышают частоту сигнального тока до 2000-4000 Гц, что необходимо для работы колебательных контуров и снижения зоны предварительного шунтирования на съездах [Патент РФ №2333126 Способ контроля состояний рельсовой линии авторов Полевого Ю.И., Горелика А.В., Мухина Л.В., опубл. 27.04.2018 г., БИ №12].

Недостатком этого способа является то, что требуется большое количество соединителей и путевых приемников на одну стрелку.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом является повышение надежности работы за счет сокращения длины напольных соединителей и количества путевых приемников на одну стрелку.

Технический результат достигается тем, что сигнал в рельсовую линию подают от ее середины, рельсы переводных кривых шунтируют конденсатором, который совместно с рельсами образуют параллельный колебательный контур - фильтр-пробку, повышают частоту сигнального тока до 2000-4000 Гц. При этом колебательный контур снабжают конденсатором, параллельно с которым подсоединяют последовательно соединенные отрезки рельс - переводные кривые, питание рельсовой линии осуществляют от точек подключения к рельсам конденсатора, к концам ответвлений подсоединяют резисторы для обеспечения контроля целостности рельс ответвлений. При нарушении целостности рельс одного из ответвлений или наложении поездного шунта нарушаются условия резонанса колебательного контура, который шунтирует рельсовую линию и обесточивает путевое реле. Наложение поездного шунта на участок пути перед остряками рельс также приводит к обесточиванию путевого реле.

Краткое описание чертежей

На Фиг. 1 представлена схема разветвленной рельсовой цепи, на Фиг. 2 изображена структурная схема разветвленной рельсовой цепи.

Осуществление изобретения

На Фиг. 1 и 2 приведены следующие обозначения:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 - отрезки рельс, отрезки рельс 3 и 4 являются первой и второй переводной кривой;

9, 10, 11, 12, 13 и 14 - изолирующие стыки;

15 - конденсатор;

16 - первый резистор R1;

17 - второй резистор R2;

18 - первый трансформаторный ящик 1ТЯ;

19 - релейный трансформатор;

20 - второй трансформаторный ящик 2ТЯ;

21 - питающий трансформатор;

22 - ограничительный резистор R0;

23 - пост электрической централизации;

24 - путевой приемник ПП;

25 - путевое реле П;

26 - первый предохранитель 1ПР;

27 - второй предохранитель 2ПР;

28 - путевой генератор.

На Фиг. 1 представлена рельсовая цепь с резонансным контуром. На ней изображены отрезки рельс 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8; изолирующие стыки 9, 10, 11, 12, 13 и 14; конденсатор 15 первый и второй резисторы 16 и 17 (Фиг. 1 и 2). Ток от первого вывода путевого генератора 28 через первый предохранитель 26, первичную обмотку путевого трансформатора 21, второй предохранитель 27 протекает ко второму выводу путевого генератора 28. Питание в рельсовую линию подают примерно в середине рельсовой линии. В цепь вторичной обмотки путевого трансформатора 21 включен параллельный колебательный контур, одна ветвь которого содержит конденсатор С 15, вторая ветвь - последовательные соединенные отрезки рельс 3 и 4. Эти отрезки являются переводными кривыми и представляют индуктивные элементы контура. К месту соединения этих отрезков (крестовина, средняя точка элемента индуктивности) подключены отрезки рельсовых нитей - продолжение разветвленной рельсовой цепи. Со вторичной обмотки питающего трансформатора через резистор 22 подается напряжение на колебательный контур, состоящий из конденсатора 15 и отрезков рельс 3 и 4 (переводные кривые), вторичную обмотку релейного трансформатора 19 и последовательно соединенную цепь с резисторами 16 и 17. Эти резисторы позволяют обеспечит целостность рельсовых нитей ответвлений. Средняя точка А между отрезками рельс 3 и 4 соединена со средней точкой В межу резисторами 16 и 17 (Фиг. 2). При свободной и исправной рельсовой линии потенциалы точек А и В одинаковы, и между ними ток не протекает. Со вторичной обмотке релейного трансформатора 19 протекает ток от наведенной ЭДС на вход путевого приемника 24, с выхода которого ток протекает по обмотке путевого реле 25. Частота путевого генератора соответствует резонансной частоте колебательного контура (позиции 15, 3 и 4), поэтому входное сопротивление колебательного контура достаточно большое и ток через него не протекает. Реле 25 возбуждено. Через резисторы 16 и 17 протекает ток с вторичной обмотки питающего трансформатора 21. При вступлении поезда или нарушении целостности отрезков рельс одного из ответвлений, а также наложении шунта на одно из ответвлений шунтируется один из резисторов 16 или 17 и один из отрезков рельс 3 или 4. При этом нарушается резонанс колебательного контура, который шунтирует отрезки рельс 1 и 2. Путевое реле 25 обесточивается. При наложении поездного шунта между отрезками рельс 1 и 2 путевое реле также обесточивается.

Приборы рельсовой цепи размещаются на посту ЭЦ 23 и в трансформаторных ящиках 18 и 20.

Похожие патенты RU2732645C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2726458C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2714828C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2652598C1
УСТРОЙСТВО РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ 2003
  • Цыбуля Н.А.
  • Барышев Ю.А.
RU2245810C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВОГО УЧАСТКА 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2732933C1
УСТРОЙСТВО РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ БЕЗ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ 2007
  • Лочехин Владимир Сергеевич
RU2362700C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛОЧНЫМ ПЕРЕВОДОМ 1994
  • Цыбуля Н.А.
  • Табунщиков А.К.
  • Барышев Ю.А.
  • Байков П.П.
  • Лопатков В.Д.
RU2089425C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ С ПЕРЕМЫЧКАМИ ПО КОНЦАМ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2671591C1
Устройство управления стрелочным переводом 1989
  • Цыбуля Николай Артемьевич
  • Большаков Вадим Юрьевич
  • Табунщиков Александр Константинович
SU1684146A1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2671604C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 732 645 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики для контроля состояний рельсовых линий. В способе сигнал в рельсовую линию подают от середины, рельсы переводных кривых шунтируют конденсатором, который совместно с рельсами образует параллельный колебательный контур - фильтр-пробку при повышенной частоте сигнального тока 2000-4000 Гц, колебательный контур снабжают конденсатором, параллельно с которым соединяют последовательно включенные отрезки рельс - переводные кривые, при этом питание рельсовой линии осуществляют от точек подключения к рельсам конденсатора, к концам ответвлений подсоединяют резисторы для обеспечения контроля целостности рельс ответвлений, причем при нарушении целостности рельс одного из ответвлений или наложении поездного шунта нарушаются условия резонанса колебательного контура, который шунтирует рельсовую линию и обесточивает путевое реле, при этом наложение поездного шунта на участок пути перед остряками рельс также приводит к обесточиванию путевого реле. Достигается повышение надежности контроля состояний рельсовых линий. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 732 645 C1

Способ контроля состояний рельсовой линии, заключающийся в том, что сигнал в рельсовую линию подают от середины, рельсы переводных кривых шунтируют конденсатором, который совместно с рельсами образует параллельный колебательный контур - фильтр-пробку при повышенной частоте сигнального тока до 2000-4000 Гц, отличающийся тем, что колебательный контур снабжают конденсатором, параллельно с которым соединяют последовательно включенные отрезки рельс - переводные кривые, при этом питание рельсовой линии осуществляют от точек подключения к рельсам конденсатора, к концам ответвлений подсоединяют резисторы для обеспечения контроля целостности рельс ответвлений, причем при нарушении целостности рельс одного из ответвлений или наложении поездного шунта нарушаются условия резонанса колебательного контура, который шунтирует рельсовую линию и обесточивает путевое реле, при этом наложение поездного шунта на участок пути перед остряками рельс также приводит к обесточиванию путевого реле.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2732645C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПЕРЕГОННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ СТЫКАМИ 2018
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2684162C1
УСТРОЙСТВО РАЗВЕТВЛЕННОЙ ТОНАЛЬНОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ БЕЗ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ 2003
  • Цыбуля Н.А.
  • Барышев Ю.А.
RU2264942C2
УСТРОЙСТВО РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ БЕЗ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ 2007
  • Лочехин Владимир Сергеевич
RU2362700C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2671604C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2652598C1
РАЗВЕТВЛЕННЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ ЦЕПИ ПЕРЕКРЕСТНОГО СЪЕЗДА 2010
  • Лочехин Владимир Сергеевич
RU2455184C1
ВОРОНИН В.А
"Разработка стационарных рельсовых цепей тональной частоты без изолирующих стыков", журнал "Автоматика, связь и информатика", N4, 2000 г.

RU 2 732 645 C1

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Горелик Александр Владимирович

Савченко Павел Владимирович

Даты

2020-09-22Публикация

2019-07-08Подача