СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ Российский патент 2020 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2726458C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов на станции.

Уровень техники

Известен способ контроля состояний рельсовой цепи, заключающийся в том, что для контроля состояний разветвленной рельсовой линии, в нее подают сигнал от ее середины. При этом контроль занятия рельсовой цепи осуществляется после освобождения участка приближения или с занятием второго за сигналом путевого участка. Сигналы смещены против хода движения поезда на расстояние, соответствующее зоне предварительного шунтирования [Патент RU №2581277 Способ контроля свободности рельсовой линии автора Полевого Ю.И.].

Недостатком этого способа является то, что он имеет достаточно большую зону предварительного шунтирования, требует использования устройств контроля всплеска напряжения, а так же изолирующих стыков на переводных кривых и съездах из-за их малой протяженности.

Известен способ контроля состояний рельсовой цепи, заключающийся в том, что сигнал в рельсовую линию подают от ее середины для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, при этом входные сопротивления приемных концов снижают до минимума (например, до 0,03 Ом), рельсы переводных кривых шунтируют конденсаторами, которые совместно с рельсами образуют колебательные контуры (фильтры-пробки), повышают частоту сигнального тока до 2000-4000 Гц, что необходимо для работы колебательных контуров и снижения зоны предварительного шунтирования на съездах [Патент РФ №2333126 Способ контроля состояний рельсовой линии авторов Полевого Ю.И., Горелика А.В., Мухина Л.В., опубл. 27.04.2018 г., БИ№12].

Недостатком этого способа является то, что количество стрелочных переводов не превышает трех, а путевых приемников - четырех при использовании тональной частоты сигнального тока.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом является повышение надежности работы разветвленной рельсовой цепи за счет циклического подключения к ответвлениям разветвленной рельсовой цепи только одного приемника. При этом количество стрелочных переводов в одной стрелочно-путевой секции возрастает до четырех и более, а количество ответвлений, к которым осуществляется циклическое подключение приемника - до шести и более Технический результат достигается тем, что способ контроля состояний разветвленной рельсовой цепи, заключающийся в том, что сигнал в рельсовую цепь подают от ее середины для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, при этом входные сопротивления приемных концов снижают до минимума (например, до чтобы между ними был участок рельсовой линии, на котором чувствуется шунт путевыми приемниками обоих рельсовых цепей. При этом шунтовая чувствительность в середине этого участка должна быть не ниже нормативной путевой приемник у разветвленной рельсовой цепи только один, это повысит шунтовую чувствительность благодаря циклическому подключению путевого приемника к ответвлениям разветвленной рельсовой цепи, а также будет осуществляться контроль состояния всей рельсовой цепи в любой точке наложения поездного шунта благодаря замедлению на притяжение повторителя путевого реле, так как оно возбуждается только после того, как все ответвления свободны от подвижного состава. Если хотя бы одно из ответвлений занято, то обесточивается путевое реле и его повторитель. Возбуждение медленнодействующего на притяжение повторителя путевого реле происходит только с новым возбуждением путевого реле при условии что путевое реле будет непрерывно возбуждено в течении времени, превышающим время замедления повторителя.

Описание чертежей

На Фиг. 1 представлен план фрагмента путевого развития станции с обозначением питающего и приемных (функцию порогового элемента выполняет триггер размещенный в корпусе ПП 26, реле 27 имеет другое назначение) концов рельсовых цепей, на Фиг.2 изображены схемы включения приборов питающего и приемного концов, на Фиг. 3 приведен графики изменения шунтовой чувствительности двух смежных рельсовых цепей.

Осуществление изобретения

На Фиг. 1, 2 и 3 приведены следующие обозначения:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 стрелочно-путевые секции 15СП, 17СП, 19СП, 7-13СП, 1СП, 3СП и 5СП соответственно;

8, 9, 10 и 11 - стрелочные переводы 11СТР, 13СТР, 9СТР и 7СТР соответственно;

12, 13, 14, 15, 16 и 17 - путевые коробки с релейными трансформаторами секции 17-13СП соответственно 7-13ПК4, 13ПК5, 7-13ПК6, 7-13ГЖ1, 7-13ПК2 и 7-13ПК3;

18 - путевая коробка секции 17-13 СП с питающим трансформатором 7-13ПК;

19, 20, 21, 22, 23 и 24 - путевые коробки с релейными трансформаторами смежных секций с секцией 17-13 СП соответственно 15ПК, 17ПК, 19ПК, 1ПК, 3ПК и 5ПК;

25 - пост ЭЦ;

26 - путевой приемник ПП;

27 - путевое реле П;

28 - первый электронный ключ ЭК1;

29 - второй электронный ключ ЭК2;

30 и 31 - трансформаторы в первом электронном ключе;

32 и 33 - диоды в первом электронном ключе;

34 и 35 - трансформаторы во втором электронном ключе;

36 и 37 - диоды во втором электронном ключе;

38 - путевой генератор ГП;

39 - минусовой полюс источника питания М;

40, 41 и 42 - путевые трансформаторы в трансформаторных ящиках;

43 - счетчик СЧ;

44 - плюсовой полюс источника питания П;

45 - контакт путевого реле;

46 - медленнодействующий повторитель путевого реле МП;

47 - ограничитель тока питающего конца R0;

48 и 51 - первый и второй путевые генераторы ГП1 и ГП2 соответственно;

49 и 50 - первый и второй путевые приемники ПП1 и ПП2 соответственно.

На Фиг. 1 представлена рельсовая цепь на которой изображены однониточные фрагменты стрелочно-путевых участков секции 1 - 15СП, 2 - 17СП, 3 - 19СП, 5 - 1СП, 6 - 3СП и 7 - 5СП соответственно, а также рельсовой цепи 4 - 7-13СП. Кроме того, на фиг. 1 представлены путевые коробки с трансформаторами релейных концов 12, 13, 14, 15, 16 и 17 секций 7-13СП - 7-13ПК4, 7-13ПК5, 7-13ПК6, 7-13ПК1, 7-13ПК2 и 7-13ПК3 соответственно; а также путевая коробка 18 - 7-13ПК с питающим трансформатором, там же изображены путевые коробки с трансформаторами релейных концов - 19 - 15ПК, 20 - 17ПК, 21 - 19ПК, 22 - 1ПК, 23 - 3ПК и 24 - 5ПК соответственно секций 15СП, 17СП, 19СП, 1СП, 3СП и 5СП. Трансформаторные ящики релейных концов стоят «внахлест» (ближе к питающему концу находится ящики релейного конца смежной рельсовой цепи).

На Фиг. 2 приведена схема включения приборов рельсовых цепей размещенных на посту ЭЦ и путевых трансформаторов (питающего и релейного) в трансформаторных ящиках. Рельсовая цепь получает питание от путевого генератора 38 ГП, расположенного в середине рельсовой цепи, через ограничитель тока питающего конца 47 Ro, трансформатор питающего конца 42. Путевой приемник 26 ПП подсоединен к рельсам с участием электронных ключей 28 - ЭК1, 29 - ЭК2 и релейных трансформаторов 40 и 41. Электронные ключи 28 ЭК1 и 29 ЭК2 по сигналам со счетчика 43 по связям 1-6 (обведены кругами) обеспечивают цепи путевого приемника 26 ПП от разных приемных концов разветвленной рельсовой цепи 4 - 7-13СП. На Фиг. 2 показано подключение приборов (26 - путевого приемника ПП и 27 - путевого реле П) приемных концов рельсовой цепи 15 - 7-13П и 14 - 7-13ПК6 через соответствующие трансформаторы 40, 30, 31 и 41, 34, 35 к рельсовой линии.

При свободной рельсовой цепи 4 - 7-13СП путевое реле 27 П непрерывно находится под током за счет организации цепей питания через электронные ключи 28 ЭК1, 29 ЭК2 с участием диодов 32, 33, 36, 37.

При занятии рельсовой цепи 4 - 7-13СП одна из цепей путевого приемника, замкнутая через электронные ключи, отсутствует и реле обесточивается. Замедление реле 27 П позволяет удержать якорь на время переключения приемника с одного ответвления на другое. При занятии рельсовой цепи питание путевого реле отсутствует в течение одного или более тактов счетчика 43 СЧ, путевое реле обесточивается и обесточивает медленно действующий повторитель 46 МП (замедления на отпадание у повторителя отсутствует). У этого реле замедление только на отпадание (используется электронная схема или термоконтакт). Возбуждение медленнодействующего повторителя 46 МП происходит после того, как полный цикл опроса концов разветвленной рельсовой цепи 4 - 7-13СП закончится и ни в одном из тактов путевое реле 27 П не было обесточено. Таким образом, в цепи контроля состояний рельсовой линии 4 - 7-13СП включаются контакты реле 46 МП (на фиг. 2 не показан).

На Фиг. 3 представлены зависимости шунтовой чувствительности смежных рельсовых цепей (разветвленных или не разветвленных). На ней изображены путевые генераторы 48 ПГ1, 51 ПГ2 и путевые приемники 49 ПП1, 50 ПП2, участки первой и второй рельсовых цепей и перекрывающаяся зона шунтовой чувствительности обеих рельсовых цепей, линия нормативной шунтовой чувствительности Rшн=0,06 и линии шунтовой чувствительности первой и второй рельсовых цепей Rшн1 и Rшн2 соответственно. По Фиг. 3 видно, что пересечение линий шунтовой чувствительности первой и второй рельсовых цепей Rшн1 и Rшн2 выше нормативной шунтовой чувствительности, следовательно, поездной шунт чувствуется во всех точках пути.

Похожие патенты RU2726458C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2714828C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2732645C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ В ГОРЛОВИНАХ СТАНЦИИ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2723529C1
Устройство управления стрелочным переводом 1989
  • Цыбуля Николай Артемьевич
  • Большаков Вадим Юрьевич
  • Табунщиков Александр Константинович
SU1684146A1
УСТРОЙСТВО РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ 2003
  • Цыбуля Н.А.
  • Барышев Ю.А.
RU2245810C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2652598C1
Способ проверки выполнения шунтового режима работы электрической рельсовой цепи 2022
  • Табунщиков Александр Константинович
  • Гавриленко Алексей Валерьевич
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Стряпкин Леонид Игоревич
  • Антонов Антон Анатольевич
RU2791474C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛКАМИ С МАНЕВРОВОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИЕЙ 2004
  • Цыбуля Н.А.
  • Волков А.А.
RU2264941C1
Устройство для управления стрелочным переводом 1982
  • Цыбуля Николай Артемьевич
  • Крылов Анатолий Юрьевич
  • Щебров Валерий Николаевич
SU1062081A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ СТАНЦИОННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2733445C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 726 458 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ

Изобретение относится к железнодорожной автоматике для контроля состояний разветвленной рельсовой цепи. В способе сигнал в рельсовую цепь подают от ее середины, при этом входные сопротивления приемных концов снижают до минимума ~ 0,03 Ом, путевые приемники смежных рельсовых цепей подключают так, чтобы между ними был участок рельсовой линии, на котором чувствуется шунт путевыми приемниками обоих рельсовых цепей, при этом шунтовую чувствительность в середине этого участка обеспечивают не ниже нормативной, а путевой приемник у разветвленной рельсовой цепи - только один, чем обеспечивают повышение шутовой чувствительности благодаря циклическому подключению путевого приемника к ответвлениям разветвленной рельсовой цепи, осуществление контроля состояния всей рельсовой цепи в любой точке наложения поездного шунта благодаря замедлению на притяжение повторителя путевого реле, так как оно возбуждается только после того, как все ответвления свободны от подвижного состава, при этом если хотя бы одно из ответвлений будет занято, то обесточивается путевое реле и его повторитель, причем возбуждение медленно действующего на притяжение повторителя путевого реле происходит только с новым возбуждением путевого реле при условии, что путевое реле будет непрерывно возбуждено в течение времени, превышающего время замедления повторителя. Достигается повышение надежности работы разветвленной рельсовой цепи. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 726 458 C1

Способ контроля состояний разветвленной рельсовой цепи, заключающийся в том, что сигнал в рельсовую цепь подают от ее середины для сокращения зоны предварительного и дополнительного шунтирования, при этом входные сопротивления приемных концов снижают до минимума, например, до 0,03 Ом, отличающийся тем, что путевые приемники смежных рельсовых цепей подключают так, чтобы между ними был участок рельсовой линии, на котором чувствуется шунт путевыми приемниками обоих рельсовых цепей, при этом шунтовую чувствительность в середине этого участка обеспечивают не ниже нормативной, а путевой приемник у разветвленной рельсовой цепи - только один, что обеспечит повышение шунтовой чувствительности благодаря циклическому подключению путевого приемника к ответвлениям разветвленной рельсовой цепи, а также обеспечит осуществление контроля состояния всей рельсовой цепи в любой точке наложения поездного шунта благодаря замедлению на притяжение повторителя путевого реле, так как оно возбуждается только после того, как все ответвления свободны от подвижного состава, при этом если хотя бы одно из ответвлений будет занято, то обесточивается путевое реле и его повторитель, причем возбуждение медленно действующего на притяжение повторителя путевого реле происходит только с новым возбуждением путевого реле при условии, что путевое реле будет непрерывно возбуждено в течение времени, превышающего время замедления повторителя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2726458C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Мухин Леонид Викторович
RU2652598C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕНЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ БЕЗ ДРОССЕЛЬ-ТРАНСФОРМАТОРОВ 2017
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
RU2671113C1
RU 94030516 A1, 27.06.1996
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 1995
  • Воронин В.А.
  • Дмитриев В.С.
  • Куксов Н.В.
  • Лекута Г.Ф.
  • Петров А.Ф.
  • Ушкалов А.И.
RU2098302C1
УСТРОЙСТВО РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ БЕЗ ИЗОЛИРУЮЩИХ СТЫКОВ 2007
  • Лочехин Владимир Сергеевич
RU2362700C1

RU 2 726 458 C1

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Горелик Александр Владимирович

Савченко Павел Владимирович

Даты

2020-07-14Публикация

2019-07-08Подача