Изобретение относится к электроизмерительной технике и предназначено для определения мест повреждения (ОМП) в сетях электропередачи. Способ предназначен для ОМП линий электропередачи с многосторонним питанием по результатам измерения ее напряжений и токов по концам линии.
Известен способ адаптации дистанционной защиты и определителя места повреждения линии электропередачи с использованием ее модели [Патент РФ №2584268 «Способ адаптации дистанционной защиты и определителя места повреждения линии электропередачи с использованием ее модели», МПК G01R31/08, опубл. 20.05.2016 Бюл. № 14], согласно которому измеряют аварийные токи и напряжения, выполняют итерационные операции с моделью линии электропередачи и вводят корректировки в дистанционную защиту и определитель места повреждения линии электропередачи. Согласно предложения предварительно проводят имитации повреждений в различных точках линии электропередачи, определяют токи и напряжения по меньшей мере на одном конце линии электропередачи, реализуют процедуру определения места повреждения по токам и напряжениям, полученным в результате имитации повреждения, вычисляют разность расстояний между имитируемым местом повреждения и определенным по значениям токов и напряжений по модели, и реализуют адаптацию дистанционной защиты и определителя места повреждения путем корректировки расстояний, определенных в дистанционной защите и определителе места повреждения, на разность расстояний, сформированную в результате имитационного моделирования.
Известный способ хотя и использует уточнение (корректировку) результатов ОМП с учетом имитационного моделирования повреждений на ЛЭП, но не предназначен для линий с многосторонним питанием.
Известен способ ОМП [Патент РФ № 2368912 Способ определения мест повреждения линий электропередач распределительных сетей, МПК G01R 31/11, опубл. 27.09.2009, Бюл. № 27], по которому в исследуемую линию генерируют зондирующие импульсы, принимают отраженные сигналы и место повреждения точно и однозначно определяют по отсутствию отраженного импульса с информационным признаком, индивидуализирующим, по меньшей мере, конкретное ответвление, в котором, согласно предложению, в качестве зондирующих импульсов используют дискретно-кодированные сигналы, а в качестве информационного признака, индивидуализирующего конкретное ответвление или фазу ответвления, используют согласованную фильтрацию дискретно-кодированного сигнала на концах линии.
Недостатком способа является необходимость установки дополнительного оборудования (фильтров) по концам разветвленной линии, что приводит к удорожанию устройства ОМП, а также требует специальных эксплуатационных расходов для обслуживания дополнительного оборудования.
Наиболее близким техническим решением к предполагаемому изобретению является способ определения места повреждения линии электропередачи [Патент РФ № 2464582 Способ определения места повреждения разветвленной линии электропередачи с несколькими источниками питания, МПК G01R 31/08, опубл. 10.07.2012, Бюл. № 19] путем фиксации момента повреждения, измерения напряжений и токов основной гармоники аварийного и доаварийного режимов, выделения аварийных составляющих измеренных напряжений и токов, преобразования измеренных величин и их аварийных составляющих с использованием образованных напряженческих и токовых моделей линии в напряжения и токи мест предполагаемого повреждения. Согласно способа токи и напряжения, наблюдаемые в конце ветвей схемы линии с многосторонним питанием, используя модели ветвей линии, пересчитываются к их предполагаемым значениям в узле схемы, по результатам расчетов выбирается поврежденная ветвь, и относительно нее остальная часть схемы эквивалентируется, далее место повреждения определяется по модели получившейся линии.
Недостатком способа является низкая точность ОМП линии электропередачи, поскольку не в полной мере используется информация, в том числе о токах и напряжениях, фиксируемых при автоматических и неавтоматических повторных включениях линии, а также о паспортных параметрах ее участков.
Задачей изобретения является повышение точности ОМП на линии электропередачи с многосторонним питанием за счет уточнения удельных параметров поврежденной ветви с привлечением необходимой информации, касающейся паспортных параметров участков линии электропередачи, а также токов и напряжений, зафиксированных при автоматических и неавтоматических повторных включениях.
Поставленная задача достигается способом определения места повреждения линии электропередачи путем фиксации момента повреждения, измерения напряжений и токов основной гармоники аварийного и доаварийного режимов, выделения аварийных составляющих измеренных напряжений и токов, преобразования измеренных величин и их аварийных составляющих с использованием моделей линии в напряжения и токи мест предполагаемого повреждения, токи и напряжения, наблюдаемые в конце ветвей схемы линии с многосторонним питанием, используя модели ветвей линии, пересчитываются к их предполагаемым значениям в узле схемы, по результатам расчетов выбирается поврежденная ветвь, и относительно нее остальная часть схемы эквивалентируется, далее место повреждения определяется по модели получившейся линии. Согласно способа реализуют эквивалентирование схемы линии электропередачи, относительно ее поврежденной ветви, различными вариантами, фиксируют токи и напряжения, а также выделяют их аварийные составляющие не только для момента повреждения, но и для моментов последующих неуспешных автоматических и неавтоматических повторных включений, определяют расстояния до места повреждения по модели получившейся линии для каждого варианта эквивалентирования и повторного включения, уточняют удельные параметры поврежденной ветви с учетом паспортных данных линии электропередачи и совокупности полученных расстояний до места повреждения, определяют место повреждения по модели получившейся линии и уточненным удельным параметрам поврежденной ветви.
На фиг. 1 в качестве примера представлена линия электропередачи, подключенная к трем источникам, на которой повреждение произошло в точке N, а точка Р указывает место соединения трех ее ветвей. Фиг. 1 иллюстрирует применение метода наложения и характеризует расчетные схемы: а – нормального режима; б – режима короткого замыкания; в – чисто аварийного режима.
На фиг. 1 введены следующие обозначения: Es1, Es2, Es1 и Zs1, Zs2, Zs3 – соответственно ЭДС и собственные сопротивления ЭДС источников по концам ветвей ЛЭП; zуд1 – удельное сопротивление поврежденной ветви ЛЭП; Z2 и Z3 – сопротивления неповрежденных ветвей ЛЭП; Uн1, Iн1, Uн2, Iн2, Uн3, Iн3, U1, I1, U2, I2, U3, I3, Uав1, Iав1, Uав2, Iав2, Uав3, Iав3 – напряжения и токи в ветвях ЛЭП соответственно для нормального режима, режима короткого замыкания и чисто аварийного режима; l – расстояние до места повреждения; Rп – сопротивление повреждения; Iп и Iпн – ток через сопротивление повреждение в режиме короткого замыкания и нормальном режиме; L1, L2, L3 – длины ветвей ЛЭП.
Способ определения места повреждения разветвленной линии электропередачи с несколькими источниками питания реализуется следующим образом.
Совокупность элементов электрической сети в общем случае можно представить в виде графа [например, Папков, Б.В. Теория систем и системный анализ для электроэнергетиков: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Б.В. Папков, А.Л. Куликов. —2е изд., испр. и доп. — М.:Юрайт, 2016. — 470 с. — Серия: бакалавр и магистр. Академический курс.]. При таком представлении реализация ОМП ЛЭП сводится к оценке пути на графе от начального места расчета до места предполагаемого повреждения. Для разветвленной ЛЭП с несколькими источниками питания характерны следующие особенности, влияющие на точность ОМП:
- имеется несколько источников питания, имеющих разные фазовые углы и амплитуды;
- вероятны КЗ с ненулевым переходным сопротивлением в месте повреждения;
- удельные сопротивления ЛЭП неодинаковы и подвержены изменениям.
В таких условиях целесообразно применение метода наложения [например, Федосеев, А.М. Релейная защита электроэнергетических систем: Учеб. для вузов / А.М. Федосеев, М.А. Федосеев — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1992. — 528с.: ил.], позволяющего упростить расчеты и учет отдельных влияющих факторов на точность ОМП ЛЭП. Основная идея в применении метода наложения состоит в том, чтобы уравнять количество ветвей на ЛЭП до повреждения и после. Суть метода на примере однофазной электрической сети поясняет фиг.1:
• рассчитывается доаварийный режим. В место предполагаемого КЗ включается фиктивная ветвь с ЭДС, равной доаварийному напряжению Uдоавп в заданной точке. Как известно, если между точками сети, имеющими разность потенциалов Uдоавп, включить источник ЭДС, равный Uдоавп по величине и направлению, то токораспределение в сети не изменится (фиг. 1.a);
• рассчитывается послеаварийный режим. В ней ветвь КЗ представляет собой закоротку (фиг. 1.б);
• из уравнений по законам Кирхгофа для послеаварийной сети вычитаются почленно уравнения доаварийной сети. Это приводит к появлению так называемой чисто аварийной
схемы, изображенной на фиг. 1.в.
Чисто аварийная схема содержит только одну ЭДС, расположенную в месте КЗ. Величина ее равна доаварийному напряжению в этой точке, взятому со знаком «минус». Такой подход справедлив, если принять [например, Ульянов, С.А. Электромагнитные переходные процессы / С.А. Ульянов. — М.: Энергия, 1970], что ЭДС генераторов до и после КЗ одинаковы.
Влияние переходного сопротивления на расчет расстояния до места повреждения ЛЭП можно охарактеризовать следующими положениями:
• переходное сопротивление уменьшает модуль чисто аварийного напряжения UавN в месте повреждения (принцип делителя напряжения);
• пропорционально уменьшению напряжения UавN снижаются токи и напряжения в ветвях ЛЭП.
Таким образом, при определении расстояния до места повреждения разветвленной ЛЭП целесообразно использовать чисто аварийную схему. Она имеет всего один источник ЭДС, и содержит в неискаженном виде всю необходимую информацию для реализации ОМП. В сочетании с измерением напряжений и токов основной гармоники, доаварийного режима, режима КЗ, выделением аварийные составляющие измеренных напряжений и токов со всех концов ЛЭП, процедурой определения поврежденной ветви ЛЭП, применение метода наложения обеспечит высокую точность ОМП.
В частности, с применением чисто аварийной схемы (фиг.1.в) расчет расстояния l от шин (с сопротивлением Zs1) до места повреждения может быть выполнен, например, с применением следующих выражений:
l×zуд1 = (Uав1 – UавN)/Iав1;
l = (Uав1 – UавN)/(Iав1×zуд1).
В приведенных формулах неизвестной величиной является только UавN. Расчет этого напряжения (как и сопротивления повреждения Rп) может быть выполнен путем реализации операций способа-прототипа, при определении поврежденной ветви, эквивалентировании и реализации двухстороннего ОМП для эквивалентированной линии (поврежденной ветви) с эквивалентированными источниками.
Следует отметить, что эквивалентирование для разветвленной ЛЭП в режиме КЗ можно выполнить различными способами. Например, для схемы (фиг.1.б) формирование эквивалентного источника в точке Р можно реализовать при различном сочетании токов и напряжений (U2, I2, U3, I3) при использовании разных ветвей ЛЭП. Отсюда и расстояние l до места повреждения при разных вариантах эквивалентирования может иметь различные значения. Дополнительно различные расстояния до места повреждения могут быть получены при автоматическом и неавтоматическом (ручном) повторном включении ЛЭП после повреждения, поскольку в ходе повторного включения регистрируются иные значения токов и напряжений. В результате имеем массив (вектор) значений l для каждого из вариантов реализации ОМП.
Еще раз подчеркнем, что на первом этапе реализации способа производится определение поврежденного участка (ветви) линии электропередачи. При этом выполняется последовательность операций, аналогичная способу-прототипу:
- измеряют напряжения и токи основных гармоник, аварийного и доаварийного режимов;
- выделяют аварийные составляющие измеренных напряжений и токов со всех концов линии, имеющих источники питания;
- с помощью моделей линии, оценивают напряжения в местах состыковки отдельных участков (узлов);
- по небалансу оценок напряжений в узле определяют узлы, к которым подходят только неповрежденные участки;
- эквивалентируют эти узлы, исключая их из схемы, в результате определяют поврежденный участок сети;
- формируют модель ЛЭП относительно поврежденной ветви с эквивалентированными источниками.
В последующем реализуют множественное ОМП эквивалентированной ЛЭП при различных вариантах эквивалентирования и повторного включения и получают массив значений расстояний {li} до места повреждения. Используя каждое из значений li, реализуют уточнение удельных параметров поврежденной ветви ЛЭП с применением паспортных данных разветвленной линии. Для ЛЭП (фиг.1), например, расчетные выражения приобретают вид:
(L1 - li)×z'уд1 = Z1i - (Uав1i – UавNi)/Iав1i;
(L1 - li)×z'уд1 = (Z1i + Z2i) - (Uав1i – UавNi)/Iав1i – L2×zуд2;
(L1 - li)×z'уд1 = (Z1i + Z3i) - (Uав1i – UавNi)/Iав1i – L3×zуд3;
где Z1i, Z2i, Z3i, – расчетные комплексные сопротивления ветвей ЛЭП, полученные на основе измерений токов и напряжений, а z'уд1 – уточненные удельные параметры поврежденной ветви; zуд2 и zуд3 – удельные паспортные параметры неповрежденных ветвей ЛЭП.
Преобразуем приведенные выше выражения для всех i в матричную форму в виде
ǁ l ǁ×z'уд1 = ǁ Z ǁ.
Применение метода наименьших квадратов в условиях измерений токов и напряжений с ошибками, изменения параметров ЛЭП в процессе эксплуатации, неточных паспортных данных ветвей линии, обеспечивает получение уточненных удельных параметров поврежденной ветви ЛЭП
z ' уд1 = (ǁ l ǁТ×ǁ l ǁ)-1×ǁ l ǁТ ×ǁ Z ǁ.
В последующем для эквивалентированной схемы поврежденной ветви ЛЭП реализуется ОМП по одному из способов.
В заключении отметим, что за счет уточнения удельных параметров поврежденной ветви с привлечением необходимой информации, касающейся паспортных параметров участков линии электропередачи, а также токов и напряжений, зафиксированных при автоматических и неавтоматических повторных включениях, достигается цель изобретения - повышение точности ОМП на линии электропередачи с многосторонним питанием.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ РАЗВЕТВЛЕННОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ С НЕСКОЛЬКИМИ ИСТОЧНИКАМИ ПИТАНИЯ | 2010 |
|
RU2464582C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 2010 |
|
RU2437110C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ОДНОФАЗНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЕЕ МОДЕЛЕЙ | 1994 |
|
RU2085959C1 |
Способ определения расстояния до мест двойных замыканий на землю на линиях электропередачи в сетях с малыми токами замыкания на землю | 2020 |
|
RU2750421C1 |
Способ определения места повреждения на воздушной линии электропередачи по замерам токов с двух ее концов | 2023 |
|
RU2823691C1 |
Способ адаптации дистанционной защиты и определителя места повреждения линии электропередачи с использованием ее модели | 2020 |
|
RU2741261C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И СВЯЗИ | 2013 |
|
RU2517982C1 |
СПОСОБ АДАПТАЦИИ ДИСТАНЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ И ОПРЕДЕЛИТЕЛЯ МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЕЕ МОДЕЛИ | 2015 |
|
RU2584268C1 |
Способ определения места короткого замыкания на воздушной линии электропередачи по замерам с двух ее концов | 2022 |
|
RU2801352C1 |
Способ определения места повреждения при коротких замыканиях на линии электропередачи постоянного тока высокого напряжения, содержащей фильтры высоких гармонических составляющих напряжения | 1990 |
|
SU1777104A1 |
Изобретение относится к электроизмерительной технике и предназначено для определения мест повреждения линий электропередачи с многосторонним питанием по результатам измерения ее напряжений и токов по концам линии. Сущность изобретения: способ определения места повреждения линии электропередачи путем фиксации момента повреждения, измерения напряжений и токов основной гармоники аварийного и доаварийного режимов, выделения аварийных составляющих измеренных напряжений и токов, преобразования измеренных величин и их аварийных составляющих с использованием моделей линии в напряжения и токи мест предполагаемого повреждения, токи и напряжения, наблюдаемые в конце ветвей схемы линии с многосторонним питанием, используя модели ветвей линии, пересчитываются к их предполагаемым значениям в узле схемы, по результатам расчетов выбирается поврежденная ветвь, и относительно нее остальная часть схемы эквивалентируется, далее место повреждения определяется по модели получившейся линии. Согласно предложению реализуют эквивалентирование схемы линии электропередачи, относительно ее поврежденной ветви, различными вариантами, фиксируют токи и напряжения, а также выделяют их аварийные составляющие не только для момента повреждения, но и для моментов последующих неуспешных автоматических и неавтоматических повторных включений, определяют расстояния до места повреждения по модели получившейся линии для каждого варианта эквивалентирования и повторного включения, уточняют удельные параметры поврежденной ветви с учетом паспортных данных линии электропередачи и совокупности полученных расстояний до места повреждения, определяют место повреждения по модели получившейся линии и уточненным удельным параметрам поврежденной ветви. Техническим результатом при реализации заявленного решения выступает повышение точности ОМП на линии электропередачи с многосторонним питанием за счет уточнения удельных параметров поврежденной ветви. 1 ил.
Способ определения места повреждения линии электропередачи путем фиксации момента повреждения, измерения напряжений и токов основной гармоники аварийного и доаварийного режимов, выделения аварийных составляющих измеренных напряжений и токов, преобразования измеренных величин и их аварийных составляющих с использованием моделей линии в напряжения и токи мест предполагаемого повреждения, токи и напряжения, наблюдаемые в конце ветвей схемы линии с многосторонним питанием, используя модели ветвей линии, пересчитываются к их предполагаемым значениям в узле схемы, по результатам расчетов выбирается поврежденная ветвь, и относительно нее остальная часть схемы эквивалентируется, далее место повреждения определяется по модели получившейся линии, отличающийся тем, что реализуют эквивалентирование схемы линии электропередачи, относительно ее поврежденной ветви, различными вариантами, фиксируют токи и напряжения, а также выделяют их аварийные составляющие не только для момента повреждения, но и для моментов последующих неуспешных автоматических и неавтоматических повторных включений, определяют расстояния до места повреждения по модели получившейся линии для каждого варианта эквивалентирования и повторного включения, уточняют удельные параметры поврежденной ветви с учетом паспортных данных линии электропередачи и совокупности полученных расстояний до места повреждения, определяют место повреждения по модели получившейся линии и уточненным удельным параметрам поврежденной ветви.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ РАЗВЕТВЛЕННОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ С НЕСКОЛЬКИМИ ИСТОЧНИКАМИ ПИТАНИЯ | 2010 |
|
RU2464582C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 2010 |
|
RU2437110C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ РАЗВЕТВЛЕННОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 2013 |
|
RU2521790C1 |
Статья: "ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ПО МГНОВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЯМ ОСЦИЛЛОГРАММ АВАРИЙНЫХ СОБЫТИЙ", Ж | |||
Вестник Ивановского государственного энергетического университета, 2016 | |||
Статья: "АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ С |
Авторы
Даты
2020-09-22—Публикация
2020-03-13—Подача