ТОПЛИВНЫЙ БАК ДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2021 года по МПК B65D88/00 B60K15/03 

Описание патента на изобретение RU2741949C1

Изобретение относится к области предупреждения пожаров и сдерживания огня и может быть использовано для предотвращения пожара на дорожном транспортном средстве в нештатных ситуациях.

Известен наполнитель [1] для взрывобезопасного резервуара для хранения и транспортировки жидких горючих веществ содержащий объемные однотипные тела с удельной поверхностью наполнителя 40-400 м2/кг. Суммарная контактная поверхность между объемными телами составляет 10-90% от общей поверхности объемных тел со значениями теплопроводности от 40 до 400 Вт/(м⋅К) и теплоемкости от 10 до 80 Дж/(моль⋅К), определяемыми условиями предотвращения взрыва и воспламенения вещества, находящегося в резервуаре. Недостатком является продолжающееся испарение жидких горючих веществ и образование взрывоопасной топливовоздушной смеси, причем объемные однотипные тела занимают до 15% объема и веса резервуара.

Известно устройство емкости с энергоносителем для осуществления способа предотвращения взрыва энергоносителя [2], включающее в себя ампулу с подавляющим пожар газом, которая разрушается при воздействии на емкость факторов, вызывающих взрыв. При возникновении аварийной ситуации в виде удара предотвращение взрыва происходит за счет выделения подавляющего пожар газа в результате разрушении ампулы при ударе о стенку емкости.

Недостатком данного устройства является то, что для образования защитной газовой смеси при разрушении ампулы ударом о стенку емкости необходимо время, а в нештатных ситуациях энергоноситель может взорваться мгновенно.

Известно устройство для предотвращения пожара и взрыва транспортного средства [3], содержащее емкость для горючего топлива и дополнительного вещества, систему питания транспортного средства, а также датчики транспортного средства, выходы которых соединены с входами анализатора опасной ситуации, выход которого подключен к исполнительному органу. В данном устройстве в качестве дополнительного вещества используется вещество-нейтрализатор, размещенное в оболочке, установленной в емкости с горючим материалом, в которой также установлен исполнительный орган.

Недостатком данного устройства является то, что вещество-нейтрализатор, размещенное в оболочке не препятствует испарению горючего топлива и образованию взрывоопасной топливо-воздушной смеси до момента наступления опасной ситуации, топливо-воздушная смесь в нештатных ситуациях может взорваться мгновенно.

Наиболее близким аналогом (прототипом) заявленного изобретения является устройство [4], которое содержит систему питания топливом, включающее топливный бак, оборудованный крышкой с герметиком, фильтр очистки топлива, систему выпуска отработавших газов с эжектором, систему кондицианирования воздуха в салоне, оборудованной электронным блоком, компрессором, испарителем хладагента, конденсатором, расширительным клапаном, резервуаром с хладагентом и соединительными рефрежираторными трубопроводами. Недостатком системы являются невозможность охлаждения топлива в баке и предотвращение его испарения по мере выработки топлива, так как используется по другому назначению.

Предлагаемый топливный бак имеет целью снижение испарения топлива до предельного значения коэффициента избытка воздуха при котором топливо не воспламеняется за счет его охлаждения и вентиляции объема над уровнем топлива.

Для достижения поставленной цели решается задача создания топливного бака с автоматической пневмогидравлической системой циркуляции хладагента для снижения испарения топлива в баке и образования взрывоопасной топливо-воздушной смеси за счет его охлаждения и вентиляции пространства над уровнем топлива. Поставленная цель достигается монтированием внутри топливного бака испарителя хладагента в виде рефрижераторных трубок, в форме змеевика, расположенного по днищу бака и скрепленного решеткой, вход и выход трубок которого уплотнены топливо-стойким герметиком, закреплены на крышке бака и подключены к расширительному клапану, компрессору, исполнительному механизму включения циркуляции хладагента, конденсатору и емкости с хладагентом, причем конденсатор хладагента выполнен в форме кольцевых рефрижераторных трубок скрепленных решеткой, установленных внутри топливного фильтра, охватывающих периметр фильтрующего элемента по длине, вход и выход трубок уплотнены топливо-стойким герметиком и прикреплены к крышке фильтра, исполнительный механизм включения циркуляции хладагента в виде золотникового двух позиционного крана с электромагнитным управлением соединен трубопроводами с компрессором и конденсатором хладагента, управляется электронным блоком (компьютером), газоанализатором, соединенным с внутренним объемом бака и термодатчиком с выключателем, имеющими общую электрическую цепь, вентиляционный трубопровод эжектора закреплен фланцем на крышке топливного бака.

Сущность устройства иллюстрируется чертежами, представленными на фигурах 1-3:

- на фиг. 1 - компоновочная схема устройства;

- на фиг. 2 - схема топливного бака с испарителем, разрез по А-А;

- на фиг. 3 - схема конденсатора в топливном фильтре, разрез.

Топливный бак дорожного транспортного средства содержит автоматическую пневмогидравлическую систему циркуляции хладагента марки R134a от компрессора к конденсатору, расположенному в топливном фильтре, испарителю в топливном баке и исполнительный механизм управления системой.

В топливном баке 1 (фиг. 1 и 2), и съемной крышке 2 смонтирован испаритель хладагента 3, выполненный в виде рефрижераторных трубок, изогнутых в форме змеевика, расположен по днищу бака и скреплен (приклеен, приварен и т.п.) решеткой 4. Вход 5 и выход 6 трубок пропущены через отверстия 7, выполненных в крышке бака, закреплены на наружной поверхности фланцами 8 с топливо-стойким герметиком и подключены к расширительному клапану (дросселю) 9, компрессору 10, исполнительному механизму включения циркуляции хладагента 11, конденсатору 12 и емкости с хладагентом 13. Конденсатор хладагента (фиг. 3) выполнен в форме кольцевых рефрижераторных трубок 14, скрепленных решеткой 15, установлен внутри корпуса топливного фильтра 16, охватывает по длине периметр фильтрующего элемента 17. Вход 18 и выход 19 трубок вставлены в отверстия на крышке 20 фильтра, закреплены и уплотнены топливо-стойким герметиком. Исполнительный механизм включения циркуляции хладагента в виде золотникового двух позиционного крана 11 (фиг. 1) с электромагнитным управлением, соединен трубопроводами с компрессором 10 и конденсатором 12 хладагента, управляется электронным блоком (компьютером) 21, газоанализатором 22, термодатчиком 23 с выключателем 24, имеющими общую электрической цепью 25. Термодатчик закреплен на поплавке 26 (фиг. 2) датчика уровня топлива 27, а газоанализатор, соединенный с внутренним объемом топливного бака, закреплен на крышке бака. Питание электрической цепи исполнительного механизма осуществляется аккумулятором 28 (фиг. 1) транспортного средства. Вентиляция объема над уровнем топлива осуществляется эжектором 29 (рис. 1) через отверстия в крышке заливной горловины 30 топливного бака и вентиляционный трубопровод 31 эжектора, который приварен к фланцу 32 и закреплен с топливо-стойким герметиком на крышке топливного бака.

Работа

Перед использованием автоматической пневмогидравлической системы топливного бака включатель термодатчика 24 (фиг. 1) перевести в рабочее положение и включить систему кондиционирования воздуха в салоне автомобиля, для работы компрессора 10 и исполнительного механизма 11. Установить в блоке управления (компьютере) 21 уровень регулируемой температуры топлива в баке на предельное значение коэффициента избытка воздуха над уровнем топлива при котором оно не воспламеняется. Хладагент, находящийся в системе изменяет свое агрегатное состояние в зависимости от сочетания определяющих параметров (температура и давление). Компрессор приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством ременной передачи и обеспечивает в рабочем тракте пневмогидравлической системы избыточное давление до 30 атм. (кг/см2) В результате адиабатического сжатия находящийся в газообразном состоянии хладагент, нагревается, а поступая в конденсатор 12 топливного фильтра 16 хладагент охлаждается потоком холодного топлива, проходящего от топливо-заборника 33 по магистрали топливной системы через фильтр 16 и, конденсируясь, превращается в находящуюся под высоким давлением жидкость. При пропускании через расширительный клапан (дроссель) 9 давление жидкого хладагента сбрасывается. Далее хладагент испаряется, одновременно, сильно охлаждаясь и, проходя через испаритель 3, отбирает тепло от находящегося в баке топлива. В результате нагревания в испарителе, хладагент превращается в газ низкого давления и вновь поступает по трубопроводу 34 в компрессор 10, после чего процесс циркуляции повторяется. От термодатчика 23 и газоанализатора 22 постоянно поступают сигналы в блок управления (компьютер) 21 о температуре топлива и составе топливо-воздушной смеси в баке. Автоматически поддерживается заданный уровень по коэффициенту избытка воздуха при котором топливовоздушная смесь предельно обедняется и взрыв ее не возможен. Объем, образующийся в баке над уровнем топлива по мере его выработки, вентилируется с помощью эжектора 29 системы выпуска отработавших газов.

Технический результат снижения образования взрывоопасной топливовоздушной смеси в топливном баке дорожного транспортного средства достигается автоматическим поддержанием предельного значения коэффициента избытка воздуха в объеме над уровнем топлива по мере его выработки, пневмогидравлической системой циркуляции хладагента топливного бака, снижающая испаряемость топлива в баке при понижении его температуры и вентиляцией эжектором объема над уровнем топлива.

Использование пневмогидравлической системы циркуляции хладагента топливного бака позволяет существенно повысить надежность его функционирования в нештатных ситуациях.

Использованные источники

1. Пат. 2179139 С1 Российская Федерация, МПК7 В65Д90/22, В65Д88/12, А62С3/07. Наполнитель для взрывобезопасного резервуара / Н.А. Окатов, A.M. Проживалов, А.В. Филиппов - №2000121605/13, Заяв. 17.08.2000; Опубл. 10.02.2002.

2. Пат. 2122453 С1 Российская Федерация, МПК6 А62С3/07. Способ предотвращения взрыва энергоносителя в емкости / Б. П. Таланов - №97116705/12; Заяв. 09.10.1997; Опубл. 27.11.1998.

3. Пат. 2218955 С2 Российская Федерация, МПК7 А62С3/06. Устройство для предотвращения пожара и взрыва при использовании и транспортировании жидких горючих и химических материалов (ГХМ) / А.В. Баев - №2002105967/12; заяв. 07.03.2002; опубл. 20.08.2002.

4. И.А. Карпов Устройство, обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобилей Мерседес М-класса. Учебное пособие. Руководство №191. - СПб.: Издательство «РОКО», 2007. - 480 с. УДК 629. 114.3:630.113/.116 ББК 39.33-04 К38.

Похожие патенты RU2741949C1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНЫЙ БАК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Трофимов Анатолий Петрович
  • Дащенко Александр Юрьевич
RU2534839C1
МНОГОКАМЕРНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ СИСТЕМА С ЭКОНОМАЙЗЕРОМ 2016
  • Сенф Джр. Реймонд Л.
  • Стокбридж Майкл
RU2721508C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2019
RU2692998C1
УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Мартынюк Елена Николаевна
  • Шкилев Владимир Дмитриевич
  • Потапов Семен Юрьевич
  • Доломанжи Георгий Петрович
  • Белоусов Юрий Васильевич
RU2399784C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВА В ТОПЛИВНОМ БАКЕ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
RU2784491C1
ТОПЛИВНЫЙ БАК НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
RU2741666C1
КОМПЛЕКС АБРАМОВА ДЛЯ СЖИЖЕНИЯ ГАЗОВ 2001
  • Абрамов В.А.
RU2224193C2
Система обеспечения микроклимата электротранспорта 2024
  • Измоденов Александр Евгеньевич
RU2825479C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ГИБРИДНАЯ ОТОПИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2021
  • Гарифулин Раис Равилович
  • Кирьянов Леонид Евгеньевич
RU2777163C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБРАСЫВАНИЯ ТОПЛИВНОГО БАКА 2018
  • Матвеев Олег Анатольевич
  • Балабаев Дмитрий Евгеньевич
RU2684209C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 741 949 C1

Реферат патента 2021 года ТОПЛИВНЫЙ БАК ДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к заправке транспортного средства. Топливный бак дорожного транспортного средства, имеющего систему выпуска отработавших газов, содержит крышку с герметиком и снабжен автоматической пневмогидравлической системой циркуляции хладагента, которая содержит испаритель хладагента в виде рефрижераторных трубок, в форме змеевика, расположенного по днищу бака, которые выведены на крышку бака и подключены к конденсатору хладагента, выполненному в топливном фильтре в форме кольцевых рефрижераторных трубок, скрепленных решеткой, охватывающих периметр фильтрующего элемента по длине. Вход и выход трубок уплотнены топливо-стойким герметиком, прикреплены к крышке фильтра и соединены с исполнительным механизмом циркуляции хладагента в виде золотникового двух позиционного крана с электромагнитным управлением, соединенным трубопроводами с системой циркуляции хладагента, управляется электронным блоком (компьютером), газоанализатором, соединенным с внутренним объемом бака, термодатчиком, закрепленным на поплавке датчика уровня топлива, вентиляционный трубопровод эжектора закреплен фланцем на крышке топливного бака. Достигается снижение образования взрывоопасной топливовоздушной смеси в топливном баке дорожного транспортного средства. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 741 949 C1

Топливный бак дорожного транспортного средства, имеющего топливный фильтр системы питания топливом, эжектор системы выпуска отработавших газов, систему кондиционирования салона с испарителем хладагента, расширительным клапаном, емкостью с хладагентом, компрессором, конденсатором, блоком автоматики, содержащий крышку с герметиком, отличающийся тем, что топливный бак содержит автоматическую пневмогидравлическую систему циркуляции хладагента, которая включает испаритель хладагента в виде рефрижераторных трубок, в форме змеевика, расположенного по днищу бака и скрепленного решеткой, вход и выход трубок уплотнены топливо-стойким герметиком, закреплены на крышке бака и подключены к конденсатору хладагента, выполненному в топливном фильтре в форме кольцевых рефрижераторных трубок, скрепленных решеткой, охватывающих периметр фильтрующего элемента по длине, вход и выход трубок уплотнены топливо-стойким герметиком, прикреплены к крышке фильтра и соединены с исполнительным механизмом циркуляции хладагента в виде золотникового двухпозиционного крана с электромагнитным управлением, соединенным трубопроводами с системой циркуляции хладагента, управляется электронным блоком/компьютером, газоанализатором, соединенным с внутренним объемом бака, термодатчиком, закрепленным на поплавке датчика уровня топлива, вентиляционный трубопровод эжектора закреплен фланцем на крышке топливного бака.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2741949C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОРИСТОГО СУЛЬФОКАТИОНИТА 0
  • Г. С. Колесников, А. Е. Чучин, А. С. Тевлина В. А.
SU184434A1
JP 2017001571 A, 05.01.2017
DE 102016124521 A1, 21.06.2018
KR 1020150091152 A, 07.08.2015.

RU 2 741 949 C1

Даты

2021-02-01Публикация

2020-06-09Подача