ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ Российский патент 2021 года по МПК F02D15/02 F02B75/04 F02B75/24 F02B75/32 

Описание патента на изобретение RU2742155C1

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Известно, что при создании новых ДВС степень сжатия конструктивно проектируется как при самом нагруженном режиме работы: при разгоне или движении в гору, и независимо от режимов работы остается неизменной. Но для эффективной работы ДВС при торможении или работе на холостом ходу требуется повышать степень сжатия в цилиндре. Поэтому целью изобретения является создание недорогой, надежной и эффективной конструкции поршневой ДВС путем введения дополнительных элементов в давно промышленно освоенный кривошипно-шатунный механизм (далее КШМ), что позволит регулировать степень сжатия во время работы ДВС за счет изменения расстояния от поршня до шатунной шейки коленчатого вала. Применение ДВС с изменяемой степенью сжатия позволяет обеспечить возможность их работы на различных топливах, повышает термодинамический коэффициент полезного действия, снижает расход топлива ДВС, улучшает их экологические показатели.

В известных конструктивных решениях для поршневых ДВС с изменяемой степенью сжатия предлагается: перепускать часть сжатого рабочего газа из цилиндра во впускной коллектор или байпас (например: патент RU 2089739, 1997); изменять объем камеры сгорания за счет применения в головке блока цилиндров подвижного поршня (например: патент RU 2296874, 2006) или диафрагмы (например: патент RU 2289703, 2006); применять поршни с подвижными головками (например: патент RU 2006623, 1994); применять подвижного, относительно коленчатого вала, блока цилиндров (например: заявки на изобретения JP 2005220843, 2005; JP 2004324464, 2004; международная заявка WO 9209799, 1992); изменять конструкцию кривошипно-шатунного механизма (КШМ) путем введения дополнительных элементов, совершающих сложное плоскопараллельное движение и позволяющих за счет этого изменить ход поршня за цикл (например: заявки на изобретения JP 2001263114, 2001; US 2006048728, 2006; патент RU 2382217, 2010); применять эксцентрики (клинья) в кинематических парах кривошипно-шатунного механизма или других устройств, позволяющих изменять длину шатуна (например: патент RU 2226626, 2002; RU 2665828, 2015) или радиус кривошипа (например: патенты RU 2013603, 1994; RU 2159858, 2000; RU 2296234, 2007).

Несомненно, что все перечисленные технические решения для поршневых ДВС с изменяемой степенью сжатия предлагают сложные механические устройства с низкой надежностью. Такие известные фирмы как Ford, Mercedes-Benz, Nissan, Peugeot и Volkswagen создавали опытные образцы, но пока ни один такой мотор не пошел в серийное производство (см. [1] Михаил Щелоков; Двигатели с изменяемой степенью сжатия: от Saab до Infiniti; 20.09.2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dvizhok.su/parts/dvigateli-s-izmenyaemoj-stepenyu-szhatiya-ot-saab-do-infiniti Дата обращения: 10.03.2020).

В качестве ближайшего аналога заявляемого технического решения выбрано техническое решение по пат. RU 2665828, 2015.

Для решения поставленной технической задачи предложен ДВС с переменной степенью сжатия содержащий два параллельно расположенных коленчатых вала, которые вращаются навстречу друг другу с одинаковой угловой скоростью и синхронизированы зубчатой передачей с возможностью рассогласования угла поворота одного коленчатого вала относительно другого, каждый коленчатый вал со своим кривошипно-шатунным механизмом имеет оппозитно расположенные цилиндры, шатуны выполнены прицепными к шатунным головкам, а шатунные головки одного коленчатого вала имеют кинематическую связь с другим коленчатым валом состоящей из рычага (выполненный заодно с шатунной головкой), тяги, дополнительного шатуна и ползуна, указанная кинематическая связь позволяет во время работы двигателя рассогласованием угла поворота одного коленчатого вала относительно другого изменять расстояние от поршня до шатунной шейки коленчатого вала посредством поворота шатунной головки на шатунной шейки коленчатого вала, изменяя степень сжатия в цилиндре.

Согласно изобретению ДВС с переменной степенью сжатия механизм синхронизации коленчатых валов выполнен двухпоточным, с одного торца коленчатых валов связывающая зубчатая передача с дифференциалом служит для отбора мощности, а с другого торца - зубчатая передача служит для изменения угла поворота одного коленчатого вала относительно другого, состоящая с двух гипоидных передач связанных между собой силовым валом с косыми шлицами по всей длине, на одной половине вала они повернуты по часовой стрелке и с другой - против, а каждая маленькая шестерня гипоидной передачи имеет внутри косые шлицы соответствующие своей половине силового вала, благодаря чему при перемещении силового вала вдоль его оси изменяется угол поворота одного коленчатого вала относительно другого.

Описание конструкции и принципа работы предложенного поршневого ДВС, поясняется фиг. 1-8.

На фиг. 1 - поперечный разрез предлагаемого ДВС.

На фиг. 2 - положения шатуна и шатунной головки при минимальной и максимальной степени сжатия.

На фиг. 3 - общий вид кривошипно-шатунного механизма.

На фиг. 4 - общий вид шатунной головки с рычагом.

На фиг. 5 - положения кривошипно-шатунного механизма при минимальной степени сжатия в крайних положениях

На фиг. 6 - общая кинематическая схема предлагаемого ДВС.

На фиг. 7 - зубчатая передача для изменения угла поворота одного коленчатого вала относительно другого.

На фиг. 8 - зубчатая передача с дифференциалом для отбора мощности.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ

ДВС с изменяемой степенью сжатия работает как любой четырехтактный двигатель внутреннего сгорания с внутренним или с внешним смесеобразованием. Предлагаемый двигатель содержит не менее четырех цилиндров или если больше, то количество цилиндров кратное четырем. При этом каждая пара цилиндра расположена вертикально и оппозитно к другой паре. Поршни верхних цилиндров (3 и 3') связаны посредством шатунов (4 и 4') с коленчатым валом (1), а поршни нижних цилиндров (5 и 5') посредством шатунов (6 и 6') связаны с коленчатым валом (2). Шатуны (4 и 4') выполнены прицепными к шатунной головке (9), которая имеет кинематическую связь с коленчатым валом (2). Кинематическая связь состоит из рычага (выполненный как одно целое с шатунной головкой 9), тяги (11), дополнительного шатуна (12) и ползуна (8). А КШМ нижнего коленчатого вала (2) является зеркальным отображением КШМ верхнего коленчатого вала (1), то есть шатуны (6 и 6') выполнены прицепными к шатунной головке (10), которая имеет кинематическую связь с коленчатым валом (1). Кинематическая связь состоит из рычага (выполненный как одно целое с шатунной головкой 10), тяги (14), дополнительного шатуна (13) и ползуна (7). Привод клапанов системы газораспределения, а для бензиновых ДВС и зажигания, осуществляется от верхнего коленчатого вала (1) для верхних цилиндров, а для нижних цилиндров -от нижнего коленчатого вала (2).

С одного торца коленчатых валов (1 и 2) связывающая зубчатая передача с дифференциалом (15) служит для отбора мощности, а с другого торца - зубчатая передача служит для изменения угла поворота одного коленчатого вала относительно другого, состоящая с двух гипоидных передач (17 и 17') связанных между собой силовым валом (16) с косыми шлицами по всей длине, на одной половине вала они повернуты по часовой стрелке и с другой - против.

Для принудительного осевого перемещения силового вала (16) имеется устройство управления, которое состоит из электропривода (20) и винтовой пары, где электропривод приводит в движение винт (19), винт - гайку (18), которая выполнена как одно целое с вилкой силового вала, а уже сама вилка - силовой вал (16).

Если по ходу работы предлагаемой ДВС силовой вал (16) перемещать вдоль его оси, то он воздействует на маленькие шестерни гипоидных передач (17 и 17'), поворачивая одну шестерню по часовой стрелке, а другую против (или наоборот), что изменяет угол поворота одного коленчатого вала (1) относительно другого (2).

По ходу работы предлагаемой ДВС, например, при нулевом рассогласовании, поршни (3 и 5) будут одновременно достигать верхней мертвой точки (ВТМ). При этом ось шатуна (смотри точка В на фиг. 2) будет находиться на линии АС, благодаря чему расстояние от поршня до шатунной шейки коленчатого вала будет максимальным, что обеспечит максимальную степень сжатия в цилиндре. Данный режим работы ДВС соответствует холостому ходу или торможению.

Если по ходу работы предлагаемой ДВС, например, при рассогласовании в 90°, поршень (3) уже достиг ВТМ, тогда поршень (5) будет на полпути к ВТМ, то дополнительный шатун (13) через тягу (11) повернет шатунную головку (9) на шатунной шейке коленчатого вала (1), сместив ось шатуна (точка В) вниз относительно линии АС. Поэтому расстояние от поршня до шатунной шейки коленчатого вала уменьшиться, что соответствует режиму работы ДВС под нагрузкой.

При дальнейшем увеличении рассогласования до 180°, поршень (3) будет в ВТМ, а поршень (5) будет в НТМ, при этом дополнительный шатун (13) через тягу (11) повернет шатунную головку (9) на шатунной шейке коленчатого вала (1), максимально сместит ось шатуна (точка В) вниз относительно линии АС. Поэтому расстояние от поршня до шатунной шейки коленчатого вала будет минимальным, обеспечив минимальную степень сжатия в цилиндре, что соответствует режиму работы ДВС под максимальной нагрузкой, например, при движении автомобиля в гору.

Учитывая то, что оба вала вращаются синхронно с одинаковыми угловыми скоростями и в противоположных направлениях, инерция деталей силового механизма ДВС возникающая при работе взаимно уравновешивается, так как КШМ нижнего коленчатого вала (2) является зеркальным отображением КШМ верхнего коленчатого вала (1).

Предлагаемое техническое решение позволяет по ходу работы двигателя в зависимости от нагрузки изменять степень сжатия от минимального значения до максимального в широких пределах.

В принципе, ДВС с изменяемой степенью сжатия по предлагаемому конструктивному решению можно создать и с двумя цилиндрами, и даже с одним, но в его работе будут повышенные вибрация и шумность по сравнению с заявляемым.

Похожие патенты RU2742155C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПЕРЕМЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ 2021
  • Рудник Александр Михайлович
  • Рудник Светлана Васильевна
RU2762475C1
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ СО СДВОЕННЫМИ КИНЕМАТИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Грабовский Андрей Александрович
RU2382891C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО ЦИКЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2015
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2623334C2
ТЕПЛООБМЕННАЯ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ И ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТЕПЛООБМЕННОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ (ВАРИАНТЫ). 2013
  • Загуменнов Павел Игнатьевич
RU2539251C2
ДВУХВАЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КРИВОШИПНО-КОРОМЫСЛО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НА ЕГО ОСНОВЕ 2004
  • Загуменнов Павел Игнатьевич
RU2275519C1
Силовой агрегат 2023
  • Рыбачук Владислав Геннадьевич
  • Гусаров Владимир Васильевич
RU2826661C1
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ СО СМЕЩЕННОЙ ШАТУННОЙ ШЕЙКОЙ 2015
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2597703C1
РЕДУКТОРНО-ДЕМПФЕРНЫЙ КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Петренко Геннадий Алексеевич
RU2369756C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ 1991
  • Савенок Л.С.
RU2013603C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 742 155 C1

Реферат патента 2021 года ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании поршневых двигателей внутреннего сгорания (далее ДВС), использующих в качестве топлива бензин и/или дизельное топливо. ДВС с переменной степенью сжатия содержит два параллельно расположенных коленчатых вала, которые вращаются навстречу друг другу с одинаковой угловой скоростью и синхронизированы зубчатой передачей с возможностью изменения (рассогласования) угла поворота одного коленчатого вала относительно другого, каждый коленчатый вал со своим кривошипно-шатунным механизмом имеет оппозитно расположенные цилиндры, шатуны выполнены прицепными к шатунным головкам, а шатунные головки одного коленчатого вала имеют кинематическую связь с другим коленчатым валом состоящую из рычага, тяги, ползуна и дополнительного шатуна, указанная кинематическая связь позволяет во время работы двигателя рассогласованием угла поворота одного коленчатого вала относительно другого изменять расстояние от поршня до шатунной шейки коленчатого вала посредством поворота шатунной головки на шатунной шейке коленчатого вала, изменяя степень сжатия в цилиндре, а также механизм синхронизации коленчатых валов выполнен двухпоточным, с одного торца коленчатых валов связывающая зубчатая передача с дифференциалом служит для отбора мощности, а с другого торца - зубчатая передача, служащая для изменения угла поворота одного коленчатого вала относительно другого, состоящая с двух гипоидных передач, связанных между собой силовым валом с косыми шлицами по всей длине, на одной половине вала они повернуты по часовой стрелке и с другой - против, а каждая маленькая шестерня гипоидной передачи имеет внутри косые шлицы, соответствующие своей половине силового вала, благодаря чему при перемещении силового вала вдоль его оси изменяется угол поворота одного коленчатого вала относительно другого. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 742 155 C1

1. Двигатель внутреннего сгорания поршневого типа с переменной степенью сжатия, содержащий два параллельно расположенных коленчатых вала, которые вращаются навстречу друг другу с одинаковой угловой скоростью и синхронизированы зубчатой передачей с возможностью рассогласования угла поворота одного коленчатого вала относительно другого, каждый коленчатый вал со своим кривошипно-шатунным механизмом имеет оппозитно расположенные цилиндры, шатуны выполнены прицепными к шатунным головкам, отличающийся тем, что шатунные головки одного коленчатого вала имеют кинематическую связь с другим коленчатым валом, состоящую из рычага, тяги, дополнительного шатуна и ползуна, указанная кинематическая связь позволяет во время работы двигателя рассогласованием угла поворота одного коленчатого вала относительно другого изменять расстояние от поршня до шатунной шейки коленчатого вала посредством поворота шатунной головки на шатунной шейке коленчатого вала, изменяя степень сжатия в цилиндре.

2. Двигатель внутреннего сгорания по п. 1, отличающийся тем, что механизм синхронизации коленчатых валов выполнен двухпоточным, с одного торца коленчатых валов связывающая зубчатая передача с дифференциалом служит для отбора мощности, а с другого торца зубчатая передача служит для рассогласования угла поворота одного коленчатого вала относительно другого, состоит с двух гипоидных передач, связанных между собой силовым валом с косыми шлицами по всей длине, на одной половине вала они повернуты по часовой стрелке и с другой - против, а каждая маленькая шестерня гипоидной передачи имеет внутри косые шлицы, соответствующие своей половине силового вала, благодаря чему при перемещении силового вала вдоль его оси изменяется угол поворота одного коленчатого вала относительно другого.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2742155C1

ДВУХВАЛЬНЫЙ КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ 2007
  • Загуменнов Павел Игнатьевич
RU2349813C1
Тепловой ограничитель электрического тока 1929
  • Чижиков В.П.
SU16295A1
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ 2017
  • Шитов Василий Иванович
  • Жарков Владимир Николаевич
RU2658209C1
МНОГОЗВЕННЫЙ ПОРШНЕВОЙ КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Окума Сатору
  • Танабе Такаси
  • Мотеки Кацуя
RU2667570C2
RU 2014130059 A, 10.02.2016
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ 2013
  • Габдуллин Ривенер Мусавирович
RU2530670C1
DE 10019959 A1, 25.10.2001
US 2909164 A1, 20.10.1959.

RU 2 742 155 C1

Авторы

Рудник Александр Михайлович

Рудник Светлана Васильевна

Даты

2021-02-02Публикация

2020-03-27Подача