Изобретение относится к техническим средствам, предназначенным для транспортирования, хранения, заправки фильтрованным горючим и маслом вооружения и техники в тяжелых дорожно-климатических условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики.
Известен автомобиль-топливомаслозаправщик АТМЗ-4,5-375 (http://aralex.ru/ural-375-atmz-45-375-atmz-45-375-toplivomaslozapravshchik) [1], предназначенный для перевозки топлива и масел, механизированной заправки ими гусеничных и колесных машин, который состоит из базового шасси автомобиля Урал-375 (повышенной проходимости, колесная формула 6x6), цистерны, рукава, вспомогательного оборудования. Он имеет существенные недостатки: объем цистерны не позволяет транспортировку горючего больше 4500 литров и не позволяет обеспечить транспортировку и хранение топлива и масла в районах Крайнего Севера и Арктики.
Прототипом предлагаемого технического решения является топливозаправщик ГТМЗ-20-БТ 361 (https://topwar.ru/142751-sochlenennyy-bolotohod-bt361a-01-tyumen.html) [2] предназначенный для перевозки топлива и механизированной заправки гусеничных и колесных машин (в условиях бездорожья), в комплект которого входит базовое шасси (гусеничный болотоход БТ361 «Тюмень») с жестко зафиксированной на нем цистерной для содержания топлива и масляный бак с подвижно закрепленной горловиной, а также раздаточный рукав, счетчик, топливораздаточный кран, насос, осуществляющий наполнение цистерны и ее слив.
Топливозаправщик ГМТЗ-20 БТ имеет ряд недостатков, выраженных в том, что он не позволяет обеспечить транспортировку (возможности базового шасси не позволяют беспрепятственно преодолевать тяжелые дорожно-климатические условия), содержание и выдачу горюче-смазочных материалов потребителям в районах Крайнего Севера и Арктики.
Техническая задача изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристик средств заправки горючим и смазочными материалами в сложных дорожно-климатических условиях районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики при температурах окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 50°С, с возможностью кратковременной работы при предельных значениях температур до минус 60°С.
Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей топливомаслозаправщика, повышение эффективности использования технологического оборудования при транспортировании и заправке горючим и смазочными материалами технику и вооружение в сложных природно-климатических условиях за счет конструктивных решений, обеспечивающих повышение маневренности, проходимости и возможность непрерывно выполнять функции по предназначению при температуре окружающего воздуха минус 60°С.
Техническая задача изобретения достигается за счет того, что гусеничный топливомаслозаправщик, состоит из базового шасси с жестко зафиксированной на нем цистерной для топлива и масляным баком с подвижно закрепленной крышкой, плотно фиксирующейся на горловине, а также раздаточного рукава, счетчика, топливораздаточного крана, насоса, осуществляющего наполнение цистерны и ее слив, отличающийся тем, что в качестве базового шасси используется модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер, ДТ-30ПМ-31, звенья которого связаны между собой поворотно-сцепным устройством, на внешней стороне звеньев жестко зафиксирована платформа, на которой неподвижно крепится термоизолированный, герметизированный корпус силового блока и необитаемый, водоизмещающий корпус технологического блока, оборудованные съемной крышей, внутри корпуса силового блока неподвижно фиксируются стяжными лентами емкость для масла трансмиссионного, емкость для масла моторного к основанию, жестко закрепленному к платформе, цистерна неподвижно зафиксирована фланцем к раме, жестко закрепленной к полу корпуса технологического блока, по углам рамы встроены крепежные элементы для неподвижной фиксации раздаточной колонки и шкафа с ЗИП, работа агрегатов, устройств, технологического оборудования, системы обогрева, автоматизированной системы пожаротушения обеспечивается за счет использования дизельной электростанции ДЭС мощностью до 60 кВт, жестко зафиксированной к платформе, а также управление технологическими операциями осуществляется с рабочего места водителя-моториста за счет использования пульта управления АСЭС зафиксированного внутри кабины и связанного со всеми системами топливомаслозаправщика.
Суть изобретения заключается в том, что для транспортировки горючего и смазочных материалов в особых дорожно-климатических условиях предложено использовать базовое шасси (модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМ-31), для автономности работы гусеничного топливомаслозаправщика ГТМЗ-14-30ПМ в его комплект включены силовой блок, технологический блок, технологическое оборудование которое размещено внутри термоизолированного герметизированного обогреваемого кузова, а также выносное технологическое оборудование из материалов, обеспечивающих надежную эксплуатацию его при низких температурах окружающего воздуха.
Изобретение поясняется фиг. 1, 2, 3.
На фиг. 1 представлен внешний вид гусеничного топливомаслозаправщика, где показано: поз. 1 - базовое шасси; поз. 2 - дизельной электростанцией (ДЭС); поз. 3 - корпус силового блока; поз. 4 - съемная крыша; поз. 5 - поворотно-сцепное устройство; поз. 6 - корпус технологического блока; поз. 7 - дверь; поз. 8 - фильтровентиляционная установка; поз. 9 - пульт управления АСЭС; поз. 10 платформа; поз. 11 - кабина.
Вид с верху силового блока гусеничного топливомаслозаправщика представлен фиг. 2, где изображено: поз 12 - распределительное оборудование; поз 13 - емкость для масла моторного; поз 14 - емкость для масла трансмиссионного; поз 15 - стеллаж; поз 16 - насос с электроприводом; поз 17 - раздаточный рукав; поз 18 - устройство подключения внешних источников электроснабжения.
На фиг. 3 представлен вид сверху технологического блока гусеничного топливомаслозаправщика где изображено: поз 19 - цистерна; поз 20 - пенал; поз 21 - насосная установка; поз 22 - фильтр очистки топлива; поз 23 -средство фильтрования топлива; поз 24 - средство учета количества выдаваемого горючего; поз. 25 - рама; поз. 26 - отстойная зона; поз. 27 - заливная горловина; поз. 28 - дыхательный клапан; поз. 29 - донный клапан; поз. 30 - пульт управления.
Гусеничный топливомаслозаправщик состоит из базового шасси (1) (как вариант, модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМ-31, звенья, соединены между собой поворотно-сцепным устройством (5), обеспечивающим взаимное их складывание в горизонтальной, продольно-вертикальной и поперечной плоскостях) (Двухзвенные транспортеры ДТ-30, ДТ-30П. Техническое описание. 110.00.000 ТО-1. - М.: Воениздат, 1983. - С. 41, ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды) [3, 4], с неподвижно зафиксированной платформой (10) на которой жестко крепится (болтовым соединением) корпус силового блока (3) (как вариант, термоизолированный, герметизированный, обогреваемый) и корпус технологического блока (6) (как вариант, необитаемый, водоизмещающий) с неподвижно зафиксированным внутри технологическим оборудованием для приема, хранения и выдачи горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей. Конструкция базового шасси (1) обеспечивает высокую проходимость (по бездорожью, труднопроходимой и пересеченной местности, преодоление водных преград без специальной подготовки и рвов шириной до 2,9 м) топливомаслозаправщика во все времена года.
Корпус силового блока (3) и корпус технологического блока (6) (как вариант, изготовлен из метала, толщиной 5 мм с жестко зафиксированным на внутренней стороне утеплителем) для установки и извлечение крупногабаритного технологического оборудования.
Внутри кабины (11) зафиксирован пульт управления АСЭС обеспечивающий управление технологическими операциями гусеничного топливомаслозаправщика с рабочего места водителя-моториста.
Корпус силовой блока (3) установлен платформе (10) первого звена базового шасси (1), внутри него размешены: автономная система электроснабжения (АСЭС) связанная с дизельной электростанцией (ДЭС) (2) (как вариант, мощностью до 60 кВт); система обогрева термоизолированного кузова (дизельгенератор для обогрева силового блока) позволяет осуществить хранение и заправку техники и вооружения маслами и специальными жидкостями при низких температурах окружающего воздуха) (на фиг. 1, 2, 3 не показана); автоматизированная система пожаротушения; распределительное оборудование (12); фильтровентиляционная установка (12); емкость для масла моторного (13) (как вариант, одна, вместимостью 860 л, изготовлена из нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т, прямоугольного сечения, имеет 3 смотровых окна для контроля уровня масла, фланцы для присоединения трубопроводной арматуры, датчика уровня и дыхательных устройств); емкость для масла трансмиссионного (14) (как вариант, одна вместимостью 400 л, изготовлена из нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т, прямоугольного сечения, имеет 3 смотровых окна для контроля уровня масла, фланцы для присоединения трубопроводной арматуры, датчика уровня и дыхательных устройств), стеллаж (15) (как вариант, несколько), насос с электроприводом (16); раздаточный рукав (17) (как вариант, несколько), кран и счетчик для выдачи масла (как вариант, производительностью не менее 20 л/мин); катушка инерционная со шлангами (как вариант, два); устройство подключения внешних источников электроснабжения (18).
Емкость для масла моторного (13) и емкость для масла трансмиссионного (14) неподвижно фиксируются стяжными лентами к специальному основанию (на фиг. 2 не показано), жестко закрепленного к платформе (10) болтовым соединением.
Работу при температуре выше нуля электродвигателя насосной установки, компрессора и других потребителей электричества обеспечивает автономная система электроснабжения от ДЭС (2) силового блока.
Внутри корпуса технологического блока (6) размещены: цистерна (19) (как вариант, сварная емкость из нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т, имеющая «чемоданообразное» поперечное сечение, вместимостью не менее 14 м3), с зафиксированном на торцевой стенке донным клапаном (29) (как вариант, ДКП-90/1), насосная установка (21) (как вариант, типа KMC 100-80-180Е); система технологических трубопроводов с затвором (как вариант, шаровый кран) и обратным клапаном; фильтр очистки топлива (22) (как вариант, типа ФС-К-80-1,6) и средство фильтрования топлива (23) (как вариант, типа ФЖУ-40-1,6); средство учета (24) количества выдаваемого на заправку горючего (как вариант, типа ППО-40-0,6СУ); напорно-всасывающий рукав с быстроразъемным присоединительным устройством (как вариант, несколько); раздаточный рукав с краном (как вариант, несколько); специальное оборудование: устройство удаления проливов; устройство и система для сигнализации и предупреждения аварийных ситуаций; средства пожаротушения; пенал (20) для укладки напорно-всасывающего рукава; средство управления режимами технологических операций (24); устройство контроля и учета объема жидкой рабочей среды.
Рама (25) (как вариант, сварная конструкция, в основании которой лежит профильная прямоугольная труба) жестко зафиксирована к полу корпуса технологического блока (6). В средней части рамы (25) жестко зафиксирован фланец (как вариант, четыре) для крепления к ней цистерны (19), а по углам рамы (25) встроены крепежные элементы для неподвижной фиксации раздаточной колонки и шкафа ЗИП. Для удобства обслуживания в рабочей зоне оператора поверхность рамы (25) выполнена в виде ровной площадки, в которой размещен люк для обслуживания базового шасси (1).
Внутри цистерны (19) жестко (сварочным швом) зафиксированы волнорезы, а также фланец для присоединения донного клапана (как вариант несколько). В верхней части цистерны (19) размещена заливная горловина (27), на которой установлен дыхательный клапан (28), датчик уровня топлива и крышка люка. В нижней части цистерны (19) находится отстойная зона (26) (как вариант, две, спереди и сзади).
Донный клапан (29) предназначен для сообщения цистерны (19) с всасывающей магистралью и напорной магистралью заправочной колонки, при отсутствии давления воздуха в его управляющей магистрали постоянно закрыт, что предотвращает слив топлива из цистерны (19) при повреждении наружных трубопроводов. Дыхательный клапан (28) предназначен для сообщения внутренней полости цистерны с атмосферой.
Управление приборами электрооборудования осуществляется с пульта управления (30) (как вариант несколько) зафиксированного в силовом блоке и технологическом блоке.
Конструктивные решения гусеничного топливомаслозаправщика обеспечивают выполнение следующих технологических операций: заправка техники фильтрованным моторным и трансмиссионным маслами; наполнение масляных баков собственными насосными агрегатами закрытым способом; наполнение масляных баков посторонними насосными агрегатами закрытым способом; наполнение масляных баков посторонними насосными агрегатами открытым способом через заливные горловины; опорожнение масляных баков собственными насосными агрегатами, посторонними насосными агрегатами и самотеком; перекачивание масел между сторонними резервуарами собственными насосными агрегатами, минуя средства тонкой очистки и собственные масляные баки; заправка техники охлаждающей жидкостью марки Тосол-65; заправка вооружения и военной техники фильтрованным топливом с учетом выдаваемого объема; наполнение цистерны собственным насосным агрегатом закрытым способом, посторонним насосным агрегатом закрытым способом, открытым способом через заливную горловину (верхний налив); опорожнение цистерны собственным насосным агрегатом, посторонним насосным агрегатом, самотеком; перемешивание топлива в цистерны собственным насосным агрегатом, между сторонними резервуарами собственным насосным агрегатом, минуя средства тонкой очистки топлива и цистерну; откачивание топлива в цистерну из раздаточных рукавов после заправки техники; слив подтоварной жидкости и топлива из отстойных зон цистерны и средств очистки топлива от загрязнений.
В результате проведенных исследований пригодности гусеничного топливомаслозаправщика к использованию в районах Крайнего Севера и Арктики на испытательных трассах и сооружениях НИИЦ AT ФГБУ «3 ЦНИИ» Минобороны России и ООО «НТЦ «Цельсий-Проф» (г. Бронницы, Московская обл.) (Акт государственных испытаний гусеничного топливомаслозаправщика ГТМЗ-14-30ПМ, утвержденный решением № Р 228/1-2017 от 31.10.2017 г.) [5] в сентябре-декабря 2017 года в рамках государственных испытаний были получены следующие результаты: размещение технологического оборудования в термоизолированном обогреваемом корпусе силового блока позволило более эффективно его использовать при низких температурах окружающей среды; поддержание температуры воздуха внутри корпуса силового блока и корпуса технологического блока обеспечило возможность хранения, транспортирования и оперативной выдачи масел и охлаждающих жидкостей при отрицательных температурах окружающей среды; размещение цистерны для топлива в закрытом кузове позволило повысить надежность и исключить повреждение емкости при транспортировании в труднодоступных участках.
Технические характеристики технологического оборудования гусеничного топливомаслозаправщика представлены в табл. 1.
Таким образом, предложенный гусеничный топливомаслозаправщик отличается новизной и новыми полезными характеристиками обеспечивающими повышение эксплуатационных свойств средств заправки горюче-смазочными материалами в сложных дорожно-климатических условиях районов Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики при температурах окружающего воздуха от минус 50°С до 50°С, с возможностью кратковременной работы при предельных значениях температур до минус 60°С. Изобретение может быть использовано в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Литература:
1. Автомобиль-топливомаслозаправщик АТМЗ-4,5-375, [Электронный ресурс] http://aralex.ru/ural-375-atmz-45-375-toplivomaslozapravshchik
2. Топливозаправщик ГТМЗ-20-БТ361 [Электронный ресурс] https://topwar.ru/142751-sochlenennyy-bolotohod-bt361a-01-tyumen.html
3. Двухзвенные транспортеры ДТ-30, ДТ-30П. Техническое описание. 110.00.000 ТО-1. - М.: Воениздат, 1983. - С. 38-41,
4. ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды. М.: Стандартинформ, 2010, - 55 с.
5. Акт государственных испытаний гусеничного топливомаслозаправщика ГТМЗ-14-30ПМ, утвержденный решением № Р 228/1-2017 от 31.10.2017 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВОМАСЛОЗАПРАВЩИК ДЛЯ КРИТИЧЕСКИХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | 2020 |
|
RU2741667C1 |
Двухзвенный гусеничный транспортер для перевозки углеводородного топлива | 2021 |
|
RU2767572C1 |
МОДУЛЬ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ | 2021 |
|
RU2762703C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ВОДЫ В РЕГИОНАХ С НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АВТОНОМНОМ РЕЖИМЕ | 2020 |
|
RU2767569C1 |
БРОНИРОВАННЫЙ ТОПЛИВОМАСЛОЗАПРАВЩИК | 1999 |
|
RU2163997C1 |
Система контроля наличия и движения горюче-смазочных материалов | 2020 |
|
RU2739370C1 |
Автотопливомаслозаправщик | 2020 |
|
RU2738492C1 |
БРОНИРОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА | 2007 |
|
RU2403157C2 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГОРЮЧЕГО | 2016 |
|
RU2638147C2 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2022 |
|
RU2792456C1 |
Изобретение относится к техническим средствам для транспортирования, хранения, заправки фильтрованным горючим и маслом вооружения и техники в тяжелых дорожно-климатических условиях Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики. Гусеничный топливомаслозаправщик состоит из базового шасси (1) с цистерной для топлива и масляным баком. Базовым шасси является модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМ-31, звенья которого связаны между собой поворотно-сцепным устройством, на внешней стороне звеньев жестко зафиксирована платформа, на которой неподвижно крепится термоизолированный, герметизированный корпус силового блока (3) и необитаемый, водоизмещающий корпус технологического блока (6), оборудованные съемной крышей (4). Внутри корпуса силового блока (3) неподвижно фиксируются емкость для масла трансмиссионного, емкость для масла моторного к основанию, жестко закрепленному к платформе. Цистерна неподвижно зафиксирована к раме, жестко закрепленной к полу корпуса технологического блока, по углам рамы встроены крепежные элементы для неподвижной фиксации раздаточной колонки и шкафа с ЗИП. К платформе жестко зафиксирована дизельная электростанция. Управление технологическими операциями осуществляется с рабочего места водителя-моториста пульта управления автономной системы электроснабжения, зафиксированного внутри кабины (11) и связанного со всеми системами топливомаслозаправщика. Изобретение повышает эксплуатационные характеристики средств заправки горючим и смазочными материалами в сложных дорожно-климатических условиях районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктики при температурах окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 50°С и кратковременной работы при предельных значениях температур до минус 60°С. 3 ил.
Гусеничный топливомаслозаправщик, состоящий из базового шасси с жестко зафиксированной на нем цистерной для топлива и масляным баком с подвижно закрепленной крышкой, плотно фиксирующейся на горловине, а также раздаточного рукава, счетчика, топливораздаточного крана, насоса, осуществляющего наполнение цистерны и ее слив, отличающийся тем, что в качестве базового шасси используется модернизированный двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30ПМ-31, звенья которого связаны между собой поворотно-сцепным устройством, на внешней стороне звеньев жестко зафиксирована платформа, на которой неподвижно крепится термоизолированный, герметизированный корпус силового блока и необитаемый, водоизмещающий корпус технологического блока, оборудованные съемной крышей, внутри корпуса силового блока неподвижно фиксируются стяжными лентами емкость для масла трансмиссионного, емкость для масла моторного к основанию, жестко закрепленному к платформе, цистерна неподвижно зафиксирована фланцем к раме, жестко закрепленной к полу корпуса технологического блока, по углам рамы встроены крепежные элементы для неподвижной фиксации раздаточной колонки и шкафа с ЗИП, работа агрегатов, устройств, технологического оборудования, системы обогрева, автоматизированной системы пожаротушения обеспечивается за счет использования дизельной электростанции (ДЭС) мощностью до 60 кВт, жестко зафиксированной к платформе, а также управление технологическими операциями осуществляется с рабочего места водителя-моториста за счет использования пульта управления автономной системы электроснабжения (АСЭС), зафиксированного внутри кабины и связанного со всеми системами топливомаслозаправщика.
А.В | |||
Топоров и др | |||
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА АРКТИЧЕСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СЛУЖБ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, Военно-теоретический труд, часть 1, Санкт-Петербург, 2018, стр | |||
ВОЗДУШНЫЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР | 1923 |
|
SU644A1 |
БРОНИРОВАННЫЙ ТОПЛИВОМАСЛОЗАПРАВЩИК | 1999 |
|
RU2163997C1 |
Способ каталитической полимеризации олефинов | 1957 |
|
SU114021A1 |
Станок для придания концам круглых радиаторных трубок шестигранного сечения | 1924 |
|
SU2019A1 |
CN 103287515 A, 11.09.2013 | |||
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок | 1923 |
|
SU2008A1 |
Авторы
Даты
2021-06-24—Публикация
2020-01-15—Подача