АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР Российский патент 2021 года по МПК G09B9/08 

Описание патента на изобретение RU2752582C1

Изобретение относится к техническим средствам для профессиональной подготовки летного и инженерно-технического состава и предназначено для обучения и оценки в аудиторных условиях подготовке к полету, а летчиков - применению съемного авиационного вооружения с визуализацией его внешнего вида, способу подвески, принципа действия и боевого применения.

Известен авиационный тренажер, предназначенный для обучения летного и инженерно-технического состава, содержащий рабочее место, оборудованное органами управления, устройствами индикации, системой управления, системой визуализации, вычислительный комплекс тренажера, систему функционирования съемной подвижной пушечной установки. Контроль работоспособности систем тренажера, а также оперативное наблюдение и управление процессом тренировки [патент RU 2693426 С1, МПК G09B 9/08, опубл. 02.07.2019 г.].

Недостаток данного тренажера заключается в низкой эффективности обучения проведения комплекса мероприятий по подготовке воздушного судна к полету.

Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей тренажера при обучении инженерно-технического состава работе со съемным авиационным вооружением.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном авиационном тренажере, состоящем из последовательно соединенных блоков имитации прицельной марки, имитации средств отображения информации и имитации органов управления, а также блоков системы объективного контроля, имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки и ручки управления самолетом, при этом блоки имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки и системы объективного контроля соединены последовательно, первый выход блока имитации органов управления соединен с вторым входом блока имитации средств отображения информации, согласно изобретению дополнительно введены блок имитации средств транспортировки и подъема и блок имитации агрегата подвески, выход которого соединен с первым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, а выход блока имитации средств транспортировки и подъема соединен со вторым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, при этом второй выход блока имитации органов управления соединен с первым входом блока имитации агрегата подвески, а выход ручки управления самолетом - со вторым входом блока имитации агрегата подвески.

Сущность изобретения заключается в том, что дополнительно введены блок имитации средств транспортировки и подъема и блок имитации агрегата подвески, выход которого соединен с первым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, а выход блока имитации средств транспортировки и подъема соединен со вторым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, при этом второй выход блока имитации органов управления соединен с первым входом блока имитации агрегата подвески, а выход ручки управления самолетом - со вторым входом блока имитации агрегата подвески.

Система подготовки воздушного судна к полету включает широкий спектр задач, одной из которых является работа со съемным авиационным вооружением. Так, известный тренажер [патент RU 2693426 С1, МПК G09B 9/08, опубл. 02.07.2019 г.] позволяет обучать работе с уже размещенным на летательном аппарате съемным пушечным вооружением, что делает невозможным решение задачи по его размещению на точках подвески [Руководство по технической эксплуатации Т8К. Книга 2. Общие сведения о самолете. Средства наземного обслуживания. С. 82-91], что приводит к снижению эффективности подготовки инженерно-технического состава, так как не охватывается весь комплекс мероприятий по подготовке воздушного судна к полету. В связи с этим дополнительно введены блоки, позволяющие решить эту задачу. Так, блок имитации средств транспортировки и подъема решает вопросы механизации процессов доставки к летательному аппарату, подъема и подвески съемного пушечного вооружения, а блок имитации агрегата подвески - процесс подвески, последующей транспортировки и непосредственного применения в соответствии с командами управления. Этим достигается указанный в изобретении технический результат.

Структурная схема тренажера приведена на фигуре 1, где обозначены: 1 - блок имитации прицельной марки, 2 - блок имитации средств отображения информации, 3 - блок имитации органов управления, 4 - блок системы объективного контроля, 5 - ручка управления самолетом, 6 - блок имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, 7 - блок имитации агрегата подвески, 8 - блок имитации средств транспортировки и подъема.

Блок имитации агрегата подвески 7 предназначен для имитации подвески, транспортировки и применения съемной подвижной пушечной установки в соответствии с управляющими сигналами с блока имитации органов управления 3 и ручки управления самолетом 5, которые поступают в блок имитации агрегата подвески 7 и по линиям связи передаются на блок имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки 6. Блок имитации агрегата подвески 7 может быть выполнен, например, в виде пластмассового корпуса, состоящего из двух секторов с сопряженными поверхностями двойной кривизны, с открытой полостью в его внутренней части, которая предназначена для крепления и подключения блока имитации съемной подвижной пушечной установки 6 [Установки бомбардировочного вооружения летательных аппаратов (теория, конструкция, технология, испытания, экономика, техника безопасности на производстве): Учебное пособие / Под ред. Б.В. Обносова. М: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2010 г., с. 52-74].

Блок имитации средств транспортировки и подъема 8 предназначен для механизации процесса транспортировки и подвески блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки 6 на блок имитации агрегата подвески 7 [Т8К. Технологическая карта №8. Подвеска установки СППУ-22-01]. Блок имитации средств транспортировки и подъема 8 может быть выполнен, например, в виде нижней металлической рамы, установленной на пневматических колесах, и верхней рамы с ложементами, связанной с нижней двумя подвижными балками, приводимыми в движение механизмом подъема по средствам червячной передачи. В передней части блока имитации средств транспортировки и подъема 8 размещено водило. [Руководство по технической эксплуатации Т8К. Книга 2. Общие сведения о самолете. Средства наземного обслуживания. С. 82-91].

Авиационный тренажер работает в двух основных режимах: обучение летчиков и обучение инженерно-технического состава.

При обучении летчиков тренажер работает аналогично прототипу при поиске, обнаружении, идентификации и прицельном применении авиационных средств поражения по наземным подвижным и неподвижным целям. Также есть возможность обучения летного состава контролю используемых точек подвески, вооружения и остатку боеприпасов.

При обучении инженерно-технического состава осуществляется подготовка специалистов авиационного вооружения предполетной подготовке. Обучаемый в соответствии с технологической картой [например, Т8К. Технологическая карта №8. Подвеска установки СППУ-22-01] выполняет все указанные в ней операции по укладке, укреплению груза (блок имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки 6) на ложементах, выставлении груза под блоком имитации агрегата подвески 7 и последующий подъем с подвеской, включающий в себя подключение блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки 6 к блоку системы объективного контроля 4 и линиям связи блока имитации агрегата подвески 7. После чего управляющие сигналы с выхода 2 блока имитации органов управления 3 и выхода ручки управления самолетом 5 в виде электрических импульсов силой тока не менее 5 А поступают по линиям связи блока имитации агрегата подвески 7 на вход 1 блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки 6, где, в соответствии с последовательностью задач (корректность поступления задач контролирует блок системы объективного контроля 4), производится их отработка и формируются выходные сигналы, поступающие на вход блока системы объективного контроля для проверки результатов выполнения упражнения и формирования итоговой оценки.

Представленные особенности тренажера позволяют в значительной степени расширить его функциональные возможности по обучению летного и инженерно-технического состава в работе с авиационными пусковыми устройствами.

Похожие патенты RU2752582C1

название год авторы номер документа
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР 2018
  • Емельянов Алексей Владимирович
  • Гордеев Василий Николаевич
  • Вытришко Федор Михайлович
RU2693426C1
ПРОЦЕДУРНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР 2021
  • Емельянов Алексей Владимирович
  • Гордеев Василий Николаевич
RU2770326C1
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР 2020
  • Емельянов Алексей Владимирович
  • Гордеев Василий Николаевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2738362C1
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС АВИАЦИОННЫЙ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Долженков Н.Н.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Гуртовой А.И.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2250511C1
ТРЕНАЖЕР ВОЗДУШНОГО БОЯ 2005
  • Суворов Александр Прокопьевич
  • Еремин Алексей Федорович
  • Соколовский Геннадий Александрович
  • Юзов Николай Иванович
  • Салатов Борис Хамитович
  • Полиенко Иван Николаевич
RU2297674C2
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕТЧИКОВ ПИЛОТИРОВАНИЮ УДАРНОГО ВЕРТОЛЕТА И ПРИМЕНЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ 2008
  • Шукшунов Валентин Ефимович
  • Фоменко Валерий Васильевич
  • Конюхов Николай Николаевич
  • Нефедов Борис Николаевич
  • Шепелев Олег Павлович
  • Васильев Владимир Алексеевич
  • Копытко Евгений Николаевич
  • Щербаков Константин Владимирович
RU2367026C1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕГКОГО УЧЕБНО-БОЕВОГО САМОЛЕТА 2002
  • Ефанов А.Г.
  • Демченко О.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Попович К.Ф.
  • Школин В.П.
  • Никитин В.Н.
  • Сорокин В.Ф.
  • Кодола В.Г.
RU2203200C1
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ ПУШЕЧНО-РАКЕТНОГО ВООРУЖЕНИЯ 2011
  • Бытьев Алексей Вячеславович
  • Головань Михаил Витальевич
  • Кириченко Александр Александрович
  • Краснянчук Николай Алексеевич
  • Радин Александр Алексеевич
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Ткаченко Владимир Иванович
  • Ткаченко Наталия Владимировна
  • Черкасов Владислав Николаевич
RU2465534C1
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР МОДУЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Школин В.П.
  • Гуртовой А.И.
  • Габрелян А.А.
  • Пасекунов И.В.
  • Сорокин В.Ф.
  • Федотов Г.А.
  • Кодола В.Г.
RU2247430C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА НА АВИАЦИОННОМ ТРЕНАЖЕРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1990
  • Меерович Г.Ш.
  • Тарасенко И.С.
  • Варганов И.Ю.
SU1831958A3

Иллюстрации к изобретению RU 2 752 582 C1

Реферат патента 2021 года АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР

Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения и тренировки летного и инженерно-технического состава. Авиационный тренажер состоит из блоков имитации прицельной марки, имитации средств отображения информации, имитации органов управления, системы объективного контроля, имитации функционирования съемной подвижной пушечной установкой, имитации агрегата подвески с линиями связи и ручки управления самолетом. Дополнительно в тренажер введены блок имитации средств транспортировки и подъема и блок имитации агрегата подвески. Все системы тренажера подключены к друг к другу определенным образом. Повышается эффективность подготовки обучаемых. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 752 582 C1

Авиационный тренажер съемного авиационного вооружения, состоящий из последовательно соединенных блоков имитации прицельной марки, имитации средств отображения информации и имитации органов управления, а также блоков системы объективного контроля, имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки и ручки управления самолетом, при этом блоки имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки и системы объективного контроля соединены последовательно, первый выход блока имитации органов управления соединен с вторым входом блока имитации средств отображения информации, отличающийся тем, что дополнительно введены блок имитации средств транспортировки и подъема и блок имитации агрегата подвески, выход которого соединен с первым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, а выход блока имитации средств транспортировки и подъема соединен со вторым входом блока имитации функционирования съемной подвижной пушечной установки, при этом второй выход блока имитации органов управления соединен с первым входом блока имитации агрегата подвески, а выход ручки управления самолетом - со вторым входом блока имитации агрегата подвески.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2752582C1

АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР 2018
  • Емельянов Алексей Владимирович
  • Гордеев Василий Николаевич
  • Вытришко Федор Михайлович
RU2693426C1
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР МОДУЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ 2004
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Пятернев С.В.
  • Школин В.П.
  • Гуртовой А.И.
  • Габрелян А.А.
  • Пасекунов И.В.
  • Сорокин В.Ф.
  • Федотов Г.А.
  • Кодола В.Г.
RU2247430C1
US 5807109 A1, 15.09.1998.

RU 2 752 582 C1

Авторы

Емельянов Алексей Владимирович

Гордеев Василий Николаевич

Канивец Виктор Юрьевич

Даты

2021-07-29Публикация

2020-10-29Подача