Изобретение относится к психологии, а именно к разделу клиническая психология и предназначено для психологического сопровождения пациенток в процессе комплексной немедикаментозной терапии женщин с длительно существующим бесплодием. Способ ориентирован на пациенток с бесплодием, готовящихся к планируемой беременности в программе экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Способ позволяет нормализовать эмоциональное и психофизиологическое состояние пациенток, готовящихся к планируемой беременности по программе ЭКО, сформировать положительную перспективу проводимого лечения, а также повысить эффективность комплекса терапевтических процедур и вероятность положительного результата ЭКО.
Бесплодие - сложная медико-социальная проблема, затрагивающая отдельных людей, супружеские пары, семьи, и имеющая серьезные последствия для психического и социального благополучия вовлеченных лиц (Исследование супружеских отношений при бесплодии: систематический обзор количественных исследований, авторы Tao P, Coates R, Maycock B.//J Reprod Infertil, Vol 13, No 2, Apr/Jun 2012). Частота бесплодных браков среди супругов репродуктивного возраста колеблется от 8% до 20% и имеет тенденцию к увеличению (Бесплодный брак. Современные подходы к диагностике и лечению: Руководство. Под ред. Г.Т. Сухих, Т.А. Назаренко. М: ГЭОТАР-Медиа 2010; 438-463). Статус фертильности относится к одним из наиболее важных факторов, влияющих на качество семейных, супружеских отношений, и в целом на качество жизни. Многие публикации посвящены проблеме бесплодия в браке, которая создает длительную стрессовую ситуацию, наносит тяжелую моральную травму, вызывает личностную, семейную, социальную дезадаптацию и способствует формированию пограничных психических расстройств (Пограничные психические расстройства у женщин с бесплодием в программе вспомогательных репродуктивных технологий и их психотерапевтическая коррекция: диссертация, Гарданова Ж.Р.: Москва, 2008. - 210 с.; Общая психопатология, тревога, депрессия и самооценка у пар, проходящих лечение бесплодия: сравнительное исследование между мужчинами и женщинами, авторы El Kissi Y, Romdhane AB, Hidar S, et al., Eur J Obstet Gynecol Reprod Biol. 2013;167:185-189; Семейная жизнь и стремление к счастью влияние пола и расы, авторы Aldous J, Ganey RF., J Fam Issues. 1999; 20(2):155-80; Семейное положение и качество отношений: влияние на восприятие здоровья, Ren XS., Soc Sci Med. 1997; 44(2):241-9). Классический метод ЭКО стал основой для развития целого ряда подходов, которые в настоящее время объединены общим термином - «вспомогательные репродуктивные технологии» (ВРТ).
В этиологии формирования бесплодия немалую и часто ведущую роль играет психоэмоциональное состояние женщины, которое, в свою очередь, напрямую влияет на состояние вегетативной нервной системы и на гормональную сферу. У подавляющего большинства (79,4%) женщин с бесплодием имеют место различные психоэмоциональные нарушения, которые, в основном, представлены в виде тревожных, тревожно-депрессивных и депрессивных реакций.
На сегодняшний день существует множество программ по коррекции психоэмоционального состояния женщин с бесплодием, которые сочетают различные психологические и психотерапевтические подходы (психоаналитические, суггестивные, арт-терапию т.д.), дыхательные и физические упражнения, акупунктуру, метод биологической обратной связи, точечный массаж и другие методы нелекарственной подготовки. Однако, нет научных данных и литературы, посвящённой подготовке к планируемой попытке ЭКО, с использованием психотехнологий, позволяющих проводить процедуры психологического воздействия одновременно на осознанном и на бессознательном уровнях, что и определяет актуальность изобретения.
Известен описанный эксперимент психологического вмешательства у группы женщин с бесплодием от 1 до 2 лет и оценено влияние на дистресс у женщин с бесплодием (Влияние групповых психологических вмешательств на дистресс у бесплодных женщин. Domar AD, Clapp D, Slawsby E, Kessel B, Orav J, Freizinger M., Health Psychol. 2000;19(6):568-575. doi:10.1037//0278-6133.19.6.568). В эксперименте участвовали сто восемьдесят четыре женщины, были рандомизированы в когнитивно-поведенческую группу, группу поддержки и группу сравнения. Все участники эксперимента приняли участие в групповой программе из 10 занятий. Установлено значительное улучшение через 6 и 12 месяцев в терапевтических группах в отличие от группы сравнения. Однако во всех группах наблюдался значительный отток участников.
Известен описанный эксперимент, когда были созданы краткосрочные группы поддержки пар, предлагаемые одновременно с лечением ЭКО (Эффективность кратких групп поддержки пар, разработанных для управления стрессом лечения экстракорпорального оплодотворения. McNaughton-Cassill ME, Bostwick JM, Arthur NJ, Robinson RD, Neal GS., Mayo Clin Proc. 2002;77(10):1060-1066. doi:10.4065/77.10.1060). Парам, проходящим лечение ЭКО, была предоставлена возможность участвовать в группе поддержки каждые две недели. Женщины, которые посещали групповые занятия, были значительно менее тревожны после лечения ЭКО, чем до лечения (P<0,001). Мужчины, которые посещали групповые занятия, были более оптимистичны, чем мужчины, не входящие в группу, или женщины к завершению цикла ЭКО (P<0,001), но поддерживали большее количество иррациональных убеждений (P<0,001). Таким образом, и мужчины, и женщины получили психологическую пользу от группы поддержки пар: женщины сообщили о меньшем беспокойстве, а мужчины о большем оптимизме после завершения групповых занятий. По мнению авторов, несмотря на то, что эта услуга была относительно недорогой по сравнению с ЭКО, сложность лечения ЭКО, а также финансовые проблемы и психологическое напряжение, испытываемое парами, затрудняли создание и поддержание таких групп.
Известна описанная интегративная модель психотерапии пограничных психических расстройств у женщин в программе лечения бесплодия методом ЭКО, включающая модификации психотерапевтических техник: методики разрушения триггеров, провоцирующих тревожно-депрессивные расстройства в программе ЭКО; приемы направленной визуализации в гипнотическом трансе; модификации техники визуально-кинестетической диссоциации и гипнотические техники во время проведения переноса эмбриона (ПЭ) в полость матки. (Пограничные психические расстройства у женщин с бесплодием в программе вспомогательных репродуктивных технологий и их психотерапевтическая коррекция: диссертация, Гарданова Ж.Р.: Москва, 2008.) Однако такой метод лечения требует большой вовлеченности психотерапевта в сопровождение пациента в программах ВРТ, что не всегда выполнимо в полном объеме в современных условиях интенсивной работы и ограничивается временными и материальными факторами.
Известно проведенное исследование и изучено влияние на стресс психотерапевтической методики вмешательства в экспрессивное письмо у бесплодных пар, проходящих лечение в программах ВРТ (Влияние экспрессивного письменного вмешательства (Эви) на стресс у бесплодных пар, проходящих лечение вспомогательными репродуктивными технологиями (ВРТ): рандомизированное контролируемое пилотное исследование, Matthiesen S, Klonoff-Cohen H, Zachariae R, Br J Health Psychol. 2012;17(2):362-378. doi:10.1111/j.2044-8287.2011.02042.x). В общей сложности 82 участника, из них 45 женщин и 37 мужчин, были рандомизированы в основную и контрольную с нейтральным письмом группы. Все участники заполнили анкету по стрессу, связанному с бесплодием три раза: при регистрации на лечение, через 3 недели и через 6 недель после вмешательства. Вмешательство в экспрессивное письмо проводилось через 2 недели после начала лечения. Снижение стресса, связанного с бесплодием, наблюдалось после вмешательства в основной группе в отличие от контрольной группы. Через шесть недель после вмешательства уровень стресса имел тенденцию к увеличению в обеих группах, при этом в контрольной группе уровень стресса при последующем наблюдении превышал исходные баллы стресса, тогда как баллы участников основной группы не превышали исходных уровней.
Известна разработанная программа улучшения партнерских отношений для пар, проходящих курс лечения ЭКО, осуществляемая в день переноса эмбриона (Программа улучшения партнерства и преодоление трудностей для пар, проходящих лечение экстракорпоральным оплодотворением: интервенционное исследование, Ying L, Chen X, Wu LH, Shu J, Wu X, Loke AY. (2018), Journal of Sex & Marital Therapy, 44:6, 533-551, DOI: 10.1080/0092623X.2017.1420716). Основные направления программы заключаются в том, чтобы способствовать взаимному обмену опытом и поддержке бесплодных пар, а также улучшить их индивидуальные и диадические стратегии выживания во время лечения ЭКО, особенно в период, когда они ждут результатов теста на беременность и после раскрытия информации об отрицательном исходе лечения. Программа рассчитана на пары и состоит из обмена опытом, психообразования, медитативных упражнений, отработки навыков и дополнительных письменных материалов. Пары в основной группе получили дополнительно к стандартной практике 90-минутную сессию, посвященную укреплению партнерских отношений и преодолению трудностей в день переноса эмбриона (ET). Результаты оценивались на исходном уровне (T0), через 10 дней (T1) и через один месяц (T2) после терапевтической сессии. Уровень тревожности женщин в основной группе был ниже, чем в группе сравнения на Т1. Значительные улучшения в партнерстве и диадическом совладании были отмечены у женщин на этапе T2. Мужчины из бесплодных пар сообщили о значительном улучшении баллов за партнерство на Т2. Однако, программа не оказала значительного влияния на удовлетворенность браком и приспособление к браку, как для женщин, так и для мужчин в бесплодных парах.
Все перечисленные методы основаны на техниках прямого психотерапевтического вмешательства. Но стрессовая ситуация, в которой пребывают женщины при попытках достижения беременности, может быть достаточно длительной, и за этот период формируется в той или иной степени выраженности установочный скептицизм относительно положительного результата, предстоящего ЭКО и относительно самих применяемых терапевтических методов, в том числе и методов психотерапии. Установочный скептицизм и даже, в отдельных случаях, негативизм и неосознанное сопротивление обычным психотерапевтическим методам, проявляющиеся при использовании методов прямого психотерапевтического вмешательства, создают сложности в установлении психотерапевтического альянса, в достижении необходимого комплаенса, и, в конечном итоге, снижают эффективность психологического и психотерапевтического сопровождения, а в конечном итоге и снижают вероятность положительного результата предстоящего ЭКО.
Известны методы неосознанного воздействия, например, метод аудиовизуальной психокоррекции (АПК) с использованием неосознаваемых суггестивных установок (НСУ) (Алгоритм проведения неосознаваемой аудиальной психокоррекции в лечении пациентов с невротической симптоматикой, Кучинов А.И., Журнал «Вестник новых медицинских технологий», Том XV, № 1, Тула, 2008 г., с. 60-61). Метод аудиовизуальной психокоррекции является психотехнологией, позволяющей вводить лечебную (суггестивную) информацию сразу в подсознание, целенаправленно изменяя как психофизиологическое состояние, так и систему отношений пациента. Эффект неосознаваемости суггестивного воздействия достигается применением специальных технических средств.
Известен Способ воздействия на психофизиологическое состояние человека по патенту РФ № 2162348 от 21.01.2001 г., основанный на неосознанном визуальном воздействии.
Известен Способ трансформации вербальной аудиоинформации на уровень подпорогового восприятия при психофизиологическом воздействии по патенту РФ № 2124371 от 10.01.1999 г., основанный на неосознанном аудиальном воздействии.
Однако, приведенные в патентах способы неосознанного воздействия методами аудио- или визуальной психокоррекции (АПК) были направлены на коррекцию патологических психофизиологических состояний и на лечение пациентов с невротической симптоматикой, но не на коррекцию психоэмоционального состояния практически здоровых в психическом плане пациенток, проходящих подготовку к планируемой беременности.
Предлагаемое изобретение решает техническую проблему по устранению указанных недостатков, а именно повышает эффективность коррекции психоэмоционального состояния пациентки при подготовке к планируемой беременности и вероятность положительного результата ЭКО.
Технический результат изобретения заключается в усилении суггестивного воздействия и в повышении уровня восприятия коррекционной информации.
Для решения указанной технической проблемы и достижения заявленного технического результата предлагается способ психофизиологического воздействия на пациенток с бесплодием, заключающийся в сборе анамнеза, клиническом интервью, психодиагностическом исследовании, в проведении психотерапевтической беседы с пациенткой, в проведении информационной беседы, разъясняющей возможные психологические причины инфертильности, в проведении психосемантического анализа, в проведении психотерапевтических процедур с использованием методов краткосрочной рациональной психотерапии, дыхательных техник и приемов аутотренинга с отработкой навыков релаксации, когнитивно-поведенческой психотерапии;
в разработке для пациентки трех последовательных программ неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции (АПК) с использованием неосознаваемых суггестивных установок (НСУ);
в проведении трех последовательных этапов аудиовизуальной психокоррекции, которая может быть выполнена с помощью любого устройства аудиовизуальной трансляции, персонального компьютера, телевизора, подключенного к устройству воспроизведения записи и т. п., включающих:
- неосознаваемое семантическое визуальное воздействие с использованием эффекта прямого и обратного маскирования при предъявлении визуальных семантических стимулов при длительности полного цикла 0,25" и частоте предъявления 4 Гц;
- неосознаваемое семантическое аудиальное воздействие при помощи записанных в формате цифровых звуковых треков суггестивных установок, маскированных в фоновый звук, в виде словесно-звукового ассоциативного ряда, словесно-звукового образа здоровья, словесно-звукового образа внушаемого мотива;
- цветовоздействие с помощью волнового светового излучения в видимой части спектра, в котором использовано цветовое воздействие всем видимым спектром в режиме последовательного предъявления комплементарных цветов, создающее цветоконтрастную стимуляцию зрительного анализатора, усиливающую цветовосприятие. При этом суммарное время воспроизведения на экране светового излучения в диапазоне длин волн от 380 до 570 нм составляет от 60 до 69%, а в диапазоне от 570 до 780 нм - от 31 до 40%, что обеспечивает преобладание цветов сине-зеленого спектра, снижающих уровень напряжения и повышающих эффективность суггестивного воздействия. Видимый графический интерфейс программы представляет собой меняющиеся по цвету, яркости, форме и размеру геометрические фигуры с «размытыми» контурами, плавно вращающимися на экране;
- ритмовоздействие с помощью комбинированной ритмической световой и цветовой стимуляции зрительного анализатора, а также благодаря модуляции соответствующими частотами аудиотрека, при этом в графическом интерфейсе использованы: частота сменяемости комплементарных цветов - составляет 0,5 +/- 0,05 Гц (соответствует частоте синусоидального дельта-ритма биопотенциалов головного мозга спящего человека), частота предъявления визуальных семантических стимулов - составляет 4 Гц (соответствует частоте синусоидального тета-ритма биопотенциалов головного мозга человека в состоянии полного расслабления), частота сменяемости яркости - составляет 0,15 +/- 0,02 Гц (соответствует частоте дыхания человека в состоянии покоя), в аудиотреке использованы: частота волнообразной сменяемости суммарных амплитудных характеристик звука - составляет 0,15 +/- 0,02 Гц (соответствует частоте спокойного дыхания), частоты 285 и 963 Гц, оказывающие положительное влияние на человеческий организм.
Таким образом, всей совокупностью приведенных признаков способа психофизиологического воздействия достигается технический результат по усилению суггестивного воздействия и повышению уровня восприятия коррекционной информации пациентками с бесплодием. Благодаря чему, решается проблема по повышению эффективности коррекции психоэмоционального состояния пациентки при подготовке к планируемой беременности и вероятности положительного результата ЭКО.
При этом на каждом из трех психокоррекционных этапов используется своя семантика, которая отличается по смысловому содержанию и структуре построения НСУ и соответствует целям первого этапа - снижение уровня фоновой тревоги и напряженности, второго этапа - нормализация психофизиологического состояния, третьего этапа - десенсибилизация негативных ожиданий.
В сеансах краткосрочной рациональной психотерапии используются приемы разъяснения, убеждения и косвенного внушения, которые направлены на исправление неправильных иррациональных суждений и представлений относительно себя, своего состояния и причин инфертильности. В процессе сеанса разъясняются основные механизмы (биологические, психологические, социальные), влияющие на репродуктивный процесс. Основываясь на научных данных и опираясь на логику, производят целенаправленное разубеждение ошибочных толкований причин бесплодия, переоценку прогностического будущего (тревожных ожиданий и неоправданных опасений), десенсибилизацию сверхценного отношения к своим проблемам и дезактуализацию болезненных и аутодеструктивных психологических установок, что приводит к постепенному положительному сдвигу психофизиологического состояния.
Сеансы когнитивно-поведенческой психотерапии, опираясь на опыт и навыки, приобретенные пациентками на первом и втором этапах, направлены на изменение неадаптивных и патологических стереотипов мышления, эмоциональных реакций и поведения. Основными техническими приемами реконструкции патологических стереотипов являются эмоционально положительное подкрепление (поощрение) желаемых форм поведения и реагирования и отсутствие подкрепления нежелательных форм, а также проработка различных репертуаров поведения и отдельных реакций, в ходе которой производится психологический анализ данной формы реагирования на четырех уровнях - на эмоциональном, на когнитивном, на поведенческом и на соматическом (телесные ощущения, сопровождающие данную реакцию).
При этом воспроизведение аудиовизуального ряда, посредством любых известных устройств, таких как персональные компьютеры и т. п., которые позволяют воздействовать непосредственно на неосознаваемую сферу психики через слуховой и зрительный анализаторы в соответствии с целевым назначением психотерапевтического этапа. При этом воспроизведение аудиовизуального ряда включает четыре механизма воздействия на зрительную и на слуховую системы, а через них на головной мозг и на весь организм, как:
1. Неосознаваемое семантическое визуальное воздействие - зрительное воздействие значимой семантической информацией, предъявляемой с использованием эффекта прямого и обратного маскирования. Способ маскировки предъявляемого изображения - визуальных семантических стимулов НСУ, видимость которого уменьшается из-за маскирующего эффекта другого изображения, называемого маской, предшествующего семантическому стимулу (прямое маскирование) и следующего сразу за семантическим стимулом (обратное маскирование). Эффект маскирования обусловлен иконической памятью, которая сохраняет след изображения в зрительном анализаторе. «Зашумляющее» воздействие предшествующих и следующих за семантическими стимулами масок препятствует осознанному восприятию, анализу, а, соответственно, и критическому осмыслению предъявляемых НСУ. Длительности (экспозиции) предъявления предшествующей маски, самого семантического стимула и следующей за семантическим стимулом маски составляют по 0,05", далее следует пауза 0,1", после чего цикл повторяется. Длительность полного цикла предъявления визуальных семантических стимулов, таким образом, составляет 0,25", а частота предъявления, соответственно, 4 Гц.
2. Неосознаваемое семантическое аудиальное воздействие, которое заключается в том, что предварительно озвученные и записанные в формате цифровых звуковых треков суггестивные установки маскируются в фоновый звук таким образом, что становятся неслышимыми на уровне сознания.
3. Цветовоздействие - волновое воздействие светового излучения в видимой части спектра. Используется цветовое воздействие всем видимым спектром в режиме последовательного предъявления комплементарных цветов, создающих цветоконтрастную стимуляцию зрительного анализатора, усиливающую цветовосприятие. При этом суммарное время воспроизведения на экране светового излучения в диапазоне длин волн от 380 до 570 нм составляет от 60 до 69%, а в диапазоне от 570 до 780 нм - от 31 до 40%, что обеспечивает преобладание цветов сине-зеленого спектра, снижающих уровень напряжения и повышающих эффективность суггестивного воздействия. Видимый графический интерфейс программы представляет собой меняющиеся по цвету, яркости, форме и размеру геометрические фигуры с «размытыми» контурами, плавно вращающимися на экране. В результате значительно усиливается процесс цветовосприятия, формируется оптимальное психофизиологическое состояние, способствующее снижению уровня тревоги, ослаблению мышечного тонуса и повышению уровня внушаемости.
4. Ритмовоздействие - комбинированная ритмическая световая и цветовая стимуляция зрительного анализатора, цель которой состоит в изменении функционального состояния. В графическом интерфейсе использованы: частота сменяемости комплементарных цветов - составляет 0,5 +/- 0,05 Гц, что соответствует частоте синусоидального дельта-ритма биопотенциалов головного мозга спящего человека; частота предъявления визуальных семантических стимулов - составляет 4 Гц, что соответствует частоте синусоидального тета-ритма биопотенциалов головного мозга человека в состоянии полного расслабления; частота сменяемости яркости - составляет 0,15 +/- 0,02 Гц, что соответствует частоте дыхания человека в состоянии покоя. В аудиотреке использованы: частота волнообразной сменяемости суммарных амплитудных характеристик звука - составляет 0,15 +/- 0,02 Гц, что соответствует частоте спокойного дыхания; частоты 285 и 963 Гц оказывают положительное влияние на человеческий организм. Формируется оптимальное психофизиологическое состояние - релаксация. Это позволяет осуществлять полноценное психокоррекционное воздействие - ритмовоздействие и неосознаваемое суггестивное воздействие, даже в ситуации восприятия только одного аудиального канала, т. е. в ситуациях, когда пациентка не смотрит на экран монитора.
Для каждой терапевтической задачи и для каждого лечебного этапа создаются специальные уникальные НСУ в соответствии с мишенями психотерапевтического воздействия и в соответствии с целевым назначением данного терапевтического этапа. НСУ, реализуемые через аудиальное воздействие, тождественны или комплементарны НСУ, реализуемым через визуальное воздействие. При этом в аудиальном воздействии могут быть использованы не только слова, но и эмоциогенные звуки и другие семантизированные звуковые стимулы. Озвучивание НСУ производится с учетом необходимых голосовых и интонационных характеристик. НСУ автоматически закольцовываются и постоянно повторяются на протяжении звучания всей аудиозаписи. По смысловому содержанию НСУ не являются законченными грамматически выверенными фразами, а представляют собой набор словосочетаний, составленных таким образом, чтобы оптимально реализовать механизм психосемантического обусловливания (Лурия А.Р. Язык сознания. - М.: Изд-во Феникс, 1998. - 412 с.). Согласно данному принципу, словесный раздражитель - «триггер» или «семантический драйвер» (Смирнов И.В., Безносюк Е.В., Журавлёв А.Н. Психотехнологии. - М.: Изд-во Прогресс-Культура, 1995. - 416 с.), обладающий высокой субъективной значимостью, провоцирует связанные с ним аффективные состояния, а также инициирует смежные семантические поля, актуализируя ассоциированные с ними аффективные переживания. Если семантику триггера совместить с семантическими мишенями психотерапевтического воздействия, объединить в общие словосочетания, то семантика «мишеней» в процессе процедур психокоррекции начинает приобретать аффективную окраску - значимость триггера. Таким образом, постоянные повторы НСУ в процессе процедуры психокоррекции постепенно изменяют аффективное и смысловое содержание семантической мишени, тем самым приводя к искусственному целенаправленному изменению значимостей семантических элементов памяти и постепенной модификации психики и психоэмоционального состояния. В среднем количество повторов с учетом применяемого эффекта реверберации в зависимости от размера НСУ колеблется в пределах от 30 до 120 в минуту в каждом аудиальном канале, с учетом применяемого эффекта реверберации. В правом и левом каналах могут быть использованы разные, но комплементарные по смысловому содержанию НСУ. При этом, как правило, в одном из каналов используется семантика НСУ основных суггестивных установок, т.е. именно тех, которые несут в себе целевой смысл воздействия на данном этапе, а в другом канале используется семантика НСУ, направленная на смысловое усиление целевого воздействия и на создание необходимого психофизиологического состояния (контекстуальные суггестивные установки).
По своему структурному построению НСУ объединены в 3 основные группы:
- словесно-звуковые ассоциативные ряды (САР) - сочетание аффективно значимых ключевых слов (семантических драйверов и семантических мишеней), объединенных в одну дискурсионную единицу для усиления механизма психосемантического обусловливания;
- словесно-звуковые образы здоровья (СОЗ) - лексические построения ассоциативно связанных смысловых единиц, адресованные к образу «соматического Я» и направленные на актуализацию смысловых тезаурусов, соответствующих соматическому и психическому здоровью;
- словесно-звуковые образы внушаемых мотивов (СОВМ) - специальным образом выстроенные ряды слов с последовательно нарастающей семантической нагрузкой, направленные на формирование и активацию мотивации, соответствующей целевому воздействию.
Видеоряд графического интерфейса программ неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции (АПК) в процессе проведения сеанса воспроизводит те же словесные последовательности, что и в аудиальном треке.
Семантика и структура НСУ, использованных в программах АПК, уникальна и разрабатывается в соответствии с целевым назначением конкретного терапевтического этапа, в соответствии с мишенями психотерапевтического воздействия (аутодеструктивные установки, прогностически негативные ожидания, повышенная напряженность, деструктивный стресс, низкая степень доверия проводимым медицинским процедурам), с использованием сочетания гетеросуггестивной и аутосуггестивной форм внушения, и с использованием различного структурного построения семантических единиц на каждом из трех последовательных коррекционных этапов: САР - на первом этапе, СОЗ - на втором этапе и СОВМ - на третьем этапе.
Учитывая длительный период инфертильности у подавляющего большинства женщин, готовящихся к процедуре ЭКО, наличие различных психоэмоциональных нарушений, в основном тревожных, тревожно-депрессивных и депрессивных реакций, формирующийся за этот период установочный скептицизм относительно положительного результата предстоящего ЭКО, а также негативизм и неосознанное сопротивление обычным психотерапевтическим методам, использование технологий неосознаваемого воздействия является оправданным и предпочтительным методом психологического сопровождения. Формирующиеся в длительной стрессовой ситуации психические нарушения невротического уровня приводят к формированию патологического семантогенеза - семантических эквивалентов, отражающих психическое страдание и обладающих высокой субъективной эмоциональной значимостью. Именно эти невротические семантические образования выступают в качестве мишеней психотерапевтического вмешательства, что в полной мере оправдывает неосознаваемое семантическое воздействие в качестве основного механизма психокоррекции.
Неосознаваемое суггестивное воздействие, не встречая сопротивления сознания, преодолевает негативные установки и сопротивление, десенсибилизирует негативные ожидания и аутодеструктивные программы, а также повышает степень вовлеченности пациентки в терапевтический процесс. Оказываемый ощутимый для пациенток эффект уже после проведения первого сеанса, отвечает их ожиданиям и тем самым способствует установлению психотерапевтического альянса и усиливает комплаенс в системе врач-пациент. Перечисленные факторы повышают результативность всех проводимых терапевтических мероприятий и положительно влияют на весь период реабилитации.
Практически способ осуществляется выполнением следующих шагов:
Сбор анамнеза, клиническая, психодиагностическая и психотерапевтическая беседа с пациенткой. Проведение информационной беседы, разъясняющей возможные психологические причины инфертильности. На этом же этапе проводится психосемантический анализ, в ходе которого выявляется индивидуальная лексика пациентки, описывающая ее переживания, а также степень эмоциональной значимости этих переживаний и соответствующие им семантические образования. Тезаурус индивидуальной семантики, соответствующий проблемной ситуации пациентки, используется в дальнейших сеансах психологического сопровождения в прямых способах психотерапевтического вмешательства и в неосознаваемой форме воздействия в программах аудиовизуальной психокоррекции - АПК.
Психотерапевтические процедуры проводятся с использованием методов краткосрочной рациональной психотерапии.
На основании результатов психосемантического анализа для пациентки (или для группы пациенток) разрабатываются три программы аудиовизуальной психокоррекции, осуществляемые по средством любых устройств аудиовизуальной трансляции и используемые в трех последовательных психокоррекционных этапах.
Семантика НСУ первой программы АПК, используемой на первом этапе, направлена на снижение уровня фоновой тревоги и напряженности (анксиолитический эффект), а также на повышение вовлеченности пациентки в терапевтический процесс и на облегчение установления доверительных отношений с психотерапевтом - установление психотерапевтического альянса и формирование необходимого комплаенса.
Семантика НСУ основных суггестивных установок на первом этапе представлена в форме словесно-звуковых ассоциативных рядов (САР): «Доктор - уверенность. Доктор - спокойствие. Доктор - легко - спокойно». Форма суггестивного воздействия - гетеросуггестия.
Семантика НСУ контекстуальных суггестивных установок на первом этапе: «Легко. Спокойно. Свободно. Приятно. Хорошо». Форма суггестивного воздействия - аутосуггестия.
Семантика НСУ второй программы АПК, используемой на втором этапе, направлена на нормализацию психофизиологического состояния, а также на редукцию деструктивного стресса и аутодеструктивных программ.
Семантика НСУ основных суггестивных установок на втором этапе представлена в форме словесно-звуковых образов здоровья (СОЗ): «Голова чистая. Мысли ясные. Тело свободное». Форма суггестивного воздействия - гетеросуггестия.
Семантика НСУ контекстуальных суггестивных установок на втором этапе: «Я спокойна. Я уверенна. Мне легко. Я абсолютно здорова». Форма суггестивного воздействия - аутосуггестия.
Семантика НСУ третьей программы АПК, используемой на третьем этапе, направлена на десенсибилизцию негативных ожиданий, а также на формирование уверенности в положительной перспективе проводимого лечения.
Семантика НСУ основных суггестивных установок на третьем этапе представлена в форме словесно-звуквых образов внушаемых мотивов (СОВМ): «Ребенок. Мой ребенок. У меня будет ребенок. У меня будет мой ребенок». Форма суггестивного воздействия - аутосуггестия.
Семантика НСУ контекстуальных суггестивных установок на третьем этапе: «Я уверенна. Я абсолютно уверенна. Я спокойна и уверенна. Я абсолютно спокойна и уверенна». Форма суггестивного воздействия - аутосуггестия.
Представлены лексические построения, соответствующие стандартно употребляемым НСУ в программах АПК. При разработке программ АПК семантика НСУ может дополняться в соответствии с тезаурусом индивидуальной семантики пациентки, собранном в процессе предварительно проведенного психосемантического анализа.
Курс психокоррекции включает три последовательных этапа.
На первом этапе в ежедневном режиме проводятся психотерапевтические процедуры продолжительностью 30 - 40 минут с использованием методов краткосрочной рациональной психотерапии, после чего проводят сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции продолжительностью 12 минут с использованием первой программы АПК. Всего от 3-х до 5-ти сеансов. После первого этапа делают перерыв 2-3 дня.
На втором этапе в ежедневном режиме проводятся психотерапевтические процедуры продолжительностью 30 - 40 минут с использованием методов дыхательных техник, которые включают любые дыхательные приемы, например, релаксирующее дыхание, дыхание животом, и приемов аутотренинга, например, включающий сомовнушение с отработкой навыков релаксации, после чего проводят сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции продолжительностью 12 минут с использованием второй программы АПК. Всего от 3-х до 5-ти сеансов. После второго этапа делают перерыв 2-3 дня.
На третьем этапе в ежедневном режиме проводятся психотерапевтические процедуры продолжительностью 30 - 40 минут с использованием методов когнитивно-поведенческой психотерапии, после чего проводят сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции продолжительностью 12 минут с использованием третьей программы АПК. Всего от 3-х до 5-ти сеансов.
В последовательно проводимых психотерапевтических процедурах и в процессе психотерапевтического взаимодействия врача и пациентки на всех этапах терапевтического взаимодействия, используется та же семантика, что и в НСУ или ассоциированная с ней.
Количество проводимых сеансов психокоррекции зависит от степени выраженности патопсихологической и невротической симптоматики и от динамики состояния. Таким образом весь курс включает от 9 до 15 психокоррекционных сеансов (по 3-5 сеансов каждый этап) продолжительностью по 12 минут.
Клинические примеры
Нижеследующие примеры иллюстрирует способ по изобретению.
Пример №1
Пациентка 34 лет, первичное трубно-перитонеальное бесплодие.
В анамнезе 3 программы ЭКО, без эффекта.
1. Проведены сбор анамнеза, клиническое интервью, психодиагностическое исследование, информационная и психотерапевтическая беседа с пациенткой. Пациентке разъяснены психологические реакции, ассоциированные с бесплодием.
Во время обследования по опроснику Спилбергера-Ханина выявлен повышенный уровень личностной (35 баллов) и ситуативной тревоги (37 баллов), показатели по опроснику САН на уровне 4,1-3,9-4,6, тревожное ожидание неудачи пациенткой оценено на 8 баллов.
Проведен психосемантический анализ, выявлена индивидуальная лексика пациентки, описывающая ее переживания, степень эмоциональной значимости этих переживаний и соответствующие им семантические образования.
Проведено психотерапевтическое вмешательство в рамках краткосрочной рациональной психотерапии с использованием индивидуальной семантики, соответствующей проблемной ситуации пациентки.
2. На основании результатов психосемантического анализа разработаны три программы АПК: 1 - на снижение уровня фоновой тревоги, напряженности, установление психотерапевтического альянса и формирование необходимого комплаенса; 2 - на нормализацию психофизиологического состояния, редукцию деструктивного стресса и аутодеструктивных программ; 3 - на десенсибилизцию негативных ожиданий, на формирование уверенности в положительной перспективе проводимого лечения.
3. Курс психокоррекции:
1) психотерапевтическая в рамках краткосрочной рациональной психотерапии (30 мин), затем сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции, использовалась программа 1 АПК (12 минут), ежедневно, всего 5 сеансов;
2) перерыв 2 дня;
3) психотерапевтические процедуры с использованием методов дыхательных техник. Релаксирующее дыхание в течение 5-ти минут: сесть в удобную позу; начинать вдох, про себя считая до четырёх, потом сделать паузу, про себя считая до четырёх; после этого выдох, считая мысленно до шести; всё время дышать через нос. Дыхание животом в течение 5-ти минут: сесть в удобную позу; положить одну руку на живот, другую - на грудь и сделать глубокий вдох через нос; следить, чтобы при этом плечи были расслаблены, грудная клетка не расширялась, а работала диафрагма; при вдохе она опускается, а при выдохе поднимается и выталкивает воздух из лёгких; начинать вдох, про себя считая до четырёх; на вдохе живот выступает вперёд, надувается; затем делать выдох, считая мысленно до шести, на выдохе живот подтягивается к позвоночнику. Далее выполняются приемы аутотренинга, в качестве которого используют самовнушение с отработкой навыков релаксации (30 минут), затем сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции продолжительностью с использованием программы 2 АПК (12 минут), ежедневно, всего 5 сеансов;
4) перерыв 2 дня;
5) психотерапевтические процедуры с использованием методов когнитивно-поведенческой психотерапии (30 минут), затем сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции с использованием программы 3 АПК (12 минут), ежедневно, всего 5 сеансов.
В ходе проведенной программы уровень личностной (32 балла) и ситуативной (33 балла) тревоги снизился, оценка ожидания неудачи снизилась на 4 пункта по шкале VAS. Результат ЭКО - беременность 1 плодом, развивалась успешно. На 12 неделе гестации уровень личностной и ситуативной тревоги у пациентки составили 31 и 32 балла соответственно. Удовлетворённость проведенным психокоррекционным вмешательством оценено пациенткой по 5-бальной шкале на 5.
Пример №2
Пациентка 28 лет, первичное бесплодие неуточненное.
Предстоящая программа ЭКО - первая.
1. Проведены сбор анамнеза, клиническое интервью, психодиагностическое исследование, информационная и психотерапевтическая беседа с пациенткой. Пациентке разъяснены психологические реакции, ассоциированные с бесплодием.
Во время обследования выявлено: по опроснику Спилбергера-Ханина повышенный уровень личностной (34 балла) и ситуативной тревоги (36 баллов), показатели по опроснику САН на уровне 4,2-4,1-4,4, тревожное ожидание неудачи пациенткой оценено на 7 баллов.
Проведен психосемантический анализ, выявлена индивидуальная лексика пациентки, описывающая ее переживания, степень эмоциональной значимости этих переживаний и соответствующие им семантические образования.
Проведено психотерапевтическое вмешательство в рамках краткосрочной рациональной психотерапии с использованием индивидуальной семантики, соответствующей проблемной ситуации пациентки.
2. На основании результатов психосемантического анализа разработаны три программы АПК: 1 - на снижение уровня фоновой тревоги, напряженности, установление психотерапевтического альянса и формирование необходимого комплаенса; 2 - на нормализацию психофизиологического состояния, редукцию деструктивного стресса и аутодеструктивных программ; 3 - на десенсибилизцию негативных ожиданий, на формирование уверенности в положительной перспективе проводимого лечения.
3. Курс психокоррекции:
1) психотерапевтическая в рамках краткосрочной рациональной психотерапии (30 мин), затем сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции, использовался персональный компьютер, воспроизводящий - 1 программу АПК (12 минут), ежедневно, всего 3 сеанса;
2) перерыв 3 дня;
3) психотерапевтические процедуры с использованием методов дыхательных техник. Релаксирующее дыхание в течение 5-ти минут: сесть в удобную позу; начинать вдох, про себя считая до четырёх, потом сделать паузу, про себя считая до четырёх; после этого выдох, считая мысленно до шести; всё время дышать через нос. Дыхание животом в течение 5-ти минут: сесть в удобную позу; положить одну руку на живот, другую - на грудь и сделать глубокий вдох через нос; следить, чтобы при этом плечи были расслаблены, грудная клетка не расширялась, а работала диафрагма; при вдохе она опускается, а при выдохе поднимается и выталкивает воздух из лёгких; начинать вдох, про себя считая до четырёх; на вдохе живот выступает вперёд, надувается; затем делать выдох, считая мысленно до шести, на выдохе живот подтягивается к позвоночнику. Далее выполняются приемы аутотренинга, включающие самовнушение с отработкой навыков релаксации (30 минут), затем сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции продолжительностью с использованием персонального компьютера в режиме программы 2 АПК (12 минут), ежедневно, всего 3 сеанса;
4) перерыв 3 дня;
5) психотерапевтические процедуры с использованием методов когнитивно-поведенческой психотерапии (30 минут), затем сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции с использованием персонального компьютера, программой 3 АПК (12 минут), ежедневно, всего 3 сеанса.
В ходе проведенной программы уровень личностной (32 балла) и ситуативной (32 балла) тревоги снизился, оценка ожидания неудачи снизилась на 2 пункта по шкале VAS. Результат ЭКО - беременность 1 плодом, развивалась успешно. На 12 неделе гестации уровень личностной и ситуативной тревоги у пациентки составили 29 и 30 баллов соответственно. Удовлетворённость проведенным психокоррекционным вмешательством оценено пациенткой по 5-бальной шкале на 5.
Заявленный способ был использован для повышения эффективности комплексного немедикаментозного лечения при планировании беременности за счет уменьшения использования гормональной терапии в попытках ЭКО у 50 женщин. Результаты исследования показали: уровень личностной и ситуативной тревоги у 82,5% достоверно снизился, ожидание неудачи снизилось. По опроснику САН показатели составили 5-5,5-5,1.
Изобретение относится к клинической психологии и предназначено для психологического сопровождения пациенток в процессе комплексной немедикаментозной терапии женщин с длительно существующим бесплодием. Проводят сбор анамнеза, клиническое интервью, психодиагностическое исследование, психотерапевтическую и информационную беседу с пациенткой, разъясняющую возможные психологические причины инфертильности. Далее проводят краткосрочную рациональную и когнитивно-поведенческую психотерапию, тренируют дыхательные техники и приемы аутотренинга с отработкой навыков релаксации. Затем разрабатывают для пациентки три последовательные программы неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции (АПК) с использованием неосознаваемых суггестивных установок (НСУ), в проведении трех последовательных этапов аудиовизуальной психокоррекции. Способ обеспечивает повышение вероятности положительного результата ЭКО. 2 пр.
Способ психофизиологического воздействия на пациенток с бесплодием, готовящихся к планируемой беременности в программе экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), включающий сбор анамнеза, клиническое интервью, психодиагностическое исследование, проведение психотерапевтической беседы с пациенткой, проведение информационной беседы, разъясняющей возможные психологические причины инфертильности, на этом же этапе проводят психосемантический анализ, в ходе которого выявляют индивидуальную лексику пациентки, описывающую ее переживания, а также степень эмоциональной значимости этих переживаний и соответствующие им семантические образования, полученный тезаурус индивидуальной семантики, соответствующий проблемной ситуации пациентки, используют в дальнейших сеансах психологического сопровождения в прямых способах психотерапевтического вмешательства и в неосознаваемой форме воздействия;
на основании результатов психосемантического анализа для пациентки разрабатывают три программы аудиовизуальной психокоррекции (АПК) с использованием неосознаваемых суггестивных установок (НСУ), соответствующие трем последовательным психокоррекционным этапам;
на первом этапе в ежедневном режиме проводят психотерапевтические процедуры продолжительностью от 30 до 40 минут с использованием методов краткосрочной рациональной психотерапии, после чего проводят сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции продолжительностью 12 минут, включающий семантическое визуальное воздействие с использованием эффекта прямого и обратного маскирования семантики, аудиальное воздействие в виде словесно-звукового ассоциативного ряда, цветовоздействие и ритмовоздействие; всего от 3 до 5 сеансов, затем после первого этапа делают перерыв от 2 до 3 дней;
на втором этапе в ежедневном режиме проводят психотерапевтические процедуры продолжительностью от 30 до 40 минут с использованием методов дыхательных техник и приемов аутотренинга с отработкой навыков релаксации, после чего проводят сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции продолжительностью 12 минут, включающий семантическое визуальное воздействие с использованием эффекта прямого и обратного маскирования семантики, аудиальное воздействие в виде словесно-звукового образа здоровья, цветовоздействие и ритмовоздействие; всего от 3 до 5 сеансов, после второго этапа делают перерыв от 2 до 3 дней;
на третьем этапе в ежедневном режиме проводятся психотерапевтические процедуры продолжительностью от 30 до 40 минут с использованием методов когнитивно-поведенческой психотерапии, после чего проводят сеанс неосознаваемой аудиовизуальной психокоррекции продолжительностью 12 минут, включающий семантическое визуальное воздействие с использованием эффекта прямого и обратного маскирования семантики, аудиальное воздействие в виде словесно-звукового образа внушаемого мотива, цветовоздействие и ритмовоздействие; всего от 3 до 5 сеансов;
при этом семантическое визуальное воздействие с использованием эффекта прямого и обратного маскирования осуществляют при предъявлении визуальных семантических стимулов при длительности полного цикла 0,25" и частоте предъявления 4 Гц;
цветовоздействие осуществляют в виде цветоконтрастной стимуляции зрительного анализатора, когда суммарное время воспроизведения на экране светового излучения в диапазоне длин волн от 380 до 570 нм составляет от 60 до 69%, а в диапазоне от 570 до 780 нм составляет от 31 до 40%, преобладание цветов сине-зеленого спектра;
ритмовоздействие осуществляют с помощью комбинированной ритмической световой и цветовой стимуляции зрительного анализатора, модуляции соответствующими частотами аудиотрека, при этом в графическом интерфейсе частота сменяемости комплементарных цветов составляет 0,5 +/- 0,05 Гц, частота предъявления визуальных семантических стимулов составляет 4 Гц, частота сменяемости яркости составляет 0,15 +/- 0,02 Гц; в аудиотреке частота волнообразной сменяемости суммарных амплитудных характеристик звука составляет 0,15 +/- 0,02 Гц, частоты 285 и 963 Гц.
RU 2162348 C2, 27.01.2001 | |||
СПОСОБ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЕРБАЛЬНОЙ АУДИОИНФОРМАЦИИ НА УРОВЕНЬ ПОДПОРОГОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ | 1998 |
|
RU2124371C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ СЕКСУАЛЬНОГО РАССТРОЙСТВА У ЖЕНЩИН С ХРОНИЧЕСКИМ САЛЬПИНГООФОРИТОМ | 2011 |
|
RU2476140C1 |
ЦИПУРИЯ Н.Г | |||
и др | |||
Нарушения психосексуального состояния женщин репродуктивного возраста и его влияние на фертильность // МЕДИЦИНА | |||
Многоступенчатая активно-реактивная турбина | 1924 |
|
SU2013A1 |
С | |||
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
МИЩЕНКО Д.Ю | |||
и др | |||
Социально-психологическая готовность к материнству как фактор женской фертильности // МОЛОДЫЕ |
Авторы
Даты
2021-09-28—Публикация
2020-12-21—Подача