СПОСОБ БЕЗОПАСНОГО СЛЕДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЭКСТРЕННОЙ СЛУЖБЫ К МЕСТУ ВЫЗОВА В УСЛОВИЯХ ЗАДЫМЛЕНИЯ И АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА Российский патент 2021 года по МПК A62C27/00 

Описание патента на изобретение RU2756194C1

Изобретение относится к транспортным средствам экстренных служб (пожарным автомобилям, автомобилям скорой медицинской помощи и полиции) и может использоваться для своевременной и безопасной доставки персонала экстренных служб к месту вызова в условиях задымления местности на маршруте следования, например, при торфяных пожарах.

Известны способы движения пожарных автомобилей посредством проезда по дорожной сети местности от пожарных депо к месту вызова [1]. Это же относится к мобильным бригадам скорой медицинской помощи [2] и полиции [3].

В качестве прототипа может быть принят способ безопасного движения специальных автомобилей в соответствии со ст. 326 Приказа [4], предусматривающий, что «при сложных погодных условиях и в ночное время допускается применение светового сигнала для обозначения себя на дороге…». Однако применение светового сигнала при наличии задымления на маршруте следования (например, при торфяных пожарах) не исключает как возникновение недопустимой задержки прибытия, в т.ч. по причине ДТП, так и ухудшение самочувствия экипажа из-за отравления продуктами горения. Это чревато риском срыва выполнения задачи автомобилем экстренной службы и его и экипажем.

Известны транспортные средства (автомобили) экстренных служб [5-8]. Наиболее характерным является пожарно-спасательный автомобиль [9], принимаемый в качестве прототипа. Он содержит шасси, кабину (салон) с местом водителя и средствами управления движением, места для экипажа, целевое оборудование (насос с рукавной катушкой, запас огнетушащих веществ, пожарно-техническое вооружение и аварийно-спасательное оборудование, средства связи), моторный отсек с двигателем, фары, устройства подачи световых и звуковых сигналов.

Недостатком подобных автомобилей является затрудненность движения в условиях задымления на маршруте следования (например, ввиду торфяных пожаров), что приводит к задержке прибытия, риску ДТП и ухудшению самочувствия экипажа. Кроме того, при торфяных и лесных пожарах существует риск провалиться в прогар с фатальными последствиями для автомобиля и его экипажа.

Техническим результатом, при использовании изобретения, является повышение оперативности прибытия автомобиля экстренной службы к месту вызова при минимизации риска ДТП, ухудшения самочувствия экипажа в условиях наличия задымления на маршруте следования и исключения попадания искр в воздухозаборник.

Для этого автомобиль снабжен тепловизором с экраном для водителя, а в кабине (салоне) или вне ее установлены баллоны со сжатым воздухом с прибором его регулируемой подачи водителем или членом экипажа для создания избыточного давления (подпора) воздуха в кабине (салоне) для исключения проникновения туда дыма. Воздухозаборник снабжен фильтром (сеткой) для исключения попадания искр. Воздухозаборник также может быть снабжен дистанционно регулируемым перекрывающим клапаном, а объемы кабины и моторного отсека могут сообщаться через заслонку, открываемую/закрываемую из кабины.

Сущность изобретения поясняется рисунком, где: 1 - рабочее место водителя в кабине (салоне) со средствами управления движением (руль, педали газа, тормоза и сцепления, рычаг переключения передач и др.), 2 - двигатель с системой передачи мощности на шасси, 3 - воздухозаборник с фильтром (сеткой) для предотвращения попадания искр и перекрывающим клапаном, 4 - фары, 5 - экран (монитор) тепловизора 6, 7 - устройство подачи световых и звуковых сигналов, 8 - баллон со сжатым воздухом и прибором 9 (редуктор, вентиль, манометр) для его регулируемой подачи, 10 - заслонка для доступа/перекрытия воздуха из кабины к моторному отсеку с двигателем 2. В автомобиле предусмотрены сиденья для экипажа, а в ряде случаев и для перевозимых людей - не членов экипажа. В автомобиле может находиться необходимое оборудование (пожарно-техническое вооружение, средства оказания медицинской помощи, спецсредства), а также запасной(ые) баллон(ы) со сжатым воздухом.

В исходном положении автомобиль экстренной службы находится либо в гараже (депо), либо вне его, либо осуществляет патрулирование. Топливный бак заправлен, в баллоне 8 находится сжатый воздух, прибор 9 перекрыт, тепловизор 6 и устройство 7 подачи световых и звуковых сигналов выключены, заслонка 10 закрыта, воздух к двигателю 2 поступает через воздухозаборник 3 (его клапан открыт). Фары 4 выключены при нахождении автомобиля в гараже, при осуществлении патрулирования включены.

При поступлении приказа (команды) на выезд экипаж размещается в кабине (салоне), водитель - на рабочем месте 1. При движении из гаража (депо) водитель запускает двигатель 2, включает фары 4 и устройство 7 и начинает движение по маршруту к месту вызова. Двери кабины (салона) при движении закрыты.

Если на маршруте находятся участки с сильным задымлением, например, от торфяных или лесных пожаров, то водитель (или член экипажа) через прибор 9 подает в кабину (салон) воздух из баллона 8, создавая избыточное давление, препятствующее попаданию наружного дыма в кабину (салон). Водитель включает тепловизор 6 и осуществляет движение, наблюдая за обстановкой перед автомобилем через экран (монитор) 5. При этом водитель по изображению на экране 5 может вовремя увидеть препятствия, встречные или попутные автомобили и людей, а также скрытые прогары на пути следования, благодаря чему осуществить действия по избежанию опасных ситуаций. При необходимости водитель перекрывает воздухозаборник 3 (полностью или частично) и открывает заслонку 10, обеспечивая двигательную установку 2 чистым воздухом из кабины (салона).

По прибытии к месту вызова экипаж выходит из автомобиля и осуществляет требуемые действия, при необходимости предварительно надев средства защиты органов дыхания и зрения. Старший экипажа сообщает по связи диспетчеру о прибытии и обстановке на месте вызова.

По окончании действий на месте вызова старший экипажа сообщает по связи диспетчеру о результатах. При необходимости проводится замена баллона 8. Водитель осуществляет движение к месту базирования в обратном порядке.

При применении изобретения снижается риск ДТП и ухудшения самочувствия экипажа при движении по задымленной местности. Изобретение применимо как к автомобилям на колесном ходу, так и транспортным средствам экстренных служб на гусеничном или ином (шнекоходы, средства на воздушной подушке) ходу.

Источники информации

1. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ФЗ-123 (с изменениями).

2. Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады. Приказ Минздрава РФ от 27.03.2019 №164н.

3. «Закон о полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ.

4. Правила по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы ГПС. Приказ Министра труда и социальной зашиты РФ от 23.12.2014 г. №1100н.

5. ГОСТ Р 50574-2019 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования.

6. А.И. Преснов и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, ГУ по делам ГОиЧС СПб, 2007. - 507 с.

7. ГОСТ Р 52567-2006 Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний.

8. Журнал «Полицейские машины мира». Изд.дом ДеАгостини, 2013-2016, 80 номеров. https://yandex.ru/images/search?text=полицейские%20 машины%20 мира%20журнал&1r=2

9. Автомобиль пожарно-спасательный https://stavto.ru/catalog/spetsialnaya-pozhamaya-tekhnika/aps-2-5-40-100-4-400-kamaz-43253/

Похожие патенты RU2756194C1

название год авторы номер документа
БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ 2012
  • Митряев Дмитрий Валерьевич
  • Шабаев Руслан Альбертович
  • Дулатина Елена Викторовна
  • Шор Александр Михайлович
RU2514637C1
АВТОМОБИЛЬ СКРЫТОГО БРОНИРОВАНИЯ 2011
  • Шор Александр Михайлович
  • Щкорбан Иван Васильевич
  • Безбородов Владимир Александрович
RU2502037C2
СПОСОБ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2020
  • Михайленко Владимир Иванович
RU2743203C1
ПОДВИЖНОЙ ПОСТ ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ "ЗВЕРОБОЙ-М" 2014
  • Семеновых Олег Борисович
  • Зотов Юрий Михайлович
  • Мелихов Виктор Александрович
  • Котов Сергей Иванович
RU2563699C1
КОНТРОЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - ЦИФРОВОЙ ТАХОГРАФ 2014
  • Дегтев Валерий Михайлович
RU2584476C2
СПОСОБ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2010
  • Васюхин Максим Романович
  • Мелентьев Лев Юрьевич
RU2457544C2
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА БАЗЕ РАЛЛИЙНОГО АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Сахаров Сергей Александрович
  • Тихонов Александр Евгеньевич
  • Ховрич Максим Викторович
RU2338147C1
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2010
  • Королев Сергей Анатольевич
RU2533645C2
Система контроля и мониторинга маршрутизированных автотранспортных средств 2018
  • Кулагин Александр Сергеевич
RU2712404C2
БАЧОК СТЕКЛООМЫВАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ, ПРЕДОТВРАЩАЮЩИЙ ПОЖАР В МОТОРНОМ ОТСЕКЕ В МОМЕНТ АВАРИИ 2020
  • Семенов Вячеслав Геннадьевич
RU2747586C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 756 194 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ БЕЗОПАСНОГО СЛЕДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЭКСТРЕННОЙ СЛУЖБЫ К МЕСТУ ВЫЗОВА В УСЛОВИЯХ ЗАДЫМЛЕНИЯ И АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА

Группа изобретений относится к транспортным средствам экстренных служб и может использоваться для своевременной и безопасной доставки персонала экстренных служб к месту вызова в условиях задымления местности на маршруте следования, например при торфяных пожарах. Способ безопасного следования автомобиля экстренной службы к месту вызова в условиях задымления, предусматривающий при сложных погодных условиях и в ночное время применение светового и звукового сигналов для обозначения себя на дороге. Согласно изобретению водителем управление движением осуществляется с использованием тепловизора, а в кабине поддерживается избыточное давление воздуха из перевозимых баллонов и осуществляется управление дистанционно регулируемым перерывающим клапаном воздухозаборника и заслонкой, расположенной между объемом кабины и моторным отсеком и отрываемой/закрываемой из кабины, с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины. Автомобиль для осуществления способа, содержащий шасси, кабину с местом водителя и средствами управления движением, места для экипажа, целевое оборудование, моторный отсек с двигателем и воздухозаборником, фары, устройства подачи световых и звуковых сигналов. Автомобиль снабжен тепловизором с экраном, установленным перед водителем с возможностью обеспечения обзора, и баллоном со сжатым воздухом и прибором для его регулируемой подачи, а воздухозаборник снабжен дистанционно регулируемым перекрывающим клапаном, а объем кабины и моторный отсек связаны между собой регулируемой заслонкой с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины. Техническим результатом, при использовании изобретения, является повышение оперативности прибытия автомобиля экстренной службы к месту вызова при минимизации риска ДТП, ухудшения самочувствия экипажа в условиях наличия задымления на маршруте следования и исключении попадания искр в воздухозаборник. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 756 194 C1

1. Способ безопасного следования автомобиля экстренной службы к месту вызова в условиях задымления, предусматривающий при сложных погодных условиях и в ночное время применение светового и звукового сигналов для обозначения себя на дороге, отличающийся тем, что водителем управление движением осуществляется с использованием тепловизора, а в кабине поддерживается избыточное давление воздуха из перевозимых баллонов и осуществляется управление дистанционно регулируемым перерывающим клапаном воздухозаборника и заслонкой, расположенной между объемом кабины и моторным отсеком и отрываемой/закрываемой из кабины, с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины.

2. Автомобиль для осуществления способа по п. 1, содержащий шасси, кабину с местом водителя и средствами управления движением, места для экипажа, целевое оборудование, моторный отсек с двигателем и воздухозаборником, фары, устройства подачи световых и звуковых сигналов, отличающийся тем, что автомобиль снабжен тепловизором с экраном, установленным перед водителем с возможностью обеспечения обзора, и баллоном со сжатым воздухом и прибором для его регулируемой подачи, а воздухозаборник снабжен дистанционно регулируемым перекрывающим клапаном, а объем кабины и моторный отсек связаны между собой регулируемой заслонкой с возможностью снабжения двигательной установки воздухом из кабины.

3. Автомобиль по п. 2, отличающийся тем, что баллон(ы) со сжатым воздухом размещен(ы) в кабине автомобиля с возможностью управления прибором регулируемой подачи сжатого воздуха водителем или членом экипажа.

4. Автомобиль по п. 2, отличающийся тем, что воздухозаборник(и) автомобиля снабжен(ы) фильтром для исключения попадания искр.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2756194C1

Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1
СТРЕЛОЧНЫЙ СТЫК ДЛЯ ВИНЬОЛЕВСКИХ РЕЛЬСОВ 1914
  • Ф. Заттельмайер
SU1100A1
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ ОБЪЕКТОВ 2013
  • Хохлов Игорь Евгеньевич
  • Бурка Сергей Васильевич
  • Ефимов Алексей Владимирович
  • Дьяков Александр Иванович
  • Олейников Сергей Алексеевич
RU2530185C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ГЕРМЕТИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ГЕРМЕТИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ 2001
  • Климов В.Н.
  • Игнашин А.М.
  • Сборец В.П.
  • Рахманов Ж.Р.
  • Зверев А.Е.
  • Павливкер А.М.
  • Курганов Н.А.
  • Кондратьева О.Ю.
RU2201382C2
Способ получения фенопластов из новолачных фенольно-формальдегидных смол и отвердителей 1954
  • Калинина Л.С.
  • Огнева Н.Е.
  • Петров Г.С.
SU105833A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПРИВОДА АВТОМОБИЛЯ 2016
  • Гибсон Алекс О`Коннор
  • Фрейт Стив Анатоль
  • Шелтон Мэттью Джон
  • Пебли Керк
  • Цзян Хун
RU2722204C2
CN 211659125 U, 13.10.2020
WO 2020130905 A1, 25.06.2020
EP 3100909 B1, 01.04.2020.

RU 2 756 194 C1

Авторы

Таранцев Александр Алексеевич

Малыгин Игорь Геннадьевич

Комашинский Владимир Ильич

Даты

2021-09-28Публикация

2020-10-30Подача