Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к бронированным транспортным средствам, реализованным на базе раллийных транспортных средств типа КамАЗ-4911, которые обеспечивают противопульную и противовзрывную защиту перевозимых людей и грузов в местах активных действий диверсионных формирований противника, сопровождения автомобильных колонн и проведения различных оперативно-тактических мероприятий.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме создания бронеавтомобилей повышенной проходимости, по внешнему облику совпадающих с серийными транспортными средствами и обеспечивающих надежную защиту от различных видов огнестрельного оружия и взрывчатых боеприпасов и возможность ведения оборонительных мероприятий при сохранении комфортного пребывания водителя и пассажиров внутри транспортного средства, а также позволяющих двигаться со скоростью до 150 км/ч.
Известен бронеавтомобиль (по патенту США №4326445, F41H 5/00, 27.04.1982), имеющий шасси с рамой, на которой установлено бронированное основание. На основании закреплен корпус из бронированных плит, который образует замкнутый объем, в котором размещаются экипаж и пассажиры транспортного средства. Корпус образован сваркой броневых плит и имеет бронированные двери. В бронеавтомобиле данной конструкции обеспечивается высокая степень защищенности водителя и пассажиров в чрезвычайных ситуациях. Сплошное бронирование корпуса автомобиля усложняет его изготовление, резко увеличивает вес и стоимость. Внешний облик бронеавтомобиля полностью отличается от известных серийных образцов автомобилей и явно указывает на его предназначение.
Известно бронированное транспортное средство (по патенту Великобритании №1318145, F41H 5/00, 7/00, 23.05.1973). Известная броневая конструкция для транспортного средства содержит силовой каркас и закрепленные на силовом каркасе и соединенные между собой заднюю, боковые и верхнюю бронепанели и переднюю бронестенку с образованием жесткой броневой конструкции, формирующей защищенный от внешнего воздействия объем для пассажиром и водителя. В передней бронестенке имеется смотровое окно, закрываемое откидной бронированной крышкой. Задняя, боковая и верхняя бронепанели собираются из отдельных бронелистов. Задняя бронепанель снабжена бронедверью. Нижние боковые бронелисты снабжены с внутренней стороны кронштейнами, опирающимися на пол кабины транспортного средства. В указанных кронштейнах и полу выполнены отверстия, через которые пропущены болты крепления нижних боковых бронелистов к полу транспортного средства. Бронелисты прикреплены к силовой раме и скреплены между собой болтами. Бронированное транспортное средство данной конструкции при использовании толстых бронепанелей обеспечивает надежную защиту пассажиров и водителя от стрелкового оружия и осколков при высокой точности сборки (малые зазоры в стыках между бронепанелями). Однако достигнуть высокой точности сборки данной броневой конструкции невозможно из-за многочисленных узлов крепления, расположенных на силовых элементах транспортного средства, которые имеют малую жесткость, что существенно снижает конструктивную прочность броневой конструкции в целом. По своим внешним габаритам броневая конструкция не может быть помещена внутрь кабины транспортного средства. Внешний вид автомобиля явным образом свидетельствует о его назначении.
Известен бронеавтомобиль (по патенту Великобритании №2233259, F41Н 5/04, В21С 37/02, 09.01.1991), который имеет внешний облик, совпадающий с обликом серийного автомобиля, и оснащен полностью бронированным корпусом, собранным из двух боковых бронированных панелей и бронированной крыши, соединенной с боковыми панелями методом сварки по стыкам. Корпус снабжен бронированными дверьми с неубирающимися бронированными стеклами. Бронеавтомобиль такой конструкции имеет высокую степень защищенности от любых стрелковых средств поражения. Однако данный бронеавтомобиль не обеспечивает защиту при подрыве взрывчатых боеприпасов под днищем бронеавтомобиля. Так же данный бронеавтомобиль не обеспечивает возможность движения со скоростью до 150 км/ч.
Известен бронированный автомобиль (по заявке WO №8000184 А1, F41Н 5/04, 07.02.1980), имеющий шасси и кузов, полностью совпадающие с внешними формами серийного автомобиля, и бронезащиту, охватывающую кабину автомобиля. Бронезащита включает в себя бронированные стекла, установленные с наружной стороны оконных проемов, и гибкие бронезащитные маты, размещенные по периметру кабины. Бронированные стекла и бронезащитные маты образуют бронированную конструкцию, охватывающую внутреннюю полость кабины и защищающую пассажиров и водителя от поражения извне. Бронезащитные маты размещены во внутренних полостях дверных панелей, на задней стенке кузова и на передней стенке кабины, отделяющей ее от двигателя. При преобразовании серийного автомобиля в бронированное транспортное средство изготавливают многослойные маты из высокопрочных волокон, имеющие форму, соответствующую конфигурации дверей автомобиля, задней и передней стенок кабины, удаляют из дверей автомобиля механизмы перемещения стойки и устанавливают во внутреннюю полость дверей многослойные маты. Автомобиль такой конструкции обеспечивает защиту пассажиров и водителя при обстреле автомобиля из легкого стрелкового оружия, пистолета, охотничьего ружья, малокалиберного автоматического оружия и от осколков мин. Однако такой автомобиль не может обеспечить защиты при обстреле из боевого автоматического оружия, так как во внутренней полости дверей и задней стенки невозможно разместить достаточно толстые маты, чтобы предотвратить прострел стенки пулями калибра 7,62 мм и выше. Преобразование серийного автомобиля в бронированный автомобиль достаточно трудоемко, поскольку необходимо удалить часть штатных агрегатов автомобиля, а также требуется разборка дверей и задней стенки автомобиля. В связи с низким уровнем противопульной стойкости не представляется возможным использовать данный бронеавтомобиль в местах активных действий диверсионных формирований противника, сопровождения автомобильных колонн и проведения различных оперативно-тактических мероприятий.
Известен специальный грузопассажирский бронированный автомобиль (по патенту России №10868 U1, F41H 7/00, 16.08.1999), содержащий броневое лобовое стекло, шасси, кузов, имеющий жесткую крышу, боковые двери с броневым остеклением, задний откидной борт и крышку багажного отделения с броневым остеклением и броневые панели. Броневые панели могут быть размещены под жесткой крышей и/или в боковых дверях, и/или в заднем откидном борте, и/или в крышке багажного отделения с образованием броневого кожуха, и/или в подкапотной части кузова закреплена броневая панель для защиты аккумуляторной батареи и панели приборов контроля и управления, внутри салона в зонах расположения топливного бака и колесных кожухов закреплены броневые панели сварной конструкции. Автомобиль такой конструкции внешне не отличатся от серийного автомобиля. Однако данный бронеавтомобиль не является специально подготовленным транспортным средством. В связи с этим ездовые и маневренные характеристики бронеавтомобиля значительно ухудшаются по сравнению со штатными характеристиками.
Известен броневой корпус, который может быть использован в кабинах, спецвагонах или фургонах транспортных средств и стационарных установках для защиты личного состава от огня стрелкового оружия (по патенту России №2193746 С1, F41H 7/04, 27.11.2002). Броневой корпус содержит каркас и крепящиеся к его фасонным элементам через уплотнения броневые листы посредством болтов, вворачиваемых в приварные бонки. Фасонные элементы каркаса могут быть выполнены в виде V-, П-образных профилей, обращенными открытыми частями к стыкам между броневыми листами и заполненными эластичным уплотнительным материалом, например резиной. К наружным поверхностям фасонных профилей прикреплены проушины под установку болтов, а бонки приварены к внутренним поверхностям броневых листов. Однако конструкция броневого корпуса не предусматривает установку дополнительного оборудования, обеспечивающего надлежащий комфорт экипажа при работе в широком диапазоне температур (от минус 40° до плюс 50°).
Кроме обеспечения защиты пассажиров, водителя и перевозимых грузов в области бронированных транспортных средств ставится задача обеспечения комфортного климата внутри защищенной области, возможности вести наблюдение за обстановкой за пределами боевого отделения, оборонительные действия и поддерживать радио- и видеосвязь с каким-либо объектом, находящимся за пределами боевого отделения.
Известно транспортное средство (по патенту России №2227891 С1, F41H 7/00, 27.04.2004), содержащее установленный на колесной ходовой части броневой корпус с люками для наблюдения и стрельбы, отделением управления и силовым отделением, размещенными соответственно в его передней и задней частях и связанными между собой органами управления, радиостанцией, смотровыми приборами и навигационной аппаратурой, размещенными в отделении управления, фильтровентиляционной установкой с электроприводом, входной патрубок которой установлен на крыше корпуса и закрыт броневой защитой, двигателем с выхлопным коллектором, размещенным в силовом отделении, и выхлопным патрубком. В передней части корпуса выполнены дополнительные окна с пуленепробиваемыми стеклами, по бортам корпуса установлены дверки, а на крыше - люк с перископическим смотровым прибором, внутри корпуса в его средней части установлен прикрепленный к его днищу металлический контейнер, введены последовательно соединенные топливный бак, топливный насос с электроприводом. На крыше корпуса и днище установлены снаружи дымовые шашки, электрически соединенные через второй управляемый коммутатор с бортовой сетью транспортного средства. На рабочих местах членов экипажа имеются изолирующие противогазы, блок автоматического включения радиостанции на передачу с магнитофонной приставкой. Данное бронированное средство обеспечивает комфортность экипажа в условиях боевых действий. Внешний вид автомобиля явным образом свидетельствует о его назначении.
Наиболее близким к заявленному изобретению - бронированное транспортное средство - по совокупности существенных признаков является бронированное транспортное средство на базе автомобиля КамАЗ (по патенту России №2090391 С1, F41H 7/02, 20.09.1997), содержащее шасси, кабину, имеющую переднюю, боковые и заднюю стенки и крышу, двери в стенках кабины, оснащенные механизмами запирания и органами управления указанными механизмами, приборную панель, органы управления транспортным средством, кресла для пассажиров и водителя, закрепленные в кабине на силовых балках фиксирующими элементами, окна с остеклением, узлы крепления вспомогательного оборудования кабины, размещенные на ее стенках в местах с повышенной жесткостью, переднюю бронестенку, боковое, заднюю и верхнюю бронепанели, размещенные по периметру внутри кабины с образованием защищенной зоны для водителя и пассажиров, и бронестекла. Бронестенка и бронепанели соединены между собой по стыкам с образованием жесткой бронекапсулы, размещенной внутри кабины с зазором относительно ее стенок, обеспечиваемым фиксаторами положения бронекапсулы. Бронекапсула выполнена с консольными пластинами, закрепленными в нижней части бронепанелей, свободные концы консольных пластин размещены между креслами и силовыми балками и закреплены на силовых балках фиксирующими элементами крепления кресел, фиксаторы положения бронекапсулы закреплены в узлах крепления вспомогательного оборудования кабины. Бронекапсула выполнена с бронедверями, размещенными напротив дверей кабины, в бронедверях напротив органов управления выполнены проемы, перекрытые сдвижными бронещитками. Указанное бронированное транспортное средство обладает высокой степенью защиты пассажиров и водителя от поражения извне стрелковым оружием и осколками гранат и мин. Однако монтаж бронепанелей через фиксаторы бронекапсулы к силовым конструкциям внутри автомобиля снижает прочность бронированной кабины транспортного средства. Также данное транспортное средство не обеспечивает надлежащего комфорта экипажа при работе в широком диапазоне температур (от минус 40° до плюс 50°).
Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в создании бронированного транспортного средства на базе раллийного автомобиля, типа КамА3-4911, имеющего внешний вид серийного автомобиля, обеспечивающего надежную защиту пассажиров и водителя.
Технический результат изобретения заключается в переоборудовании раллийного автомобиля типа КамАЗ-4911 в бронированное транспортное средство при сохранении стандартного внешнего вида, в повышении несущей нагрузки, жесткости броневой конструкции, срока службы транспортного средства и в обеспечении безопасности и комфорта экипажа.
Технический результат достигается следующим образом. Бронированное транспортное средство на базе раллийного автомобиля содержит закрепленные на шасси транспортную платформу, имеющую силовой каркас, тент и борта, оснащенную бронепанелями, и кабину, оснащенную бронепанелями и бронестеклами, с дверями в боковых стенках кабины, снабженными механизмами запирания и органами управления указанными механизмами, и органы управления транспортным средством, причем внутри кабины размещен жесткий сварной каркас безопасности, скрепленный с шасси и кабиной, транспортная платформа выполнена с жестко закрепленными бортами, между шасси автомобиля и транспортной платформой вместо штатного деревянного бруса установлен стальной П-образный профиль, пол транспортной платформы выполнен из композиционного многослойного бронеэлемента, состоящего из двух листов броневой стали и расположенного между ними пенополистирола, и расположенной сверху органопластиковой плиты и закреплен на силовом каркасе транспортной платформы при помощи болтовых соединений, внутри транспортной платформы размещен жесткий сварной каркас, скрепленный с композиционным многослойным элементом и выполненный из полых элементов, на боковых поверхностях которых при помощи стальных уголков и болтовых соединений закреплены с образованием бронированного боевого отделения бронеэлементы, при этом боковые стенки боевого отделения расположены под углом менее 90° относительно его горизонтальной оси, область стыка бронеэлементов с внешней стороны боевого отделения закрыта броневыми накладками, а со стороны, обращенной внутрь боевого отделения, бронеэлементы снабжены противорикошетными матами, в крыше и передней стенке боевого отделения расположены люки, а задняя стенка оборудована двумя распашными дверьми, открывающимися внутрь, задний борт транспортной платформы выполнен с откидывающимися напротив дверей частями, снабженными складывающимися лестницами, размещенными между стенкой боевого отделения и бортом, а неоткидывающиеся части борта снабжены дополнительными бронеэлементами, двери и боковые стенки боевого отделения снабжены бойницами, закрывающимися бронелючками, напротив каждой бойницы на тенте установлены откидные окна, выполненные из монолитного тонированного поликарбоната, с внешней стороны боевого отделения по всей длине боковых стенок размещены дополнительные стальные бронеэлементы, внутри боевого отделения вдоль его продольной плоскости симметрии установлены два ряда скамей с посадочными местами, обращенными спинками друг к другу.
Бронированное транспортное средство (БТС) может содержать дополнительный бак. Основной и дополнительный топливный баки, аккумуляторный отсек, баллоны пневмосистемы, защита картера и ящик для дизельной генераторной установки могут быть защищены бронеэлементами.
Кроме того, БТС может содержать автономную систему жизнеобеспечения, работающую от автономного дизельного двигателя, состоящую из системы кондиционирования и обогрева кабины и боевого отделения, системы приточно-вытяжной вентиляции боевого отделения и системы предпускового подогрева двигателя.
А также БТС может быть оборудовано системой видеонаблюдения, включающей видеокамеру переднего обзора, подключенную к расположенному в боевом отделении монитору для наблюдения, омыватель стекла видеокамеры, инфракрасную систему подсветки, установленную на передней стенке кабины на уровне штатных фар. Бронированное транспортное средство может быть оборудовано системой позиционирования и передачи видеосигнала, содержащей блок управления, расположенный в боевом отделении, антенно-фидерное устройство, антенны GSM системы передачи видеосигнала по каналу GSM и системы позиционирования, антенну GPS системы позиционирования, антенну к радиостанции, блок передачи видеосигнала по каналу GSM.
БТС может быть оборудовано радиостанцией и системой громкой связи для обеспечения связи личного состава, находящегося в боевом отделении, в кабине и на командном пункте вне транспортного средства, дизельной генераторной установкой мощностью не менее 3 кВт.
БТС может быть оборудовано пневморессорами шасси, выполненными с возможностью создания давления в них 14-24 атмосфер, реактивными тягами диаметром 38 мм, колесными дисками и шинами, обеспечивающими движение со скоростью до 150 км/ч, дополнительным гидротолкателем кабины, объединенным со штатным гидротолкателем общим расширительным бачком, воздухозаборным элементом типа «грибок».
Выхлопные трубы могут быть выведены вниз за топливные баки. На шасси с левого и правого бортов транспортной платформы могут быть установлены два топливных бака - основной и дополнительный, емкостью 450 л.
Каркас боевого отделения может быть выполнен из полых элементов квадратного сечения, в крыше боевого отделения может быть расположен люк для эвакуации и/или размещения дополнительного оборудования, а в передней стенке - люк для запасного выхода.
БТС может быть оснащено колесными дисками и шинами, обеспечивающими возможность движения со скоростью до 150 км/ч.
Изобретение иллюстрируется на Фиг.1-8.
На Фиг.1 показан общий вид БТС на базе автомобиля КамАЗ.
На Фиг.2 схематично показана конструкция композиционного многослойного бронеэлемента.
На Фиг.3. показан пример болтового крепления бронеэлементов к каркасу боевого отделения.
На Фиг.4 показан пример болтового крепления бронеэлементов стен и крыши к каркасу боевого отделения.
На Фиг.5 показан пример болтового крепления бронеэлементов стен к каркасу боевого отделения.
На Фиг.6 показан поперечный разрез БТС.
На Фиг.7 показан вид сзади БТС.
На Фиг.8 показан вид сбоку БТС.
На Фиг.2 позициями обозначены:
1 - транспортная платформа,
2 - лист броневой стали,
3 - пенополистирол,
4 - органопластиковая плита,
5 - болтовое соединение,
6 - каркас боевого отделения.
На Фиг.3 позициями обозначены:
6 - каркас боевого отделения,
5 - болтовое соединение,
7 - стальной уголок,
8 - бронеэлемент,
9 - броневая накладка.
На Фиг.4 позициями обозначены:
6 - каркас боевого отделения,
5 - болтовое соединение,
7 - стальной уголок,
10 - бронеэлемент стены боевого отделения,
11 - бронеэлемент на крыше боевого отделения.
На фиг.5 позициями обозначены:
6 - каркас боевого отделения,
5 - болтовое соединение,
10 - бронеэлемент стены боевого отделения.
На фиг.6 позициями обозначены:
1 - транспортная платформа,
12 -боковая стенка боевого отделения,
13 - боевое отделение,
15 - боковой борт,
17 - тент,
22 - дополнительный бронеэлемент,
23 - посадочное место.
На Фиг.7 позициями обозначены:
13 - боевое отделение,
14 - дверь,
15 - боковой борт,
16 - бойница,
17 - тент,
19 - задний борт,
20 - откидывающаяся часть заднего борта,
21 - складывающаяся лестница.
На Фиг.8 позициями обозначены:
1 - транспортная платформа,
13 - боевое отделение,
15 - боковой борт,
16 - бойница,
17 - тент,
22 - дополнительный бронеэлемент,
23 - кабина.
Согласно изобретению при изготовлении БТС (см. Фиг.1) раллийный автомобиль КамАЗ-4911 оснащается броневой конструкцией. Для повышения несущей нагрузки и жесткости устанавливаемой броневой конструкции штатный деревянный пол транспортной платформы 1 удаляют и заменяют на композиционный многослойный бронеэлемент (см. Фиг.2), состоящий из размещенного между двумя листами броневой стали 2 пенополистирола 3 (например, пеноплекса) и расположенной сверху органопластиковой плиты 4 (например, базальтовой плиты), являющейся полом боевого отделения. Все элементы композиционного многослойного бронеэлемента закреплены при помощи болтовых соединений 5 на силовом каркасе транспортной платформы 2. Выполненный таким образом композиционный многослойный бронеэлемент является несущей основой при построении жесткого сварного каркаса 6 боевого отделения, фасонные элементы которого выполнены в виде полых элементов, например, квадратного сечения. Применение такой схемы построения боевого отделения обеспечивает высокий уровень противовзрывной защиты, в значительной степени повышает жесткость, конструктивную прочность и живучесть как самого боевого отделения, так и транспортного средства в целом.
К каркасу 6 боевого отделения (см. Фиг.3) при помощи стальных уголков 7 и болтовых соединений 5 закрепляют бронеэлементы 8. За счет того, что бронеэлементы 8 крепятся посредством болтовых соединений 5, а не сваркой, исключается применение низкотемпературного отпуска сварной конструкции. В области стыка бронеэлементов 8 с внешней стороны устанавливают броневые накладки 9, которые через соответствующие бронеэлементы закрепляют к стальным уголкам 7 болтовым соединением 5. Броневые накладки 9 обеспечивают дополнительную броневую защиту при попадании поражающих элементов в область стыка бронеэлементов 8. Использование стальных уголков и болтовых соединений обеспечивает надежное и удобное крепление бронеэлементов к каркасу внутри транспортного средства и не требует демонтажа его конструктивных элементов. Располагаемые на крыше бронеэлементы 11 и располагаемые на стене бронеэлементы 10 крепятся к каркасу 6 боевого отделения при помощи болтовых соединений 5 и стальных уголков 7, например, как показано на Фиг.4-5. Изнутри боевого отделения все бронеэлементы обклеены пожаробезопасными противорикошетными матами, исключающими рикошет поражающего элемента от внутренних поверхностей кабины и боевого отделения и имитирующие внутреннюю отделку салона (на фигурах не показаны).
Каркас 6 с закрепленными на нем бронеэлементами обеспечивает угол наклона боковых стенок 12 боевого отделения 13 менее 90° относительно его горизонтальной оси, как показано на Фиг.6. Расположение боковых стенок боевого отделения под таким углом повышает противопульную защиту за счет создания угла рикошета. Кроме того, такая схема установки боковых стенок позволяет повысить эргономику рабочего пространства внутри боевого отделения. При бронировании крыши боевого отделения может быть бронировано 3/4 всей ее площади для обеспечения снижения давления, образующегося в результате попадания кумулятивной струи внутрь боевого отделения. Оставшаяся часть крыши используется как запасной выход при опрокидывании автомобиля или для установки специального оборудования и выполнена в виде люка. В передней торцевой стенке боевого отделения располагают запасный вход в виде люка, что ускоряет процесс эвакуации.
Задняя торцевая стенка (см. Фиг.7) оборудована двумя распашными дверями 14, открывающимися внутрь по направлению к левому и правому бортам 15 соответственно. На каждой двери 14 и боковой стенке боевого отделения имеются бойницы 16, закрывающиеся бронелючками (см. Фиг.7-8). Напротив каждой бойницы 16 на штатный тент 17 автомобиля установлены откидные окна 18 из монолитного тонированного поликарбоната, обеспечивающие возможность ведения огня из бойниц 16 (в открытом положении) и наблюдения за окружающей обстановкой, тем самым не демаскируя боевое отделение. Транспортная платформа 1 выполнена с жестко закрепленными бортами. Причем задний борт 19 транспортной платформы 1 выполнен с откидывающимися напротив дверей частями 20, снабженными складывающимися лестницами 21, которые размещены между стенкой боевого отделения и бортом. Причем не откидывающиеся части заднего борта снабжены дополнительными бронеэлементами, что повышает степень защиты боевого отделения.
По всей длине левого и правого бортов транспортной платформы (см. Фиг.8) за штатным тентом 17 установлены дополнительные стальные бронеэлементы 22, например 4 класса защиты по ГОСТ Р 50941-96, для повышения класса защиты. Высота бронеэлементов позволяет вести огонь из боковых бойниц 16 боевого отделения 13 по целям, находящимся в непосредственной близости от транспортного средства.
Внутри боевого отделения 13 вдоль продольной плоскости симметрии установлены два ряда скамей с посадочными местами 23, обращенными спинками друг к другу (см. Фиг.6). Выбранная схема размещения посадочных мест позволяет максимально эффективно использовать внутреннее пространство боевого отделения, что особенно важно при экстренной эвакуации. Выделенные посадочные места могут быть выполнены из пенополиуретана с негорючей пропиткой и оснащены индивидуальными двухточечными ремнями безопасности. Причем места у эвакуационных выходов могут быть выполнены откидывающимися вверх к продольной плоскости оси симметрии автомобиля.
Предложенная система размещения боевого отделения на транспортной платформе автомобиля под штатным тентом обусловлена приданием бронированному автомобилю минимальных демаскирующих признаков при беглом осмотре, необходимых при транспортировке личного состава в местах активных действий диверсионных формирований противника, сопровождении автомобильных колонн и проведении различных оперативно-тактических мероприятий.
Штатная кабина 23 транспортного средства типа КамАЗ также оснащается бронеэлементами (не показаны на фигурах), которые могут быть закреплены на каркасе безопасности, смонтированном внутри кабины, и других частях кабины. Поскольку масса кабины возрастает за счет установки бронеэлементов, демпфирующую подвеску кабины удаляют и кабину крепят непосредственно к раме автомобиля. Это предпринято с целью предотвращения нарушения целостности геометрии кабины с установленными бронеэлементами в процессе эксплуатации. Внутри кабины размещают жесткий сварной каркас безопасности, скрепленный с шасси и кабиной. На внутренних поверхностях кабины и на дополнительном силовом каркасе кабины автомобиля установлены бронепанели. Бронепанели, установленные на двери кабины, предпочтительно на 3/4 закрывают проемы дверных окон. Такая конструкция бронепанелей позволяет снизить нагрузку на петли дверей и использовать штатные механизмы поднятия и опускания окон, открывания и закрывания дверей. Проемы лобового окна и форточек на левой и правой дверях кабины защищены броневым триплексом. Стекла дверных окон и форточек могут иметь тонировку для маскировки установленных внутри кабины бронеэлементов.
Таким образом, предложенная в изобретении противопульная и противовзрывная защита автомобиля обеспечивает защиту экипажа в кабине и десанта в боевом отделении от следующих средств поражения:
- броня кабины (спереди, сбоку и сзади), крыша кабины и боевого отделения обеспечивает защиту на дистанции 10 метров от следующих пуль:
- 7,62-мм пули ПС-43 со стальным термоупрочненным сердечником патрона 57-Н-231 автомата АКМ (скорость пули 735-745 м/с),
- 7,62-мм пули ЛПС со стальным сердечником патрона 57-Н-323с винтовки СВД (скорость пули 820-840 м/с),
- 5,45-мм пули патрона 7Н10 автомата АК-74 (скорость пули 890-910 м/с);
- композиционный многослойный бронеэлемент обеспечивает защиту от:
- боеприпаса осколочно-фугасного воздействия, имеющего тонкостенную оболочку и снаряженного 2,5 кг взрывчатого вещества при его подрыве на скальном грунте на расстоянии 3 м от бортового периметра автомобиля;
- бризантно-осколочного воздействия, образующегося в результате подрыва 152-мм осколочно-фугасного артиллерийского снаряда, расположенного на суглинистом грунте на расстоянии 2 м от бортового периметра автомобиля.
Кроме указанных выше защитных элементов на автомобиль могут быть установлены бронеэлементы, обеспечивающие защиту топливных баков, аккумуляторного отсека, баллонов пневмосистемы, картера двигателя, заднего редуктора, трубопроводов и шин электропитания. Причем установленные бронеэлементы обеспечивают возможность быстрого доступа к защищаемым агрегатам для их ремонта и обслуживания.
Для использования бронированного автомобиля в широком диапазоне температур (от минус 40°С до плюс 50°С) на автомобиль может быть установлена автономная система жизнеобеспечения (АСЖ), состоящая из:
- системы кондиционирования и обогрева кабины и боевого отделения,
- системы приточно-вытяжной вентиляции боевого отделения,
- системы предпускового подогрева двигателя.
Для сохранения мощности двигателя транспортного средства и для работы системы кондиционирования между кабиной и транспортной платформой располагается автономный дизельный двигатель, способный работать как при движении, так и при стоянке транспортного средства. Питание автономного дизельного двигателя осуществляется из топливных баков бронированного автомобиля. Система кондиционирования воздуха в этом случае реализуется с раздельными испарительными блоками в кабине (хладопроизводительность испарительного блока 5 кВт) и боевом отделении (хладопроизводительность испарительного блока 17 кВт, с четырьмя вентиляторами общей производительностью 1200 м3/ч). Компрессор системы подключен к автономному дизельному двигателю. Испарительный блок в кабине автомобиля имеет собственный вентилятор и систему воздуховодов. Система воздуховодов от испарителя в боевом отделении размещается в зоне стыка верхних и боковых листов по всей длине стены. Пульт управления системой кондиционирования находится на передней торцевой стенке боевого отделения. Приток воздуха в боевом отделении при работе системы приточно-вытяжной вентиляции осуществляется за счет испарителя системы кондиционирования. Вытяжной вентилятор располагается в задней торцевой стенке между дверьми и имеет производительность 700 м3/ч. Автономные обогреватели воздуха повышенной производительности располагаются в кабине и боевом отделении транспортного средства. Мощность автономных обогревателей воздуха составляет 2 кВт и 5 кВт соответственно. Автономный обогреватель воздуха боевого отделения и воздуховоды от него находятся под посадочными местами. Для обеспечения пуска двигателя при низких температурах установлен автономных жидкостный предпусковой подогреватель двигателя мощностью 9,1 кВт. Питание автономных обогревателей воздуха и предпускового подогревателя двигателя осуществляется из топливных баков автомобиля.
Для обеспечения личному составу боевого отделения наблюдения за передним сектором обзора на автомобиле может быть установлена система видеонаблюдения. В ее состав входят видеокамера переднего обзора, расположенная на защитном ограждении межкабинного пространства, находящаяся в термозащитном кожухе и обеспечивающая угол обзора 30 градусов, омыватель стекла видеокамеры, инфракрасная система подстветки, установленная на передней стенке кабины на уровне штатных фар автомобиля за фальшрадиаторной решеткой, жидкокристаллический монитор для наблюдения, расположенный в боевом отделении.
Для определения географических координат местонахождения автомобиля с командного пункта с точностью до 100 м, а также передачи на командный пункт видеосигнала на транспортное средство установлена система глобального позиционирования и передачи видеосигнала. В состав системы входят блок управления, расположенный в боевом отделении, антенно-фидерное устройство, антенный GSM системы передачи видеосигнала по каналу GSM системы глобального позиционирования, антенна специальная к радиостанции, установленные на крыше боевого отделения под штатным тентом автомобиля, блок передачи видеосигнала, установленный в боевом отделении, система глобального позиционирования. Органы управления системы глобального позиционирования и передачи видеосигнала объединены в единый моноблок, располагающийся в боевом отделении автомобиля.
Также бронированный автомобиль может быть укомплектован радиостанцией и системой громкой связи, обеспечивающей связь личного состава в боевом отделении с экипажем кабины.
Для обеспечения бортовых систем автомобиля электроэнергией во время стоянки транспортное средство может быть укомплектовано дизельной генераторной установкой мощностью 3 кВт. Она располагается в бронированном кожухе между кабиной и транспортной платформой.
Предлагаемое транспортное средство позволяет с высокой эффективностью использовать его для транспортировки личного состава в местах активных действий диверсионных формирований противника, сопровождения автомобильных колонн и проведения различных оперативно-тактических мероприятий. Основные характеристики бронированного автомобиля по сравнению с базовой комплектацией снизились менее чем на 5%. В тоже время эффективность использования предлагаемого транспортного средства при сопровождении автомобильных колонн и проведения различных оперативно-тактических мероприятий значительно возрастает в виду того, что многофункциональная броневая конструкция установлена скрытно, что не позволяет отнести автомобиль к бронированным транспортным средствам по внешнему облику.
Установка на автомобиль дополнительных систем: кондиционирования, приточно-вытяжной вентиляции, автономных обогревателей воздуха, предпускового подогревателя двигателя, систем глобального позиционирования и передачи видеосигнала позволяет с максимальной эффективностью для экипажа и личного состава использовать транспортное средство во всех климатических условиях.
Применение предложенного транспортного средства позволяет в значительной степени увеличить как эффективность применения самого автомобиля, так и боеспособность перевозимого личного состава при сопровождении автомобильных колонн и проведении различных оперативно-тактических мероприятий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БРОНИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ КУНГа С ПОВЫШЕННОЙ ПРОТИВОМИННОЙ СТОЙКОСТЬЮ | 2011 |
|
RU2492406C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БРОНИРОВАННОГО КУНГа ПАНЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2011 |
|
RU2492405C1 |
АВТОМОБИЛЬ СКРЫТОГО БРОНИРОВАНИЯ | 2011 |
|
RU2502037C2 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, БРОНЕВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАЩИЩЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В БРОНИРОВАННОЕ | 1995 |
|
RU2090391C1 |
БРОНИРОВАННАЯ БЕСКАПОТНАЯ КАБИНА С ПРОТИВОМИННОЙ ЗАЩИТОЙ | 2013 |
|
RU2517935C1 |
БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ | 2012 |
|
RU2514637C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ ОТ АТАКИ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2023 |
|
RU2807494C1 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И БРОНЕПАНЕЛЬ ДЛЯ НЕГО | 2015 |
|
RU2595242C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЯ ОТ ВЗРЫВООПАСНОГО ПРЕДМЕТА, СБРАСЫВАЕМОГО С КОПТЕРА | 2023 |
|
RU2818005C1 |
Малая штурмовая бронированная машина | 2018 |
|
RU2727228C2 |
Изобретение относится к бронированным транспортным средствам. Бронированное транспортное средство содержит закрепленные на шасси транспортную платформу, имеющую силовой каркас, тент и борта, оснащенную бронепанелями, и кабину, оснащенную бронепанелями и бронестеклами, с дверями в боковых стенках кабины, снабженными механизмами запирания и органами управления указанными механизмами, и органы управления транспортным средством. Внутри кабины размещен жесткий сварной каркас безопасности, скрепленный с шасси и кабиной. Между шасси автомобиля и транспортной платформой вместо штатного деревянного бруса установлен стальной П-образный профиль. Пол транспортной платформы выполнен из композиционного многослойного бронеэлемента и расположенной сверху органопластиковой плиты и закреплен на силовом каркасе транспортной платформы при помощи болтовых соединений. Внутри транспортной платформы размещен жесткий сварной каркас, скрепленный с полом и выполненный из полых элементов, на боковых поверхностях которых при помощи стальных уголков и болтовых соединений закреплены с образованием бронированного боевого отделения бронеэлементы. Оборудовано системами кондиционирования, приточно-вытяжной вентиляции, отопления, глобального позиционирования, передачи видеосигнала и радиосвязи. Обеспечивает возможность движения со скоростью до 150 км/ч. Изобретение позволяет в значительной степени увеличить как эффективность применения самого автомобиля, так и боеспособность перевозимого личного состава при сопровождении автомобильных колонн и проведения различных оперативно-тактических мероприятий, а также с максимальной эффективностью для экипажа и личного состава использовать транспортное средство во всех климатических условиях. 17 з.п. ф-лы, 8 ил.
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, БРОНЕВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАЩИЩЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В БРОНИРОВАННОЕ | 1995 |
|
RU2090391C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2003 |
|
RU2227891C1 |
БРОНЕВОЙ КОРПУС С РАЗЪЕМНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ ДЕТАЛЕЙ ЗАЩИТЫ | 2001 |
|
RU2193746C1 |
Приспособление для перебрасывания приводного ремня со ступеней меньшего диаметра на ступени большего диаметра в ступенчатых шкивах | 1928 |
|
SU10868A1 |
Способ получения производных цефалоспорина | 1983 |
|
SU1318145A3 |
Авторы
Даты
2008-11-10—Публикация
2007-02-01—Подача