Тепловой блок двигателя Стирлинга Российский патент 2021 года по МПК F02G1/43 F02G1/55 

Описание патента на изобретение RU2757746C1

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к устройству теплового блока двигателей, работающих по циклу Стирлинга, и может быть использовано в различных двигательных установках Стирлинга, применяемых в изолированных районах, в космическом пространстве и т.д., и там, где неэффективно или невозможно применять двигатели внутреннего сгорания, а также паровые двигатели или турбины.

Известен двигатель Стирлинга [RU 2100634, опубл. 27.12.1997], содержащий по меньшей мере один цилиндр вытеснителя, в котором перемещается вытеснительный поршень, разделяющий объем цилиндра на горячую и холодную полости. При этом нагреватель, регенератор и охладитель установлены последовательно в магистрали, соединяющей горячую и холодную полости. Охладитель содержит цилиндрическую рубашку охлаждения, заполненную охлаждающей жидкостью и охватывающую цилиндр с поршнем, снабженную двумя кольцевыми коллекторами, подключенными к патрубкам подвода и отвода жидкости. Охладитель, выполненный по типу "труба в трубе", содержит кольцевые каналы, образованные при помощи втулок с внутренними отверстиями, расположенными равномерно по диаметру цилиндра в рубашке охлаждения, по которым циркулирует рабочее тело.

Недостатком данного устройства является недостаточный теплообмен цилиндрических стенок каналов охладителя с рабочей средой, что уменьшает эффективность двигателя.

Известен двигатель Стирлинга [RU 2008489, опубл. 28.02.1994], содержащий по меньшей мере один цилиндр с верхней крышкой-нагревателем, обращенной к внешнему источнику теплоты, вытеснительный и рабочий поршни, размещенные в цилиндре и разделяющие его объем на горячую полость, холодную полость и буферную полость, охладитель, регенератор и нагреватель, установленные последовательно в магистрали, соединяющей горячую и холодную полости, причем нагреватель выполнен в виде диска с размещенными в нем профилированными каналами, одна часть которых соединяет горячую полость с периферией диска, которая сообщена с другой частью каналов, соединяющих периферию диска с регенератором, при этом каналы нагревателя выполнены в виде усеченной по образующей цилиндрической трубы, обращенной большей своей поверхностью к источнику теплоты.

Недостатком этого двигателя являются необходимость использования в нагревателе диска с каналами, имеющего большую жесткость и толщину для того чтобы выдерживать высокое давление рабочего тела (газа) внутри. Вторым недостатком является то, что для обеспечения требуемого теплового потока необходимо использовать большие габариты диска нагревателя, что затрудняет использование данной конструкции в многопоршневых двигателях. Третьим недостатком является низкая эффективность теплопередачи в охладителе, содержащим канал, в котором рабочее тело охлаждается за счет охлаждения стенок внешней рубашкой охладителя с циркулирующим в нем холодным теплоносителем.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является двигатель Стирлинга [RU 2007603, опубл. 15.02.1994], в котором горячий цилиндр вытеснителя, где перемещается поршень-вытеснитель с колпаком, выполнен с верхней куполообразной частью меньшего диаметра и тремя рядами равномерно расположенных радиальных каналов, два из которых расположены на стенке верхней части горячего цилиндра и к которым присоединены трубки нагревателя рабочего тела (газа), омываемые снаружи горячими газами в камере сгорания. Нагретое рабочее тело из данных трубок поступает в кольцевой регенератор для отдачи тепла, и, далее, в и полость сжатия под поршнем-вытеснителем. Для повышения эффективности теплообмена на стенке горячего цилиндра в районе размещения регенеpатора находится третий ряд радиальных каналов, соединенный с регенератором. Данный ряд каналов является элементом дополнительного нагревателя рабочего тела, который образован объемом зазора между стенкой горячего цилиндра и колпаком поршня-вытеснителя.

Недостатком прототипа является недостаточная эффективность теплопередачи рабочему телу, а также нетехнологичность изготовления и ремонта двигателя, обусловленная использованием паяных соединений для присоединения двух рядов трубок нагревателя, что снижает срок службы двигателя.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности теплопередачи рабочему телу в нагревателе и охладителе, а также упрощении конструкции и уменьшение металлоемкости теплового блока.

Технический результат достигается тем, что в тепловом блоке двигателя Стирлинга, содержащем цилиндр вытеснителя с установленным в нем поршнем-вытеснителем, нагреватель, регенератор и охладитель, новым является то, что нагреватель теплового блока состоит из наружного и внутреннего цилиндров, а также головки цилиндра, содержащих внутренние полости, при этом внутренний цилиндр нагревателя в своей верхней части соединяется над стенками цилиндра вытеснителя с наружным цилиндром нагревателя, а в нижней части - с головкой цилиндра с образованием единого объема для циркуляции горячего теплоносителя, охладитель теплового блока охватывает нижнюю часть цилиндра вытеснителя и образован рубашкой охлаждения, содержащей входной и выходной патрубки, и направляющей втулкой, ограничивающей движение поршня вытеснителя, при этом на боковых поверхностях нагревателя и охладителя, контактирующих с цилиндром вытеснителя нанесены продольные щелевые каналы, которые могут быть направленными под углом к оси цилиндра или выполнены в виде выступов на поверхности.

Таким образом, перечисленные выше отличительные от прототипа признаки позволяют сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию «новизна». Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях, и, следовательно, обеспечивают заявляемому решению соответствие критерию «изобретательский уровень».

Сущность изобретения поясняется графическими материалами.

На фигуре 1 представлен заявляемый тепловой блок двигателя Стирлинга, на фигуре 2а - сечение нагревателя теплового блока двигателя Стирлинга, фигуре 2б - сечение охладителя теплового блока двигателя Стирлинга, на фигуре 3 - один из вариантов выполнения каналов на поверхностях нагревателя и охладителя.

Как представлено на фигуре 1, заявляемый тепловой блок двигателя Стирлинга состоит из цилиндра вытеснителя 1 с установленным в нем поршнем-вытеснителем 2, показанным на фигуре 1 в нижней «мертвой» точке, а также последовательно механически соединенных нагревателя 3, регенератора 4 и охладителя 5. Нагреватель 3 теплового блока состоит из наружного 6 и внутреннего 7 цилиндров, а также головки цилиндра 8, содержащих внутренние полости 9-11 соответственно. При этом внутренний цилиндр 7 нагревателя 3 в своей верхней части соединяется над стенками цилиндра вытеснителя 1 с наружным цилиндром 6 нагревателя 3, а в нижней части - с головкой цилиндра 8 таким образом, что их внутренние полости 9-11 образуют единый объем, в котором циркулирует горячий теплоноситель. В центре наружной части головки цилиндра 8 имеется входной патрубок 12 для входа горячего теплоносителя, а сбоку нижней части наружного цилиндра 6 нагревателя 3 имеется выходной патрубок 13 для выхода теплоносителя. На поверхностях нагревателя 3, контактирующих с цилиндром вытеснителя 1 нанесены продольные щелевые каналы 14, по которым циркулирует рабочее тело (газ) (фиг.1 и фиг.2а).

В средней части цилиндра вытеснителя 1 с внутренней поверхностью наружного цилиндра 6 нагревателя 3 последовательно соединен с образованием канала цилиндрический регенератор 4, заполненный пористым веществом для аккумулирования и отдачи тепла рабочему телу (фиг.1).

Движение поршня-вытеснителя 2 снизу ограничено направляющей втулкой 15, в которой находится аксиальный канал 16, где перемещается шток 17 поршня-вытеснителя 2, жестко соединенный с ним. Подпоршневое пространство (нижнюю часть цилиндра вытеснителя 1) охватывает охладитель 5 (фиг.1).

Охладитель 5 заявляемого теплового блока двигателя Стирлинга образован рубашкой охлаждения 18, содержащей входной 19 и выходной 20 патрубки, через которые происходит поступление и отвод холодного теплоносителя, и направляющей втулкой 15. На боковых поверхностях охладителя и направляющей втулки 15, контактирующих с цилиндром вытеснителя 1, нанесены продольные щелевые каналы 21 и 22 для циркуляции рабочего тела (фиг.1 и 2б).

Продольные щелевые каналы 14, 21 и 22 могут быть направлены под углом к оси цилиндра или могут быть выполнены в виде выступов на данных поверхностях (второй вариант выполнения каналов в виде выступов представлен в качестве примера на фигуре 3). Нанесение щелевых каналов на двух цилиндрах нагревателя помогает добиться двухпроходности движения газа (вверх и вниз) в нагревателе и уменьшить его продольный размер вдвое.

В нижней части цилиндра расположен выходной патрубок 23 (фиг.1), через который рабочее тело (газ) передается в рабочий цилиндр (на фигурах не показан).

Заявляемый тепловой блок двигателя Стирлинга работает следующим образом. Когда поршень-вытеснитель 2 движется из нижней «мертвой» точки вверх, рабочее тело (газ) движется и нагревается, увеличивая давление, посредством контакта с полусферической частью нагревателя в головке цилиндра 8 и, далее, проходя сквозь щелевые каналы 14 на поверхностях внутреннего 7 и наружного 6 цилиндров нагревателя 3. Далее газ движется сквозь регенератор 4, дополнительно обмениваясь теплом с его пористым материалом. Затем нагретое рабочее тело движется сквозь продольные щелевые каналы 21 охладителя 4, уже охлаждаясь и приводя к уменьшению давления. Данное уменьшение давления рабочего тела через входной патрубок 23 передается в рабочий цилиндр двигателя (не показан на фигурах), совершая полезную работу.

Таким образом, заявляемое техническое решение теплового блока двигателя Стирлинга позволяет повысить эффективность теплопередачи в нагревателе и охладителе, а также упростить конструкцию теплового блока и уменьшить его металлоемкость.

Похожие патенты RU2757746C1

название год авторы номер документа
ТЕПЛОВОЙ БЛОК ДВИГАТЕЛЯ СТИРЛИНГА 2022
  • Закомолдин Виктор Валентинович
  • Подлесный Валерий Михайлович
  • Федоров Александр Семенович
RU2788798C1
ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА 1989
  • Петухов Николай Афанасьевич
  • Попов Лев Михайлович
  • Барышев Валерий Викторович
RU2045674C1
ТРАНСПОРТАБЕЛЬНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕВЫХ ГОСПИТАЛЕЙ ПУСТЫНЦЕВА 1995
  • Пустынцев Александр Алексеевич[Ua]
RU2109156C1
ПОЛЕВАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА С ДВИГАТЕЛЕМ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ ПУСТЫНЦЕВА 1995
  • Пустынцев Александр Алексеевич[Ua]
RU2109157C1
СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕПЛООБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДВИГАТЕЛЕ СТИРЛИНГА 2021
  • Горбачёв Юрий Михайлович
RU2801167C2
Охладитель свободнопоршневого двигателя Стирлинга с линейным генератором 2020
  • Антипов Юрий Александрович
  • Смирнов Сергей Владимирович
  • Шкарин Кирилл Владимирович
  • Халифе Хассан
RU2754571C1
ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА 1991
  • Савинов В.А.
  • Матвеев Л.И.
  • Перимов Ю.А.
  • Крупчатников Б.Н.
RU2008489C1
ДВИГАТЕЛЬ С ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ 2013
  • Холзаков Сергей Алексеевич
RU2546374C2
Тепловой поршневой двигатель замкнутого цикла 2019
  • Меньшов Владимир Николаевич
RU2718089C1
ТЕПЛОВАЯ МАШИНА МУРАНОВА 1995
  • Муранов Сергей Владимирович[Ua]
RU2101624C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 757 746 C1

Реферат патента 2021 года Тепловой блок двигателя Стирлинга

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к устройству теплового блока двигателей, работающих по циклу Стирлинга. Предложен тепловой блок двигателя Стирлинга, содержащий цилиндр вытеснителя 1 с установленным в нем поршнем-вытеснителем 2, нагреватель 3, регенератор 4 и охладитель 5. Нагреватель 3 теплового блока состоит из наружного 6 и внутреннего 7 цилиндров, а также головки 8 цилиндра, содержащих внутренние полости 9-11, при этом внутренний 7 цилиндр нагревателя в своей верхней части соединяется над стенками цилиндра вытеснителя 1 с наружным 6 цилиндром нагревателя 3, а в нижней части - с головкой 8 цилиндра с образованием единого объема для циркуляции горячего теплоносителя. Охладитель 5 теплового блока охватывает нижнюю часть цилиндра вытеснителя 1 и образован рубашкой охлаждения 18, содержащей входной 19 и выходной 20 патрубки, и направляющей втулкой 15, ограничивающей движение поршня-вытеснителя 2, при этом на боковых поверхностях нагревателя 3 и охладителя 5, контактирующих с цилиндром вытеснителя 1, нанесены продольные щелевые каналы 14, которые могут быть направлены под углом к оси цилиндра или выполнены в виде выступов на поверхности. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности теплопередачи рабочему телу в нагревателе и охладителе, а также упрощение конструкции и уменьшение металлоемкости теплового блока. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 757 746 C1

1. Тепловой блок двигателя Стирлинга, содержащий цилиндр вытеснителя с установленным в нем поршнем-вытеснителем, нагреватель, регенератор и охладитель, отличающийся тем, что нагреватель теплового блока состоит из наружного и внутреннего цилиндров, а также головки цилиндра, содержащих внутренние полости, при этом внутренний цилиндр нагревателя в своей верхней части соединяется над стенками цилиндра вытеснителя с наружным цилиндром нагревателя, а в нижней части - с головкой цилиндра с образованием единого объема для циркуляции горячего теплоносителя, охладитель теплового блока охватывает нижнюю часть цилиндра вытеснителя и образован рубашкой охлаждения, содержащей входной и выходной патрубки, и направляющей втулкой, ограничивающей движение поршня-вытеснителя, при этом на боковых поверхностях нагревателя и охладителя, контактирующих с цилиндром вытеснителя, нанесены продольные щелевые каналы.

2. Тепловой блок двигателя Стирлинга по п.1, отличающийся тем, что продольные щелевые каналы выполнены направленными под углом к оси цилиндра.

3. Тепловой блок двигателя Стирлинга по п.1, отличающийся тем, что продольные щелевые каналы выполнены в виде выступов на поверхности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2757746C1

ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА 1991
  • Савинов В.А.
  • Матвеев Л.И.
  • Перимов Ю.А.
  • Крупчатников Б.Н.
RU2008489C1
ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА 1991
  • Дикопов И.В.
RU2007603C1
Движитель для самолета 1926
  • Хотян А.Г.
SU4124A1
ПОЛИМЕР И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2009
  • Ли Юнг Моо
  • Парк Хо Бум
  • Джунг Чул Хо
  • Хан Санг Хоон
RU2478108C9
JP 58178851 A, 19.10.1983
US 6381958 B1, 07.05.2002.

RU 2 757 746 C1

Авторы

Закомолдин Виктор Валентинович

Подлесный Валерий Михайлович

Федоров Александр Семенович

Даты

2021-10-21Публикация

2021-04-16Подача