СПОСОБ ПРОВЕРКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПАСАТЕЛЬНОГО ЛЮКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Российский патент 2021 года по МПК B63G8/40 B63C9/00 

Описание патента на изобретение RU2759196C1

Изобретение относят к области спасения экипажа аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, в частности - к способам проверки работоспособности спасательного люка подводной лодки перед его использованием при аварии.

Выход из аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, осуществляют через спасательный люк. Выполнение проверки его работоспособности перед выходом не предусмотрено [1]. Невыполнение указанной проверки может привести к гибели первого выходящего подводника в случае, если спасательный люк неисправен.

Известен способ проверки спасательного люка, применяющийся при проведении швартовных испытаний спасательных устройств и систем на строящихся и модернизируемых подводных лодках в заводских условиях при нахождении подводной лодки в надводном положении [2]. Данный способ предусматривает шлюзование макета через спасательный люк в заполненную водой специальную емкость, размещаемую на комингс-площадке спасательного люка. Выполняют следующие действия:

1) Устанавливают специальную емкость, на комингс-площадке спасательного люка и заполняют водой.

2) Размещают макет в шахте спасательного люка, воздушный шланг макета подключают к воздушному шлангу системы шлюзования в шахте спасательного люка, карабин фала макета подключают к стопору фала в шахте спасательного люка.

3) Включают вентиляцию на блоке подачи воздуха, воздух из блока через воздушные шланги и заполняет макет, избытки воздуха стравливаются через травяще-предохранительный клапан макета в шахту спасательного люка.

4) Закрывают нижнюю крышку спасательного люка и заполняют его водой.

5) После заполнения шахты спасательного люка водой, его герметизируют, выключают вентиляцию и включают компрессию на блоке подачи воздуха, воздух через шланги и травяще-предохранительный клапан макета поступает в шахту люка.

6) После уравнивания давления в шахте спасательного люка и гидростатического давления в специальной емкости верхняя крышка люка автоматически открывается, стопор фала освобождает карабин фала макета, воздушный шланг системы шлюзования отсоединяется от шланга макета и макет всплывает в специальную емкость.

7) Закрывают верхнюю крышку и осушают шахту спасательного люка.

Спасательный люк считают работоспособным, если при включении компрессии скорость повышения давления в шахте люка соответствует требованиям эксплуатационной документации [3], верхняя крышка открылась автоматически, карабин фала макета отсоединился от стопора фала в шахте люка и макет всплыл в специальную емкость, после всплытия макета верхняя крышка закрылась с использованием пневмоуправляемого клапана и после ее закрытия шахта спасательного люка осушена и герметична. Данный способ взят за прототип, как наиболее близкий к сущности изобретения.

Недостатком указанного способа является условие наличия специального макета на подводной лодке для его пробного шлюзования через спасательный люк перед шлюзованием людей. Укомплектование подводных лодок данным изделием требует отдельного финансирования и выполнения ряда организационных мероприятий для принятия его на снабжение Министерства обороны РФ.

Задачей изобретения является разработка способа проверки работоспособности спасательного люка подводной лодки перед его использованием по назначению.

Задача решается тем, что для проверки системы шлюзования спасательного люка выполняют вентиляцию с использованием блока подачи воздуха, заполнение водой и повышение давления в шахте спасательного люка до выравнивания его с забортным, используют при этом воздушный шланг и карабин, входящие в состав спасательного снаряжения подводника, которое имеется на подводной лодке.

Новыми признаками предлагаемого способа проверки работоспособности спасательного люка подводной лодки являются:

- использование воздушного шланга спасательного снаряжения подводника вместо воздушного шланга макета для проверки параметров компрессии в шахте спасательного люка и закрепления его в шахте спасательного люка таким образом, чтобы образовался гидрозатвор;

- использование карабина спасательного снаряжения подводника вместо карабина фала макета для проверки работоспособности стопора фала в шахте спасательного люка.

Преимущество новых признаков заключают в отсутствии необходимости использования макета, который отсутствует на подводной лодке, для пробного шлюзования через спасательный люк при проверке его работоспособности.

Сущность заявленного способа заключают в том, что в случае фактической аварии подводной лодки перед выходом подводников через спасательный люк проверка его работоспособности осуществляют с помощью воздушного шланга и карабина, входящих в состав спасательного снаряжения подводника, имеющегося на борту подводной лодки.

Заявленный способ проверки работоспособности спасательного люка подводной лодки осуществляется следующим образом (фиг. 1, фиг. 2).

1) Воздушный шланг спасательного снаряжения подводника 1 подключают к воздушному шлангу системы шлюзования 2 в шахте спасательного люка и закрепляют за трап 3 в шахте спасательного люка таким образом, чтобы образовался гидрозатвор, препятствующий попаданию воды в шланги.

2) Карабин спасательного снаряжения подводника 4 присоединяют к стопору фала 5 в шахте спасательного люка.

3) Включают вентиляцию на блоке подачи воздуха 6, воздух из блока через воздушные шланги поступает в шахту спасательного люка.

4) Закрывают нижнюю крышку спасательного люка 7 и заполняют его водой.

5) После заполнения шахты спасательного люка водой, его герметизируют, выключают вентиляцию и включают компрессию на блоке подачи воздуха 6, воздух через шланги 1 и 2 поступает в шахту люка.

6) После уравнивания давления в шахте спасательного люка и забортного давления верхняя крышка люка 8 автоматически открывается.

7) Верхнюю крышку 8 закрывают и осушают шахту спасательного люка.

Спасательный люк считают работоспособным, если при включении компрессии скорость повышения давления в шахте люка соответствует требованиям эксплуатационной документации [3], верхняя крышка открылась автоматически, карабин спасательного снаряжения отсоединился от стопора фала в шахте люка, верхняя крышка закрылась с использованием пневмоуправляемого клапана и после ее закрытия шахта спасательного люка осушена и герметична. Выявленные неисправности устраняют перед шлюзованием людей.

Преимущество заявленного способа заключают в возможности проверки работоспособности спасательного люка перед выходом через него подводников в аварийной ситуации без использования специального макета.

Использование предлагаемого способа позволит обеспечить безопасность выхода подводников через спасательный люк из аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, без дополнительного укомплектования подводной лодки специальным макетом.

Литература

1. Правила выхода из аварийной подводной лодки (ПВ ПЛ-99), МО РФ Военное издательство, М - 2003.

2. Программа и методики проверки спасательных люков подводных лодок, утверждена приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом №568 от 31 мая 215 г.

3. Блок подачи воздуха БПВ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 9 В2.950.204 ТО-ЛУ.

Похожие патенты RU2759196C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШЛЮЗОВАНИЯ ПОДВОДНИКОВ 2000
  • Власов Е.Н.
  • Коллегин В.В.
  • Котов Н.Н.
  • Штин А.И.
RU2189332C2
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ШЛЮЗОВАНИЯ СПАСАТЕЛЬНОГО ЛЮКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2013
  • Александров Евгений Витальевич
  • Боляндра Олеся Николаевна
  • Завьялова Светлана Викторовна
  • Почекаев Александр Валентинович
  • Смирнов Федор Александрович
  • Шкода Игорь Васильевич
  • Ямолдин Игорь Михайлович
RU2531673C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШЛЮЗОВАНИЯ ПОДВОДНИКОВ 1993
  • Сапегин В.Ф.
  • Савельев А.П.
  • Пономарев Н.Л.
  • Власов Е.Н.
RU2090439C1
СПАСАТЕЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ПОДВОДНИКА 1996
  • Аверьянов Андрей Анатольевич
  • Артемова Нина Борисовна
  • Власов Евгений Николаевич
  • Логунов Алексей Тимофеевич
  • Новиков Алексей Иванович
  • Петров Евгений Геннадьевич
  • Подобедов Владимир Александрович
  • Слободинский Алексей Борисович
  • Советов Владимир Игоревич
  • Тимошенко Людмила Анатольевна
RU2110438C1
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ЛЮК УСТРОЙСТВА ДЛЯ ШЛЮЗОВАНИЯ ПОДВОДНИКОВ 2000
  • Власов Е.Н.
  • Савенков Н.И.
  • Илюхин В.Н.
  • Медуница Н.Д.
  • Назаров В.И.
  • Плешков В.И.
  • Потапов В.Ф.
RU2184048C2
Индивидуально-спасательная система и способ для спасания личного состава из отсеков аварийной подводной лодки 2023
  • Бардадим Денис Анатольевич
  • Поленин Владимир Иванович
  • Марков Александр Сергеевич
  • Соколов Александр Александрович
RU2809777C1
СИСТЕМА ШЛЮЗОВАНИЯ ШЛЮЗОВОЙ КАМЕРЫ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2004
  • Илюхин Виктор Николаевич
  • Смирнов Александр Иванович
  • Сухих Владимир Анатольевич
  • Хвостова Наталия Олеговна
  • Азарка Евгений Иванович
RU2330784C2
ТРЕНИРОВОЧНАЯ БАШНЯ 2002
  • Илюхин В.Н.
  • Смирнов А.И.
  • Сухих В.А.
  • Азарка Е.И.
  • Хвостова Н.О.
RU2238878C2
СПАСАТЕЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ ПОДВОДНИКА 2000
  • Илюхин В.Н.
  • Смирнов А.И.
  • Сухих В.А.
  • Азарка Е.И.
  • Хвостова Н.О.
RU2225319C2
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТСЕК ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 2022
  • Бардадим Денис Анатольевич
  • Поленин Владимир Иванович
  • Марков Александр Сергеевич
RU2787696C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 759 196 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ ПРОВЕРКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПАСАТЕЛЬНОГО ЛЮКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Изобретение относится к области спасения экипажа аварийной подводной лодки. Для проверки работоспособности спасательного люка подводной лодки осуществляют проверку системы шлюзования спасательного люка с помощью вентиляции с использованием блока подачи воздуха, заполнения водой и повышения давления в шахте спасательного люка до выравнивания его с забортным. Используют воздушный шланг и карабин, входящие в состав спасательного снаряжения подводника, которое имеется на подводной лодке. Достигается безопасность выхода подводников через спасательный люк из аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, без дополнительного укомплектования подводной лодки специальным макетом. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 759 196 C1

Способ проверки работоспособности спасательного люка подводной лодки, основанный на том, что для проверки системы шлюзования спасательного люка выполняют вентиляцию с использованием блока подачи воздуха, заполнение водой и повышение давления в шахте спасательного люка до выравнивания его с забортным, отличающийся тем, что для этого используют воздушный шланг и карабин, а именно воздушный шланг спасательного снаряжения подводника подключают к воздушному шлангу системы шлюзования в шахте спасательного люка и закрепляют за трап в шахте спасательного люка таким образом, чтобы образовался гидрозатвор, препятствующий попаданию воды в шланги, а карабин спасательного снаряжения подводника присоединяют к стопору фала в шахте спасательного люка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2759196C1

Устройство вентиляции отсеков аварийного подводного технического средства 2018
  • Гаршин Максим Юрьевич
  • Лычев Валерий Викторович
  • Савина Людмила Николаевна
  • Щукин Павел Иванович
RU2706675C2
УСТРОЙСТВО ВЕНТИЛЯЦИИ ОТСЕКОВ АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ, ЛЕЖАЩЕЙ НА ГРУНТЕ 2004
  • Крысов Павел Васильевич
  • Ефремов Сергей Леонидович
  • Мысенко Михаил Васильевич
RU2330783C2
РАВНОПЛЕЧИЕ ВЕСЫ 0
SU260217A1

RU 2 759 196 C1

Авторы

Бардадим Денис Анатольевич

Саломатов Артур Юрьевич

Михалюк Александр Сергеевич

Марков Александр Сергеевич

Даты

2021-11-10Публикация

2020-11-12Подача