Парашютная автоотцепка Российский патент 2021 года по МПК B64D17/38 

Описание патента на изобретение RU2760363C1

Область техники, к которой относится изобретение.

Изобретение относится к авиации, а именно, к парашютно-десантной технике, к устройствам автоматического отсоединения парашютной системы от десантируемого объекта в момент его приземления, в частности, к парашютным автоотцепкам, работающим на принципе ослабления усилий в системе «объект-парашют».

Парашютная автоотцепка (далее - автоотцепка) представляет собой устройство, обеспечивающее временную блокировку от ее произвольного срабатывания при изменении усилий в системе «объект-парашют» и надежное срабатывание только в момент приземления.

В момент приземления десантируемый объект должен быть автоматически освобожден от парашюта, так как протаскивание за счет ветра в приземном слое приводит к опрокидыванию и, как следствие, к повреждению или порче десантируемого объекта.

При транспортировании объекта, подготовленного к парашютному десантированию, при его размещении в летательном аппарате и в процессе парашютного спуска до момента приземления, то есть, до снижения нагрузки в системе «объект-парашют» до заданного значения, необходимого для срабатывания автоотцепки, исполнительный механизм автоотцепки должен быть выключен (заблокирован).

Все автоотцепки имеют блокировочный механизм, предназначенный для блокирования расцепного механизма с целью исключения самопроизвольного срабатывания автоотцепки в воздухе, особенно в период включения парашюта в работу, когда в системе «объект-парашют» возникают за счет пульсации купола парашюта резкие изменения нагрузки, что может привести к преждевременному самопроизвольному срабатыванию автоотцепки в воздухе.

Цель работы блокировочного механизма - заблокировать расцепной механизм автоотцепки на промежуток времени возможных изменений нагрузки в системе «объект-парашют» в сторону ее снижения до заданного значения срабатывания, и, таким образом, дать возможность автоматически сработать исполнительному механизму и освободить объект от парашюта при снижении нагрузки до заданного значения срабатывания в системе «объект-парашют» именно в момент приземления.

В основу конструкций блокировочного механизма заложено использование замедлителей: в виде часового механизма, замедлителей пиротехнического типа, пневматического типа, гидравлического типа, или иной конструкции.

Уровень техники.

Известно техническое решение, в котором автоотцепка состоит из корпуса, блокировочного механизма, стопорно-пускового механизма, состоящего из втулки, пружины и стопорного пальца, расцепного механизма, состоящего из поршня, пружины, рычага и ушка. Ушко крепится к балке, на которую устанавливаются петли тросового переходного звена, соединенных, в свою очередь, с коушами парашютов. Полость корпуса под поршень закрыта гайкой, а полость под втулку закрыта заглушкой.

Расцепной механизм предназначен для присоединения автоотцепки с помощью тросовых петель к парашютной системе, обеспечения автоматического запуска в работу блокировочного механизма в воздухе, отсоединения парашютной системы от объекта (груза) в момент его приземления и разъединения парашютов.

Такая автоотцепка недостаточно надежна и недостаточно контролепригодна, поскольку не обеспечивается надежный визуальный предполетный пооперационный контроль ее приведения в «готовность к работе», а также - окончательный контроль в грузовой кабине летательного аппарата (например, самолета) перед полетом на парашютное десантирование: правильность установки стопорного пальца расцепного механизма автоотцепки (правильность блокировки расцепного механизма автоотцепки).

Раскрытие изобретения.

Задачей настоящего изобретения является устранение вышеуказанных недостатков.

Технический результат заключается в повышении надежности и контролепригодности автоотцепки за счет обеспечения надежного визуального предполетного контроля ее приведения в «готовность к работе», а также за счет окончательного контроля в грузовой кабине летательного аппарата перед полетом на парашютное десантирование: объективное подтверждение правильности установки стопорного пальца расцепного механизма (правильность блокировки расцепного механизма автоотцепки).

Технический результат достигается путем выполнения контрольных меток на втулке и на стопорном пальце расцепного механизма, а также путем выполнения в корпусе автоотцепки смотрового окна, содержащего контрольную метку, совмещаемых одновременно с меткой на втулке и на стопорном пальце расцепного механизма, в положении «готовность автоотцепки к работе».

Совмещение контрольных меток на втулке, на стопорном пальце и на смотровом окне является объективным подтверждением правильности установки стопорного пальца расцепного механизма автоотцепки (объективным подтверждением правильности блокировки расцепного механизма), что соответствует положению автоотцепки в «готовности к работе».

Автоотцепка имеет следующие частные случаи исполнения. Метка на втулке выполнена в виде линии с отличительным покрытием. Метка на втулке выполнена в виде риски, заполненной отличительным покрытием.

Метка на стопорном пальце выполнена в виде круга с отличительным покрытием.

Метка на стопорном пальце выполнена в виде цилиндрического углубления, заполненного отличительным покрытием.

Метка на смотровом окне выполнена в виде треугольника и покрыта отличительным покрытием.

Практическое применение меток на автоотцепках: метка на втулке в виде риски, заполненной черной краской, метка на стопорном пальце в виде цилиндрического углубления, заполненного красной краской и метка на смотровом окне в виде треугольника, покрытого белой краской, прошли практическую апробацию на предприятии АО «МКПК «Универсал» с положительным результатом, а также на полигоне при транспортировании и парашютном десантировании объектов из грузовой кабины самолетов типа Ил-76 с положительным результатом, и приняты к серийному производству как наиболее информативные метки в таком их исполнении и в сочетаниях цветов покрытия.

Краткое описание чертежей.

Изобретение поясняется чертежами, которые не охватывают и, тем более, не ограничивают весь объем притязаний данного технического решения, а являются лишь иллюстрирующими материалами частного случая его выполнения, например, в варианте применения автоотцепки с блокировочным механизмом, например, в виде часового механизма, со смотровым окном на корпусе автоотцепки для контроля готовности автоотцепки к работе.

Фиг. 1 отображает автоотцепку в положении «готовность автоотцепки к работе», общий вид сбоку, продольный разрез;

фиг. 2 отображает смотровое окно, общий вид, метки на смотровом окне, на втулке и на стопорном пальце совмещены: расцепной механизм автоотцепки заблокирован - автоотцепка находится в положении «готовность автоотцепки к работе»;

фиг. 3 отображает смотровое окно, поперечный разрез. Осуществление изобретения.

Автоотцепка включает корпус 1, стопорно-пусковое устройство, имеющее втулку 2 с прямозубой рейкой, пружину 3, стопорный палец 4, блокировочный механизм 5 в виде часового механизма, и расцепной механизм, включающий поршень 6, пружину 7, рычаг 8 и ушко 9.

Ушко 9 крепится к балке 10, на которую устанавливаются тросовые петли 11 переходного звена парашютной системы.

Полость корпуса 1 закрыта гайкой 12, а полость под втулку 2 закрыта заглушкой 13 (фиг. 1).

На хвостовике поршня 6 выполнен скос 14, а на рычаге 8 - ответный скос 15.

В положении «готовность автоотцепки к работе» плоскости скосов 14 и 15 должны прилегать друг к другу.

На втулке 2 выполнено прямоугольное отверстие 16, наклонный уступ 17 и лыска 18 (фиг. 1).

Втулка 2 от произвольного перемещения (при приведении автоотцепки в «готовность к работе») удерживается стопорным пальцем 4, который своим торцом под действием составляющей реакции поршня 6 прижат к лыске 18, а также - наклонным уступом 17, контактирующим с ответным уступом на стопорном пальце 4 (фиг. 1).

На втулке 2 и на стопорном пальце 4 выполнены, соответственно, метки: 19 (например, в виде линии с отличительным покрытием, например, черной краской, или в виде риски, заполненной отличительным покрытием, например, черной краской) и 20 (например, в виде круга с отличительным покрытием, например, красной краской, или в виде цилиндрического углубления, заполненного отличительным покрытием, например, красной краской) (фиг. 2).

Для контроля за зацеплением стопорного пальца 4 с наклонным уступом 17 (на втулке 2) на корпусе 1 предусмотрено смотровое окно с прозрачным элементом 21. Прозрачный элемент 21 смотрового окна, изготовленный, например, из листового органического стекла, вставлен в выточку корпуса 1 и удерживается от выпадения крышкой 22 с прокладками 23, прикрепленных к корпусу 1 винтами 24 (фиг. 2, фиг. 3).

Под крышкой 22 смотрового окна установлена плоская шайба 25, включающая метку 26 в виде, например, треугольника (фиг. 2). Метка 26 имеет отличительное покрытие, например, белой краской.

Плоская шайба 25 (с меткой 26) может быть выполнена, например, из антикоррозионного металла, например, из алюминия.

Прокладки 23 - одинаковые, и могут быть выполнены, например, из эластичной листовой резины.

Приведение автоотцепки в «готовность к работе».

На балку 10 надеваются петли 11 тросового переходного звена парашютной системы. Ушко 9 заводится под рычаг 8, который поворачивается по часовой стрелке так, чтобы выступ рычага 8 был выше выступа поршня 6 (фиг. 1).

В гайку 12 ввертывается технологический вороток, который, упираясь в поршень 6, перемещает его вправо до зацепления выступа рычага 8 с хвостовиком поршня 6 (при этом плоскости скосов 14 и 15 должны прилегать друг к другу).

Через отверстие под заглушку 13 в дно втулки 2 ввертывается технологическая взводная рукоятка до упора ее торца в корпус 1, при ее дальнейшем вращении втулка 2 переместится влево до упора.

Технологический вороток извлекается из гайки 12, при этом положение втулки 2 фиксируется стопорным пальцем 4 (фиг. 1).

Технологическая взводная рукоятка извлекается из отверстия под заглушку 13.

В результате метки 26, 19 и 20 должны быть совмещены (фиг. 2). Таким образом, автоотцепка приведена в «готовность к работе».

При этом, при визуальном предполетном контроле состояния автоотцепки в «готовности к работе», а также для ее окончательного контроля в грузовой кабине летательного аппарата перед полетом на парашютное десантирование метки должны быть в положении: метка 26 на смотровом окне одновременно совмещена с меткой 19 на втулке 2 и с меткой 20 на стопорном пальце 4 расцепного механизма, что служит объективным подтверждением состояния автоотцепки в «готовности автоотцепки к работе» (фиг. 2).

Подготовка автоотцепки «к срабатыванию в момент приземления».

После выхода десантируемого объекта из летательного аппарата, в результате действия растягивающей нагрузки, возникающей при работе парашютной системы в воздухе, подключенное с помощью тросовых петель 11 к балке 10 ушко 9, воздействуя на рычаг 8, заставляет его поворачиваться на своей оси. Поворачиваясь, рычаг 8 своим скосом 15 давит на скос 14 хвостовика поршня 6 (фиг. 1).

Поршень 6, смещаясь вправо, снимает нагрузку со стопорного пальца 4, и он, перемещаясь вниз от действия составляющей реакции наклонного уступа 17 на втулке 2, освобождает ее от стопорения.

Втулка 2 с прямозубой рейкой под действием пружины 3 перемещается вправо, заставляя работать блокировочный механизм 5.

Блокировочный механизм 5 работает до тех пор, пока торец втулки 2 не коснется дна глухого отверстия под втулку 2 в корпусе 1. При этом прямоугольное отверстие 16 втулки 2 окажется над торцом стопорного пальца 4 (фиг. 1).

Таким образом, автоотцепка подготовлена «к срабатыванию в момент приземления».

В дальнейшем от расцепления в воздухе автоотцепка удерживается силами трения в паре «рычаг 8-хвостовик поршня 6» (прилегание плоскостей скосов 14 и 15 друг к другу), которые, воздействуя на рычаг 8, удерживают поршень 6 от перемещения влево.

Работа автоотцепки.

При приземлении, в момент соприкосновения объекта с площадкой приземления усилия в системе «объект-автоотцепка-парашют» резко уменьшаются. Соответственно, уменьшаются и силы трения в паре «рычаг 8-хвостовик поршня 6» (прилегание плоскостей скосов 14 и 15 друг к другу).

При достижении величин сил трения в паре «рычаг 8-хвостовик поршня 6», меньших осевого усилия пружины 7, поршень 6 под действием пружины 7 резко перемещается влево, лишая опоры хвостовик рычага 8.

При этом стопорный палец 4 проталкивается поршнем 6 вверх в прямоугольное отверстие 16 во втулке 2 (фиг. 1).

Рычаг 8, лишенный опоры, поворачивается на своей оси и освобождает от зацепления ушко 9. Вследствие этого ушко 9 и балка 10, поворачиваясь на своих осях, освобождают тросовые петли 11, прикрепленные к коушам парашютов парашютной системы, и, таким образом, происходит отсоединение парашютной системы от объекта и разъединение парашютов.

Техническое решение автоотцепки по настоящему изобретению пригодно к серийному выпуску и к модернизации (доработке) изготовленных ранее автоотцепок промышленным способом на отечественном оборудовании из отечественных недефицитных материалов и комплектующих на машиностроительных предприятиях (цехах и участках).

При этом потребуются минимальные: трудозатраты, капиталовложения и финансовые ресурсы, а также модернизация производства, поскольку технология изготовления или доработки автоотцепки, а также ее ремонт и эксплуатация по предлагаемому техническому решению - технически несложные и нетрудоемкие.

Использование автоотцепки по назначению и ее утилизация не наносят вреда окружающей среде и человеку.

Похожие патенты RU2760363C1

название год авторы номер документа
"Автоотцепка "АНВА" 1989
  • Анищенко Николай Павлович
  • Анищенко Владимир Николаевич
SU1773805A1
ПАРАШЮТНАЯ ШТОКОВАЯ АВТООТЦЕПКА 2023
  • Ермоленко Виктор Степанович
  • Невельский Михаил Аркадьевич
RU2807223C1
ПНЕВМОАМОРТИЗАТОР ДЛЯ ДЕСАНТИРОВАНИЯ ГРУЗОВ 2007
  • Кобзев Виктор Анатольевич
  • Лавро Николай Александрович
  • Пак Владимир Петрович
  • Морозов Олег Геннадьевич
RU2349509C1
Парашютная платформа 2021
  • Андросов Иван Александрович
  • Болдырев Владимир Борисович
  • Трямкин Алексей Владимирович
  • Бурдачев Дмитрий Александрович
  • Костюченко Александр Иванович
  • Цветков Вячеслав Владимирович
RU2763204C1
ЗАМОК ОТЦЕПА ГРУЗА ОТ ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ 1982
  • Королев Виктор Васильевич
  • Николаев Павел Михайлович
  • Зуев Виктор Иванович
SU1840530A1
СПОСОБ ОТДЕЛЕНИЯ ГРУЗА ОТ ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ 2019
  • Шатохин Владимир Николаевич
RU2745508C2
Энергоёмкий пневмоамортизатор для десантирования грузов (варианты) 2020
  • Андросов Иван Александрович
  • Трямкин Алексей Владимирович
  • Бурдачев Дмитрий Александрович
  • Костюченко Александр Иванович
RU2753782C1
ПНЕВМОАМОРТИЗАТОР ДЛЯ ПАРАШЮТНОГО ДЕСАНТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Андросов Иван Александрович
  • Трямкин Алексей Владимирович
  • Бурдачев Дмитрий Александрович
  • Костюченко Александр Иванович
RU2722828C1
Автоотцепка-угломер 1961
  • Венценосцев В.Н.
  • Качалков В.В.
SU142156A1
ПАРАШЮТНАЯ ПЛАТФОРМА 2019
  • Клишин Андрей Николаевич
  • Янкавцев Александр Васильевич
  • Качалов Дмитрий Борисович
  • Захаров Иван Григорьевич
  • Глаголев Дмитрий Анатольевич
  • Очкин Игорь Васильевич
RU2734152C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 760 363 C1

Реферат патента 2021 года Парашютная автоотцепка

Изобретение относится к авиации, а именно к парашютно-десантной технике, к устройствам автоматического отсоединения парашютной системы от десантируемого объекта в момент его приземления, в частности к парашютным автоотцепкам, работающим на принципе ослабления усилий в системе «объект - парашют». Парашютная автоотцепка содержит корпус и размещенные в нем стопорно-пусковой механизм, блокировочный механизм, взаимодействующий с втулкой стопорно-пускового механизма, расцепной механизм, взаимодействующий своим поршнем посредством стопорного пальца с втулкой стопорно-пускового механизма. При этом на втулке и на стопорном пальце выполнены метки, а в корпусе выполнено смотровое окно, содержащее метку, совмещаемую одновременно с меткой на втулке и на стопорном пальце расцепного механизма. Целью изобретения является повышение надежности и контролепригодности автоотцепки за счет обеспечения объективного визуального предполетного контроля ее подготовки к применению («готовности к работе»), а также окончательного контроля в грузовой кабине летательного аппарата перед полетом на десантирование: правильность установки стопорного пальца расцепного механизма автоотцепки (правильность блокировки расцепного механизма автоотцепки в положении: «готовность автоотцепки к работе»). 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 760 363 C1

1. Парашютная автоотцепка, содержащая корпус и размещенные в нем стопорно-пусковой механизм, блокировочный механизм, взаимодействующий с втулкой стопорно-пускового механизма, расцепной механизм, взаимодействующий своим поршнем посредством стопорного пальца с втулкой стопорно-пускового механизма, отличающаяся тем, что на втулке и на стопорном пальце выполнены метки, а в корпусе выполнено смотровое окно, содержащее метку, совмещаемую одновременно с меткой на втулке и на стопорном пальце расцепного механизма.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что метка на втулке выполнена в виде линии с отличительным покрытием.

3. Устройство по пп. 1, 2, отличающееся тем, что метка на втулке выполнена в виде риски, заполненной отличительным покрытием.

4. Устройство по пп. 1-3, отличающееся тем, что метка на стопорном пальце выполнена в виде круга с отличительным покрытием.

5. Устройство по пп. 1-4, отличающееся тем, что метка на стопорном пальце выполнена в виде цилиндрического углубления, заполненного отличительным покрытием.

6. Устройство по пп. 1-5, отличающееся тем, что метка на смотровом окне выполнена в виде треугольника с отличительным покрытием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2760363C1

SU 1633723 A1, 27.10.2004
СТАНЦИЯ И СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РАСПЛАВА МЕТАЛЛА ИЗ ПЛАВИЛЬНОЙ ПЕЧИ В ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЙ ТИГЕЛЬ, А ТАКЖЕ УСТАНОВКА И СИСТЕМА С ТАКОЙ СТАНЦИЕЙ 2015
  • Валькенхорст, Оливер
  • Хоммель, Оливер
RU2678621C2
SU 226424 A1, 10.01.1969
US 2831721 A, 22.04.1958.

RU 2 760 363 C1

Авторы

Андросов Иван Александрович

Болдырев Владимир Борисович

Трямкин Алексей Владимирович

Бурдачев Дмитрий Александрович

Бухтояров Иван Исаевич

Костюченко Александр Иванович

Даты

2021-11-24Публикация

2020-04-03Подача