Изобретение относится к военной технике, а именно к транспортно-заряжающим машинам (ТЗМ) и предназначено для хранения боеприпасов, их транспортировки и заряжания самоходных артиллерийских орудий (САО).
Известна ТЗМ М992 производства США для САО М109 см. http://pentagonus.ru/publ/2014/samokhodnaja_gaubica_m109_istorija _sozdanija_i_ehtapy_razvitija_2014/135-1-0-2478. ТЗМ М992 выполнена на гусеничном шасси с легкобронированным корпусом, в котором размещены укладки боеприпасов (снарядов, метательных зарядов и взрывателей). Боеприпасы могут загружаться в машину с помощью расположенного спереди крана. Подача снарядов из ТЗМ в САО осуществляется по транспортеру, для чего ТЗМ и САО размещаются по отношению друг к другу кормовыми сторонами. Недостатком известной конструкции является необходимость ручной перегрузки боеприпасов с транспортера ТЗМ в САО.
Известна также ТЗМ К10 производства республики Южная Корея для САО К9 см. http://topwar.ru/4105-korejskaya-sau-k9-thunder-populyarnaya-klassika.html. ТЗМ К10 имеет гусеничное шасси с корпусом, в котором размещены укладки боеприпасов. Перемещение боеприпасов внутри ТЗМ механизировано. Подача боеприпасов из ТЗМ в САО осуществляется по транспортеру, расположенному в передней части корпуса. Для перегрузки ТЗМ подъезжает к корме САО и точно выполняет позиционирование относительно приемного люка на корме САО. Недостатком известного технического решения является сложность выполнения позиционирования ТЗМ относительно САО, которое выполняется только перемещениями ТЗМ, что может занять значительный интервал времени в боевых условиях.
Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание транспортно-заряжающей машины, обеспечивающей оперативно-тактическую мобильность САО при выполнении боевых задач.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является сокращение времени позиционирования ТЗМ относительно САО, а также сокращение времени загрузки возимого боезапаса в ТЗМ и выдачи его в САО.
Задача решается, а технический результат достигается за счет того, что в известном устройстве ТЗМ, содержащем гусеничное шасси с тонкобронным корпусом, унифицированное по основным узлам с шасси САО (для обеспечения показателей подвижности на уровне САО), в кормовой части тонкобронного корпуса расположено моторно-трансмиссионное отделение, в носовой части - отделение управления с изолированным отсеком для размещения экипажа, на корпусе через опорно-поворотное устройство установлена тонкобронная башня с возможностью кругового вращения, в которой размещен возимый боезапас в последовательно установленных механизированных конвейерах, снарядные конвейеры в нижней, а зарядные конвейеры - в верхней части башни, кроме того, в кормовой части башни установлены механизмы подачи снарядов и зарядов с грунта в ТЗМ, в носовой части башни - механизмы выдачи снарядов и зарядов из ТЗМ. Механизированные конвейеры выполнены в виде шарнирно соединенных в замкнутую цепь гнезд, установленных на каркасе, с возможностью перемещения от привода, при этом конвейеры снабжены досылателями, которые перемещают снаряд или заряд в гнездо следующего конвейера или соответствующего механизма выдачи. Механизмы подачи снарядов и зарядов с грунта в ТЗМ установлены с возможностью работы независимо один от другого. Механизмы выдачи снарядов и зарядов из ТЗМ установлены с возможностью работы независимо один от другого.
Расположение в кормовой части тонкобронного корпуса моторно-трансмиссионного отделения, в носовой части - отделения управления с изолированным отсеком для размещения экипажа позволяет достичь унификации с шасси САО.
Башенное исполнение ТЗМ с возможностью кругового вращения башни, в которой размещен возимый боезапас, обеспечивает большую гибкость при позиционировании ТЗМ относительно САО за счет возможности взаимного разворота башни как САО, так и ТЗМ в отличие от прототипа, в котором позиционирование ТЗМ относительно САО выполняется только перемещениями всего изделия.
Последовательная установка в тонкобронной башне механизированных конвейеров, снарядных конвейеров в нижней, а зарядных конвейеров - в верхней части башни позволяет производить загрузку и выдачу элементов выстрелов в любой очередности в зависимости от наличия свободных мест в конвейерах и требуемого в дальнейшем порядка выдачи, а также обеспечивает наименьшее время доступа к необходимым элементам выстрела.
Выполнение механизированных конвейеров в виде шарнирно соединенных в замкнутую цепь гнезд, установленных на каркасе, с возможностью перемещения от привода позволяет сократить время доступа к необходимым элементам выстрела, исключить ручные операции, при перемещении элементов выстрелов в ТЗМ и обеспечить сохранность элементов выстрелов.
Выполнение конвейеров с досылателями, которые перемещают снаряд или заряд в гнездо следующего конвейера или соответствующего механизма выдачи позволяет исключить ручные операции, выполняемые членами экипажа при перемещении снарядов и зарядов внутри ТЗМ.
Установка в кормовой части башни механизмов подачи снарядов и зарядов с грунта, в носовой части башни - механизмов выдачи снарядов и зарядов из ТЗМ позволяет сократить время загрузки и выдачи боеприпасов, обеспечивает выполнение необходимых эргономических требований и сокращение физических нагрузок экипажа.
Конструктивное исполнение механизмов подачи снарядов и зарядов с грунта в ТЗМ обеспечивает их независимую работу, что сокращает время загрузки возимого боезапаса в ТЗМ. Конструктивное исполнение механизмов выдачи снарядов и зарядов из ТЗМ обеспечивает их независимую работу, что сокращает время выдачи возимого боезапаса из ТЗМ в САО.
Механизмы выдачи снарядов и зарядов осуществляют выдачу элементов выстрелов из ТЗМ непосредственно на приемные механизмы САО, без применения физического труда членов экипажа, а также в промежуточное положение с последующей выкладкой на грунт вручную.
Компоновочное решение ТЗМ позволяет надежно защитить членов экипажа, возимый боезапас и сократить время загрузки боеприпасами САО при выполнении тактических задач за счет значительного сокращения времени позиционирования ТЗМ относительно САО, а также времени загрузки возимого боезапаса в ТЗМ и выдачи его в САО.
В результате патентного поиска не обнаружено технического решения транспортно-заряжающей машины с отличительными признаками заявляемого изобретения. Предложенное техническое решение является новым, так как совокупность отличительных существенных признаков для транспортно-заряжающей машины не известна из уровня техники, имеет изобретательский уровень, так как оно явным образом не следует из уровня техники.
Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежом, где
на фиг. 1 изображен общий вид транспортно-заряжающей машины;
на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1;
на фиг. 3 - вид по стрелке Б на фиг. 1.
Транспортно-заряжающая машина содержит гусеничное шасси 1 с тонкобронным корпусом 2, унифицированное по основным узлам с шасси САО, в кормовой части тонкобронного корпуса 2 расположено моторно-трансмиссионное отделение с двигателем внутреннего сгорания, а в носовой части - отделение управления с изолированным отсеком для размещения экипажа (на фигурах не показаны). На корпусе 2 через опорно-поворотное устройство 3 установлена тонкобронная башня 4 с механизмом поворота 5, обеспечивающим круговое вращение башни 4 относительно корпуса 2. В башне 4 размещен возимый боезапас: снаряды и заряды, размещенные в последовательно расположенных механизированных конвейерах. В нижней части башни 4 размещены снарядные конвейеры 6, 7, 8, в верхней - зарядные конвейеры 9, 10, 11.
Конвейеры 6, 7, 8, 9, 10, 11 выполнены в виде шарнирно соединенных в замкнутую цепь гнезд, установленных на каркасе, с возможностью перемещения от привода (на фигурах не показаны). Каждый конвейер 6, 7, 8, 9, 10, 11 снабжен досылателем (на фигурах не показан), который перемещает снаряд или заряд в гнездо следующего конвейера или соответствующий механизм выдачи. В кормовой части башни установлены механизм подачи снарядов 12 и механизм подачи зарядов 13 с грунта через которые происходит загрузка возимого боезапаса в ТЗМ, в носовой части башни размещаются механизм выдачи снарядов 14 и механизм выдачи зарядов 15 из ТЗМ.
Загрузка возимого боезапаса в ТЗМ осуществляется следующим образом: операторы переводят механизм подачи снарядов 12 и механизм подачи зарядов 13 с грунта в рабочее положение и укладывают снаряд и заряд на соответствующие механизмы. По команде оператора начинается загрузка возимого боезапаса в ТЗМ, с механизма подачи 12 снаряд подается в свободное гнездо конвейера 6, далее досылатель конвейера 6 перемещает снаряд в свободное гнездо конвейера 7, досылатель конвейера 7 перемещает снаряд в свободное гнездо конвейера 8. После загрузки снаряда конвейер 8 поворачивается таким образом, чтобы на линии загрузки оказалось свободное гнездо. Далее цикл повторяется. Загрузка конвейеров 9, 10, 11 через механизм подачи 13 происходит аналогично. Загрузка снарядов и зарядов осуществляется независимо механизмом подачи 12 в конвейеры 6, 7, 8 и механизмом подачи 13 в конвейеры 9, 10, 11 вследствие чего процессы загрузки снарядов и зарядов могут проходить параллельно.
Разгрузка возимого боезапаса из ТЗМ в САО или на грунт происходит следующим образом. При подходе ТЗМ к САО совмещают лотки механизмов выдачи ТЗМ и приемных механизмов САО с заданной точностью, в том числе поворотами башни 4. После выполнения позиционирования ТЗМ относительно САО, по команде оператора требуемый снаряд из конвейера 6, 7, 8 досылателями соответствующих конвейеров передается в механизм выдачи снарядов 14, откуда перемещается на приемный механизм САО или выкладывается вручную на грунт. Аналогично осуществляется разгрузка зарядов из конвейеров 9, 10, 11 через механизм выдачи зарядов 15. Для обеспечения загрузки и выдачи снарядов и зарядов в любой очередности, в зависимости от наличия свободных мест в конвейерах и требуемого в дальнейшем порядка выдачи, а также обеспечения наименьшее время доступа к необходимым снарядам и зарядам необходимо выполнение условия наличия одного свободного гнезда в каждом конвейере.
Таким образом, применение предлагаемого устройства ТЗМ обеспечивает повышение эффективности боевого применения самоходной артиллерии при произвольном рассредоточенном расположении САО в районе огневых позиций при выполнении огневых задач по маневренно-огневой схеме, а также обеспечение оперативно-тактической мобильности, автономности и защищенности от комплексного воздействия противника на уровне САО.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОБЪЕКТ БРОНЕТЕХНИКИ | 2004 |
|
RU2274819C1 |
ОБЪЕКТ БРОНЕТЕХНИКИ НА КОЛЕСНОМ ШАССИ | 2007 |
|
RU2355977C1 |
САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ УСТАНОВКА | 2008 |
|
RU2388987C1 |
ДОСЫЛАТЕЛЬ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ УКЛАДКИ СНАРЯДОВ САМОХОДНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ (САО) | 2015 |
|
RU2605704C1 |
ОБЪЕКТ БРОНЕТЕХНИКИ НА КОЛЕСНОМ ШАССИ | 2007 |
|
RU2355992C1 |
ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩАЯ МАШИНА ДЛЯ САМОХОДНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ | 2012 |
|
RU2498195C1 |
МЕХАНИЗМ ПОДАЧИ ЗАРЯДОВ С ГРУНТА САМОХОДНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ (САО) | 2016 |
|
RU2624887C1 |
ДОСЫЛАТЕЛЬ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ УКЛАДКИ СНАРЯДОВ САМОХОДНОГО АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ОРУДИЯ (САО) | 2002 |
|
RU2232963C2 |
ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2194234C2 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТАНКОВ, БМП И САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИИ | 2019 |
|
RU2746906C2 |
Изобретение относится к военной технике, а именно к транспортно-заряжающим машинам (ТЗМ) и предназначено для хранения боеприпасов, их транспортировки и заряжания самоходных артиллерийских орудий (САО). ТЗМ содержит гусеничное шасси с тонкобронным корпусом (2), в кормовой части которого расположено моторно-трансмиссионное отделение, в носовой части - отделение управления с изолированным отсеком для размещения экипажа, на корпусе (2) через опорно-поворотное устройство установлена тонкобронная башня (4) с возможностью кругового вращения, в которой размещен возимый боезапас в последовательно установленных механизированных конвейерах, снарядные конвейеры (6, 7, 8) в нижней, а зарядные конвейеры (9, 10, 11) - в верхней части башни (4). Кроме того, с возможностью работы независимо друг от друга в кормовой части башни установлены механизмы подачи снарядов и зарядов (13) с грунта в ТЗМ, а в носовой части башни (4) - механизмы выдачи снарядов (14) и зарядов (15) из ТЗМ. Технический результат: сокращение времени позиционирования ТЗМ относительно САО, а также сокращение времени загрузки возимого боекомплекта в ТЗМ и выдачи его в САО. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ), содержащая гусеничное шасси с тонкобронным корпусом, отличающаяся тем, что в кормовой части корпуса расположено моторно-трансмиссионное отделение, в носовой части - отделение управления с изолированным отсеком для размещения экипажа, на корпусе через опорно-поворотное устройство установлена тонкобронная башня с возможностью кругового вращения, в которой размещен возимый боезапас в последовательно установленных механизированных конвейерах, снарядные конвейеры в нижней, а зарядные конвейеры - в верхней части башни, кроме того, с возможностью работы независимо один от другого в кормовой части башни установлены механизмы подачи снарядов и зарядов с грунта в ТЗМ, в носовой части башни - механизмы выдачи снарядов и зарядов из ТЗМ.
2. ТЗМ по п. 1, отличающаяся тем, что механизированные конвейеры выполнены в виде шарнирно соединенных в замкнутую цепь гнезд, установленных на каркасе, с возможностью перемещения от привода, при этом конвейеры снабжены досылателями, которые перемещают снаряд или заряд в гнездо следующего конвейера или соответствующего механизма выдачи.
3. ТЗМ по п. 2, отличающаяся тем, что механизмы подачи снарядов и зарядов с грунта в ТЗМ установлены с возможностью работы независимо один от другого.
4. ТЗМ по п. 3, отличающаяся тем, что механизмы выдачи снарядов и зарядов из ТЗМ установлены с возможностью работы независимо один от другого.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ 3-ХЛОРХРОМОНОВ | 0 |
|
SU201424A1 |
ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2194234C2 |
ФОРМА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАЛМЫЦКОГО И КИРПИЧНОГО ЧАЯ | 1930 |
|
SU21651A1 |
US 5682005 A, 28.10.1997. |
Авторы
Даты
2021-12-30—Публикация
2021-07-08—Подача