Изобретение относится к методам диагностики технического состояния элементов механических трансмиссий в эксплуатации.
Известен способ определения температуры, как показателя технического состояния подшипникового узла, на основе системы для считывания состояния компонента ходовой части транспортного средства [1], которая включает в себя датчик, содержащий матрицу инфракрасных считывающих элементов направленных на зону элемента подшипниковых узлов. Недостатком данного способа является невозможность контроля нескольких параметров: температуры и скорости ее роста.
Известен способ, заключающийся в контроле температуры подшипниковых узлов с использованием термоиндикаторных наклеек, закрепленных не только на поверхностях подшипниковых узлов, но и на поверхностях агрегатов, смежных с диагностируемыми [2]. Недостатком данного способа является невозможность контроля предельно допустимой температуры непосредственно в зоне трения и невозможность контроля скорости увеличения температуры, что снижает достоверность диагностирования.
Известен способ контроля технического состояния механических редукторов на основании измерения температуры на поверхности в некоторых контрольных точках. При этом решение о техническом состоянии принимают с учетом результатов предварительных испытаний, а диагностическим параметром является предельно допустимая температура на поверхности редуктора [3].
Недостаток способа заключается в невозможности контроля температуры непосредственно в зоне трения и, как следствие, в необходимости проведения ресурсных испытаний для определения предельно допустимых величин температуры и скорости увеличения температуры, что также снижает достоверность диагностирования и увеличивает ее трудоемкость.
Цель изобретения - повышение достоверности и снижение трудоемкости диагностирования элементов механических трансмиссий.
Сущность предлагаемого способа диагностики элементов механических трансмиссий заключается в определении температуры в зоне трения на основе диагностической температуры, измеренной в зоне, предназначенной для диагностирования и коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели с последующим сравнением величины температуры в зоне трения с предельно допустимой температурой.
При этом с помощью специализированного программного обеспечения создают трехмерную модель элемента трансмиссии, тепловыделяющие поверхности, находящиеся в зоне трения, нагружают температурой, добавляют к трехмерной модели температурные нагрузки от смежных тепловыделяющих узлов, разбивают трехмерную модель на сетку конечных элементов. После этого проводят расчет и получают значение диагностической температуры в зоне, предназначенной для диагностирования, затем рассчитывают значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели путем деления диагностической температуры на температуру в зоне трения.
В процессе эксплуатации производят непрерывный или периодический контроль диагностической температуры, делят эту величину на значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели и получают величину температуры в зоне трения. Затем сравнивают значение температуры в зоне трения с предельно-допустимой температурой и делают заключение о техническом состоянии диагностируемого элемента.
Технический эффект от применения заключается в повышении достоверности и снижении трудоемкости технического диагностирования, что позволит оперативно выявлять элементы механических трансмиссий, нуждающихся в ремонтно-обслуживающих воздействиях.
Источники информации
1. RU 2393441 С2, G01J 5/00 (2006.01), 27.06.2010. Определение температуры подшипников колес поездов.
2. RU 2716721 C1, F16D 3/16 (2006.01), F16C 11/06 (2006.01), G01M 13/04 (2006.01), 16.03.2020. Способ диагностирования подшипниковых узлов карданных шарниров.
3. RU 2043614 C1, G01M 13/02 (1995.01), 17.11.1993. Способ тепловой диагностики механических редукторов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ диагностики подшипниковых узлов | 2023 |
|
RU2806410C1 |
Многоканальный цифровой регистратор неисправности трансмиссии | 2022 |
|
RU2794043C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ОБОБЩЁННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2016 |
|
RU2641318C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА | 2019 |
|
RU2730401C1 |
МНОГОФАКТОРНЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РОТОРНЫХ, МЕХАНИЧЕСКИХ, ПОДШИПНИКОВЫХ И РЕДУКТОРНЫХ УЗЛОВ | 2004 |
|
RU2284021C2 |
Способ диагностирования подшипниковых узлов карданных шарниров | 2019 |
|
RU2716721C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОБЕЖНОГО ПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ И СИСТЕМА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2007 |
|
RU2360148C1 |
Способ вибродиагностики электродвигателей постоянного тока с применением метода вейвлет-анализа | 2021 |
|
RU2769990C1 |
Способ диагностирования технического состояния газотурбинных двигателей по термогазодинамическим параметрам на переходных и установившихся режимах (от холостого хода до режима номинальной мощности) с применением теории инвариантов | 2021 |
|
RU2774092C1 |
Способ эксплуатационного контроля технического состояния и прогнозирования ресурса подшипников электродвигателей | 2016 |
|
RU2622493C1 |
Изобретение относится к методам диагностики технического состояния элементов механических трансмиссий в эксплуатации. Сущность способа заключается в контроле величины и скорости увеличения диагностической температуры контрольных точек для диагностики при испытаниях. Путем создания трехмерной модели элемента трансмиссии, приложения к ней температурных нагрузок в зоне трения и от смежных тепловыделяющих узлов, разбиения трехмерной модели на сетку конечных элементов производят расчет и получают значение диагностической температуры в зоне, предназначенной для диагностирования. Затем рассчитывают значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели путем деления диагностической температуры на температуру в зоне трения. В процессе эксплуатации производят непрерывный или периодический контроль диагностической температуры, делят эту величину на значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели и получают величину температуры в зоне трения во время эксплуатации и сравнивают ее с предельно допустимой температурой. Технический результат заключается в повышении достоверности и снижении трудоемкости технического диагностирования.
Способ диагностики элементов механических трансмиссий, заключающийся в контроле величины и скорости увеличения диагностической температуры, определении контрольных точек для диагностики при испытаниях, отличающийся тем, что создают трехмерную модель элемента трансмиссии, прикладывают к ней температурные нагрузки в зоне трения и от смежных тепловыделяющих узлов, разбивают трехмерную модель на сетку конечных элементов, проводят расчет и получают значение диагностической температуры в зоне, предназначенной для диагностирования, затем рассчитывают значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели путем деления диагностической температуры на температуру в зоне трения, в процессе эксплуатации производят непрерывный или периодический контроль диагностической температуры, делят эту величину на значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели и получают величину температуры в зоне трения во время эксплуатации и сравнивают ее с предельно допустимой температурой.
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЧЕСКИХ РЕДУКТОРОВ | 1993 |
|
RU2043614C1 |
Способ диагностирования подшипниковых узлов карданных шарниров | 2019 |
|
RU2716721C1 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕС ПОЕЗДОВ | 2005 |
|
RU2393441C2 |
СИСТЕМА МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКОГО НЕПРЕРЫВНОГО МОНИТОРИНГА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ | 2014 |
|
RU2574578C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОЧНОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСА БАРАБАНОВ И КОЛЛЕКТОРОВ КОТЛА | 2018 |
|
RU2692438C1 |
Авторы
Даты
2022-02-10—Публикация
2021-03-29—Подача