Способ диагностики элементов механических трансмиссий Российский патент 2022 года по МПК G01M13/02 

Описание патента на изобретение RU2766269C1

Изобретение относится к методам диагностики технического состояния элементов механических трансмиссий в эксплуатации.

Известен способ определения температуры, как показателя технического состояния подшипникового узла, на основе системы для считывания состояния компонента ходовой части транспортного средства [1], которая включает в себя датчик, содержащий матрицу инфракрасных считывающих элементов направленных на зону элемента подшипниковых узлов. Недостатком данного способа является невозможность контроля нескольких параметров: температуры и скорости ее роста.

Известен способ, заключающийся в контроле температуры подшипниковых узлов с использованием термоиндикаторных наклеек, закрепленных не только на поверхностях подшипниковых узлов, но и на поверхностях агрегатов, смежных с диагностируемыми [2]. Недостатком данного способа является невозможность контроля предельно допустимой температуры непосредственно в зоне трения и невозможность контроля скорости увеличения температуры, что снижает достоверность диагностирования.

Известен способ контроля технического состояния механических редукторов на основании измерения температуры на поверхности в некоторых контрольных точках. При этом решение о техническом состоянии принимают с учетом результатов предварительных испытаний, а диагностическим параметром является предельно допустимая температура на поверхности редуктора [3].

Недостаток способа заключается в невозможности контроля температуры непосредственно в зоне трения и, как следствие, в необходимости проведения ресурсных испытаний для определения предельно допустимых величин температуры и скорости увеличения температуры, что также снижает достоверность диагностирования и увеличивает ее трудоемкость.

Цель изобретения - повышение достоверности и снижение трудоемкости диагностирования элементов механических трансмиссий.

Сущность предлагаемого способа диагностики элементов механических трансмиссий заключается в определении температуры в зоне трения на основе диагностической температуры, измеренной в зоне, предназначенной для диагностирования и коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели с последующим сравнением величины температуры в зоне трения с предельно допустимой температурой.

При этом с помощью специализированного программного обеспечения создают трехмерную модель элемента трансмиссии, тепловыделяющие поверхности, находящиеся в зоне трения, нагружают температурой, добавляют к трехмерной модели температурные нагрузки от смежных тепловыделяющих узлов, разбивают трехмерную модель на сетку конечных элементов. После этого проводят расчет и получают значение диагностической температуры в зоне, предназначенной для диагностирования, затем рассчитывают значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели путем деления диагностической температуры на температуру в зоне трения.

В процессе эксплуатации производят непрерывный или периодический контроль диагностической температуры, делят эту величину на значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели и получают величину температуры в зоне трения. Затем сравнивают значение температуры в зоне трения с предельно-допустимой температурой и делают заключение о техническом состоянии диагностируемого элемента.

Технический эффект от применения заключается в повышении достоверности и снижении трудоемкости технического диагностирования, что позволит оперативно выявлять элементы механических трансмиссий, нуждающихся в ремонтно-обслуживающих воздействиях.

Источники информации

1. RU 2393441 С2, G01J 5/00 (2006.01), 27.06.2010. Определение температуры подшипников колес поездов.

2. RU 2716721 C1, F16D 3/16 (2006.01), F16C 11/06 (2006.01), G01M 13/04 (2006.01), 16.03.2020. Способ диагностирования подшипниковых узлов карданных шарниров.

3. RU 2043614 C1, G01M 13/02 (1995.01), 17.11.1993. Способ тепловой диагностики механических редукторов.

Похожие патенты RU2766269C1

название год авторы номер документа
Способ диагностики подшипниковых узлов 2023
  • Тимашов Евгений Петрович
  • Пастухов Александр Геннадиевич
  • Тимашова Оксана Валентиновна
RU2806410C1
Многоканальный цифровой регистратор неисправности трансмиссии 2022
  • Тимашов Евгений Петрович
  • Пастухов Александр Геннадьевич
  • Тимашова Оксана Валентиновна
RU2794043C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ОБОБЩЁННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2016
  • Агунов Александр Викторович
  • Баркова Наталья Александровна
  • Семенов Дмитрий Николаевич
  • Грищенко Дмитрий Вячеславович
  • Маслов Олег Витальевич
  • Чирцов Артем Владимирович
RU2641318C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА 2019
  • Вахрушев Владимир Владимирович
  • Немцев Анатолий Егорович
  • Коптева Ирина Васильевна
  • Вахрушев Владимир Владимирович
RU2730401C1
МНОГОФАКТОРНЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РОТОРНЫХ, МЕХАНИЧЕСКИХ, ПОДШИПНИКОВЫХ И РЕДУКТОРНЫХ УЗЛОВ 2004
  • Тэттэр Владимир Юрьевич
  • Щедрин Виктор Иванович
  • Барайщук Василий Сергеевич
  • Макаренко Николай Григорьевич
RU2284021C2
Способ диагностирования подшипниковых узлов карданных шарниров 2019
  • Пастухов Александр Геннадиевич
  • Тимашов Евгений Петрович
RU2716721C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОБЕЖНОГО ПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ И СИСТЕМА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ 2007
  • Щепин Леонид Сергеевич
  • Зарипов Расих Минисламович
RU2360148C1
Способ вибродиагностики электродвигателей постоянного тока с применением метода вейвлет-анализа 2021
  • Сенной Николай Николаевич
  • Цветков Павел Николаевич
  • Казаринов Александр Николаевич
  • Бабинцев Егор Викторович
  • Шевелев Геннадий Михайлович
RU2769990C1
Способ диагностирования технического состояния газотурбинных двигателей по термогазодинамическим параметрам на переходных и установившихся режимах (от холостого хода до режима номинальной мощности) с применением теории инвариантов 2021
  • Шигапов Ильяс Ильгизович
  • Попов Николай Николаевич
  • Казаринов Александр Николаевич
  • Воронин Константин Павлович
  • Сенной Николай Николаевич
  • Голубев Константин Геннадьевич
RU2774092C1
Способ эксплуатационного контроля технического состояния и прогнозирования ресурса подшипников электродвигателей 2016
  • Некрасов Антон Алексеевич
  • Некрасов Алексей Иосифович
  • Сырых Николай Николаевич
  • Трубников Владимир Захарович
RU2622493C1

Реферат патента 2022 года Способ диагностики элементов механических трансмиссий

Изобретение относится к методам диагностики технического состояния элементов механических трансмиссий в эксплуатации. Сущность способа заключается в контроле величины и скорости увеличения диагностической температуры контрольных точек для диагностики при испытаниях. Путем создания трехмерной модели элемента трансмиссии, приложения к ней температурных нагрузок в зоне трения и от смежных тепловыделяющих узлов, разбиения трехмерной модели на сетку конечных элементов производят расчет и получают значение диагностической температуры в зоне, предназначенной для диагностирования. Затем рассчитывают значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели путем деления диагностической температуры на температуру в зоне трения. В процессе эксплуатации производят непрерывный или периодический контроль диагностической температуры, делят эту величину на значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели и получают величину температуры в зоне трения во время эксплуатации и сравнивают ее с предельно допустимой температурой. Технический результат заключается в повышении достоверности и снижении трудоемкости технического диагностирования.

Формула изобретения RU 2 766 269 C1

Способ диагностики элементов механических трансмиссий, заключающийся в контроле величины и скорости увеличения диагностической температуры, определении контрольных точек для диагностики при испытаниях, отличающийся тем, что создают трехмерную модель элемента трансмиссии, прикладывают к ней температурные нагрузки в зоне трения и от смежных тепловыделяющих узлов, разбивают трехмерную модель на сетку конечных элементов, проводят расчет и получают значение диагностической температуры в зоне, предназначенной для диагностирования, затем рассчитывают значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели путем деления диагностической температуры на температуру в зоне трения, в процессе эксплуатации производят непрерывный или периодический контроль диагностической температуры, делят эту величину на значение коэффициента пропорциональности конечно-элементной модели и получают величину температуры в зоне трения во время эксплуатации и сравнивают ее с предельно допустимой температурой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2766269C1

СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕХАНИЧЕСКИХ РЕДУКТОРОВ 1993
  • Булгаков Виктор Николаевич
RU2043614C1
Способ диагностирования подшипниковых узлов карданных шарниров 2019
  • Пастухов Александр Геннадиевич
  • Тимашов Евгений Петрович
RU2716721C1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕС ПОЕЗДОВ 2005
  • Мечке Милес
  • Шанахан Томас
  • Стивенс Дэниел Курт
  • Хессер Петер
  • Штреккер Томас
  • Хартманн Матиас
RU2393441C2
СИСТЕМА МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКОГО НЕПРЕРЫВНОГО МОНИТОРИНГА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПОВРЕЖДАЕМОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 2014
  • Бакиров Мурат Баязитович
  • Поваров Владимир Петрович
RU2574578C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОЧНОСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСА БАРАБАНОВ И КОЛЛЕКТОРОВ КОТЛА 2018
  • Сербиновский Михаил Юрьевич
  • Курепин Максим Павлович
RU2692438C1

RU 2 766 269 C1

Авторы

Тимашов Евгений Петрович

Пастухов Александр Геннадьевич

Тимашова Оксана Валентиновна

Даты

2022-02-10Публикация

2021-03-29Подача