ГИДРОСИСТЕМА С ФУНКЦИЕЙ ОБОГРЕВА ГИДРОМОТОРОВ Российский патент 2022 года по МПК E02F9/22 F15B21/04 

Описание патента на изобретение RU2767256C1

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике, в частности к гидроприводам мобильных машин, круглогодично эксплуатируемых на открытом воздухе с возможностью их работы в зимнее время при низких температурах.

Данное техническое решение направлено на повышение надежности работы гидросистемы за счет обеспечения безотказной работы гидромоторов в условиях низких температур.

У большинства моделей современной мобильной техники гидросистема привода хода не предполагает ее эксплуатацию при экстремально низких температурах. Это относится и к экскаваторам, выпускаемых в настоящее время фирмами KOMATSU, HITACHI, CATERPILLAR, в которых не предусмотрено никаких устройств для гарантии безаварийной эксплуатации гидросистем привода хода при низких температурах. Во время экскавации или погрузки породы в транспорт у гидравлического экскаватора задействованы в работе гидроцилиндры рабочего оборудования и гидромоторы механизма поворота платформы. При этом гидропривод механизма передвижения застопорен стояночным тормозом и в работе не участвует.Гидромоторы этих приводов бездействуют, т.к. экскаватор стоит на месте и не перемещается по забою. В отличие от гидромоторов приводов хода, работающие гидроцилиндры и гидромоторы поворота платформы прогреваются за счет циркуляции через них нагретой гидравлической жидкости. При этом температура гидромоторов хода и рабочей жидкости, находящейся в трубопроводах гидросистемы хода во время простоя понижается до температуры окружающего воздуха. Если после длительного периода бездействия приводов хода включить их в работу, то разогретая гидравлическая жидкость из основной гидросистемы будет направлена к гидромоторам приводов хода. Из-за большой разницы температур между горячей рабочей жидкостью и остывшими деталями гидромоторов хода, последние подвергаются тепловой деформации. В итоге, во время пуска и в процессе последующей работы, внутренние детали гидромоторов испытывают повышенные нагрузки, приводящие к быстрому износу и выходу из строя гидромоторов.

Для предотвращения остывания гидромоторов во время экскавации, приходится периодически прекращать процесс выемки и погрузки породы и включать механизмы хода в холостую работу. Из-за этого снижается эффективность работы машины, теряется время на непроизводственные процессы, ухудшается топливная экономичность

Наиболее близким прототипом предлагаемого технического решения является модель экскаватора фирмы LIBHERR, описание которого можно найти в двух журнальных статьях:

К.Ю. Анистратов, А.П. Донцов, С.Н. Кривощеков «LIEBHERR R-992 на Кайерканском разрезе норильского комбината; журнал «Горная Промышленность» №3 2001, https://mining-media.ru/ru/article/karertekh/l873-liebherr-r-992-na-kajerkanskom-razreze-norilskogo-kombinata;

- К.Ю. Анистратов «Землеройная техника LIEBHERR для работы в климатических условиях с низкими температурами», журнал «Горная Промышленность» №6 2003. https://mining-media.ru/ru/article/karrtekh/1473-zemlerojnaya-tekhnika-liebherr-dlya-raboty-v-klimaticheskikh-usloviyakh;;;;-s-nizkimi-temperaturami.

Для работы гидравлических экскаваторов при низких температурах до -40°С, фирмой реализованы дополнительные конструктивные изменения в гидросистемах выпускаемых ею экскаваторов. Так, для снижения потерь времени на прогрев гидромоторов хода и для предотвращения простоев из-за их поломок в зимнее время, гидромоторы хода обогреваются за счет постоянной прокачки через них разогретой рабочей жидкости. Для этого устанавливают дополнительный насос, который забирает горячую гидравлическую жидкость из гидравлического бака и по отдельному трубопроводу прокачивает ее через гидромоторы. Прошедшая через корпусы гидромоторов рабочая жидкость отводится обратно в бак через дренажный трубопровод, как это показано на упрощенной гидравлической схеме см. фиг. 1. Минус данной гидросистемы в том, что для нее реализации требуется дополнительный насос обогрева и дополнительная магистраль обогрева, для подачи масла к гидромоторам. Кроме того, для перехода дополнительной магистрали с поворотной платформы, на которой установлен насос, на ходовую тележку, где расположены гидромоторы, в центральном коллекторе надо иметь дополнительный канал. В свою очередь, подвод нагревшейся гидравлической жидкости через дополнительную магистраль, приводит к тому, что во время бездействия механизмов хода, находящееся без движения в рабочих трубопроводах гидравлическая жидкость, остывает до температуры окружающего воздуха. При последующем включении в работу механизмов хода, в разогретый гидромотор из застывших рабочих трубопроводов поступает сначала порция холодной рабочей жидкости, а затем - разогретая рабочая жидкость. Такие резкие перепады температуры приводят к тепловой деформации прецизионных деталей гидромоторов и сокращают срок их службы.

Задача, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, увеличение срока службы гидромоторов, отказ от дополнительного насоса и дополнительного трубопровода.

Задача решается тем, что разогретой рабочей жидкости осуществляется к входу в корпусы гидромоторов через рабочие трубопроводы, что исключает застой рабочей жидкости в трубопроводах и охлаждение ее при бездействии механизма хода.

Технический результат предлагаемого технического решения направлен на устранение указанных недостатков и обеспечение надежной работы гидромоторов при низких температурах.

Технический результат достигается тем, что в гидросистеме, включающей в себя насос рабочий, соединенный с гидрораспределителем гидромотора и гидрораспределителями гидроцилиндров, стояночный тормоз с управляющим портом, гидромотор, рабочие порты которого соединены посредством гидрораспределителя гидромоторов со сливной гидролинией, соединяющей оба гидрораспределителя через клапан напорный с гидробаком, который соединен дренажным трубопроводом с одним из дренажных портов гидромотора, согласно изобретению, хотя бы один рабочий порт гидромотора соединен с одним из его дренажных портов через нормально открытый гидрораспределитель, управляющая полость которого соединена с управляющим портом тормоза стояночного.

Кроме того, вход напорного клапана дополнительно соединен с входами подпитывающих клапанов, каждый из которых своим выходом соединен с одним из рабочих портов гидромотора.

Кроме того, рабочий порт гидромотора соединен через нормально открытый гидрораспределитель с входом в дренажный порт второго гидромотора, рабочий порт которого соединен через соответствующий ему нормально открытый гидрораспределитель с входом в дренажный порт первого гидромотора.

Кроме того, каждые рабочие порты гидромотора соединены с входом соответствующего обратного клапана, выходы которых объединены и через нормально открытый гидрораспределитель сообщаются с входом в дренажный порт гидромотора.

Предоставлена схема описанного выше прототипа (см. фиг. 5).

На фиг. 1 показана схема гидросистемы, выполненной по предлагаемому техническому решению.

На фиг. 2 показан вариант этой гидросистемы с подпитывающими клапанами для обоих рабочих портов гидромотора.

На фиг. 3 - вариант гидросистемы выполненный по п.1 и п.2, но с двумя гидромоторами привода хода, вместо одного.

На фиг. 4 - вариант гидросистемы выполненный по п. 1 и п. 2 с двумя обратными клапанами, через которые гидравлическое масло может поступать в корпус гидромотора из его обоих рабочих портов через один нормально открытый гидрораспределитель.

Представленная на фиг. 1 гидросистема включает в себя насос 1, гидрораспределитель гидромоторов 2, гидрораспределитель гидроцилиндров 3, тормоз стояночный 4 с портом управления 5, гидромотор 6 с рабочими портами 7, гидролинию слива 8 с клапаном напорным 9, гидробак 10, трубопровод дренажный 11, порты дренажные 12 гидромотора 6, нормально открытый гидрораспределитель 13 с управляющей полостью 14.

Гидросистема на фиг. 2 дополнительно имеет подпитывающие обратные клапаны 15.

Гидросистема на фиг. 3 выполнена по п. 1 и п. 2, но имеет два гидромотора 6, соединенных по параллельной схеме, причем выход нормально открытого гидрораспределителя 13 каждого гидромотора соединен с дренажным портом 12 другого гидромотора.

Гидросистема на фиг. 4 выполнена с учетом п. 1, п. 2 и кроме подпитывающих обратных клапанов 15 имеет дополнительно обратные клапаны 16, посредством которых оба рабочих порта 7 гидромотора 6 через один нормально открытый гидрораспределитель 13 сообщаются с дренажным портом 12 гидромотора 6.

Гидросистема на фиг. 1 функционирует следующим образом. Когда экскаватор работает в забое и не перемещается по нему, гидрораспределитель гидромоторов 2 выключен, оба рабочих порта 7 гидромотора 6 через гидрораспределитель 2 сообщаются с гидролинией слива 8. Работающий насос 1 направляет под давлением рабочую жидкость к включенному гидрораспределителю гидроцилиндров 3, а затем к гидроцилиндру. От гидроцилиндра обратный поток рабочей жидкости направляется через гидрораспределитель 3 в гидролинию слива 8. Так, как в гидролинии слива 8 установлен клапан напорный 9, давление в ней повышается до величины открытия этого клапана. Через открытый клапан напорный 9 основной поток рабочей жидкости из гидролинии слива 8 поступает в гидробак 10. Процесс передачи энергии от насоса 1 к гидроцилиндру при помощи рабочей жидкости, находящейся под давлением, приводит к ее нагреву. Какая-то часть разогретой рабочей жидкости под давлением из гидролинии слива 8 через гидрораспределитель 2 подается к рабочим портам 7 гидромотора 6. От одного из рабочих портов 7 гидромотора 6 она поступает через нормально открытый гидрораспределитель 13 в дренажный порт 12 гидромотора 6. Попав внутрь корпуса гидромотора 6, разогретая рабочая жидкость омывает его качающий узел, а затем через другой дренажный порт 12 по трубопроводу дренажному 11 поступает в гидробак 10. Таким образом, во время бездействия гидросистемы привода хода происходит прокачка разогретой рабочей жидкости через рабочие магистрали и через гидромотор 6, что позволяет поддерживать в них приемлемую температуру. В случае, когда в работу включается механизм хода, гидрораспределитель гидромоторов 2 переключается в рабочую позицию и соединяет насос 1 с одним из рабочих портов 7 гидромотора 6. Одновременно с включением механизма хода в порт управления 5 тормоза стояночного 4 подается сигнал на его растормаживание. Этот же сигнал поступает в управляющую полость 14 нормально открытого гидрораспределителя 13. Гидрораспределитель 13 переключается в рабочую позицию и перекрывает подачу рабочей жидкости от рабочего порта 7 к входу в дренажный порта 12 гидромотора 6, который в это время не нуждается в обогреве.

Вариант гидросистемы предоставленной на фиг. 2 работает точно так, как и вариант, представленный на фиг.2 с той лишь разницей, что рабочая жидкость из гидролинии слива 8, может поступать к портам 7 гидромотора 6 не только через гидрораспределитель 2, но и через подпитывающие обратные клапаны 15.

Вариант гидросистемы на фиг. 3 отличается от гидросистемы на фиг. 3 тем, что вместо одного гидромотора применяются два гидромотора соединенных по параллельной схеме. Когда экскаватор работает в забое и не перемещается по нему, гидрораспределитель гидромоторов 2 выключен, рабочие порты 7 гидромоторов 6 через гидрораспределитель 2 сообщаются с гидролинией слива 8. Работающий насос 1 направляет под давлением рабочую жидкость к включенному гидрораспределителю гидроцилиндров 3, а затем - к гидроцилиндру. Обратный поток разогретой рабочей жидкости от гидроцилиндра направляется через гидрораспределитель 3 в гидролинию слива 8. Так, как в гидролинии 8 установлен гидроклапан напорный 9, давление в ней повышается до величины открытия этого клапана. Основной поток рабочей жидкости через открытый клапан напорный 9 из гидролинии слива 8 поступает в гидробак 10. Какая-то часть разогретой рабочей жидкости из гидролинии слива 8 через подпитывающие клапаны 15 и гидрораспределитель 2 подается к рабочим портам 7 обоих гидромоторов 6. От одного из рабочих портов 7 каждого гидромотора 6 рабочая жидкость поступает через свой нормально открытый гидрораспределитель 13 в дренажный порт 12 другого гидромотора 6. Попав внутрь корпуса обоих гидромотора 6 разогретая рабочая жидкость омывает их качающие узлы и через другие дренажные порты 12 по трубопроводу дренажному 11 поступает в гидробак 10. Таким образом, во время бездействия механизма хода происходит прокачка теплого масла через рабочие магистрали и через оба гидромотора 6, что позволяет поддерживать их в состоянии постоянной готовности к работе. В том случае, когда в работу включается механизм хода, гидрораспределитель гидромоторов 2 переключается в рабочую позицию и соединяет насос 1 с одним из рабочих портов 7 обоих гидромоторов 6. Одновременно с включением механизма хода в порт управления 5 обоих стояночных тормозов 4 подается сигнал, на их растормаживание. Этот же сигнал поступает в управляющие полости 14 нормально открытых гидрораспределителей 13. Гидрораспределители 13 переключаются в рабочую позицию, в которой перекрывают подачу масла из рабочих портов 7 на вход дренажных портов 12 гидромоторов 6, которые в это время не нуждается в обогреве.

Вариант гидросистемы предоставленной на фиг. 4 работает следующим образом. Когда экскаватор работает в забое и не перемещается по нему, гидрораспределитель гидромоторов 2 выключен, оба рабочих порта 7 гидромотора 6 через гидрораспределитель 2 сообщаются с гидролинией слива 8. Работающий насос 1 направляет под давлением рабочую жидкость к включенному гидрораспределителю гидроцилиндров 3, а затем - к гидроцилиндру. Обратный поток разогретой рабочей жидкости от гидроцилиндра направляется через гидрораспределитель 3 в гидролинию слива 8. Так, как в гидролинии 8 установлен клапан напорный 9, то в ней повышается давление до величины открытия этого клапана. Через открытый клапан напорный 9 основной поток рабочей жидкости из гидролинии слива поступает в гидробак 10. Какая-то часть рабочей жидкости под давлением из гидролинии слива 8 через подпиточные клапаны 15 и гидрораспределитель 2 подается к рабочим портам 7 гидромотора 6. От обоих рабочих портов 7 гидромотора 6 масло через обратные клапаны 16 поступает на вход нормально открытого гидрораспределителя 13, а затем в дренажный порт 12 гидромотора 6. Попав внутрь корпуса гидромотора, разогретая жидкость омывает его качающий узел, а затем через другой дренажный порт 12 по дренажному трубопроводу 11 поступает в гидробак 10. Таким образом, во время бездействия механизма хода происходит прокачка теплой рабочей жидкости по обоим рабочим магистралям и через корпус гидромотора 6. Это позволяет поддерживать гидромотор в постоянной готовности к работе при бездействии в условиях низких температур. При включении в работу механизма хода гидрораспределитель гидромоторов 2 переключается в рабочую позицию и соединяет насос 1 с одним из рабочих портов 7 гидромотора 6. Одновременно с включением механизма хода в управляющую полость 5 стояночного тормоза 4 подается сигнал, на его растормаживание. Этот же сигнал поступает в управляющую полость 14 нормально открытого гидрораспределителя 13. Гидрораспределитель 13 переключается в рабочую позицию, в которой перекрывает подачу рабочей жидкости из рабочих портов 7 на вход дренажного порта 12 гидромотора 6, который в это время не нуждается в обогреве.

Похожие патенты RU2767256C1

название год авторы номер документа
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАШИНЫ С ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ 2013
  • Коровин Владимир Андреевич
  • Коровин Константин Владимирович
RU2529111C1
ГИДРОСИСТЕМА МОБИЛЬНОЙ МАШИНЫ 2004
  • Баторшин Владимир Петрович
  • Голоскин Евгений Степанович
  • Петров Александр Михайлович
RU2276237C2
ГИДРООБЪЕМНЫЙ ПРИВОД ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ СМЕНЫ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И РЕВЕРСА ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ГИДРОМОТОРНЫЙ АГРЕГАТ ГИДРООБЪЕМНОГО ПРИВОДА ХОДОВОЙ ЧАСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Коневалов В.В.
  • Коневалов Ф.В.
  • Бессонов А.Н.
  • Пудовеев В.И.
RU2108507C1
ГИДРОМОТОРНЫЙ ВИБРОПОГРУЖАТЕЛЬ 1998
  • Головачев А.С.
  • Хачикян Э.Д.
RU2133315C1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВЫМ КОНТЕЙНЕРОМ МИННОГО ЗАГРАДИТЕЛЯ 2010
  • Агеев Владимир Александрович
  • Беляев Владимир Владимирович
  • Дордин Лев Николаевич
  • Еремеев Геннадий Дмитриевич
  • Ильиченко Наталья Александровна
  • Кондратьев Иван Андреевич
  • Козлов Владимир Вениаминович
  • Корж Вера Павловна
RU2442944C1
УСТРОЙСТВО НАТЯЖЕНИЯ ЛЕНТЫ ГУСЕНИЧНОЙ 2020
  • Колтыга Виталий Иванович
  • Леонтьева Мария Владимировна
RU2758871C1
Рекуперативный гидропривод лесовозного тягача с полуприцепом 2019
  • Никонов Вадим Олегович
RU2726987C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ РЕГУЛИРУЕМЫХ АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВЫХ ГИДРОНАСОСОВ И ГИДРОМОТОРОВ 2008
  • Черноиванов Вячеслав Иванович
  • Соловьев Рудольф Юрьевич
  • Филиппова Елена Михайловна
  • Каргиев Борис Шамилович
  • Емельянов Георгий Геннадьевич
  • Ивлева Ирина Борисовна
RU2381385C1
Гидропривод грузовой лебедки стрелового самоходного крана 1979
  • Сапогов Владимир Петрович
  • Бухов Олег Васильевич
  • Подгорков Владимир Викторович
  • Шахов Алексей Дмитриевич
  • Смирнов Олег Аркадьевич
  • Матвеев Владимир Тарасович
SU867852A1
МНОГОКОНТУРНАЯ ГИДРООБЪЕМНАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСНОЙ МАШИНЫ 2006
  • Бялоцкий Владислав Францевич
  • Прочко Евгений Игнатьевич
  • Шухман Сергей Борисович
  • Курмаев Ринат Ханяфиевич
  • Малкин Максим Алексеевич
RU2309056C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 767 256 C1

Реферат патента 2022 года ГИДРОСИСТЕМА С ФУНКЦИЕЙ ОБОГРЕВА ГИДРОМОТОРОВ

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике, в частности к гидроприводам мобильных машин с несколькими исполнительными механизмами. Рабочие порты 7 гидромотора 6 соединены с его дренажным портом 12 через нормально открытый распределитель 13, управляющая полость 14 которого соединена с управляющим портом 5 стояночного тормоза 4. Изобретение направлено на обеспечение возможности прогрева гидромоторов бездействующих механизмов в то время, когда работа производится другими механизмами. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 767 256 C1

1. Гидросистема, включающая в себя насос рабочий, соединенный с гидрораспределителем гидромотора и гидрораспределителями гидроцилиндров, стояночный тормоз с управляющим портом, гидромотор, рабочие порты которого соединены посредством гидрораспределителя гидромоторов со сливной гидролинией, соединяющей оба гидрораспределителя через клапан напорный с гидробаком, который соединен дренажным трубопроводом с одним из дренажных портов гидромотора, отличающаяся тем, что хотя бы один рабочий порт гидромотора соединен с одним из его дренажных портов через нормально открытый гидрораспределитель, управляющая полость которого соединена с управляющим портом тормоза стояночного.

2. Гидросистема по п. 1, отличающаяся тем, что вход напорного клапана дополнительно соединен с входами подпитывающих клапанов, каждый из которых своим выходом соединен с одним из рабочих портов гидромотора.

3. Гидросистема по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что рабочий порт гидромотора соединен через нормально открытый гидрораспределитель с входом в дренажный порт второго гидромотора, рабочий порт которого соединен через соответствующий ему нормально открытый гидрораспределитель с входом в дренажный порт первого гидромотора.

4. Гидросистема по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что каждые рабочие порты гидромотора соединены с входом соответствующего обратного клапана, выходы которых объединены и через нормально открытый гидрораспределитель сообщаются с входом в дренажный порт гидромотора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2767256C1

К.Ю
Анистратов "Землеройная техника LIEBHERR для работы в климатических условиях с низкими температурами", журнал "Горная Промышленность", Москва, 2003, 2003, N 6, https://mining-media.ru/ru/article/karrtekh/1473-zemlerojnaya-tekhnika-liebherr-dlya-raboty-v-klimaticheskikh-usloviyakh;-s-nizkimi-temperaturami
Гидросистема землеройной машины 1988
  • Мануйлов Валерий Юрьевич
  • Шкрыль Владимир Николаевич
  • Красильщиков Ефим Яковлевич
SU1668581A1
SU

RU 2 767 256 C1

Авторы

Колтыга Виталий Иванович

Тильгаев Денис Владимирович

Даты

2022-03-17Публикация

2020-10-07Подача