СПОСОБ ВИБРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ Российский патент 2022 года по МПК G01M7/02 

Описание патента на изобретение RU2767944C1

Изобретение относится к способам неразрушающего контроля технического состояния конструкций мостовых сооружений, а также может быть использовано для контроля и диагностики других инженерных сооружений и конструкций, таких как каркасы зданий, мостовые краны и т.п.

Известны способы инструментального неразрушающего контроля технического состояния и диагностики, при которых конструкцию подвергают динамическим нагрузкам. При этом в конструкции возбуждают вынужденные и собственные колебания, параметры которых (частота и амплитуда) измеряют в фиксированных точках с помощью первичных измерительных преобразователей механических величин перемещений, скорости, ускорения в электрический заряд или напряжение. Из полученных значений выделяют какой-либо диагностический признак, характеризующий косвенно наличие дефектов в мостовой конструкции (трещины бетона, обрывы арматуры, подвижность опоры и т.д.) - патент RU 2158420 С1 от 27.10.2000 г. Например, в способе по патенту №2158420 С1 в качестве диагностического признака использован сдвиг по частоте пиков собственных колебаний конструкции.

Недостатком известного способа вибрационного контроля технического состояния мостовых конструкций является необходимость разработки и тестирования специальных таблиц значений сдвига пиков колебаний, соответствующих тому или иному виду дефектов, что весьма трудоемко и не гарантирует требуемой точности оценки технического состояния мостовой конструкции.

Прототипом является способ контроля технического состояния пролетного строения (патент RU 2194978 от 30.10.2000 г.), включающий воздействие на мостовую конструкцию динамической нагрузки, измерение при этом параметров механической вибрации производят с помощью акселерометров в контрольных точках. По полученным параметрам диагностического признака определяют положения зон аномального механического напряжения.

Техническим результатом изобретения является упрощение способа вибрационного контроля технического состояния мостовых конструкций и расширение возможности его использована для разнообразных мостовых конструкций и их дефектов.

Результат достигается тем, что согласно изобретения параметры динамической нагрузки, схема и масса, скорость приложения к мостовой конструкции принимают сопоставимыми с параметрами реально действующей временной нагрузки, а измерение параметров механической вибрации осуществляют акселерометрами-виброметрами, интеллектуальными, цифровыми с встроенными процессорами, которые путем интегрирования регистрируемых ускорений рассчитывают виброскорости и виброперемещения в контрольных точках, а в качестве основных критериев оценки технического состояния мостовой конструкции принимают отношения измеренных максимальных значений перемещений - амплитуд в направлениях осей трехмерной системы координат с началом в контрольной точке к расчетной величине перемещений от статического приложения нагрузки, равной по массе динамической нагрузке (Кх, Ку, Kz), а также измеренных динамических коэффициентов (1+μ)х, (1+μ)у, (1+μ)z, определенных как отношения измеренных максимальных значений перемещений -амплитуд колебаний к среднему измеренному значению в направлении соответствующих осей системы координат к расчетным динамическим коэффициентам, причем, полученные значения (Кх, Ку, Kz) в интервале выше 1 соответствуют наличию зоны аномально механического напряжения, а значения (Кх, Ку, Kz)<1 - об ее отсутствии, также, как отношения измеренных значений динамических коэффициентов к расчетным.

В основу предлагаемого способа положено применение закона Гука о наличии детерминированной зависимости между силой, механическими напряжениями, перемещениями и упругими свойствами в исследуемой точке конструкции, что позволяет в способе вибрационного контроля технического состояния мостовых конструкций переходить от перемещений к механическим напряжениям и определять грузоподъемность мостовых конструкций.

При наличии дефектов (обрывов арматуры, трещин в бетоне или в сварных швах и т.п.) изменяются параметры жесткости (изгибной жесткости) конструкции, что приводит к увеличению значений перемещений в рассматриваемых точках мостовых конструкций и наоборот - отсутствие дефектов подтверждается примерным соответствием значений измеренных и рассчитанных по правилам строительной механики перемещений от воздействия статической нагрузки, равной по массе динамической нагрузке с учетом динамического коэффициента.

В качестве динамической нагрузки используют преимущественно грузовой автомобиль, статическое воздействие которого на мостовую конструкцию сопоставимо с воздействием реально действующей временной нагрузкой, например эталонной.

Другой особенностью предлагаемого способа является использование для измерения параметров механической вибрации акселерометров-виброметров интеллектуальных цифровых с встроенными процессорами, преобразователем интерфейса и компьютера с соответствующим программным обеспечением. Сочетание упомянутых элементов создает измерительную линию.

В качестве примера одного из вариантов реализации предлагаемого способа вибрационного контроля состояния мостовых конструкций приведена схема испытаний опоры автодорожного моста при назначении капитального ремонта сооружения.

На фиг. 1 показан фрагмент фасада мостового сооружения, на фиг. 2 - поперечный разрез, на фиг. 3 - виброграммы перемещений в вертикальном (а) направлении, горизонтальном (b) вдоль оси моста, и горизонтальном (c) поперек оси моста, 1 - опора моста, 2 - динамическая нагрузка - движущийся грузовой автомобиль, 3- пролетное строение, 4 - акселерометры-виброметры, 5 - преобразователь интерфейса, 6 -компьютер.

Последовательность действий - положение контрольных точек (точки) верх опоры. Воздействие на мостовую конструкцию - опору 1 динамической нагрузки 2 осуществляли движущимся по пролетному строению 3 грузовым автомобилем 2, при этом акселерометром-виброметром 4 регистрировали ускорения в контрольной точке. Встроенными в него процессором, путем интегрирования рассчитаны виброскорости и виброперемещения. Через преобразователь интерфейса 5 данные передали в компьютер 6 и зарегистрировали в виде виброграмм а, b, c. Схема и масса динамической нагрузки 2, скорость приложения - передвижение по пролетному строению 3 сопоставимы с воздействием эталонной нагрузки. Отношения значений измеренных максимальных перемещений - амплитуд в направлениях осей трехмерной системы координат, совпадающих с направлениями линейных размеров мостовой опоры 1 и с началом в контрольной точке, к расчетной величине перемещений от статического приложения, равной по массе динамической нагрузке 2 - (Кx, Кy, Кz). Динамические коэффициенты (1+μ)х, (1+μ)у, (1+μ)z, определенные как соотношение максимального значения перемещения (а, b, c) - амплитуд колебаний к средним измеренным значениям в направлении соответствующей оси системы координат 0, X, Y, Z.

Применение предлагаемого способа контроля технического состояния мостовых конструкций позволяет упростить способ контроля технического состояния мостовых конструкций, расширить возможность учета разнообразных мостовых конструкций и их дефектов. Вычисление значений механических напряжений в контрольных точках выполняется в соответствии с законом Гука. В приведенном примере динамические коэффициенты в направлении осей X, Y, Z соответственно составляют (1+μ)z=1,66; (1+μ)х=1,49; (1+μ)y=1,49. Максимальное значение динамического коэффициента (1+μ)z=1,66 свидетельствует о наличии дефектов проезжей части - неровностей.

Кх=1,06, Ку=0,87, Кz=0,66.

Это свидетельствует о наличии зоны аномальных механических напряжений в заделке столбов опоры 1 при работе на горизонтальные нагрузки в фундамент (на чертеже не показан) опоры 1 в направлении оси X.

Несмотря на большое значения динамического коэффициента (1+μ)у конструктивный коэффициент Кz свидетельствует о наличии резерва грузоподъемности в направлении оси Z.

В результате применения предлагаемого способа получают конструктивные коэффициенты, характеризующие пространственную работу мостовой конструкции, а также ее техническое состояние и грузоподъемность.

При совпадении во времени значений перемещений по осям X, Y, Z в контрольных точках результирующее перемещение определяется по правилу сложения векторов.

Похожие патенты RU2767944C1

название год авторы номер документа
Способ определения коэффициента трения в опорных частях зданий и сооружений 2022
  • Еремеев Валерий Павлович
  • Еремеев Даниил Валерьевич
  • Еремеев Павел Валерьевич
RU2799291C1
Способ калибровки измерительного вибратора 1980
  • Баженов Леонид Александрович
  • Слепанев Анатолий Николаевич
  • Соловьева Татьяна Александровна
SU1089521A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2018
  • Шмелев Сергей Иванович
RU2690526C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВИБРАЦИИ НАКОНЕЧНИКА УЛЬТРАЗВУКОВОГО ВОЛНОВОДА 2015
  • Еняков Александр Михайлович
RU2593444C1
Способ безразборной диагностики изменений технического состояния судовых рулевых устройств в результате воздействия ледовых нагрузок и устройство для его реализации 2017
  • Куркова Ольга Петровна
  • Углов Александр Владимирович
  • Углова Юлия Николаевна
  • Горовая Ольга Николаевна
  • Мокрый Геннадий Олегович
RU2655611C2
Способ определения работоспособности преобразователя пространственной вибрации на работающем объекте 2021
  • Смирнов Виктор Яковлевич
  • Орлов Андрей Владимирович
  • Рожко Дмитрий Сергеевич
  • Брюзгин Антон Евгеньевич
RU2775572C1
СТЕНД ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПО АНАЛОГУ ГИДРОСИСТЕМ МАШИН КОММУНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2012
  • Першин Виктор Алексеевич
  • Гугуев Иван Кондратьевич
RU2509927C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА АВТОМОБИЛЬНОГО МОСТА 2005
  • Матвеенко Валерий Павлович
  • Шардаков Игорь Николаевич
  • Судаков Андрей Иванович
  • Кулеш Михаил Александрович
  • Цветков Роман Валерьевич
RU2299410C1
Способ мониторинга технического состояния мостовых сооружений в процессе их эксплуатации (варианты) 2017
  • Кузьменко Александр Павлович
  • Сабуров Владимир Сергеевич
RU2650812C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ЛАЗЕРНОГО ПОЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО КАНАЛА 2003
  • Войцехович Артур Альбертович
  • Кошелев Александр Владимирович
  • Луценко Александр Иванович
  • Луцкин Василий Васильевич
  • Покрышкин Владимир Иванович
  • Ракуш Владимир Валентинович
  • Стрижевич Тамара Аркадьевна
  • Хюппенен Виктор Петрович
RU2248534C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 767 944 C1

Реферат патента 2022 года СПОСОБ ВИБРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Использование: для вибрационного контроля технического состояния мостовых конструкций. Сущность изобретения заключается в воздействии на мостовую конструкцию динамической нагрузки, измерении при этом параметров механической вибрации с помощью акселерометров в контрольных точках мостовых конструкций, согласно изобретению параметры динамической нагрузки, схему и массу, скорость приложения к мостовой конструкции принимают сопоставимыми с параметрами реально действующей временной нагрузки, а измерение параметров механической вибрации осуществляют акселерометрами-виброметрами, интеллектуальными, цифровыми с встроенными процессорами, которые путем интегрирования регистрируемых ускорений рассчитывают виброскорости и виброперемещения в контрольных точках, а в качестве основных критериев оценки технического состояния мостовой конструкции принимают отношения измеренных максимальных значений перемещений - амплитуд в направлениях осей трехмерной системы координат с началом в контрольной точке к расчетной величине перемещений от статического приложения нагрузки, равной по массе динамической нагрузке (Кх, Ку, Kz), а также измеренных динамических коэффициентов (1+μ)х, (1+μ)у, (1+μ)z, определенных как отношения измеренных максимальных значений перемещений - амплитуд колебаний к среднему измеренному значению в направлении соответствующих осей системы координат к расчетным динамическим коэффициентам, причем полученные значения (Кх, Ку, Kz) в интервале выше 1 соответствуют наличию зоны аномального механического напряжения, а значения (Кх, Ку, Kz)<1 - об ее отсутствии, так же, как отношения измеренных значений динамических коэффициентов к расчетным. Технический результат: упрощение контроля технического состояния различных типов мостовых конструкций и обеспечение возможности учета различных типов дефектов данных мостовых конструкций. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 767 944 C1

Способ вибрационного контроля технического состояния мостовых конструкций, включающий воздействие на мостовую конструкцию динамической нагрузки, измерение при этом параметров механической вибрации с помощью акселерометров в контрольных точках мостовых конструкций, согласно изобретению параметры динамической нагрузки, схему и массу, скорость приложения к мостовой конструкции принимают сопоставимыми с параметрами реально действующей временной нагрузки, а измерение параметров механической вибрации осуществляют акселерометрами-виброметрами, интеллектуальными, цифровыми с встроенными процессорами, которые путем интегрирования регистрируемых ускорений рассчитывают виброскорости и виброперемещения в контрольных точках, а в качестве основных критериев оценки технического состояния мостовой конструкции принимают отношения измеренных максимальных значений перемещений - амплитуд в направлениях осей трехмерной системы координат с началом в контрольной точке к расчетной величине перемещений от статического приложения нагрузки, равной по массе динамической нагрузке (Кх, Ку, Kz), а также измеренных динамических коэффициентов (1+μ)х, (1+μ)у, (1+μ)z, определенных как отношения измеренных максимальных значений перемещений - амплитуд колебаний к среднему измеренному значению в направлении соответствующих осей системы координат к расчетным динамическим коэффициентам, причем полученные значения (Кх, Ку, Kz) в интервале выше 1 соответствуют наличию зоны аномального механического напряжения, а значения (Кх, Ку, Kz)<1 - об ее отсутствии, так же, как отношения измеренных значений динамических коэффициентов к расчетным.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2767944C1

СПОСОБ ВИБРАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ 1997
  • Бочкарев Н.Н.
  • Картопольцев А.В.
RU2140626C1
WO 2018000561 A1, 04.10.2018
US 2010242609 A1, 30.09.2010
Секция механизированной крепи 1990
  • Жетесов Сантай Сулейменович
  • Сагинов Абылкас Сагинович
  • Токмагамбетов Шугайбек Толеубекович
  • Шманов Махамбет Нажметдинович
SU1804563A3
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ 2000
  • Дегтев Н.И.
  • Кузьмин В.А.
  • Щукина В.Н.
  • Ярных В.А.
RU2194978C2

RU 2 767 944 C1

Авторы

Еремеев Валерий Павлович

Еремеев Павел Валерьевич

Еремеев Даниил Валерьевич

Даты

2022-03-22Публикация

2021-09-06Подача