Изобретение относится к строительству и может быть использовано при оценке технического состояния строительных конструкций, а именно ресурса автомобильного моста.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ оценки остаточного ресурса строительных конструкций по параметрам экспериментальных амплитудно-частотных характеристик под воздействием механических нагрузок (см. Патент РФ № 2161788, опубл. 10.01.2001.)
Недостатком его является большая трудоемкость, недостаточная точность.
В изобретении решается задача снижения трудоемкости и повышения точности определения ресурса.
Решение указанной задачи достигается следующим образом. Оценку остаточного ресурса автомобильного моста проводят по параметрам экспериментальных амплитудно-частотных характеристик под воздействием нагрузки, измерения проводят в два этапа с интервалом между ними не менее 0,05 проектного ресурса моста, при этом определяют текущие значение скоростей или ускорений в крайних угловых точках верхней плиты ригеля моста под воздействием движущейся колонны транспортных средств из не менее 5 автомашин каждая весом 19-20 т, с интервалом 10-30 м, со скоростью 40, 50, 60 км/час, проводят численное интегрирование, осуществляют вейвлет-преобразование, получают спектрограммы перемещений на всех режимах движения колонн, определяют скорость изменения частоты зоны максимальных амплитуд за интервал времени Δt между контрольными испытаниями по формуле
а остаточный ресурс Т определяют по формуле
где fпр. - предельная частота потери упругости конструкции.
Отличительными признаками предлагаемого способа являются следующие:
измерения проводят в два этапа с интервалом между ними не менее 0,05 проектного ресурса моста, при этом определяют текущие значение скоростей или ускорений в крайних угловых точках верхней плиты ригеля моста под воздействием движущейся колонны транспортных средств из не менее 5 автомашин каждая весом 19-20 т, с интервалом 10-30 м, со скоростью 40, 50, 60 км/час, проводят численное интегрирование, осуществляют вейвлет-преобразование, получают спектрограммы перемещений на всех режимах движения колонн, определяют скорость изменения частоты зоны максимальных амплитуд за интервал времени Δ t между контрольными испытаниями по формуле
а остаточный ресурс Т определяют по формуле
где fпр. - предельная частота потери упругости конструкции.
Это позволяет снизить трудоемкость определения ресурса моста и повысить его точность.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема размещения датчиков на ригеле автомобильного моста, на фиг.2 - спектрограмма перемещений ригеля моста.
Предлагаемый способ реализуется следующим образом.
Оценка остаточного ресурса автомобильного моста производится по параметрам экспериментальных амплитудно-частотных характеристик под воздействием нагрузки. Измерения проводят в два этапа с интервалом между ними не менее 0,05 проектного ресурса моста, при этом определяют текущие значение скоростей или ускорений в крайних угловых точках 1, 2, 3, 4 верхней плиты ригеля моста (см. фиг.1) под воздействием движущейся колонны транспортных средств из не менее 5 автомашин каждая весом 19-20 т, с интервалом 10-30 м, со скоростью 40, 50, 60 км/час по каждой полосе движения транспортных средств. С полученными значениями проводят численное интегрирование, осуществляют вейвлет-преобразование (Воробьев В.И., Грибунин В.Г. Теория и практика вейвлет-преобразования. СПб.: Изд-во ВУС, 1999, 208 с.), получают спектрограммы перемещений (см. фиг.2) на всех режимах движения колонн, определяют скорость изменения частоты зоны максимальных амплитуд за интервал времени Δt между контрольными испытаниями по формуле
а остаточный ресурс Т определяют по формуле
где fпр. - предельная частота потери упругости конструкции.
Использование интервала 0,05 проектного ресурса моста между экспериментами обеспечивает достаточно высокую точность определения ресурса. Использование для возбуждения колебаний груженых машин с весом 19-20 т позволяет приблизить условия испытаний к эксплуатационным и получить максимальные амплитуды виброперемещений. Режим движения автотранспорта 40, 50, 60 км/час по имеющимся в автомобилях спидометрам обеспечивает получение спектральных характеристик во всем диапазоне возможных скоростей автомобилей от 35 до 65 км/час. Осуществление вейвлет-преобразований позволяет точнее установить доминирующие частоты колебания моста.
Пример выполнения предлагаемого способа.
Эксперименты и определение ресурса было произведено для ригельного блока конструкции Камского автомобильного моста.
Сборный железобетонный мост через реку Каму был сдан в эксплуатацию в 1967 году.
В качестве первичных элементов для регистрации колебаний были использованы сейсмические датчики:
- СМ-4Б - датчик виброускорений (акселерометр) с рабочим диапазоном измеряемых частот 0,6-40 Гц;
- КВЭ-3Б - датчик виброскоростей (велосиметр) с рабочим диапазоном 0,01-10 Гц.
Датчики были установлены в концевых зонах внутри коробов ригельных блоков на специальных металлических горизонтальных площадках (фиг.1). В ходе экспериментов в 1991 г. регистрировались временные сигналы (в вольтах), являющиеся напряжением датчика и характеризующие вертикальные составляющие виброускорений (для аксерерометра СМ-4Б) или виброскоростей (для велосиметра КВЭ-3Б) в точке его расположения. Путем численного интегрирования виброускорения или виброскорости пересчитываются в виброперемещения. Для виброперемещений были осуществлены вейвлет-преобразования и получены спектральные характеристики (фиг.2).
Анализ спектральных характеристик ригельного блока для всех датчиков и всех режимов движения показал, что по спектру мощности доминирует частота 0,82 Гц. Повторное испытание в 1997 г. показало на снижение доминирующей частоты до 0,54 Гц. Предельная частота потери упругости конструкции (потеря жесткости) fпр.=0,2 Гц. Остаточный ресурс 6,07 лет.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ МОНИТОРИНГА АВТОМОБИЛЬНОГО МОСТА | 2006 |
|
RU2317534C1 |
Способ вибродиагностики электродвигателей постоянного тока с применением метода вейвлет-анализа | 2021 |
|
RU2769990C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 2007 |
|
RU2350918C1 |
СПОСОБ ВИБРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 2021 |
|
RU2767944C1 |
Способ безразборной диагностики изменений технического состояния судовых рулевых устройств в результате воздействия ледовых нагрузок и устройство для его реализации | 2017 |
|
RU2655611C2 |
СПОСОБ РАННЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ БОЛЕЗНИ ПАРКИНСОНА | 2012 |
|
RU2484766C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕКТА | 2010 |
|
RU2447410C2 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ РАССЕЯНИЯ ОБЪЕКТОВ В СВЕРХШИРОКОЙ ПОЛОСЕ ЧАСТОТ | 2007 |
|
RU2360264C1 |
Способ восстановления двигательной функции конечности | 2019 |
|
RU2703838C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ ФОРМ КОЛЕБАНИЙ УПРУГОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2005 |
|
RU2308687C2 |
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки технического состояния строительных конструкций, а именно ресурса автомобильного моста. Оценку остаточного ресурса автомобильного моста проводят по параметрам экспериментальных амплитудно-частотных характеристик под воздействием нагрузки, измерения проводят в два этапа с интервалом между ними не менее 0,05 проектного ресурса моста. При этом определяют текущие значение скоростей или ускорений в крайних угловых точках верхней плиты ригеля моста под воздействием движущейся колонны транспортных средств из не менее 5 автомашин каждая весом 19-20 т, с интервалом 10-30 м, со скоростью 40, 50, 60 км/час. Проводят численное интегрирование, осуществляют вейвлет-преобразование, получают спектрограммы перемещений на всех режимах движения колонн. Определяют скорость изменения частоты зоны максимальных амплитуд за интервал времени Δt между контрольными испытаниями и остаточный ресурс Т. Технический результат заключается в снижении трудоемкости и повышении точности определения ресурса строительных конструкций. 2 ил.
Способ оценки остаточного ресурса автомобильного моста по параметрам экспериментальных амплитудно-частотных характеристик под воздействием нагрузки, отличающийся тем, что измерения проводят в два этапа с интервалом между ними не менее 0,05 проектного ресурса моста, при этом определяют текущие значения скоростей или ускорений в крайних угловых точках верхней плиты ригеля моста под воздействием движущейся колонны транспортных средств из не менее 5 автомашин, каждая весом 19-20 т, с интервалом 10-30 м со скоростью 40, 50, 60 км/ч, проводят численное интегрирование, осуществляют вейвлет-преобразование, получают спектрограммы перемещений на всех режимах движения колонн, определяют скорость изменения частоты зоны максимальных амплитуд за интервал времени Д1 между контрольными испытаниями по формуле
а остаточный ресурс Т определяют по формуле
где fпр. - предельная частота потери упругости конструкции.
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 1999 |
|
RU2161788C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2154813C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ СТЕНКИ ТРУБОПРОВОДА | 2000 |
|
RU2194977C2 |
Способ диагностики технического состояния элемента роторной системы | 1985 |
|
SU1385019A1 |
Авторы
Даты
2007-05-20—Публикация
2005-12-29—Подача