СПОСОБ СОСТАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ Ж/Д КАРТЫ И ПРИМЕНЕНИЕ ЕЁ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ДВИЖЕНИЯ ЛОКОМОТИВА Российский патент 2022 года по МПК G01S13/88 

Описание патента на изобретение RU2769100C2

Изобретение относится к радиотехнике, точнее к радиолокации (РЛС) и может быть использовано на ж/д транспорте для мониторинга рельсового пути и полосы отчуждения при движении состава. Общей проблемой повышения безопасности на ж/д транспорте является своевременное обнаружения внештатных ситуаций, таких как застрявших на переезде автотранспорт, отставший от поезда вагон, тем более встречный поезд, поваленное дерево, животные и люди на рельсовым пути и пр.

Другой проблемой является точное определение местоположения состава на ж/д, так на скоростях 100 км/час ошибка достигает в лучшем случае 20-50 м, что явно недостаточно, особенно для высокоскоростных поездов типа «Сапсан» и других, вновь разрабатываемых еще более скоростных. Это объясняется тем, что определение характеристик движения осуществляется в основном механическими средствами, например, датчики скорости на оси колес локомотива, а местоположение локомотива по счисления (интегрированию) скорости, при этом ошибка за время следования накапливается.

Радиотехническая, особенно радиолокационная, техника на ж/д РФ находится на недостаточной стадии развития и на локомотивах почти не применяется. РЛС довольно широко применяется в основном на сортировочных станциях, так называемых «горках», для подсчета вагонов при формировании составов для определения их скорости.

Также РЛС применяется на ж/д конечных остановочных пунктах для предотвращения столкновений во время тормозного пути, о приближении к тупиковой точке, причем РЛС находится на земле, а отражатель на локомотиве или около буфера на последнем вагоне, см. http://elval.com/products/a40104.

Недостаток: ограниченное применение, только на ж/д станциях - стационарно.

Известны датчики ELV А-1 для обнаружения препятствий, предотвращение ж/д столкновения и работающие на частоте 94 ГГц, они могут эффективно использоваться в дыме, пыли, тумане или дожде, которые являются общими условиями для железных дорог, работающих над землей и под землей. Длина волны 3 миллиметра позволяет лучу радара проникать в длинный узкий дымовой туннель, и он все еще работает точно с пылью, прилипающей к передней части антенны.

Чрезвычайно узкий луч обнаружения (менее одного градуса) не отражает непреднамеренные объекты, такие как земля, рельсы, перекрестные ворота или стенки туннелей, а для определения местоположения состава (локомотива) его применение по инфраструктуре ж/д пути вообще проблематично.

Недостатки: работа только по прямой видимости, около рельсового пути влево-вправо, вверх-вниз пространство не просматривается, вообще очень ограниченная зона просмотра, по существу точечная.

Технической задачей изобретения является повышение безопасности поездов, особенно высокоскоростных.

Технический результат достигается за счет получения цифровой ж/д карты на основе тестовой РЛС по информационным ориентирам в полосе отчуждения, а во время прохождения состава определяются эти ориентиры при помощи РЛС и сравниваются с цифровой ж/д картой на предмет совпадения в реальном масштабе времени.

Конечно, есть метод составления цифровой ж/д карты, основанный на принципах геодезии так называемая теодолитная съемка, т.е измеряется расстояния и углов. Но это очень трудоемкая ручная работа и требует очень много времени, а длина железных дорог в мире очень большая.

Для решения поставленной задачи предлагается:

Основанный на использовании ориентиров в полосе отчуждения вдоль ж/д пути в качестве информационных отражающих меток, характеризующийся тем, что проводят тестовую поездку в масштабе реального времени прохождения маршрута, при этом измеряется расстояние от переднего среза локомотива до каждой метки и их азимутальные углы и по полученным значениям наносят проекцию каждой метки на продольный профиль ж/д пути с расстояниями от начала движения до каждой метки и между соединениями метками, получая таким образов цифровую ж/д карту.

Способ разделения на две части.

1ая - это построение цифровой дорожной карты (ЦДК) по определенному ориентиру путей.

2ая - это контроль прохождения маршрута.

В обеих частях применяется РЛС для определения информационных меток, в первом случае для составления центр, карт, во всех других случаях (пути следования регулярных маршрутных поездов) для сравнивания с ЦДК и определения отклонений от нее.

На фиг. 1 показана графическая схема определения расстояния и азимута до каждой метки по пути следования локомотива, на которой изображено (применительно к одной метке):

D1 - дальность до метки В, измеренная по первому приемному каналу

D2 - дальность до метки В, измеренная по второму приемному каналу

D - дальность до метки В

0 - угол пеленга метки В от линии движения локомотива (условный угол азимута)

С - проекция метки В на линию движения локомотива.

По изменению вычисленной дальности и пеленгу также вычисляется скорость локомотива и его координаты, которые сравниваются с цифровой дорожной картой и результаты сравнения и текущие координаты передаются по шине USB потребителям.

На фиг. 2 показана схема построения линейной горизонтальной координаты меток (проекций меток на горизонтальную ось): по существу цифровая дорожная карта, на которой показано:

1-5 - ориентиры (отсчеты меток) на полосе отчуждения

6, 8 и 9 - отсчеты меток на цифровой карте слева от ж/д пути

7 и 10 - отсчеты меток на цифровой карте справа от ж/д пути

11 - застрявший на ж/д переезде автотранспорт или около него

12 - метка, которой нет на цифровой карте

L1-L10 - расстояния от начала движения

ΔL - расстояния между соседними метками

L1-L5 - расстояния D от РЛС до каждой метки

Заметим, что для составления цифровой ж/д карты в тестовом режиме и для мониторинга прирельсовой обстановки применяется один и тот же алгоритм измерения и один и тот тип РЛС.

Похожие патенты RU2769100C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПОЕЗДА ПО ИНФРАСТРУКТУРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ 2020
  • Головин Владимир Иванович
  • Наговицын Виктор Степанович
  • Калмыков Андрей Алексеевич
  • Калмыков Алексей Андреевич
RU2747818C1
СПОСОБ ПУТЕВОЙ НАВИГАЦИИ И ОБЗОРА ПЕРЕДНЕЙ ПОЛУСФЕРЫ ЛОКОМОТИВА ПО ГЕОМЕТРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2018
  • Головин Владимир Иванович
  • Наговицын Виктор Степанович
  • Ципп Андрей Леонардович
  • Калмыков Алексей Андреевич
  • Калмыков Андрей Алексеевич
  • Шайдуров Кирилл Дмитриевич
RU2679491C1
НЕЛИНЕЙНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ ЛОКОМОТИВА 2018
  • Головин Владимир Иванович
  • Наговицын Виктор Степанович
  • Калмыков Алексей Андреевич
RU2684965C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ЛОКОМОТИВА 2021
  • Головин Владимир Иванович
  • Шемякин Алексей Валерьевич
  • Зорин Петр Викторович
  • Калмыков Алексей Андреевич
  • Калмыков Андрей Алексеевич
RU2778364C1
СПОСОБ ПУТЕВОЙ НАВИГАЦИИ И ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ЛОКОМОТИВА ПО ГЕОМЕТРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2017
  • Головин Владимир Иванович
  • Наговицын Виктор Степанович
  • Ципп Андрей Леонардович
  • Калмыков Алексей Андреевич
  • Калмыков Андрей Алексеевич
  • Шайдуров Кирилл Дмитриевич
RU2679268C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ ЛОКОМОТИВА И НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ 2021
  • Головин Владимир Иванович
  • Шемякин Алексей Валерьевич
  • Зорин Петр Викторович
  • Калмыков Андрей Алексеевич
  • Калмыков Алексей Андреевич
RU2769956C1
ДАТЧИК УГЛА ПОВОРОТА 2018
  • Калмыков Алексей Андреевич
  • Поляков Станислав Олегович
  • Головин Владимир Иванович
  • Наговицын Виктор Степанович
RU2726287C1
Система определения скорости локомотива и направления движения 2023
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2808860C1
СПОСОБ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ЛОКОМОТИВА ПО ТЕХНОЛОГИИ РАДИОЧАСТОТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ 2024
  • Федоров Сергей Валерьевич
RU2822345C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ КОМПЛЕКСНАЯ 2019
  • Галеев Альберт Иванович
  • Воробьев Сергей Валерьевич
  • Вепров Игорь Юрьевич
  • Абсалямов Руслан Аликович
  • Рылов Кирилл Александрович
  • Антропов Александр Николаевич
RU2732495C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 769 100 C2

Реферат патента 2022 года СПОСОБ СОСТАВЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ Ж/Д КАРТЫ И ПРИМЕНЕНИЕ ЕЁ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ДВИЖЕНИЯ ЛОКОМОТИВА

Изобретение относится к области радиотехники. Технический результат заключается в повышении безопасности движения поездов. Такой результат достигается за счет получения цифровой ж/д карты на основе тестовой РЛС по информационным ориентирам в полосе отчуждения, а во время прохождения состава определяются эти ориентиры при помощи РЛС и сравниваются с цифровой ж/д картой на предмет совпадения в реальном масштабе времени. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 769 100 C2

1. Способ составления цифровой ж/д карты для мониторинга движения локомотива, основанный на использовании ориентиров в полосе отчуждения вдоль ж/д пути в качестве информационных отражающих меток, характеризующийся тем, что проводят тестовую поездку в масштабе реального времени прохождения маршрута, при этом измеряется расстояние от переднего среза локомотива до каждой метки и их азимутальные углы и по полученным значениям наносят проекцию каждой метки на продольный профиль ж/д пути с расстояниями от начала движения до каждой метки и между соединениями метками, получая таким образом цифровую ж/д карту, при этом для обнаружения меток применяется РЛС на основе MIMO системы, расположенная в передней части локомотива и содержащая передающий зондирующий канал и два приемных отраженных канала со следующей последовательностью действий: отраженные сигналы по приемным каналам обрабатываются по алгоритму решения прямой геодезической задачи, причем дальности от метки до приемных антенн определяются выражениями

- дальность до первой приемной антенны;

- дальность до второй приемной антенны;

- время от начала посылки зондирующего сигнала до прихода отраженного сигнала,

с - скорость света,

пеленг метки определяется выражением:

где d - расстояния между антеннами приемных каналов, зная пеленг и расстояния D1, D2, истинное расстояние до метки определяется выражениями:

или

проекция каждой метки на горизонтальную ось цифровой карты равна

2. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что получаемые данные во время штатной поездки непрерывно сравниваются с цифровой ж/д картой пути следования локомотива в реальной масштабе времени и по этому сравнению выявляют лишние ориентиры, отсутствующие на цифровой карте, как помехи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2769100C2

Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок 1923
  • Григорьев П.Н.
SU2008A1
КОМПЛЕКСНОЕ УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА 2011
  • Висков Владимир Владимирович
  • Гурьянов Александр Владимирович
  • Гринфельд Игорь Наумович
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Киселёва Светлана Владимировна
  • Масалов Геннадий Дмитриевич
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2475397C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА, МАНЕВРОВОГО СОСТАВА ИЛИ ОДИНОЧНОГО ЛОКОМОТИВА ПО СТАНЦИИ И НА ПОДХОДАХ К НЕЙ 2007
  • Вайгель Александр Михайлович
  • Рабинович Михаил Даниилович
  • Никифоров Борис Данилович
  • Гаврилов Леонид Борисович
  • Архипов Антон Сергеевич
  • Абрамов Валерий Михайлович
  • Малахов Сергей Валерьевич
  • Соколов Андрей Николаевич
  • Шалягин Дмитрий Валерьевич
  • Крылов Анатолий Юрьевич
RU2352487C1
Пломбировальные щипцы 1923
  • Громов И.С.
SU2006A1
Пресс для выдавливания из деревянных дисков заготовок для ниточных катушек 1923
  • Григорьев П.Н.
SU2007A1

RU 2 769 100 C2

Авторы

Головин Владимир Иванович

Наговицын Виктор Степанович

Калмыков Андрей Алексеевич

Калмыков Алексей Андреевич

Даты

2022-03-28Публикация

2020-06-25Подача