СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Российский патент 2022 года по МПК A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2769864C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области медицины, медицинской профилактике, лечебной физкультуре, спортивной медицине, к оздоровлению детей дошкольного и младшего школьного возраста в течение всего учебного года в дошкольных/учебных заведениях, а также в санаторно-курортных условиях.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников и младших школьников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Занятия физическими упражнениями оздоровительной направленности обычно приводят к: адаптации к физическим нагрузкам и изменениям во всех органах и системах, обеспечивающих энергетическую функцию, адаптации опорно-двигательного аппарата и «рабочих» органов, участвующих в двигательной деятельности.

Все перечисленные эффекты, формирующиеся в процессе долговременной физкультурно-спортивной деятельности, дают важные преимущества тренированному человеку, и обеспечивают ему иное, более высокое качество жизни, по сравнению с нетренированным.

Уровень техники

Известно множество методик оздоровительной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Так, например, известна оздоровительная гимнастика для дошкольников 5-6 лет, при которых проводятся разнообразные игровые задания. Упражнения подобраны в соответствии с особенностями физического развития дошкольников 5-6 лет, с учетом специфики, места проведения (зал, площадка) и времени года (Прокопенко И.В. Методическое пособие «Картотека комплексов оздоровительной гимнастики для детей 5-6 лет». Опубликовано 20.09.2018 г. на сайте: http://primdou74.ru/public/users/993/PDF/090220172241.pdf).

Однако данный комплекс упражнений построен с учетом основных структурных принципов и больше соответствует общепринятой схеме проведения таких занятий, что, соответственно, учитывает только особенности физического развития детей, но не учитывает и множество других факторов, влияющих на достижение значимых результатов при занятиях у детей данной возрастной группы. Кроме того, эти упражнения рассчитаны на очень узкий контингент детей, по сути, только одну возрастную группу.

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является способ оздоровительной гимнастики для детей 3-7 лет, включающий определенный комплекс упражнений (Туранова О.А. Влияние оздоровительной гимнастики на физическую подготовленность детей дошкольного возраста. Екатеринбург.2019.). Разработаны комплексы физических упражнений утренней гимнастики, ритмической гимнастики, лечебной гимнастики. Однако данные комплексы опираются на основные структурные принципы и также соответствуют общепринятой схеме. Кроме того, упражнения направлены, в основном на развитие одного из параметров, а именно, гибкости, и не учитывает множества различных особенностей, помимо физических, для детей такого большого возрастного интервала.

Определяя особенности активности детей дошкольного возраста, необходимо учитывать характер их повседневной деятельности, связанной с обучением в детском саду/школе. Двигательная активность является одним из необходимых условий нормального развития высшей нервной деятельности ребенка, его речевой функции и мышления. Результатами многих исследований показано, что движения способствуют зрительному и слуховому восприятию, речевому общению, процессу общего познания. Именно разнообразие двигательных действий, а не их стандартность является одним из критериев успешности двигательной деятельности, особенно для физической культуры.

Техническая проблема, на решение которой направлено данное изобретение, заключается в разработке способа оздоровительной гимнастики у возрастной группы 4-11 лет с учетом характерных особенностей развития детского организма, который возможно применять в условиях дошкольного учреждения/школы без каких-либо дополнительных затрат.

Раскрытие сущности изобретения.

Технический результат способа заключается в повышении адаптации организма детей 4-11 лет к физическим нагрузкам, позволяющим развить физические качества: ловкость, выносливость, силу, быстроту, а также двигательные особенности: координацию движений и функцию равновесия, за счет систематичности выполнения физических нагрузок.

Технический результат изобретения обеспечивается за счет способа оздоровительной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, включающий выполнение комплекса упражнений, отличающийся тем, что выполняемый комплекс состоит из последовательно выполняемых блоков упражнений, а именно разминочного; упражнений для развития мышц живота, спины и плечевого пояса; упражнений для развития прыгучести; упражнений для развития гибкости; упражнений, связанных с акробатикой; упражнения с использованием подвижных игр, в соответствии с приемами упражнений, приведенных в таблице 1.

В частном случае указанный комплекс упражнений проводят 2 раза в неделю, длительность одного занятия составляет - 30 минут.

В частном случае комплекс проводится в течение 10 месяцев, в 3 этапа, при этом темп упражнений возрастает поэтапно от минимального к максимальному.

Осуществление изобретения

При формировании групп все дети проходят медицинский осмотр и получают допуск к тренировочным занятиям.

Главным требованием комплекса и его специфической чертой является стандартизация - повторение на каждом занятии одних и тех же комплексов упражнений (состоящих, в свою очередь, из одних и тех же упражнений) в одной и той же последовательности под счет тренера, задающего ритм выполнения упражнений. При этом также стандартизуется техника выполнения, применяемые команды и терминология.

Осуществляют выполнение комплекса упражнений, состоящего из 6 последовательно выполняемых блоков (подробное описание выполняемых упражнений изложено в таблице 2).

VI - Блок упражнений «Подвижные игры»,

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Спортивные игры, целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры типа перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).

Младший дошкольный возраст.

Характеристика подвижных игр в младшей возрастной группе: организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя (все дети - птицы, воспитатель - птица-мама). В играх типа «Прятки» главную роль играет воспитатель (ищет детей). Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети - птицы, один или два ребенка -автомобили). Количество ролей в играх незначительно (1-2). Правила просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой - возвращаются на свои места Подвижные игры часто сопровождаются словами - стихами, речитативами - они раскрывают содержание игры и ее правила, объясняют, какое движение и как надо выполнять; служат сигналами для начала и окончания игры, подсказывают ритм и темп.

Средний дошкольный возраст

Характеристика подвижных игр в средней возрастной группе: появляются игры с соревнованием, как индивидуальным («Кто скорее принесет игрушку»), так и коллективным («Самолеты»), простые игры-аттракционы. Может появиться главная роль.

Старший дошкольный/младший школьный возраст

Характеристика подвижных игр в старшей возрастной группе: подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование. При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Используются игры-эстафеты, спортивные игры. Количество ролей увеличивается (до 3-4), роли распределяются между всеми детьми. Этапы подготовки

Освоение программы можно начинать как в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет), так и в старшем дошкольном/младшем школьном возрасте (7-8 лет). Следует отметить, что успешное овладение программой (адаптация к физическим нагрузкам, умение проявлять максимальные мышечные усилия, качественное освоение технических элементов) зависит, прежде всего, не от возраста детей, а от наследственных данных и стартового состояния здоровья.

Этапы освоения программы отражают степень адаптации детей к выполнению требований программы.

На первом этапе подготовки разминочный комплекс составляет основную часть занятия. На последующих этапах он выполняет роль разминочного, а основная часть занятия отводится для выполнения комплексов для развития силы, прыгучести, гибкости и акробатических упражнений.

1- й этап. Начальная степень адаптации.

Критерии:

а) умение выполнять основные команды;

б) знание названий основных упражнений;

в) умение выполнять строевые упражнения;

г) выполнение в повторном режиме вместе с тренером базовых упражнений на месте (общеразвивающие упражнения, отжимания, перекаты, приседания, наклоны);

д) умение выполнять основные виды передвижения (спортивная ходьба, обычный бег, разновидности бега), сохраняя дистанцию, нужное направление.

Темп выполнения невысокий, с незначительными ускорениями.

Продолжительность 1-го этапа - 3 месяца регулярных занятий.

2- й этап. Средняя степень адаптации.

Критерии:

а) безошибочное выполнение основных команд построения;

б) умение выполнять базовые упражнения на месте и в движении без грубых технических ошибок;

в) знание названия и техники выполнения каждого элемента;

г) знание последовательности элементов в каждом комплексе;

д) выполнение отдельных комплексов программы без сопровождающего показа тренера;

е) выполнение отдельных специализированных гимнастических элементов (кувырок вперед, «обезьянка» и т.п.) без грубых технических ошибок.

Темп выполнения в основном средний, отдельные упражнения выполняются с проявлением максимальных мышечных усилий. Характерны более резкие переходы от невысокого темпа выполнения упражнений к среднему, от среднего к высокому.

Достижение занимающимися средней степени адаптации позволяет сократить время выполнения основного комплекса в два раза. Благодаря этому появляется возможность приступить к выполнению отдельных комплексов для развития силы, прыгучести, гибкости.

Продолжительность 2-го этапа - 4 месяца.

3- й этап. Высокая степень адаптации.

Критерии:

а) выполнение базовых упражнений на месте без ошибок и с высокой скоростью исполнения;

б) возможность проявления максимальных мышечных усилий в каждом упражнении («обезьянка» в стойку на руках, кувырок, стойка на руках махом у стены);

в) выполнение базовых упражнений с заданным темпом и максимальным количеством повторений, то есть столько раз, сколько определяет тренер;

г) умение выполнять весь базовый комплекс самостоятельно без тренера-преподавателя с высоким темпом выполнения;

д) овладение техникой гимнастических и акробатических элементов (ходьба на руках, шпагат, перекаты, мостики).

Характерной особенностью адаптации на 3-м этапе являются морфофизиологические сдвиги, проявляющиеся в изменении структур организма и параметров их функционирования. У детей с высокой степенью адаптации налицо «хорошая тренированность» - явное преобладание строения тела мышечного типа, с хорошей осанкой, увеличенная подвижность («непоседливость»), желание ежедневно выполнять физические упражнения (появление зависимости от тренировочных занятий). Уровень развития основных физических качеств приближается к уровню «Супер».

Другой характерной особенностью адаптации на 3-м этапе является повышенная сопротивляемость к заболеваниям.

Продолжительность 3-го этапа для достижения высокой степени адаптации - 3 месяца.

После освоения занимающимися 3-го этапа программы проводится тестирование их физического развития в соревновательной форме итоговой Спартакиады.

Важнейшими признаками достижения занимающимися различных степеней адаптации к физическим нагрузкам, что обуславливает длительность каждого этапа, является проявление адаптационных процессов в виде:

- способности выдерживать темп выполнения упражнений на протяжении всего занятия;

- способности выполнять отдельные кратковременные задания в едином темпе;

- способности технически грамотно, «автоматически» (не думая) выполнять базовые элементы на месте и в движении.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с детьми среднего (4-5 лет), старшего дошкольного (5-7 лет) и младшего школьного (6-11 лет) возраста.

Длительность тренировочного занятия - 20-30 минут. При этом длительность занятия обусловлена возможностью ребенка концентрироваться на выполнении задачи, а также физической возможностью выдерживать единый темп тренировки. При малой длительности времени занятия освоение ребенком одного из этапов занимало больше времени, чем того требуется. При этом, если длительность одного занятия составляла более 30 минут, то ребенок не концентрировался на подаваемых тренером командах и, соответственно, у него отсутствовало их адекватное восприятие, что также сказывалось на длительности каждого этапа и приводило к его увеличению. Кроме того, у ребенка очень быстро терялся интерес к прохождению таких занятий.

Что касается повторов каждого упражнения, то она обусловлена возможностью достижения за определенный период времени необходимой адаптации к физической нагрузке и качеству овладения техникой упражнений.

Нами проведены исследования в 2-х группах детей по 30 человек в каждой, где было уменьшено число повторов вдвое (вместо 4-х было 2, вместо 16-ти было 8 повторов). В этом случае длительность всех трех этапов увеличивалась на 1-1,5 месяца. При этом динамика показателей физического развития не соответствовала той динамике показателей, которую мы получали при проведении занятий в их полноценном исполнении, то есть с тем количеством повторов, которое нами было установлено изначально. Показатели силы, выносливости, ловкости, быстроты и гибкости были значимо ниже, чем при выполнении упражнений с установленным количеством повторов. Динамика показателей при выполнении упражнений в заявленном в способе режиме отражена в приведенных ниже таблицах.

Для подтверждения результативности предлагаемого комплекса оздоровительной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста были проведены исследования на группах детей 4-7 лет. Оценивалась динамика показателей физического развития детей дошкольного возраста.

Анализируя данные таблицы 3 стоит отметить, что изменение показателей длины тела произошли на достоверно значимую величину у девочек 6 и 7 лет (р<0,05).

Полученные данные представляют особый интерес в процессе сравнения различных групп одного возраста, по показателям длины тела и веса. Следует констатировать, что применение предлагаемого оздоровительного комплекса упражнений положительно влияет на физическое развитие детей. Результаты исследования свидетельствуют о целесообразности применения разработанного комплекса оздоровительной гимнастики в качестве эффективного подхода в процессе спортивно-оздоровительной работы дошкольников и младших школьников.

Так, за время проведения педагогического эксперимента установлено, что в течение года у девочек 5 лет занимающихся в спортивном клубе и детском саду наблюдается прирост длины тела в районе 2,5 и 2,0%, соответственно. У девочек 6 лет эти изменения находятся на уровне 2,4 и 2,3%.

У мальчиков 5 лет наблюдаем прирост длины тела 2,6 и 2,9%, у мальчиков 6 лет - 3,6 и 2,3% для занимающихся в спортивном клубе и детском саду. Видим, что максимальный прирост длины тела произошел у мальчиков 6 лет.

Каждый из показателей среднегрупповых значений характеризует улучшение той или иной физической способности, при этом степень изменения данных показателей оказывается различной. Величины прироста средних значений физических способностей распределяются следующим образом:

- силовые способности улучшаются в среднем по 3 показателям на 11,9% (таблица 14), причем приоритет имеет показатель «статической силы» - 19,0%, а наименьший прирост - у «взрывной» и «динамической силы»: 9,1 и 7,7% соответственно, при р<0,05;

- прирост показателей проявления отдельных видов выносливости составляет: 14,0% - «силовая выносливость», 12,5% - «скоростная выносливость», 10,4% - «статическая выносливость», при р<0,05;

- показатели «гибкости» в среднем улучшаются на 10,4%, при этом наибольший - у «пассивной» -11,3% и «комбинированной гибкости - 17,2%, (р<0,05);

- за активный период обучения в ДОУ, сравнительно больший прирост средних значений у показателей «ловкости» - в среднем на 22,4%, при р<0,01, что можно объяснить тем, что в течение года на занятиях решается большой объем преимущественно «новых» двигательных задач;

- к тем качествам, которые наименее подвержены развитию в течение года, относится «быстрота», где прирост в среднем для ее трех видов составляет лишь 3,7%, что можно объяснить как трудностью развития различных видов «быстроты», так и недостаточностью внимания к их совершенствованию.

Таким образом, к категории «слабого развития» (менее 11%) можно отнести: взрывную и динамическую силу, два вида быстроты (частотная и комплексная), пассивную гибкость, статическую выносливость. При этом прирост быстроты циклического характера и активной гибкости не достоверны (р>0,05). Остальная группа показателей имеет прирост более 11%) (р<0,05), но на фоне значительной вариативности величин у отдельных видов проявления физических способностей.

На фоне некоторых колебаний ошибки и стандартного отклонения среднегрупповых значений, после 3-х месячного перерыва в систематических занятиях физическими упражнениями (лето), происходит определенное их снижение по всем показателям. То есть потеря того уровня физической подготовленности, который был достигнут в конце учебного года.

Тем не менее, сопоставление данных физической подготовленности дошкольников и учащихся начальных классов, полученных в начале учебного года и после летних каникул (годичный цикл), позволяет отметить следующее:

- большинство показателей отдельных физических способностей дошкольников к началу «нового» учебного года оказываются практически неизменными по отношению к показателям начала предыдущего учебного года - менее 5,0% прироста, при недостоверном уровне значимости (р>0,05). К ним относятся: динамическая сила, силовая выносливость, статическая выносливость, все виды быстроты и все виды гибкости - всего 9 показателей;

- среди показателей физических способностей дошкольников, имеющих достоверный прирост в течение годичного цикла, (более 10,0%) относится ловкость «вестибулярной и комплексной модальности» -16,2 и 12,9% прироста соответственно;

- третья группа показателей физических способностей дошкольников, для которой характерно достоверное улучшение показателей в пределах от 5,0 до 10,0% в течение годичного цикла, включает четыре вида способностей: «взрывная и статическая сила», «скоростная выносливость» и ловкостные действия, связанные с точностью их выполнения.

Таким образом, процесс физического воспитания дошкольников и младших школьников в течение годичного цикла, определяемый предлагаемой оздоровительной гимнастикой, имеет следующие особенности:

- специфика развития физических способностей школьников 4-7 лет в течение года (9-и месяцев) выражается выделением трех групп показателей, степень изменчивости которых зависит от целого круга «внешних» и «внутренних» факторов:

1-я - с достаточно сильным положительным эффектом: ловкостные способности, статическая сила и комбинированная гибкость (от 16,5% прироста до 26,4%);

2-я - с улучшением средней степени: взрывная и динамическая сила, типичные виды выносливости и пассивная гибкость (от 7,7% прироста до 14,0%);

3-я - со слабо выраженным развитием: различные виды быстроты и активная гибкость (менее 6,6% прироста);

- в течение летнего периода, исключающего, как правило, системные занятия физическими упражнениями, происходит существенное снижение уровня физической подготовленности детей, который был достигнут за 9 месяцев учебной работы: потеря достигнутого уровня развития физических способностей после трех месяцев «пассивного» периода составляет в среднем от 7,8 до 12,8%, за исключением показателей быстроты и выносливости (от 5,0% и менее). При этом быстрота - как качество малоизменчивое в процессе перерыва, имеет и малозначимый прирост за учебный период, а силовые способности теряют, примерно, столько же, сколько и приобрели за активный период. Остальные виды способностей после летнего периода теряют половину того, что приобрели за девять месяцев учебы;

- в связи с показанными выше закономерностями, можно говорить лишь о частичном улучшении физической подготовки дошкольников в конце годичного цикла обучения;

- в плане решения задач улучшения физической подготовленности дошкольников, обращает на себя внимание отрицательная значимость «пассивного» периода в системе целенаправленной организации физического воспитания дошкольников;

- специфика физического совершенствования школьников 4-7 лет заключается в многообразии проявлений их физических способностей, что предопределяет как содержание процесса физического воспитания, так и необходимость создания информативных «оценочных комплексов» для контроля за уровнем физической подготовленности.

Сравнивая среднегрупповые показатели дошкольников 4-5 лет и всей группы в целом (4-7 лет), можно отметить, что все исходные показатели физической подготовленности детей 4-5 лет на начало года - ниже общегрупповых показателей. При этом, следует отметить, что средние показатели силы, выносливости и ловкости (по трем видам проявления) отличаются от общегрупповых - на 10,1, 7,6 и 8,3% соответственно, а быстроты и гибкости - лишь: на 3,6 и 2,8%.

Исследования позволили установить, что при сравнении каждого вида физических способностей преимущество общегрупповых данных проявляется в показателях статической силы (19,0%; р<0,01), статической выносливости (10,9%; р<0,01), и ловкости точностной модальности (12,7%; р<0,01). Остальные физические способности близки по значению (р>0,05).

Сопоставление средних показателей физической подготовленности детей 4-5 лет и всех испытуемых в целом, по второму тестированию (в конце учебного года), определяет «общую» тенденцию к снижению относительных различий, т.е. эффект процесса обучения дошкольников в течение года, сближает средние показатели уровня физической подготовленности данных групп дошкольников. При этом по оценкам каждого физического качества в целом (средняя по трем видам проявления), различия показателей: силы, выносливости и ловкости незначительно ниже 8,1,6,5 и 4,3%, по сравнению с показателями первого тестирования.

Показатели физических способностей, имевших в начале года значительные различия (статическая сила, статическая выносливость и ловкость, связанная с точностью действия), сохранили их и в конце года. Величины показателей остальных видов проявления физических способностей двух возрастных подгрупп дошкольников во втором тестировании сближаются, особенно это относится к показателям ловкости «вестибулярной и комплексной модальности» (уровень различий р>0,05).

Средние показатели физической подготовленности младшей возрастной подгруппы и всей группы дошкольников в целом в третьем тестировании (после летнего перерыва), характеризует продолжение общей тенденции к их сближению. При этом пределы различия «интегральных» показателей (средние по трем видам проявления) уровня развития физических качеств, составляют 0,6-9,0% (быстрота и ловкость соответственно). Лишь показатели 4-х физических способностей сохраняют относительно значимые различия: 3 вида ловкости (7,1; 11,1; 8,8%) и статической силы - 10,8% (р<0,05).

Изменение показателей физической подготовленности детей 4-5 лет на отдельных этапах годичного цикла свидетельствует о том, что прирост большинства показателей физических способностей дошкольников имеют достоверные значения (р<0,05) в пределах - 6,0-30%. К недостоверным изменениям относятся показатели силовой выносливости (7,5%), циклической быстроты (6,1%) и активной гибкости (2,3%; р>0,05).

После летнего периода достоверное снижение физических способностей отмечается в показателях статической силы (18,0%), вращательной ловкости (22,35%), циклической и частотной быстроты (по 5,6%) и комбинированной гибкости (15,7%). Остальные показатели оказываются более стойкими к перерыву и их изменения недостоверны (р>0,05).

Сравнивая прирост показателей физической подготовленности детей младшей возрастной подгруппы и всей группы дошкольников в целом (таблица 5) на различных этапах годичного цикла, можно отметить, что прирост показателей статической силы и скоростной выносливости за 9-и месячный период, у дошкольников 1-й возрастной подгруппы, больше, чем «общегрупповой» прирост на 5,1 и 8,4% соответственно (р<0,05). К группе «незначительного преимущества» младшей подгруппы можно отнести показатели взрывной и динамической силы, статической выносливости, комбинированной ловкости и всех видов быстроты (преимущество менее 5,0%). Остальные 5 показателей характеризуются тенденцией к более низкому приросту у младших дошкольников, по сравнению с общегрупповыми изменениями.

Снижение всех видов физических способностей в 1-й возрастной подгруппе, после трех месячного перерыва в систематических занятиях физическими упражнениями, незначительно меньше или одинаково относительно общегрупповых данных, за исключением «ловкостных действий вестибулярной модальности», где потери 1-й возрастной подгруппы на 8,5% больше.

Показатели развития статической силы и ловкостных действий вестибулярной модальности после летнего перерыва ниже в 1-й возрастной подгруппе, по сравнению с общегрупповыми, на 5,8 и 8,3% соответственно. Прирост показателей быстроты и гибкости, сравниваемых категорий дошкольников, практически близок друг к другу.

Таким образом, на фоне сходных изменений показателей физической подготовленности дошкольников старшей возрастной подгруппы и всей группы на протяжении годичного цикла, выявляется ряд особенностей:

- качества силы и выносливости в старшей подгруппе (средние показатели по 3 видам проявления) более развиты, а среди отдельных видов способностей выделяются: статическая сила, скоростная и статическая выносливость, а также координационные действия, связанные с точностью выполнения;

- указанные соотношения физических способностей дошкольников данных двух категорий остается неизменными и в конце года;

- после трех месячного перерыва в занятиях, на фоне общего сближения уровней физической подготовленности старшей подгруппы и всех дошкольников в целом, сохраняются общие тенденции снижения средних показателей, кроме значительного ухудшения ловкости во 2-й возрастной подгруппе;

- относительные изменения показателей физической подготовленности дошкольников 6-7 лет на отдельных этапах годичного цикла, определяют три условных группы видов физических способностей: 1-я - со значительным приростом в процессе учебы (7 показателей), 2-я - со слабым (3 показателя), 3-я - с показателями, остающимися на исходных позициях (5 показателей);

- в результате физической подготовки школьников 2-й возрастной подгруппы на протяжении годичного цикла, несколько лучше развитыми физическими качествами, по сравнению с общегрупповыми показателями, оказываются сила, выносливость и ловкость. При этом для выносливости и ловкости характерна значительная вариативность «внутренних» соотношений (по 3 вида) показателей отдельных физических способностей (относительные улучшения или ухудшения).

После двух последовательных периодов обучения дошкольников/младших школьников по программе предлагаемой оздоровительной гимнастики на занятиях физической культурой в детском саду/школе (12 месяцев) установлены следующие особенности:

- сохраняются «ранги» физических качеств по степени различий между подгруппами, кроме показателей ловкости, которые приближаются (увеличиваются) к уровню исходных показателей и лучше у старшей подгруппы (средняя по 3 видам) на 15,9%;

- на фоне общего снижения различий между подгруппами, за время занятий (8 показателей) сохраняется преимущество старшей подгруппы над младшей, которое составляет: от 6,4 до 25%. Различия других способностей (7 видов) остаются недостоверными и малыми по величине. При этом показатели силовой выносливости и пассивной гибкости переходят в категорию недостоверных различий, т.е. «фактор перерыва» в данном случае снижает степень различий. В тоже время различия у показателей ловкости вестибулярной и комбинированной модальности, к концу годичного цикла, вновь становятся существенными, как и было в первом тестировании.

Абсолютные значения среднегрупповых показателей физической подготовленности мальчиков в конце года увеличиваются, что является естественным эффектом занятий физическими упражнениями по предлагаемому способу. При этом отмечены существенно большие показатели статической и динамической силы (10,0 и 7,1%), силовой и скоростной выносливости (13,3 и 60,9%). Несколько меньше по величине, но также достоверно, улучшаются показатели ловкости вестибулярной и точностной модальностей (6,4 и 8,2%).

Три показателя существенно ниже: статическая выносливость (32,7%), комбинированная ловкость (10,6%) и комбинированная гибкость (9,9%); остальные изменения не имеют достоверных различий (р>0,5).

Предлагаемый способ не требует строительства специальных сооружений и применения специального оборудования и доступен практически для каждого ребенка. Для проведения занятий достаточно иметь зал в детском саду или школе, имеющий ковровое покрытие, гимнастическую стенку с 6 секциями, гимнастические маты, гимнастические скамейки.

Оценка результативности программы устанавливается путем сравнения показателей физической подготовленности детей на начало и на конец учебного года, а также путем анализа динамики этих показателей в течение нескольких лет.

Похожие патенты RU2769864C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2005
  • Шемякина Татьяна Анатольевна
  • Плачкова Яна Александровна
  • Королева Елена Владимировна
  • Кондратьева Елена Ивановна
  • Мащенко Татьяна Георгиевна
  • Кудрявцева Людмила Павловна
RU2285516C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ 2015
  • Яшина Елена Романовна
  • Прохорова Ирина Владимировна
RU2594432C1
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2019
  • Маркина Инна Владимировна
RU2728718C1
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ 2020
  • Бычкова Елена Игоревна
  • Шкребко Александр Николаевич
  • Иванова Инна Викторовна
  • Никитина Ирина Евгеньевна
RU2753321C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КОНДИЦИИ ЧЕЛОВЕКА 2002
  • Вавилов Ю.Н.
  • Вавилов А.Ю.
  • Вавилов К.Ю.
  • Силина О.В.
  • Силина С.В.
RU2206273C1
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 2014
  • Рыбаков Дмитрий Петрович
RU2601102C2
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРАСТНОГО ЗАКАЛИВАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2019
  • Фишер Татьяна Александровна
  • Колыванова Светлана Сергеевна
  • Дремина Елена Лазаревна
RU2744024C2
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ 2014
  • Егорова Светлана Александровна
  • Егоров Николай Алексеевич
  • Петрякова Виктория Григорьевна
RU2592778C2
Способ комплексного контрастного закаливания подростков 15-16 лет в образовательном учреждении 2021
  • Колыванова Светлана Сергеевна
  • Маслова Ирина Станиславовна
  • Фишер Татьяна Александровна
RU2785035C1
СПОСОБ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ 2005
  • Харитонов Василий Иванович
  • Халабов Анатолий Ормасович
  • Харитонова Валерия Григорьевна
  • Мартымьянов Юрий Григорьевич
  • Янчик Валерий Викторович
RU2288689C2

Реферат патента 2022 года СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской профилактике, лечебной физкультуре, спортивной медицине и может быть использовано для оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста в течение всего года в дошкольных или учебных заведениях, а также в санаторно-курортных условиях. Для этого выполняют комплекс упражнений, который состоит из 6 последовательно выполняемых блоков: разминочный блок; блок упражнений для развития мышц живота, спины и плечевого пояса; блок упражнений для развития прыгучести; блок упражнений для развития гибкости; блок упражнений «Акробатика»; блок упражнений «Подвижные игры». Комплекс упражнений проводят в 3 этапа. Темп упражнений возрастает поэтапно от минимального к максимальному. Занятия проводят 2 раза в неделю, длительность одного занятия составляет 30 минут. Способ обеспечивает адаптацию организма детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам, позволяющим развить физические качества: ловкость, выносливость, силу, быстроту, а также координацию движений и функцию равновесия, за счет систематизированного выполнения разработанного комплекса физических упражнений, выполняемых в определенной последовательности и в определенном режиме выполнения. 2 з.п. ф-лы, 5 табл.

Формула изобретения RU 2 769 864 C1

1. Способ оздоровительной гимнастики для детей дошкольного и младшего школьного возраста, включающий выполнение комплекса упражнений, отличающийся тем, что выполняемый комплекс состоит из последовательно выполняемых блоков упражнений, а именно разминочного; упражнений для развития мышц живота, спины и плечевого пояса; упражнений для развития прыгучести; упражнений для развития гибкости; упражнений, связанных с акробатикой; упражнений с использованием подвижных игр, в соответствии с приемами упражнений, приведенных в таблице 1.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что указанный комплекс упражнений проводят 2 раза в неделю, длительность одного занятия составляет 30 минут.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что комплекс проводится в течение 10 месяцев в 3 этапа, при этом темп упражнений возрастает поэтапно от минимального к максимальному.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2769864C1

СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 2004
  • Мариниченко С.К.
RU2266093C2
Способ оздоровительной гимнастики 2020
  • Соколова Наталья Николаевна
RU2748116C1
Машина для наполнения фаршем консервных банок 1932
  • Семенов А.Н.
SU35047A1
CN 2905120 Y, 30.05.2007
ТУРАНОВА О.А
Влияние оздоровительной гимнастики на физическую подготовленность детей дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа, Екатеринбург, 2019, 75 с.
КОНАКОВА Л.П
и др
Комплексное применение средств различных видов

RU 2 769 864 C1

Авторы

Петров Александр Владимирович

Соковиков Олег Борисович

Даты

2022-04-07Публикация

2022-02-18Подача