СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПЕРЕГОННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ Российский патент 2022 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2770031C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Уровень техники

Известен способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей с электрическими стыками, заключающийся в том, что к рельсовой линии посредством линий связи подключают путевой генератор сигнальной частоты и путевой приемник, генератор и приемник подключают к разным линиям связи, причем, генератор подключается на время контроля и время протекания переходных процессов к середине рельсовой линии ограниченной электрическими стыками по концам, приемник подключают на время контроля рельсовой линии, время подключения путевых приборов определяют распределители, установленные на посту ЭЦ и линейных установках, синхронизация распределителей осуществляют сигналом цикловой синхронизации, для исключения влияния инерционности колебательных контуров путевого приемника и электрических стыков, каждое последующее подключение приемника осуществляются так, чтобы сигнал поступал на вход приемника в противофазе с напряжением предыдущей рельсовой линии Патент №2684162 РФ, Способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей с электрическими стыками Полевой Ю.И. Опубл. 04.04.2018. Бюл. №10].

Недостатком способа является то, что в области электрического стыка шунтовая чувствительность понижена. Известен способ регулирования движения поездов с использованием устройств радиосвязи, с помощью которых передают с поста электрической централизации ЭЦ на локомотив Л информацию о состоянии перегонных рельсовых цепей РЦ, расположенных в зоне контроля ЗК, т.е. между станцией и серединой перегона, номерах установленных маршрутах УМ и прогнозное время приема/отправления поезда;

контроль состояний перегонных рельсовых линий РЛ осуществляют тональными рельсовыми цепями ТРЦ с помощью двухпроводной линии для генераторного конца ТРЦ ЛПГ и пошаговой работы линейных распределителей ЛРС, и двухпроводной линии приемного конца ЛПП для передачи информации о состоянии РЦ на посты ЭЦ прилегающих станций;

линии ЛП и ЛК укладывают от середины перегона до станции, к ЛП на посту ЭЦ подсоединяют тональный путевой генератор ПГ, а к ЛК - тональный путевой приемник ПП; под воздействием станционной ЭВМ ЭВМС ПГ посылает в ЛП серию импульсов, между которыми следует интервал, выполняющий функции сигнала цикловой синхронизации ЦС, импульсы разделены границами, где фаза сигнала изменяется на противоположную;

на границах РЦ устанавливают путевые коробки ПК с аппаратурой питающего конца ПКг (генераторный) или приемного конца ПКп, ПКп и ПКг размещают в шахматном порядке;

по ЛК циклически передают информацию на ПП о состоянии РЦ, при этом к ПП посредством путевых трансформаторов ПТ и ЛК подсоединяют приемный конец РЦ, амплитуда сигнала указывает на состояние РЛ, которая сравнивается с пороговыми значениями занятия и освобождения РЦ [Патент №2732 181 РФ, Способ регулирования движения поездов Полевой Ю.И. Опубл. 14. 09. 2020. Бюл. №26].

Недостатком способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции РЦ не может обеспечить достоверный контроль состояний рельсовой линии РЦ.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Раскрытие изобретения

Техническим результатом является осуществление надежного контроля состояний РЦ при пониженном сопротивлении изоляции РЛ с помощью сравнений напряжений приемных концов нескольких РЦ, или одной РЦ, измеренных в разные моменты времени [Полевой Ю.И. Методы и устройства контроля местонахождения объекта в системе управления подвижным составом: дис.… докт. техн. наук / Ю.И. Полевой. - Самара: СамГУПС, 2013. - 454 с.].

Способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей РЦ осуществляют тональными рельсовыми цепями ТРЦ с помощью двухпроводной линии для генераторного конца ЛПГ и пошаговой работы линейных распределителей ЛРС, и двухпроводной линии приемного конца ЛПП для передачи информации о состоянии РЦ на пост ЭЦА прилегающей станции; линии ЛПГ и ЛПП укладывают от середины перегона до станции, к линейным точкам ЛТ на посту ЭЦА подсоединяют путевой генератор ПГ и путевой приемник ПП; на границах РЦ устанавливают ЛТ (путевые коробки ПК с аппаратурой питающего или приемного конца); по ЛПП циклически передают информацию на ПП о состоянии РЦ, при этом амплитуду сигнала указывает на состояние РЛ, которая сравнивается с пороговыми значениями напряжения, отличающийся тем, что освобождение РЛ фиксируют при условии, что текущее напряжение приемного конца РЦ не отличается от напряжения приемного конца предыдущей РЦ (по ходу движения поезда), более чем на 10% от измеренного в предыдущем цикле контроля, а также не отличается более чем на 10% от порогового напряжения этой же РЦ, найденного перед ее занятием проходящим поездом (If BEGIN 0,9 • UK-1 < Uk < 1,1 • Uk-1 AND 0,9 • UPAk < UK < 1,1 • UPAk END THEN PK=0), за пороговое напряжение принимают текущее значение напряжения приемного конца РЦ при ее свободном состоянии и и свободном состоянии смежных с ней РЦ (If BEGIN ΡK-1=0 AND PK=0 AND ΡK+1=0 END THEN UPk=Uk).

Осуществление изобретения

Краткое описание чертежей

На чертеже (фиг.1) представлена структурная схема соединений постовых и перегонных устройств.

Условные обозначения

На фиг.1, в тексте и в таблице 1 приведены следующие обозначения:

1 - пост электрической централизации станции А - ЭЦА;

2 - путевой генератор ПГ;

3 - инвертор И;

4 - прерыватель ПР;

5 - путевой приемник ПП;

6 - станционная ЭВМ ЭВМС;

7, 8, 9, 10 - линейные точки ЛТ;

11, 12, 13, 14 - внутрипостовые соединительные провода СП;

15, 16 - линейные провода генераторного конца ЛПГ;

17, 18 - линейные провода приемного конца ЛПП;

19 - внутри постовая шина передачи информации о напряжении приемных концов ШПИ;

20, 21 - внутри постовые провода передачи информации ППИ;

Ρ1=0, Р2=0 … - свободное состояние РЦ в текущем цикле контроля;

Р3=1 … - занятое состояние РЦ в текущем цикле контроля;

UA1, UA2, UA3 - напряжения приемных концов РЦ в предыдущем цикле контроля;

UP1, UP2, UP3 … - пороговые напряжения РЦ в текущем цикле контроля;

UPΑ1, UPA2, UPA3 … - пороговые напряжения РЦ в предыдущем цикле контроля;

ЛПГ - двухпроводная линия генераторного конца;

ЛПП - двухпроводная линия приемного конца;

ЛРС - линейный распределитель;

РЛ - рельсовая линия;

ТРЦ - тональная рельсовая цепь.

Описание изобретения

Способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей РЦ осуществляют тональными рельсовыми цепями ТРЦ с помощью двухпроводной линии генераторного конца ЛПГ 15, 16 и пошаговой работы линейных распределителей ЛРС на линейных точках ЛТ 7, 8, 9 10, и двухпроводной линии приемного конца ЛПП 17. 18 для передачи информации о состоянии РЦ на пост ЭЦА 1 прилегающей станции; линии ЛПГ 15, 16 и ЛПП 17, 18 укладывают от середины перегона до станции.

К линейным точкам ЛТ 7, 8, 9, 10 на посту ЭЦА 1 подсоединяют путевой генератор ПГ 2 и путевой приемник ПП 5; на границах РЦ устанавливают ЛТ 7, 8. 9, 10 (путевые коробки ПК с аппаратурой питающего или приемного конца). По ЛПП 17, 18 циклически передают информацию на ПП 6 о состоянии РЦ, при этом амплитуда сигнала указывает на состояние РЛ, которая сравнивается с пороговым значением напряжения.

Для указания границ импульсов передаваемых на линейные точки ЛТ 7, 8, 9, 19 используется инвертор И 3, который изменяет фазу сигнала на 180°, а для создания сигнала цикловой синхронизации (интервал между приказами), предусмотрен прерыватель сигнала ПР 4. С помощью станционной ЭВМ ЭВМС 6, формируется сигнал телеуправления и дешифруется сигнал телесигнализации, по аналогии с тем как это предусмотрено в прототипе.

Для соединения приборов и устройств используются соединительные провода и шина 11, 12, 13, 14, 19, 20, 21.

В отличие от прототипа освобождение РЛ фиксируют при условии, что текущее напряжение приемного конца РЦ не отличается от напряжения приемного конца предыдущей РЦ (по ходу движения поезда), более чем на 10% от измеренного в предыдущем цикле контроля, а так же не отличается более чем на 10% от порогового напряжения этой же РЦ, найденного перед ее занятием проходящим поездом (If BEGIN 0,9 •·Uk-1 < Uk < 1,1 • Uk-1 AND 0,9 • UPAk < Uk < 1,1 • UPAk END THEN PK=0; в транскрипции алгоритмического языка Delphi), за пороговое напряжение принимают текущее значение напряжения приемного конца РЦ при ее свободном состоянии и свободном состоянии смежных с ней РЦ (If BEGIN ΡK-1=0 AND PK=0 AND ΡK+1=0 END THEN UPK=UK, в транскрипции алгоритмического языка Delphi).

В табл.1 указаны имена переменных для работы программы при определении состояний РЦ и пороговых напряжений.

Похожие патенты RU2770031C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2732181C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ СКОРОСТНЫХ ПОЕЗДОВ 2021
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2772592C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ СТАНЦИОННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2751922C1
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ НА СКОРОСТНЫЕ ПОЕЗДА 2022
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2781704C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2021
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2770034C1
УСТРОЙСТВО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ 2021
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2775033C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ДЛИННОСОСТАВНЫХ ПОЕЗДОВ 2022
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2781702C1
УСТРОЙСТВО РЕЗЕРВНОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2751830C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ 2021
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2753939C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РЕЛЬСОВЫХ ЛИНИЙ И РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2736653C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 770 031 C1

Реферат патента 2022 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ ПЕРЕГОННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ

Изобретение относится к методам контроля состояний перегонных рельсовых цепей РЦ. В способе контроль осуществляют тональными рельсовыми цепями ТРЦ, пороговые напряжения для фиксации состояния РЦ являются адаптивными. Фиксация освобождения РЦ происходит при выполнении условия заключающегося в том, что текущее напряжение приемного конца РЦ в очередном цикле контроля не отличается от порогового напряжения и текущего напряжения предыдущей РЦ в предыдущем цикле контроля более чем на 10%. Фиксация порогового напряжения осуществляется при свободном состоянии трех смежных РЦ, это напряжение равно текущему напряжению приемного конца средней РЦ в текущем цикле контроля. Достигается повышение надежности и достоверности контроля состояний РЦ при пониженном сопротивлении изоляции РЛ. 1 табл., 1 ил.

Формула изобретения RU 2 770 031 C1

Способ контроля состояний перегонных рельсовых цепей РЦ осуществляют тональными рельсовыми цепями ТРЦ с помощью двухпроводной линии для генераторного конца ЛПГ и пошаговой работы линейных распределителей ЛРС, и двухпроводной линии приемного конца ЛПП для передачи информации о состоянии РЦ на пост ЭЦА прилегающей станции; линии ЛПГ и ЛПП укладывают от середины перегона до станции, к линейным точкам ЛТ на посту ЭЦА подсоединяют путевой генератор ПГ и путевой приемник ПП; на границах РЦ устанавливают линейные точки ЛТ - путевые коробки ПК с аппаратурой питающего или приемного конца; по ЛПП циклически передают информацию на ПП о состоянии РЦ, при этом амплитуду сигнала указывает на состояние РЛ, которая сравнивается с пороговыми значениями напряжения, отличающийся тем, что освобождение РЛ фиксируют при условии, что текущее напряжение приемного конца РЦ не отличается от напряжения приемного конца предыдущей РЦ, более чем на 10% от измеренного в предыдущем цикле контроля, а так же не отличается более чем на 10% от порогового напряжения этой же РЦ, найденного перед ее занятием проходящим поездом, за пороговое напряжение принимают текущее значение напряжения приемного конца РЦ при ее свободном состоянии и и свободном состоянии смежных с ней РЦ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2770031C1

РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 2004
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2259295C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Лисенков Виктор Михайлович
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2286276C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2002
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Яковлев В.Н.
  • Смышляев В.А.
  • Гуменников В.Б.
RU2238867C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2005
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Хохлов Анатолий Филлипович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2294856C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2020
  • Полевой Юрий Иосифович
RU2732181C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЙ РАЗВЕТВЛЕННОЙ РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ В ГОРЛОВИНАХ СТАНЦИИ 2019
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Горелик Александр Владимирович
  • Савченко Павел Владимирович
RU2723529C1

RU 2 770 031 C1

Авторы

Полевой Юрий Иосифович

Даты

2022-04-14Публикация

2021-04-26Подача