Укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог Российский патент 2022 года по МПК E01C3/04 E02D3/12 C04B28/04 C04B111/20 

Описание патента на изобретение RU2771804C1

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для укрепления глинистых грунтов при возведении оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог.

Известна дорожная смесь для устройства оснований и морозозащитных слоев дорожных одежд (SU 481661, опубл. 25.08.1975 г.), содержащая грунт, цемент, пластифицирующую добавку, в качестве которой использован дивинилстирольный латекс, и воду при следующем соотношении компонентов, вес. ч.: грунт 100; цемент - 4-8; дивинилстирольный латекс - 2-4; вода - 5-20 в соответствии с оптимальной влажностью исходного грунта. Дорожная смесь обладает повышенной деформационной способностью.

Основным недостатком состава является недостаточная морозостойкость, что ограничивает возможности его использования в качестве покрытия переходного типа, а также высокая стоимость пластифицирующей добавки.

Известен состав для укрепления связного грунта (SU 883143, опубл. 23.11.1981 г.), включающий нефть, добавку и воду, где в качестве добавки используется кремнефтористый натрий, при соотношении ингредиентов, мас. %: нефть 25-40; кремнефтористый натрий 15-30; вода - остальное.

Недостатком состава является недостаточная прочность и водостойкость укрепленного грунта, а также необходимость введения в грунт высокотоксичной нефти и кремнефтористого натрия.

Известен укрепленный грунт для дорожного строительства, содержащий природный грунт и вяжущее, включающее водный раствор поливинилового спирта (патент RU №2324784, опубл. 2008 г.).

Недостатком такого укрепленного грунта для дорожного строительства является то, что введение в грунт 3-5% водного раствора поливинилового спирта в количестве, равном объему наполнителя в плотном сложении не приводит к повышению необходимой прочности, а увеличивает только морозостойкость. Кроме того, технология получения такого укрепленного грунта, включающая уплотнение сырьевой смеси и нагрев до 150 градусов, является трудоемкой и экономически невыгодной.

Наиболее близкой по техническому решению, принятой за прототип, является грунтовая смесь для дорожного строительства (патент РФ №2296831, опубл. 10.04.2007 г.), включающая нефтесодержащие отходы, минеральное вяжущее и добавку, в качестве нефтесодержащих отходов содержит нефтезагрязненный грунт, в качестве минерального вяжущего -портландцемент, в качестве добавки - лигносульфонаты технические порошкообразные, при следующем соотношении, мас. %: нефтезагрязненный грунт - 79,60-85,72; портландцемент - 14-20; лигносульфонаты технические порошкообразные - 0,28-0,4.

Недостатком данной смеси является необходимость введения от 14 до 20% вяжущего, что является экономически нецелесообразным.

Задачей изобретения является получение дорожно-строительного материала на основе техногенного грунта (вскрышных пород) и отходов теплоэнергетики с маркой по прочности Μ 40, что позволит снизить антропогенное воздействие отходов ГПК и ТЭК на природные экосистемы.

Указанный технический результат достигается тем, что в заявляемом укрепленном грунте для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог содержится техногенный грунт (вскрышные породы) с содержанием глинистых частиц не менее 16%; механоактивированная зола уноса сухого улавливания; минеральное вяжущее -портландцемент с минеральными добавками (класс прочности 32,5, быстротвердеющий); полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата; вода, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

вскрышные породы 60-70 механоактивированная зола уноса 10-20 портландцемент 6-8 полимерный композит 0,5-0,8 (сверх 100%) вода 12-14

Достижение указанного технического результата обусловлено нанотехнологическим преобразованием структуры, достигаемым в процессе механической активации, а также образованием межмолекулярных водородных связей при взаимодействии поли(1-карбамоилэтилена) с продуктами гидролиза поливинилацетата, что способствует равномерному распределению и закреплению связующего. Использование механоактивированной золы уноса и полимерного композита в составе дорожно-строительного материала позволяет повысить предел прочности при сжатии и на растяжение при изгибе. Характеристика исходных материалов:

1. Техногенный грунт - вскрышные породы с содержанием глинистых частиц не менее 16%.

2. Зола уноса сухого улавливания, тип - кислая, содержание оксида кальция (СаО) - не более 10%, подвергнутая механической активации в течение 1 минуты.

3. Минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками: класс прочности - 32,5; быстротвердеющий.

4. Полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата (синтезирован в воде при 60°С; массовое соотношение ПАВ - 3:7).

5. Вода по ГОСТ 23732-2011.

Укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог разработан в соответствии с требованиями ГОСТ 23558-94 путем подбора оптимального количества вяжущего в процентах от массы техногенного грунта, состоящего из вскрышных пород, и механоактивированной золы уноса с учетом оптимальной влажности. Основными критериями оценки оптимальности состава являлись прочностные характеристики.

Пример. В воздушно-сухую смесь техногенного грунта - вскрышных пород и механоактивированной золы уноса (время механоактивации 1 минута) вносили вяжущее - портландцемент с минеральными добавками. Состав смеси, мас. %: вскрышные породы - 60-70; механоактивированная зола уноса - 20-10; портландцемент - 8-6. Затем смесь перемешивали вручную и вводили полимерный композит (0,5-0,8 мас. % сверх 100%), растворенный в оптимальном количестве воды (12-14 мас. %), после чего снова перемешивали. Из полученной смеси каждого вида изготавливали образцы в соответствии с ГОСТ 23558-94. Прочностные характеристики получены на образцах, подвергнутых полному водонасыщению. Анализ физико-механических характеристик образцов проводили через 28 суток.

Физико-механические характеристики образцов приведены в таблице 1. Показано, что применение полимерного композита на основе поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата, а также механоактивированной золы уноса (за счет изменения реакционной способности твердых частиц под действием механических сил, сопровождающееся образованием новой поверхности) позволяет получить дорожно-строительный материал с маркой по прочности Μ 40 в соответствии с требованиями ГОСТ 23558-94.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог имеет прочность при сжатии 4-4,3 МПа и растяжении при изгибе 1,8-1,9 МПа при содержании вяжущего 6-8 мас. %. По прототипу прочность при сжатии 1,6 МПа и растяжении при изгибе 1,24 МПа достигнута при содержании вяжущего 8 мас. %. Такое отличие от прототипа дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности изобретения «новизна». Сравнение заявляемого укрепленного грунта для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог с прототипом и другими аналогичными техническими решениями в данной области не позволили выявить в них признаки, аналогичные отличительным признакам. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого укрепленного грунта для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог условию патентоспособности изобретения «изобретательский уровень».

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет утилизировать вскрышные породы и золы уноса в составах укрепленного грунта для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог и получать дорожно-строительный материал с прочностью при сжатии 4-4,3 МПа и прочностью на растяжении при изгибе 1,8-1,9 МПа в соответствии с ГОСТ 23558-94.

Похожие патенты RU2771804C1

название год авторы номер документа
Грунтовая смесь для дорожного строительства 2020
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Беспилотов Дмитрий Викторович
  • Панков Павел Павлович
  • Руш Елена Анатольевна
  • Авсеенко Надежда Дмитриевна
RU2754841C1
МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ЦЕМЕНТОГРУНТ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2022
  • Вдовин Евгений Анатольевич
  • Коновалов Никита Витальевич
RU2794834C1
Состав для устройства слоев оснований дорожной одежды 2019
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Дабижа Ольга Николаевна
  • Панков Павел Павлович
  • Бесполитов Дмитрий Викторович
  • Ярилов Евгений Витальевич
  • Яковлев Дмитрий Александрович
RU2726095C1
Состав для повышения несущей способности оснований земляного полотна 2023
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Панков Павел Павлович
  • Шаванов Николай Дмитриевич
  • Бесполитов Дмитрий Викторович
  • Руш Елена Анатольевна
RU2811558C1
Зологрунт для дорожного строительства 2021
  • Слободчикова Надежда Анатольевна
  • Плюта Ксения Викторовна
RU2779688C1
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2017
  • Дабижа Ольга Николаевна
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Панков Павел Павлович
  • Ярилов Евгений Витальевич
  • Яковлев Дмитрий Александрович
RU2660969C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЛОЕВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 2020
  • Бондаренко Светлана Николаевна
  • Гридчин Анатолий Митрофанович
  • Бодяков Александр Николаевич
  • Логвиненко Анжелика Александровна
  • Лебедев Михаил Сергеевич
RU2757238C1
СОСТАВ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГРУНТА 2019
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Дабижа Ольга Николаевна
  • Панков Павел Павлович
  • Ярилов Евгений Витальевич
  • Яковлев Дмитрий Александрович
RU2717592C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ДРУГИХ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ 2019
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Дабижа Ольга Николаевна
  • Панков Павел Павлович
  • Коновалов Александр Георгиевич
  • Ярилов Евгений Витальевич
  • Яковлев Дмитрий Александрович
RU2726094C1
СОСТАВ ГРУНТОБЕТОННОЙ СМЕСИ, ГРУНТОБЕТОННОЕ ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ, СПОСОБ ЕГО УСТРОЙСТВА 2010
  • Строкова Валерия Валерьевна
  • Карацупа Сергей Викторович
  • Дмитриева Татьяна Владимировна
  • Лютенко Андрей Олегович
  • Николаенко Михаил Алексеевич
RU2445285C2

Реферат патента 2022 года Укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для укрепления глинистых грунтов при возведении оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог. Укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог содержит, мас.%: техногенный грунт - вскрышные породы с содержанием глинистых частиц не менее 16% 60-70, механоактивированную золу уноса сухого улавливания 10-20, минеральное вяжущее - быстротвердеющий портландцемент с минеральными добавками - класс прочности 32,5 6-8, воду 12-14, полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата 0,5-0,8 сверх 100%. Технический результат – повышение прочности при сжатии и растяжении при изгибе дорожно-строительного материала, снижение антропогенного воздействия отходов – вскрышных пород и отходов теплоэнергетики на природные экосистемы. 1 табл., 1 пр.

Формула изобретения RU 2 771 804 C1

Укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог содержит техногенный грунт - вскрышные породы с содержанием глинистых частиц не менее 16%, механоактивированную золу уноса сухого улавливания, минеральное вяжущее - портландцемент с минеральными добавками - класс прочности 32,5, быстротвердеющий, полимерный композит в виде коллоидного раствора высокомолекулярных поверхностно-активных веществ: поли(1-карбамоилэтилена) и продуктов гидролиза поливинилацетата, воду, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

вскрышные породы 60-70 механоактивированная зола уноса 10-20 портландцемент 6-8 полимерный композит 0,5-0,8 сверх 100% вода 12-14

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2771804C1

ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2005
  • Вяткин Александр Павлович
  • Афанасьев Иван Афанасьевич
  • Краснов Евгений Сергеевич
  • Вагнер Сергей Александрович
RU2296831C1
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ 2017
  • Дабижа Ольга Николаевна
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Панков Павел Павлович
  • Ярилов Евгений Витальевич
  • Яковлев Дмитрий Александрович
RU2660969C1
Состав для устройства слоев оснований дорожной одежды 2019
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Дабижа Ольга Николаевна
  • Панков Павел Павлович
  • Бесполитов Дмитрий Викторович
  • Ярилов Евгений Витальевич
  • Яковлев Дмитрий Александрович
RU2726095C1
RU 2017147183 A, 01.07.2019
RU 2017147181 A, 01.07.2019
ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. 2012
  • Вдовин Евгений Анатольевич
  • Мавлиев Ленар Фидаесович
  • Шайхутдинов Айдар Наилевич
RU2519283C1
УКРЕПЛЕННЫЙ ГРУНТ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ПОКРЫТИЙ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА 2008
  • Меренцова Галина Степановна
  • Хребто Алексей Олегович
RU2389844C1
CN 103334772 A, 02.10.2013.

RU 2 771 804 C1

Авторы

Коновалова Наталия Анатольевна

Бесполитов Дмитрий Викторович

Панков Павел Павлович

Руш Елена Анатольевна

Авсеенко Надежда Дмитриевна

Даты

2022-05-12Публикация

2021-06-30Подача