Заявляемое изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для стабилизации грунтов верхнего рабочего слоя земляного полотна автомобильных и железных дорог различного назначения, а также устройства прочных грунтовых слоев основания дорожной одежды при строительстве и ремонте автомобильных и железных дорог.
Известна строительная композиция (Патент РФ №2198857), которая может быть использована для укрепления грунтов оснований автомобильных, железных дорог, для устройства фундаментов жилых и гражданских сооружений и для получения ячеистого бетона. Технический результат - повышение прочности на сжатие, прочности на изгиб, водостойкости и морозостойкости. Строительная композиция включает вяжущее, представляющее собой неполно обожженные отходы горнодобывающих производств и содержащее, по крайней мере, оксиды кальция СаО, магния MgO, кремния SiO2 и железа Fe2O3, и кремнеземсодержащую добавку. В качестве вяжущего содержит отходы бруситового производства, а в качестве кремнеземсодержащей добавки - отходы производства цеолита при следующем соотношении компонентов, мас.%: неполно обожженные отходы бруситового производства 60-80; указанную кремнеземсодержащую добавку 20-40. Недостатком данной строительной композиции относится высокая энергоемкость (температура обжига 950-1000°C) и достаточно сложные дополнительные технологические операции, такие как дробление неполно обожженной породы, трамбовка и т.д.
Известна композиция для стабилизации грунта (Патент РФ №2192517), содержащая в качестве вяжущего 40,0-50,0% доломитовой извести; в качестве адсорбента 25,0-40,0% цеолита; в качестве наполнителя 20,0-24,0% щебня с загрязнителем балласта; в качестве поверхностно-активного вещества 0,3-1,0% фермента-уплотнителя и воду. Недостатком данной композиции является потеря прочностных свойств при эксплуатации, что обусловлено переувлажнением грунта в балластных углублениях и развитием деформаций вследствие сезонных перепадов температур. Введение в композицию до 40,0% цеолита является экономически нецелесообразным и ограничивает возможности ее применения в районах, где отсутствуют месторождения цеолитсодержащих пород.
Известна укрепляющая грунтовая композиция (Патент РФ №2236504), содержащая наполнитель крупной фракции, вяжущее и фермент-уплотнитель, в которой в качестве наполнителя крупной фракции использован щебень, в качестве вяжущего - доломитовая известь и цеолит, в качестве фермента-уплотнителя - ПАВ на основе протеинов и Сахаров, дополнительно содержит наполнитель мелкой фракции - известняковый и бруситовый отсев при следующем соотношении компонентов, мас.%: доломитовая известь в пересчете на CaO+MgO 11,0-12,0; цеолит в пересчете на SiO2 4,0-8,0; щебень 50,0-58,0; известняковый отсев 19,2-20,0; бруситовый отсев 7,2-8,0; фермент-уплотнитель 0,6-2,0. Однако, несмотря на улучшенные физико-механические свойства, данный состав не является оптимальным из-за неоднородности фракционного состава входящих в него отсевов, а также недостаточной несущей способности при вибродинамическом воздействии нагрузки в процессе эксплуатации.
Наиболее близким по техническому решению, принятым за прототип, является состав для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог (Патент РФ №2660969, опубл. 11.07.2018 г., Бюл. №20), содержащий, мас.%: отсев щебеночного производства фр. до 10 мм - 83-87; портландцемент марки не ниже 400 - 6-10; полимерный композит на основе высокомолекулярных поверхностно-активных веществ - 0,4-0,8; воду - 6,2-6,6. Технический результат - получение экономически эффективного морозостойкого дорожно-строительного материала марки по прочности М 100, утилизация отходов щебеночного производства. Недостатком состава для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог, являющегося наиболее близким к заявляемому по совокупности существенных признаков, является то, что марку по прочности М 100 и марку по морозостойкости F 75 можно получить лишь при введении в состав композита 10 мас. % вяжущего, что является экономически нецелесообразным.
Технический результат настоящего изобретения заключается в повышении прочностных характеристик дорожно-строительного материала при меньшем расходе вяжущего, а также экономической эффективности строительства.
Указанный технический результат достигается тем, что в заявляемом составе для стабилизации грунта содержится отсев дробления горных пород; цеолит; минеральное вяжущее - портландцемент; стабилизирующая добавка полимерного типа при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Достижение указанного технического результата обусловлено процессами структурообразования: физической адсорбцией полимера на активных центрах силикатных минералов и цеолита, а также карбонизацией.
Характеристика исходных материалов:
1. Отсев дробления горных пород фр. до 10 мм.
2. Цеолит фракции 0,5-5 мм, содержание клиноптилолита в породе - 40-60%.
3. Минеральное вяжущее - портландцемент с добавками быстротвердеющий по ГОСТ 31108-2016.
4. Стабилизирующая добавка полимерного типа является продуктом полиальдольной конденсации ацетальдегида с добавками электролитов.
5. Вода по ГОСТ 23732-2011.
Разработка состава для стабилизации грунта проводилась в соответствии с ГОСТ 23558-94 путем подбора оптимального количества вяжущего в процентах от массы отсева дробления с учетом его оптимальной влажности.
Пример. В воздушно-сухой отсев дробления горных пород вносили цеолит и вяжущее, смесь перемешивали вручную, увлажняли до оптимальной влажности, вводили стабилизирующую добавку полимерного типа, перемешивали. Из полученной смеси каждого вида изготавливали образцы цилиндры и образцы баночки уплотнением смеси в стальных формах в соответствии с требованиями ГОСТ 23558-94. Прочностные характеристики получены на образцах, подвергнутых полному водонасыщению. Анализ физико-механических характеристик образцов проводили через 28 суток.
Физико-механические характеристики полученных образцов приведены в таблице 1. Показано, что введение в состав дорожно-строительного материала цеолита и стабилизирующей добавки полимерного типа в виде продукта полиальдольной конденсации ацетальдегида с добавками электролитов позволяет получить морозостойкий дорожно-строительный материал с маркой по прочности М 100 при содержании вяжущего 8 мас. %.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемый состав для стабилизации грунта позволяет получать морозостойкий дорожно-строительный материал с маркой по прочности М 75 - М 100 при содержании вяжущего 6-8 мас. %, тогда как по прототипу - М 60 - М 75, соответственно. Такое отличие от прототипа дает основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности изобретения «новизна». Сравнение заявляемого состава для стабилизации грунта с другими аналогичными техническими решениями в данной области не позволили выявить в них признаки, аналогичные отличительным признакам. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого состава для стабилизации грунта условию патентоспособности изобретения «изобретательский уровень».
Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет получать экономически эффективный дорожно-строительный материал для устройства верхнего рабочего слоя земляного полотна автомобильных и железных дорог различного назначения, а также устройства прочных грунтовых слоев основания дорожной одежды при строительстве и ремонте автомобильных и железных дорог с маркой по прочности М 75 - М 100 в соответствии с ГОСТ 23558-94.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Грунтовая смесь для дорожного строительства | 2020 |
|
RU2754841C1 |
СОСТАВ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГРУНТА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ | 2005 |
|
RU2281356C1 |
Состав для устройства конструктивных слоев дорожных одежд | 2019 |
|
RU2726102C1 |
Состав для устройства слоев оснований дорожной одежды | 2019 |
|
RU2726095C1 |
Состав грунтобетонной смеси и способ применения ее в строительстве | 2017 |
|
RU2691042C1 |
МОДИФИКАТОР "ГРАУНДСЛАГ" ДЛЯ ШЛАКО-ГРУНТОВЫХ СМЕСЕЙ, СТАБИЛИЗИРОВАННОЕ И УКРЕПЛЕННОЕ ДОРОЖНОЕ ОСНОВАНИЕ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2020 |
|
RU2756751C1 |
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2017 |
|
RU2660969C1 |
Укрепленный грунт для устройства оснований дорожных одежд автомобильных и железных дорог | 2021 |
|
RU2771804C1 |
СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2001 |
|
RU2198857C1 |
УКРЕПЛЯЮЩАЯ ГРУНТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2003 |
|
RU2236504C1 |
Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для стабилизации грунтов верхнего рабочего слоя земляного полотна автомобильных и железных дорог различного назначения, а также для устройства прочных грунтовых слоев основания дорожной одежды при строительстве и ремонте автомобильных и железных дорог. Состав для стабилизации грунта содержит, мас.%: отсев дробления горных пород фракции до 10 мм 68,5-72,5, цеолит фракции 0,5-5 мм, с содержанием клиноптилолита в породе 40-60%, 5-15, портландцемент 6-8, стабилизирующую добавку полимерного типа – продукт полиальдольной конденсации ацетальдегида с добавками электролитов 1,0-10,0, воду – остальное. Технический результат – повышение прочностных характеристик дорожно-строительного материала при меньшем расходе вяжущего. 1 табл., 1 пр.
Состав для стабилизации грунта содержит отсев дробления горных пород, цеолит, минеральное вяжущее – портландцемент, стабилизирующую добавку полимерного типа при следующем соотношении компонентов, мас.%:
СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ | 2017 |
|
RU2660969C1 |
ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. | 2012 |
|
RU2519283C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА | 2015 |
|
RU2603682C1 |
УКРЕПЛЯЮЩАЯ ГРУНТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2003 |
|
RU2236504C1 |
Стрелка для однорельсовой железной дороги на столбах | 1930 |
|
SU21209A1 |
JP 2002029812 A, 29.01.2002 | |||
Коновалова Н.А | |||
и др | |||
Экономически эффективные композиционные материалы на основе отходов щебеночного производства для дорожного строительства, Экология и промышленность России, 2017, том |
Авторы
Даты
2020-03-24—Публикация
2019-02-07—Подача