Устройство эксплуатационного контроля нагрева электродвигателей Российский патент 2022 года по МПК H02K15/12 H04W24/04 

Описание патента на изобретение RU2772109C2

Применяется в электротехнике и может быть использована для контроля теплового состояния обмоток электродвигателей в процессе их эксплуатации.

За прототип выбрано устройство эксплуатационного контроля нагрева и защиты электродвигателей (патент на полезную модель РФ №90942, опубл. 20.01.2010, бюл. №2), содержащее датчик температуры нагрева обмоток электродвигателей, связанный с усилителем управляющего сигнала для защиты электродвигателя и магнитным пускателем, полый металлический болт с головкой под гаечный ключ, вворачиваемый в гнездо рым-болта станины к сердечнику электродвигателя, в пазах которого расположена обмотка статора, внутри нижней части полого болта установлен термодатчик, соединенный с усилителем, имеющим автономный источник питания, к которым подключен вход сигнального блока, имеющего задатчик порога срабатывания, к первому выходу сигнального блока подключен световой индикатор-светодиод, к второму выходу сигнального блока подключен звуковой генератор-зуммер, а третий выход сигнального блока соединен с отключающим устройством, связанным с магнитным пускателем, управляющим работой электродвигателя, при этом к верхней части ввинчиваемого полого болта герметически закреплен термостойкий пластиковый корпус, в котором смонтирована и размещена электрическая схема, имеющая автономный источник питания, а оба узла представляют собой один съемный блок эксплуатационного контроля нагрева и защиты электродвигателей.

К недостаткам известного устройства следует отнести:

- полый металлический болт, вворачиваемый в гнездо рым-болта станины электродвигателя, которое имеется не у всех электродвигателей;

- применение для контроля состояния электродвигателей мощностью 11 кВт и более.

- автономный источник питания, уровень заряда которого необходимо постоянно контролировать;

- низкая точность измерения температуры обмотки электродвигателя, из-за отсутствия возможности изменения коэффициента усиления усилителя.

Технический результат - повышение точности измерения температуры обмотки электродвигателя, универсальность использования устройства для различных типоразмеров электродвигателей, дистанционная передача информации о температурном состоянии обмоток статора электродвигателя.

Технический результат достигается устройством эксплуатационного контроля нагрева электродвигателей, содержащим датчик температуры нагрева обмоток электродвигателя, полый металлический болт, источник питания, при этом полый металлический болт вворачивается в технологическое отверстие в корпусе электродвигателя до касания сердечника, расположенное в коробке выводов, внутри нижней части полого металлического болта установлен датчик температуры нагрева обмоток электродвигателя, соединенного с блоком управления, который соединен с выходом источника питания, имеющего накопитель заряда, а вход источника питания присоединен к выводам трехфазной обмотки электродвигателя, расположенным в коробке выводов, выход блока управления соединен с модулем связи Wi-Fi, который по беспроводной технологии Wi-Fi посылает сигналы на приемно-передающий узел Wi-Fi, который обменивается информацией с приемником сигнала, при этом блок управления усиливает полученный сигнал от датчика температуры на значение коэффициента усиления, которое рассчитывается в режиме реального времени согласно функции преобразования.

Существенными признаками, влияющими на заявленный технический результат, являются:

- содержание полого металлического болта, вворачиваемого в технологическое отверстие в корпусе электродвигателя до касания сердечника, расположенного в коробке выводов;

- содержание блока управления;

- содержание источника питания;

- содержание накопителя заряда;

- содержание выводов трехфазной обмотки электродвигателя;

- содержание коробки выводов;

- содержание модуля связи Wi-Fi;

- содержание приемно-передающего узла Wi-Fi;

Содержание полого металлического болта, вворачиваемого в технологическое отверстие в корпусе электродвигателя до касания сердечника, расположенного в коробке выводов, позволяет измерять температуру независимо от наличия или отсутствия рым-болта.

Содержание блока управления дает возможность обрабатывать сигнал от датчика температуры и усиливать его на значение коэффициента усиления, которое рассчитывается в режиме реального времени согласно функции преобразования.

Содержание источника питания обеспечивает питанием элементы устройства.

Содержание накопителя заряда обеспечивает работу устройства при исчезновении напряжения сети, подведенного к источнику питания.

Содержание выводов трехфазной обмотки электродвигателя дает возможность подключения источника питания.

Содержание коробки выводов позволяет поместить устройство в ней и обеспечивает его защиту, как от механических повреждений, так и от воздействия условий окружающей среды.

Содержание модуля связи Wi-Fi позволяет передавать сигнал по беспроводной технологии Wi-Fi.

Содержание приемно-передающего узла Wi-Fi позволяет принимать сигнал от модуля связи Wi-Fi.

Полезная модель поясняется чертежами.

На фигуре 1 показано место установки устройства эксплуатационного контроля нагрева электродвигателей.

На фигуре 2 приведена функция преобразования в соответствии, с которой рассчитывается значение коэффициента усиления.

Устройство эксплуатационного контроля нагрева электродвигателей содержит: датчик температуры 1 нагрева обмоток электродвигателя, полый металлический болт 2, вворачивающийся в технологическое отверстие в корпусе электродвигателя до касания сердечника 3, источник питания 4, имеющего накопитель заряда 5, блок управления 6, который соединен с выходом источника питания, модуля связи Wi-Fi 7, который по беспроводной технологии Wi-Fi посылает сигналы на приемно-передающий узел Wi-Fi 8, который обменивается информацией с приемником сигнала 9.

Элементы электрической схемы устройства, включая источник питания 4 с накопителем заряда 5, блок управления 6 и модуля связи Wi-Fi 7 размещены в коробке выводов 10.

Устройство эксплуатационного контроля нагрева электродвигателей работает следующим образом.

Сигнал от датчика температуры 1 нагрева обмоток электродвигателя, установленного в торце полого металлического болта 2 и помещенного в технологическое отверстие в корпусе электродвигателя, расположенного в коробке выводов 10, о состоянии нагрева корпуса электродвигателя в зоне технологического отверстия, включающей сердечник статора 3, станину 11, и косвенно, обмотку статора 12, подается на блок управления 6, получающий питание от источника питания 4 имеющего накопитель заряда 5 в качестве резервного питания, при этом вход источника питания присоединен к выводам 13 трехфазной обмотки электродвигателя, а затем сигнал поступает в модуль связи Wi-Fi 7, который пол беспроводной технологии Wi-Fi посылает сигналы на приемно-передающий узел Wi-Fi 8, который обменивается информацией с приемником сигнала 9, при этом блок управления усиливает полученный сигнал от датчика температуры на значение коэффициента усиления, которое рассчитывается в режиме реального времени согласно функции преобразования (фиг. 2), чем обеспечивается высокая точность измерения.

Устройство эксплуатационного контроля нагрева электродвигателей передает дистанционно информацию о температурном состоянии обмотки статора электродвигателя, что позволяет персоналу своевременно принимать необходимые меры по устранению аварийных ситуаций и предотвращению преждевременного выхода электродвигателя из строя.

Таким образом, заявленное устройство эксплуатационного контроля нагрева электродвигателей обеспечивает повышение точности измерения температуры обмотки электродвигателя, универсальность использования устройства для различных типоразмеров электродвигателей, дистанционная передача информации о температурном состоянии обмоток статора электродвигателя.

Похожие патенты RU2772109C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАГРЕВА И ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 2010
  • Некрасов Алексей Иосифович
  • Некрасов Антон Алексеевич
  • Борисов Юрий Семенович
  • Загинайлов Владимир Ильич
  • Королев Владимир Александрович
RU2409884C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАГРЕВА И ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2013
  • Ким Сергей Ирленович
  • Кашников Геннадий Филиппович
  • Бойкова Екатерина Михайловна
  • Прохор Денис Иванович
RU2530742C1
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ "ОБРАТИМАЯ СИНХРОННАЯ МАШИНА-МАХОВИК" АГРЕГАТА БЕСПЕРЕБОЙНОГО ПИТАНИЯ 2014
  • Капелько Константин Васильевич
  • Колесников Алексей Николаевич
  • Конов Сергей Алексеевич
RU2568984C1
ДАТЧИК ЛИНЕЙНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ 2008
  • Фадеев Александр Николаевич
  • Финкель Борис Моисеевич
  • Головлев Вячеслав Васильевич
RU2375674C2
РАСЧЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И СИСТЕМА РАСЧЕТНЫХ УСТРОЙСТВ 2017
  • Накаи Хидэо
  • Хаттори Хироюки
  • Окоути Тосинори
RU2653598C1
Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов 1991
  • Мишин Владимир Иванович
  • Козырский Владимир Викторович
  • Лут Николай Тихонович
  • Каплун Виктор Владимирович
  • Кравец Анатолий Васильевич
SU1772863A1
Система управления и передачи вращательного момента на винт(ы) в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), стартер-генератор, плата управления стартером-генератором и амортизатор для этой системы 2020
  • Драненков Антон Николаевич
  • Куприн Михаил Николаевич
  • Герасимов Игорь Владимирович
  • Соловьев Евгений Вячеславович
  • Поляков Дмитрий Андреевич
RU2741136C1
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2759161C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СУШКИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 2011
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Коноваленко Даниил Викторович
  • Кочетков Алексей Валерьевич
RU2476975C2
СТЕНД С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ НАГРУЗОЧНЫМ МОДУЛЕМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ 2010
  • Некрасов Алексей Иосифович
  • Некрасов Антон Алексеевич
  • Сырых Николай Николаевич
  • Трубников Владимир Захарович
  • Ефимов Андрей Валерьевич
RU2442995C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 772 109 C2

Реферат патента 2022 года Устройство эксплуатационного контроля нагрева электродвигателей

Изобретение относится к области электротехники, в частности к контролю теплового состояния обмоток электродвигателей. Технический результат заключается в повышении точности измерения температуры обмотки электродвигателя, универсальности использования устройства для различных типоразмеров электродвигателей и в дистанционной передаче информации о температурном состоянии обмоток статора электродвигателя, достигается тем, что устройство эксплуатационного контроля нагрева электродвигателей содержит датчик температуры нагрева обмоток электродвигателя, полый металлический болт, источник питания, при этом полый металлический болт вворачивается в технологическое отверстие в корпусе электродвигателя до касания сердечника, расположенное в коробке выводов, внутри нижней части полого металлического болта установлен датчик температуры нагрева обмоток электродвигателя, соединенного с блоком управления, который соединен с выходом источника питания, имеющего накопитель заряда, а вход источника питания присоединен к выводам трехфазной обмотки электродвигателя, расположенным в коробке выводов, выход блока управления соединен с модулем связи Wi-Fi, который по беспроводной технологии Wi-Fi посылает сигналы на приемно-передающий узел Wi-Fi, который обменивается информацией с приемником сигнала. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 772 109 C2

Устройство эксплуатационного контроля нагрева электродвигателей, содержащее датчик температуры нагрева обмоток электродвигателя, полый металлический болт, источник питания, отличающееся тем, что полый металлический болт вворачивается в технологическое отверстие в корпусе электродвигателя до касания сердечника, расположенное в коробке выводов, внутри нижней части полого металлического болта установлен датчик температуры нагрева обмоток электродвигателя, соединенного с блоком управления, который соединен с выходом источника питания, имеющего накопитель заряда, а вход источника питания присоединен к выводам трехфазной обмотки электродвигателя, расположенным в коробке выводов, выход блока управления соединен с модулем связи Wi-Fi, который по беспроводной технологии Wi-Fi посылает сигналы на приемно-передающий узел Wi-Fi, который обменивается информацией с приемником сигнала, при этом блок управления усиливает полученный сигнал от датчика температуры на значение коэффициента усиления, которое рассчитывается в режиме реального времени согласно функции преобразования.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2772109C2

Фиксатор головы и туловища ребенка при рентгенографии 1950
  • Березняк И.Д.
SU90942A1
Устройство для нагрева якоря коллекторной электрической машины 1988
  • Сорин Леонид Наумович
  • Березинец Николай Иванович
  • Украинский Юрий Михайлович
  • Бондаренко Михаил Борисович
  • Домашевский Аркадий Борисович
SU1642555A1
US 20170126086 A1, 04.05.2017
СЫРЬЕВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ГАЗОБЕТОНА 2016
  • Чемисенко Олег Владимирович
  • Брейтер Юрий Лазаревич
  • Полоумова Екатерина Николаевна
RU2635687C1

RU 2 772 109 C2

Авторы

Волобуев Сергей Васильевич

Волобуева Ольга Александровна

Феклистов Андрей Сергеевич

Петрухин Владимир Александрович

Даты

2022-05-17Публикация

2020-09-08Подача