Заявляемое изобретение относится к медицине, а именно к медицинской психологии, применяется для диагностики выявления склонности к девиантному, рисковому поведению и профессиональному выгоранию работников производственных предприятий и может быть использован в любой сфере деятельности, где требуется. Изобретение используется в аппаратно-программном комплексе «VR-тренажер для проведения психологического тестирования в области охраны труда и управления профессиональными рисками» созданного в рамках программы деятельности лидирующего исследовательского центра «Платформенная технология виртуальной и дополненной реальности для оценки и развития человека» ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России.
Из уровня техники, патент RU 2716339 с приоритетом от 28.01.2019 г., известен способ оценки профессиональной пригодности специалистов опасных профессий включающий регистрацию и анализ физиологических и психофизиологических параметров, на основе которых вычисляют интегральный показатель профессиональной пригодности в экстремальных условиях, отличающийся тем, что в качестве физиологических параметров оценивают: возраст (В, лет) и активную ортостатическую пробу путем 11-минутной записи вариабельности ритма сердца (ВРС): 5 минут фоновой пробы и 6 минут – ортостатической, по результатам которой определяют симпато-парасимпатический баланс вегетативной нервной системы - LF/HF (у.е.); в качестве психофизиологических параметров оценивают: личностный адаптационный потенциал (ЛАП, стен) и дезадаптационные нарушения (ДАН, стен) по методике Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», также оценивают нервно-психическую устойчивость (НПУ, у.е.) по методике анкета «Прогноз» и общую личностную тревожность (ОЛТ, у.е.) по методике «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности»; далее рассчитывают интегральный показатель профессиональной пригодности (ИППП) по формуле ИППП= 6,93 +0,105841*В (лет)+ 0,104568 *LF/HF (у.е.)+0,139937* ЛАП (стен)+0,105756 *ДАН (стен) +0,10312*НПУ (у.е.)+0,105130*ОЛТ (у.е.), и если значение ИППП меньше или равно 21,7, оценивают пригодность специалиста к работе в экстремальных условиях, если ИППП больше 21,7, оценивают непригодность специалиста к работе в экстремальных условиях.
Данный способ представляет собой регистрацию и анализ физиологических и психофизиологических параметров, на основе которых вычисляют интегральный показатель профессиональной пригодности в экстремальных условиях. Недостатком данного метода является узкая область применения, поскольку он позволяет оценить профессиональную пригодность специалистов исключительно в экстремальных условиях.
Из уровня техники, патент № 2468741 с приоритетом от 23.11.2011 г., известен способ оценки начальных проявлений профессионального выгорания у медицинских сестер, включающий тестирование персонала с последующей оценкой результатов, отличающийся тем, что в обобщенную оценку ПВ включают объективные показатели функционального состояния, экспертные оценки профессиональной адаптации и на основании полученных данных рассчитывают линейные дискриминантные функции (ЛДФ), соответствующие двум степеням оценки: ЛДФ1 - без проявлений ПВ, ЛДФ2 - с начальными проявлениями ПВ, сравнивают полученные значения ЛДФ1 и ЛДФ2, вероятность наличия ПВ определяют на основании того ЛДФ, значение которого с учетом алгебраического знака наибольшее
ЛДФ1=-589,08+50,41Х1+0,84Х2+0,50Х3+0,93Х4+0,50Х5-1,44Х6+0,49Х7+6,69Х8+10,63Х9+128,29Х10;
ЛДФ2=-641,03+53,05Х1+1,00Х2+0,74Х3+1,02Х4+0,09Х5-2,55Х6+0,07Х7+6,94Х8+10,94Х9+130,66Х10,
где X1 - экспертная оценка адаптации; Х2 - обобщенная оценка теста MBI; Х3 - оценка фазы истощения опросника Бойко; Х4 - обобщенная оценка опросника PCI; Х5 - оценка шкалы «Конфликтность» ШСО; Х6 - оценка шкалы «Независимость» ШСО; Х7 - оценка шкалы «Ориентация на активный отдых» ШСО; Х8 - показатель ударного объема сердца; Х9 - коэффициент Квааса; Х10 - индекс функциональных изменений.
Недостатком данного способа также является ограниченность применения и высокая субъективность в отсутствии автоматизированных систем анализа данных.
Самым близким по своей технической сущности является способ автоматизированного построения семантической сферы человека известный из патента № 2627593 приоритетом от 07.12.15 г., заключающийся в том, что формируют в электронной форме базу блоков предъявления: оптимизационный (ОПТ) направлен на снижение уровня психоэмоционального напряжения тестируемого; смысловой (СМ), состоящий из смысловых стимулов; бессмысленный (БС), направлен на выявление нейтрального уровня реагирования тестируемого; реперный (РП), направлен на выявление отрицательного уровня реагирования тестируемого; операторский (ОГ), направлен на повышение уровня концентрации внимания тестируемого. Используют методы непараметрической статистической обработки, определяя значимость каждой моторной реакции тестируемого на стимулы. Способ обеспечивает высокую точность и достоверность диагностики настоящих, искренних переживаний, представлений человека, утаиваемых им чувств, замыслов, намерений, осознанного и неосознанного отношения человека к себе, другим, к различным видам деятельности и побуждений к ним, силы различных потребностей человека.
Недостатком данного способа является отсутствие возможности функциональной диагностики и направлен только на снижение уровня психоэмоционального напряжения тестируемого.
Под девиантным поведением (ДП) подразумевается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Под профессиональным выгоранием (ПВ) понимается процесс развития хронического профессионального стресса умеренной интенсивности, вызывающий деформацию личности профессионала.
Задачей данного изобретения является формирование способа тестирования, позволяющего реализовать процедуру психологической диагностики, характеризующуюся высокой степенью экологической валидности, с применением технических средств и минимальным вовлечением специалиста в процесс сбора и обработки данных для снижения субъективности результатов психодиагностики.
Техническим результатом заявленного изобретения является расширение арсенала средств, за счет повышения точности выявления склонности к девиантному поведению и профессиональному выгоранию работников производственных предприятий и исключению субъективных влияний на испытуемого.
Заявленный технический результат достигается за счет того, что способ выявления склонности к девиантному поведению и профессиональному выгоранию работников производственных предприятий включающий тестирование персонала с последующей оценкой результатов при этом производят погружение испытуемого в виртуальную среду при помощи шлема виртуальной реальности и контроллеров, которые обеспечивают взаимодействие испытуемого с виртуальными объектами, после чего регистрируют:
- микро- и макродвижения рук, взмахи, и нецелевые нажатия на контроллер;
- целевые и нецелевые манипуляции с предметами;
- время взаимодействия и порядок взаимодействия с виртуальной средой,
при этом результаты диагностики формируются автоматизированным алгоритмом многофакторного анализа фиксируемых показателей:
- уровень агрессивности,
- наличие пограничных психических состояний,
- направленность реакции,
- тип реакции,
полученные значения сравнивают с совокупностью значений, которые свидетельствуют о высокой степени риска человека к появлению девиантного и рискового поведения, профессионального выгорания и далее делают вывод о нахождении в зоне риска делают на основании следующих сочетаний выявленных показателей: высокий уровень агрессивности + выраженная экстрапунитивная направленность + выраженный препятсвенно-доминантный тип.
Предлагаемый способ основан на двух известных методах «Тест «Руки» Вагнера», и тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга, и так же возможностей виртуальной реальности для полного погружения человека в исследуемую виртуальную среду, что позволяет сделать вывод о неявных (скрытых) признаках наличия ПВ и возможного развития девиантного и рискового поведения в отсутствии необходимой терапии. Имеется существенная разница в прохождении теста, когда тестируемый видит ситуацию на бумажном носителе и когда при использовании виртуальной реальности испытуемый сам находится в предложенной стрессовой ситуации и становится непосредственным ее участником. Таким образом полное погружение испытуемого в виртуальную ситуацию стресса повышает степень выраженности реакций и соответственно эффективность оценки психологических детерминант девиантного поведения, что увеличивает точность и скорость исследования. Кроме того, возможности виртуальной реальности для полного погружения человека в исследуемую среду, минимизирует внешние раздражители, не относящиеся к процессу исследования, что позволяет сделать вывод о неявных (скрытых) признаках наличия ПВ и возможного развития девиантного и рискового поведения в отсутствии необходимой терапии. Полное погружение исследуемого в виртуальную ситуацию стресса повышает степень выраженности реакций и соответственно эффективности оценки психологических детерминант девиантного поведения, что увеличивает точность исследования и исключает субъективное влияние на испытуемого. Повышение процентного соотношения ответов по категории «Демонстративность» свидетельствует о проявлении эмоциональной лабильности, истероидности. Снижение процентного соотношения ответов по категории «Активные безличные ответы» свидетельствует о проявлении наличия феномена гиперсензитивности. Снижение процентного соотношения ответов по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация» свидетельствует о возможных сложностях в социальном взаимодействии, аутизации в поведении. В результате многофакторного автоматизированного анализа фиксируемых данных заявленный способ психологической диагностики с применением виртуальной реальности позволяет получить прогноз проявления у человека:
агрессивного поведения;
вид и направленность агрессивных действий;
проявления пограничных психических состояний и эмоциональных нарушений.
При многофакторном автоматическом анализе временных характеристик и особенностей поведения человека внутри виртуальной реальности формируются данные о типе и направленности возможных вариантов поведения в ситуации стресса:
реакции, направленные на внешние раздражители;
реакции, направленные на самого себя;
отсутствие реакции даже на значимые раздражители;
акцентирование внимания на препятствиях вне зависимости от их значимости;
самозащитные реакции со снятием ответственности с себя;
адекватное отношение к стрессовой ситуации;
поиск рациональных способов решения ситуации.
Способ выявления склонности к девиантному и рисковому поведению, профессиональному выгорания работников производственных предприятий реализуется следующим образом: погружение испытуемого в виртуальную среду происходит при помощи шлема виртуальной реальности и контроллеров, которые обеспечивают взаимодействие испытуемого с виртуальными объектами. Диагностическая методика представляет собой 3 сцены виртуальной реальности, взаимодействие с объектами происходит с помощью контроллеров. Описание сценариев. В первой сцене на тестируемого воздействуют только визуальные стимулы, требующие соотнесения 10 визуальных стимулов к определенным категориям ответов. Визуальные стимулы представляют собой 10 разных объемных фигур в виде различных вариантов положения рук, представленные в самой виртуальной реальности в виде висящего диска перед пользователем, и имеющего 12 вариантов ответов, расположенных вокруг виртуальной фигуры «кисти» с уточняющими подсказками. Испытуемому дается заданное время на ответ, по окончании которого засчитываются все выбранные варианты ответов (имеется возможность выбора от 0 до 4 ответов), у испытуемого также имеется возможность досрочно (до окончания истечения заданного времени) завершить свой ответ и перейти к следующему стимулу. Тестируемому предлагается 12 вариантов ответов о том, какое действие совершает рука: агрессивна, указывает, радостная, боится, жестикулирует в беседе, демонстрирует себя, просит, помогает, покалечена, совершает бытовые действия, ничего не делает, напряжена. В начале диагностики предусмотрен обучающий этап. Категории ответов разделяются на нейтральные, эмоциональные, коммуникативные и агрессивные. Фиксируются выбранные ответы, а также время, затраченное на каждый визуальный стимул. Данные взаимодействия с категориями ответов фиксируются с частотой 30 раз в секунду. Также отслеживается длительная фиксация на категории, на которые наведен контроллер, даже если он не был выбран. Перемещение курсора происходит следующий образом: рассчитывается трехмерный вектор направления контроллера (руки тестируемого в виртуальной среде); вычисляется наличие пересечения данного вектора с визуальной частью объекта ответа (который представляет собой сектор с текстом ответа); при наведении курсора на ответ включается объект в виртуальной среде, который является пояснительным текстом к наведенному ответу, соответственно в тот момент как курсор перестает быть наведенным на данный ответ – объект отключается. В начале текущего вопроса запускается таймер, который по истечении заданного ему времени переключит вопрос на следующий, сохранив выбранные ответы как результат. При нажатии на курок контроллера в момент, когда курсор наведен на один из ответов – объект данного ответа помечается выбранным (если он еще не выбран и общее количество выбранных ответов не превышает допустимое значение), выбранный ответ подсвечивается. Также в этот момент сохраняется значение времени с момента начала текущего вопроса. Во второй и третьей сценах тестируемый погружается в виртуальную среду с визуальными и аудиальными стимулами, в которой он вступает во взаимодействие с виртуальными персонажами. Сценарий делится на две части:
В первой части тестируемой находится в виртуальном офисе. Сценарий предусматривает 8 взаимодействий с персонажами:
1) друг не приходит на встречу;
2) тестируемого виртуальный персонаж (секретарь) просит быть потише;
3) виртуальный персонаж (секретарь) сообщает о задержке встречи;
4) разбивается ваза и тестируемого обвиняют в этом происшествии;
5) на тестируемого выливается вода из стакана;
6) тестируемому сообщают, что его документы намокли;
7) виртуальный персонаж сообщает, что тестируемый указал ложные данные в документах;
8) виртуальный персонаж сообщает, что кто-то забрал пальто тестируемого.
Вторая часть тестирования происходит на виртуальной улице. Сценарий предусматривает 8 взаимодействий с персонажами:
1) тестируемый обвиняется в том, что перебежал дорогу перед машиной;
2) тестируемому делает замечание виртуальный персонаж-полицейский;
3) с тестируемым сталкивается виртуальный персонаж – прохожий;
4) виртуальный персонаж – работник кофейни сообщает тестируемому о том, что все в кофейни продано;
5) виртуальный персонаж – работник кофейни обвиняет тестируемого в том, что тот не возвращает долг.
После взаимодействия с виртуальным персонажем тестируемый должен выбрать ответ на возникшую ситуацию. Тестируемому предъявляется 9 вариантов ответов, и он должен выбрать только один. В системе подсчета данных каждый ответы закодированы следующими буквами: Е', Е, e, I', I, i, М', M, m. Фиксируются выбранные ответы, а также время, затраченное на каждую ситуацию взаимодействия. Данные взаимодействия с категориями ответов фиксируются с частотой 30 раз в секунду. Отслеживается длительная фиксация на ответе, на который наведен контроллер, даже если он не был выбран. Данные с контроллера собираются 40 раз в секунду. Происходящие в сцене события симулируют ситуации, когда тестируемый оказывается в ситуациях неудач и обвинения. Категории ответов разделяются на социально одобряемые, негативные и нейтральные. Анализ соотношения времени, затраченного на фиксации на выбранный ответ и ответ, на котором была зафиксирована длительная фокусировка контроллером, является показателем достоверности ответов тестируемого. Данные собираются с частотой до 100 раз в секунду. В нужные моменты (в определенное время после начала сцены), когда по сценарию происходит то или иное действие (например, персонаж начал говорить или какой-то объект перемещается) запускается соответствующая анимация и начинается воспроизведение аудиофайлов, если это необходимо по контексту. Перемещение курсора происходит следующим образом: рассчитывается трехмерный вектор направления контроллера (руки тестируемого в виртуальной среде); вычисляется наличие пересечения данного вектора с визуальной частью объекта ответа (который представляет собой сектор с текстом ответа). С момента появления ответов запускается таймер, который отслеживает и фиксирует длительность выбора ответа (т.е. от момента появления ответов до выбора одного из них путем нажатия курка на контроллере).
В результате применения способа диагностики с применением виртуальной реальности регистрируются:
микро- и макродвижения (тремор рук, взмахи, нецелевые нажатия на контроллер);
целевые и нецелевые манипуляции с предметами;
время взаимодействия и порядок взаимодействия с виртуальной средой.
Результаты способа диагностики формируются благодаря автоматизированным алгоритмам многофакторного анализа фиксируемых показателей:
уровень агрессивности;
наличие пограничных психических состояний;
направленность реакции;
тип реакции.
Таблица 1. Анализ данных
(агрессивна+указывает)-(боится+радостаная+жестикулирует в беседе+просит)
От -30 до 0 – средняя агрессивность
От 1 до 20 – высокая агрессивность
Вывод о нахождении в зоне риска делают на основании следующих сочетаний выявленных показателей: высокий уровень агрессивности + выраженная экстрапунитивная направленность + выраженный препятсвенно-доминантный тип.
Пример вывода данных:
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ диагностики психических процессов с использованием виртуальной реальности | 2021 |
|
RU2761724C1 |
Способ социально-бытовой адаптации пациентов с когнитивными и речевыми нарушениями | 2021 |
|
RU2798703C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ИГРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОГНИТИВНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЭТОГО УСТРОЙСТВА | 2001 |
|
RU2184396C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА | 2015 |
|
RU2593744C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ И НАВЫКА РЕАКЦИИ НА СОБЫТИЕ | 2023 |
|
RU2819843C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЛИЧНОСТИ | 2016 |
|
RU2625284C1 |
Способ мониторинга профессиональной надёжности | 2022 |
|
RU2825116C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ | 2012 |
|
RU2519774C1 |
КОММУТАЦИОННЫЙ VR-ТРЕНАЖЕР И СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ И ОЦЕНКИ ПРОФПРИГОДНОСТИ КАССИРОВ-КОНТРОЛЕРОВ С ЕГО ПОМОЩЬЮ | 2019 |
|
RU2715148C1 |
Способ реабилитации детей с неврологическими осложнениями, связанными с химиотерапией при остром лимфобластном лейкозе | 2022 |
|
RU2789174C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской психологии, применяется для диагностики выявления склонности к девиантному поведению. Производят погружение тестируемого в виртуальную среду при помощи шлема виртуальной реальности и контроллеров, которые обеспечивают взаимодействие тестируемого с виртуальными объектами. При этом на первом этапе проводят тест руки Вагнера путем предъявления 10 объемных фигур в виде различных вариантов положения рук и 12 вариантов ответов о том, какое действие совершает рука. Фиксируют выбранные ответы, а также время, затраченное на каждый визуальный стимул. Далее проводят тест фрустрационных реакций Розенцвейга путем погружения в виртуальную среду с визуальными и аудиальными стимулами, в которой тестируемый вступает во взаимодействие с виртуальными персонажами. После взаимодействия с виртуальным персонажем тестируемый выбирает один из 9 предложенных вариантов ответов. Фиксируют выбранные ответы, а также время, затраченное на каждую ситуацию взаимодействия. Далее определяют уровень агрессивности, направленность реакции и тип реакции в соответствии с таблицей 1, содержащейся в описании. Выявляют склонность к девиантному поведению при сочетании высокого уровня агрессивности с экстрапунитивной направленностью и препятсвенно-доминантным типом реакции. Способ обеспечивает расширение арсенала средств и повышение точности выявления склонности к девиантному поведению. 1 табл.
Способ выявления склонности к девиантному поведению, включающий тестирование с последующей оценкой результатов, отличающийся тем, что производят погружение тестируемого в виртуальную среду при помощи шлема виртуальной реальности и контроллеров, которые обеспечивают взаимодействие тестируемого с виртуальными объектами, при этом на первом этапе проводят тест руки Вагнера, путем предъявления 10 объемных фигур в виде различных вариантов положения рук и 12 вариантов ответов о том, какое действие совершает рука: агрессивна, указывает, радостная, боится, жестикулирует в беседе, демонстрирует себя, просит, помогает, покалечена, совершает бытовые действия, ничего не делает, напряжена, фиксируют выбранные ответы, а также время, затраченное на каждый визуальный стимул, далее проводят тест фрустрационных реакций Розенцвейга путем погружения в виртуальную среду с визуальными и аудиальными стимулами, в которой тестируемый вступает во взаимодействие с виртуальными персонажами, после взаимодействия с виртуальным персонажем тестируемый выбирает один из 9 предложенных вариантов ответов, фиксируют выбранные ответы, а также время, затраченное на каждую ситуацию взаимодействия, далее определяют уровень агрессивности, направленность реакции и тип реакции в соответствии с таблицей 1, содержащейся в описании и выявляют склонность к девиантному поведению при сочетании высокого уровня агрессивности с экстрапунитивной направленностью и препятсвенно-доминантным типом реакции.
US 2019216392 A1, 18.07.2019 | |||
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО РАСПОЗНАВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ С ПОМОЩЬЮ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2018 |
|
RU2711976C1 |
Способ и система для определения состояния пользователя | 2017 |
|
RU2693640C2 |
Алгоритм комплексного дистанционного бесконтактного мультиканального анализа психоэмоционального и физиологического состояния объекта по аудио- и видеоконтенту | 2017 |
|
RU2708807C2 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ИГРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОГНИТИВНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ЭТОГО УСТРОЙСТВА | 2001 |
|
RU2184396C1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА | 2015 |
|
RU2627593C2 |
US 2008280276 A1, 13.11.2008. |
Авторы
Даты
2022-05-26—Публикация
2021-10-18—Подача