Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и может быть использовано в конструкциях танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, других военных гусеничных машин.
Известна боевая машина пехоты БМП-3 (см. Боевая машина пехоты, техническое описание 688.ТО-2, М: ВИ МО СССР, 1984), содержащая сиденье, выбранное за прототип а. с. №163539. Недостаток данного сиденья заключается в том, что его конструкция не предусматривает использование его при воздействии сверх быстрых нагрузок, например, таких как при взрыве мины, то есть у данной конструкции нет энергопоглощения от возможных перегрузок из-за жесткого соединения сиденья с корпусом транспортного средства. Поэтому при взрыве мины корпус транспортного средства вместе с сиденьем резко перемещается вверх, с возможностью травмирования сидящего на нем человека.
Технической задачей изобретения является создание сиденья с защитой от воздействия высокоскоростных нагрузок возникающих при взрыве мины.
Поставленная техническая задача достигается тем, что сиденье дополнительно снабжено двумя параллельными направляющими закрепленными в кронштейне относящемуся к корпусу транспортного средства, с возможностью перемещения по ним рамы, соединенной через энергопоглощающие устройства, содержащие по меньшей мере по паре роликов с подшипниками, находящихся на осях, и деформируемый элемент в виде проволоки с определенной жесткостью работающей на изгиб, связывающей ролики, с этим же кронштейном, причем рама имеет кронштейн с двумя стопорами, перемещающийся по двум валикам. В состоянии покоя или при небольших нагрузках проволока удерживает раму и находящееся на ней сиденье с человеком. При такой конструкции сиденье не имеет жесткой связи с корпусом транспортного средства, что позволяет, при минном подрыве исключить резкое перемещение вверх сиденья с человеком относительно корпуса транспортного средства за счет деформации изгиба деформируемого элемента (проволоки) по роликам. То есть скорость перемещения сиденья с человеком уменьшается за счет деформации изгиба проволоки по роликам, возникающей при последовательном сгибании и разгибании свободных концов проволоки. При этом происходит поглощение энергии удара (минного подрыва), в результате чего происходит смягчение ударного воздействия на кронштейн с сиденьем, в связи с этим сиденье приобретает энергопоглощающие свойства, тем самым повышая безопасность сидящего на нем человека. Также для удобства расположения членов экипажа и десанта во время отдыха, на спинке сиденья имеется подголовник, находящийся в кармане, закрепленном на спинке сиденья.
Сопоставляемый анализ с прототипом показывает, что заявляемое сиденье отличается тем, что оно дополнительно содержит две параллельные направляющие, закрепленные в кронштейне относящемуся к корпусу транспортного средства, с возможностью перемещения по ним рамы, соединенной через энергопоглощающие устройства, содержащими по меньшей мере по паре роликов, находящихся на осях с подшипниками, и деформируемый элемент в виде проволоки с определенной жесткостью работающей на изгиб, связывающей ролики, с этим же кронштейном, причем рама, имеющая кронштейн с двумя стопорами, имеет возможность перемещения по двум валикам, обеспечивая высотную регулировку сиденья и фиксируя ее одним из стопоров, а другой стопор фиксирует основание сиденья в рабочем положении. Также для удобства расположения членов экипажа и десанта во время отдыха, на спинке сиденья имеется подголовник, находящийся в кармане закрепленном на спинке сиденья.
Сущность изобретения поясняется рисунками 1, 2, 3, 4, 5, 6 На рисунке 1 представлен главный вид сиденья, на рисунке 2 разрез А-А, на рисунке 3 вид Б, на рисунке 4 разрез В-В, на рисунке 5 положение подголовника и спинки для отдыха на машине, на рисунке 6 Вид Г. Сиденье состоит из кронштейна 26 на котором закреплено основание 5 (рис. 1) с подушкой 4, спинки 18 (рис. 3) с механизмом регулировки 22, привязного ремня 20 с защелкой 21. Направляющие 7 закреплены в кронштейне 25 осями 2. Кронштейн 25 приварен к корпусу транспортного средства. Рама 3 перемещается по направляющим 7 при взрыве мины. Она имеет кронштейн 26 с двумя стопорами 6 и 8, который может перемещаться по валикам 1, выполняя регулировку сиденья по высоте и фиксируя ее стопором 8. Стопор 6 фиксирует основание 5 в горизонтальном положении. При складывании сиденья спинка 18 кладется на основание 5 и поворачивается в вертикальное положение вокруг оси 24 (рис. 3) и удерживается в этом положении пружиной кручения, установленной на эту же ось. Рама 3 и кронштейн 25 связаны между собой через энергопоглощающие устройства, которые состоят из болта 9, установленного в отверстие и закрепленного шайбой 10 в верхней части кронштейна 25, неподвижно соединенного с корпусом транспортного средства. В раме 3 установлены оси 11 на которых находятся ролики 13 с подшипниками скольжения 17. Ролики установлены между втулками 12 и шайбами 15, а оси 11 закреплены шплинтами 14 с шайбами. Деформируемым элементом энергопоглощающего устройства является проволока 16, которая охватывает болт 9, установленный в кронштейне 25 (неподвижная часть) и пропущенной между роликами 13, как бы связывая их в раме 3 (подвижная часть энергопоглощающего устройства). При взрыве мины ударная волна, воздействуя на корпус транспортного средства, мгновенно придает корпусу вертикальную скорость, который начинает перемещаться вверх. Под действием веса сиденья и человека начинают работать энергопоглощающие устройства. То есть вместе с корпусом транспортного средства начинается перемещение связанного с ним кронштейна 25 с болтом 9, который тянет проволоку 16, протягивая ее между роликами 13, вокруг которых она пропущена. Возникающая при этом деформация изгиба проволоки приводит к поглощению энергии направленной для перемещения сиденья с человеком. То есть скорость перемещения сиденья становится меньше чем скорость перемещения корпуса транспортного средства в результате чего кронштейн 26 с основанием сиденья 5 занимает новое положение, то есть можно сказать, что у сиденья появились энергопоглощающие свойства, которые снижают нагрузку удара от взрыва на человека.
Также данное сиденье транспортного средства содержит подголовник 19 (рис. 3), который находится в кармане 23, прикрепленном сзади к спинке сиденья 18. Подголовник предназначен для удобства расположения человека на сиденье во время отдыха. Подголовник выполнен из тканевого материала в виде небольшого фартука 28 (рис. 6), одна сторона которого ремнями 29 прикреплена к спинке, наклоненной во время отдыха назад, а другая сторона также ремнями с крючками 27 крепится к крыше транспортного средства, образуя таким образом поддержку для головы.
Использование предлагаемого изобретения обеспечивает энергопоглощающими свойствами сиденье при воздействии ударных нагрузок, повышая безопасность экипажа и комфортность во время отдыха.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВОМИННОЕ СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2021 |
|
RU2786463C1 |
ПРОТИВОМИННОЕ СИДЕНЬЕ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ | 2021 |
|
RU2775959C1 |
ПРОТИВОМИННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2489669C1 |
Демпфер противоминного сиденья транспортного средства | 2021 |
|
RU2781532C1 |
КРЕСЛО ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ | 2012 |
|
RU2509284C1 |
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2448848C1 |
ПРОТИВОМИННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2399012C1 |
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2509005C1 |
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ СИДЕНЬЕ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2018 |
|
RU2695947C1 |
КРЕСЛО ОПЕРАТОРА СЕЙСМОСТОЙКОЕ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2668203C1 |
Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и касается сидений для танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, других военных гусеничных машин. Противоминное сиденье установлено в корпусе транспортного средства и содержит кронштейн с двумя стопорами, с основанием и подушкой, спинку с механизмом регулировки и подголовником, привязной ремень с защелкой. Причем сиденье дополнительно содержит две параллельные направляющие, закрепленные в кронштейне, относящемся к корпусу транспортного средства, с возможностью перемещения по ним рамы, соединенной с этим же кронштейном через энергопоглощающие устройства. Энергопоглощающие устройства содержат пару роликов с подшипниками и деформируемый элемент в виде проволоки с определенной жесткостью, работающей на изгиб, связывающей ролики. Причем кронштейн, имеющий два стопора, имеет возможность перемещения по двум валикам, обеспечивая высотную регулировку сиденья и фиксируя ее одним из стопоров, а другой стопор фиксирует основание сиденья в рабочем положении. Достигается обеспечение защиты от воздействия высокоскоростных нагрузок, возникающих при взрыве мины. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Противоминное сиденье, установленное в корпусе транспортного средства, содержащее кронштейн с двумя стопорами, с основанием и подушкой, спинку с механизмом регулировки и подголовником, привязной ремень с защелкой, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит две параллельные направляющие, закрепленные в кронштейне, относящемся к корпусу транспортного средства, с возможностью перемещения по ним рамы, соединенной с этим же кронштейном через энергопоглощающие устройства, содержащие по меньшей мере по паре роликов с подшипниками, находящихся на осях, и деформируемый элемент в виде проволоки с определенной жесткостью, работающей на изгиб, связывающей ролики, причем кронштейн, имеющий два стопора, имеет возможность перемещения по двум валикам, обеспечивая высотную регулировку сиденья и фиксируя ее одним из стопоров, а другой стопор фиксирует основание сиденья в рабочем положении.
2. Противоминное сиденье по п.1, отличающееся тем, что спинка содержит подголовник, использующийся при отдыхе.
Устройство для регулирования скорости воздушного потока, создаваемого вентилятором решотной очистки, например зерноуборочного комбайна | 1958 |
|
SU122982A1 |
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2010 |
|
RU2448848C1 |
Гидравлическая установка для дистанционного управления стопорами сталеразливочного ковша | 1959 |
|
SU136013A1 |
DE 102008028872 А1, 24.12.2009 | |||
CN 111845493 А, 30.10.2020 | |||
US 8439420 В2, 14.05.2013. |
Авторы
Даты
2022-06-20—Публикация
2021-10-20—Подача