ПРОТИВОМИННОЕ СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ Российский патент 2022 года по МПК B60N2/42 B60N2/24 B64D25/04 F16F7/12 F41H7/02 

Описание патента на изобретение RU2786463C1

Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и может быть использовано в конструкциях танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, других военных гусеничных машин.

Известна боевая машина пехоты БМП-3 (см. Боевая машина пехоты, техническое описание 688.ТО-2, М: ВИ МО СССР, 1984), содержащая сиденье, выбранное за прототип а.с. №163539. Недостаток данного сиденья заключается в том, что его конструкция не предусматривает использование его при воздействии сверх быстрых нагрузок, например, таких как при взрыве мины, то есть у данной конструкции нет энергопоглощения от возможных перегрузок из-за жесткого соединения сиденья с корпусом транспортного средства. Поэтому при взрыве мины корпус транспортного средства вместе с сиденьем резко перемещается вверх, с возможностью травмирования сидящего на нем человека.

Технической задачей изобретения является создание сиденья с защитой от воздействия высокоскоростных нагрузок возникающих при взрыве мины.

Поставленная техническая задача достигается тем, что сиденье дополнительно снабжено двумя параллельными направляющими закрепленными в кронштейнах на стойке, относящейся к корпусу транспортного средства, с возможностью перемещения по ним подвеса с основанием, соединенного через энергопоглощающее устройство, содержащее две пары роликов с подшипниками, находящихся на осях, и деформируемый элемент в виде проволоки с определенной жесткостью работающей на изгиб, связывающей ролики. Причем подвес имеющий стопор, перемещаясь по этим же направляющим, обеспечивает высотную регулировку сиденья, фиксируя ее стопором. В состоянии покоя или при небольших нагрузках проволока удерживает сиденье с оператором. При такой конструкции сиденье не имеет жесткой связи с корпусом транспортного средства, что позволяет, при минном подрыве исключить резкое перемещение вверх сиденья с человеком относительно корпуса транспортного средства за счет деформации изгиба деформируемого элемента (проволоки) по роликам. То есть скорость перемещения сиденья с человеком уменьшается за счет деформации изгиба проволоки по роликам, возникающей при последовательном сгибании и разгибании свободных концов проволоки. При этом происходит поглощение энергии удара (минного подрыва), в результате чего происходит смягчение ударного воздействия на основание с сиденьем, в связи с этим сиденье приобрело энергопоглощающие свойства, повышая безопасность сидящего на нем человека.

Сопоставляемый анализ с прототипом показывает, что заявляемое сиденье отличается тем, что оно дополнительно содержит две параллельные направляющие, закрепленные в кронштейнах на стойке, относящейся к корпусу транспортного средства, с возможностью перемещения по ним подвеса с основанием, соединенных через энергопоглощающее устройство, содержащее две пары роликов, находящихся на осях с подшипниками, и деформируемым элементом в виде проволоки с определенной жесткостью работающей на изгиб, связывающей ролики. Причем подвес имеющий стопор, перемещаясь по этим же направляющим, обеспечивает высотную регулировку сиденья, фиксируя ее стопором.

Сущность изобретения поясняется рис. 1-4.

На рис. 1 представлен главный вид сиденья, на рис. 2 - разрез А-А, на рис. 3 - разрез Б-Б, на рис. 4 - разрез В-В.

Сиденье состоит из подголовника 1, спинки 2, кронштейна 7, на котором крепится основание 10 с подушкой 9, привязных ремней 3. Направляющие 6 закреплены в кронштейнах 8 осями 5. Кронштейны 8 приварены к стойке 4, которая относится к корпусу машины. Подвес 11 (рис. 2) и основание 26 (рис. 3) перемещаются по направляющим 6. Подвес 11 содержит стопорное устройство 12, которое состоит из валика 16, который жестко соединен со скобой 19 болтами 15. Пружина кручения 13, установленная на валик, удерживает его в положении, когда валик находится в лунках направляющих 6, тем самым застопорив подвес 11 и соединенное с ним основание 26. Сам валик закреплен в подвесе 11 шплинтом 14 с шайбой. При повороте скобы 19, валик 16 поворачивается имеющейся на нем лыской Г к направляющей 6, расстопорив при этом подвес 11. То есть в это время сиденье может перемещаться по направляющим. При отпускании скобы, стопор 12, под действием пружины 13, снова фиксирует положение сиденья по высоте. Подвес 11 и основание 26 связаны между собой через энергопоглощающее устройство. Оно состоит из оси 21, установленной в подвес 11 и закрепленной шплинтом 18 с шайбой 17. В основание 26 установлены оси 20 на которых находятся ролики 27 с подшипниками скольжения 23 (рис. 4). Между роликами установлены шайбы 24 и 25. Оси 20 также закреплены шплинтами 18 с шайбами 17. Деформируемым элементом энергопоглощающего устройства является проволока 22 (рис. 4), которая охватывает ось 21, установленной в подвесе 11 (неподвижная часть) и пропущенной между роликами 27, как бы связывая их в основании 26 (подвижная часть энергопоглощающего устройства). При взрыве мины ударная волна, воздействуя на корпус транспортного средства, мгновенно придает корпусу вертикальную скорость, который начинает перемещаться вверх. Под действием веса сиденья и человека начинает работать энергопоглощающее устройство. То есть вместе с корпусом транспортного средства начинается перемещение связанных с ним направляющих 6 с осью 21, которая тянет проволоку 22, протягивая ее между роликами 27, вокруг которых она пропущена. Возникающая при этом деформация изгиба проволоки приводит к поглощению энергии направленной для перемещения сиденья с человеком. То есть скорость перемещения сиденья становится меньше, чем скорость перемещения корпуса транспортного средства в результате чего основание 26 с кронштейном 7 и закрепленным на нем основанием 10 с подушкой 9, занимает новое положение, отставая от корпуса, то есть можно сказать, что у сиденья появились энергопоглощающие свойства, которые снижают нагрузку удара от взрыва на человека.

Использование предполагаемого изобретения обеспечивает энергопоглощающими свойствами сиденье при воздействии ударных нагрузок, повышая безопасность экипажа.

Похожие патенты RU2786463C1

название год авторы номер документа
ПРОТИВОМИННОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Мякишев Алексей Леонидович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Ахметжанов Марат Мухаметхалиевич
RU2774377C1
ПРОТИВОМИННОЕ СИДЕНЬЕ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ 2021
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Мякишев Алексей Леонидович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Ахметжанов Марат Мухаметхалиевич
RU2775959C1
Демпфер противоминного сиденья транспортного средства 2021
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Мякишев Алексей Леонидович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Ахметжанов Марат Мухаметхалиевич
RU2781532C1
КРЕСЛО ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ 2012
  • Брыкин Михаил Петрович
  • Шкарбан Иван Васильевич
RU2509284C1
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Кулаков Николай Алексеевич
  • Любин Александр Николаевич
RU2448848C1
ПРОТИВОМИННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Безбородов Владимир Александрович
RU2489669C1
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Прокудин Дмитрий Валерьевич
  • Севастьянов Виктор Борисович
  • Шор Александр Михайлович
RU2509005C1
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Тканко Юрий Федорович
RU2620443C2
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩАЯ СИСТЕМА И КРЕСЛО ВЕРТОЛЕТНОЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩУЮ СИСТЕМУ 2021
  • Калачев Алексей Александрович
RU2753774C1
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ 2020
  • Калачев Алексей Александрович
RU2752434C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 786 463 C1

Реферат патента 2022 года ПРОТИВОМИННОЕ СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и касается конструкций сидений. Противоминное сиденье оператора гусеничной машины установлено в корпусе транспортного средства и содержит подвес с основанием и с подушкой, спинку с подголовником, привязную систему. Причем сиденье дополнительно содержит две параллельные направляющие, закрепленные в кронштейнах на стойке, относящейся к корпусу транспортного средства, и имеет возможность перемещения по ним подвеса с основанием. Подвес с основанием соединены между собой через энергопоглощающее устройство, содержащее две пары роликов с подшипниками, находящихся на осях, и деформируемый элемент в виде проволоки с определенной жесткостью, работающей на изгиб и связывающей ролики. При этом подвес с основанием, перемещаясь по направляющим, обеспечивают высотную регулировку сиденья, фиксируя ее стопором. Достигается обеспечение защиты от воздействия высокоскоростных нагрузок, возникающих при взрыве мины. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 786 463 C1

Противоминное сиденье оператора гусеничной машины, установленное в корпусе транспортного средства, содержащее подвес с основанием и с подушкой, спинку с подголовником, привязную систему, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит две параллельные направляющие, закрепленные в кронштейнах на стойке, относящейся к корпусу транспортного средства, с возможностью перемещения по ним подвеса с основанием, соединенных между собой через энергопоглощающее устройство, содержащее две пары роликов с подшипниками, находящихся на осях, и деформируемый элемент в виде проволоки с определенной жесткостью, работающей на изгиб и связывающей ролики, причем подвес с основанием, имеющие стопор, перемещаясь по этим же направляющим, обеспечивают высотную регулировку сиденья, фиксируя ее стопором.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2786463C1

Устройство для регулирования скорости воздушного потока, создаваемого вентилятором решотной очистки, например зерноуборочного комбайна 1958
  • Григорьев С.М.
  • Лежнев А.П.
  • Лузанов Э.М.
SU122982A1
CN 111845493 А, 30.10.2020
УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТОТЫ И ВИДА МОДУЛЯЦИИ ПРИНИМАЕМЫХ СИГНАЛОВ 2006
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Альжанов Артур Булатович
  • Тимофеев Дмитрий Иванович
  • Стельмах Иван Владимирович
  • Шишкин Николай Викторович
RU2324947C1
DE 102008028872 А1, 24.12.2009
Устройство для измерения и регистрации разности температур между заданными высотами в приземном слое воздуха 1959
  • Качурин Л.Г.
  • Толстобров Б.Я.
  • Ушаков В.М.
  • Ялынычев Н.С.
SU123740A1

RU 2 786 463 C1

Авторы

Калюжный Сергей Григорьевич

Мякишев Алексей Леонидович

Демешкин Владимир Михайлович

Абдулов Сергей Владимирович

Ахмеджанов Марат Мухаметкалиевич

Даты

2022-12-21Публикация

2021-10-20Подача