ПРОТИВОМИННОЕ СИДЕНЬЕ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ Российский патент 2022 года по МПК B60N2/42 B60N2/24 F16F7/12 F41H7/02 

Описание патента на изобретение RU2775959C1

Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и может быть использовано в конструкциях танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, тягачей, других военных гусеничных и колесных машин.

Известна боевая машина пехоты БМП-3 (см. Боевая машина пехоты, техническое описание 688.ТО-2, М.: ВИ МО СССР, 1984), содержащая сиденье механика-водителя, выбранное за прототип, которое обеспечивает его установку по высоте в положение удобное для работы механика-водителя, не обеспечивая при этом его безопасность. Недостаток данного сиденья заключается в том, что его конструкция не предусматривает использование его при воздействии сверх быстрых нагрузок, например, таких как при взрыве мины, то есть у данной конструкции нет энергопоглощения от возможных перегрузок из-за жесткого соединения сиденья с корпусом транспортного средства. Поэтому при взрыве мины корпус транспортного средства вместе с сиденьем резко перемещается вверх, не исключая возможности травмирования при этом механика - водителя.

Технической задачей изобретения является создание сиденья с защитой от воздействия высокоскоростных нагрузок возникающих при взрыве мины.

Поставленная техническая задача достигается тем, что сиденье дополнительно снабжено рычагом одним концом, связанным с механизмом подъема сиденья, при этом механизм подъема может поворачиваться на своей оси в кронштейне крепления этого механизма и прикрепленным в свою очередь к корпусу транспортного средства, а другим концом соединяется с демпфером, закрепленным на борту транспортного средства и имеющим корпус, состоящий из двух частей и содержащий как минимум пару роликов с подшипниками, находящимися на осях и деформируемый элемент в виде проволоки с определенной жесткостью работающей на изгиб, связывающей ролики. В состоянии покоя или при небольших нагрузках демпфер (а именно проволока) удерживает от поворота сиденье на оси механизма подъема (при застопоренной рукоятке). При такой конструкции сиденье не имеет жесткой связи с корпусом транспортного средства, что позволяет, при минном подрыве исключить резкое перемещение вверх сиденья с механиком-водителем относительно корпуса транспортного средства за счет деформации изгиба деформируемого элемента (проволоки) по роликам, находящимся в демпфере. То есть скорость перемещения сиденья с механиком-водителем уменьшается за счет деформации изгиба проволоки по роликам, возникающей при последовательном сгибании и разгибании свободных концов проволоки. То есть сиденье приобрело энергопоглощающие свойства, тем самым повышая безопасность механика-водителя.

Сопоставляемый анализ с прототипом показывает, что заявляемое сиденье отличается тем, что между сиденьем и бортом изделия дополнительно установлен рычаг, одним концом связанный с механизмом подъема сиденья с возможностью его поворота вокруг его оси, а другим концом с демпфером, закрепленным на борту транспортного средства, имеющим корпус, состоящий из двух частей, содержащим как минимум пару роликов с подшипниками, находящимися на осях и деформируемый элемент в виде проволоки, связывающей ролики. Таким образом, заявляемое сиденье соответствует критерию изобретения «новизна».

Сущность изобретения поясняется рисунками где представлен общий вид сиденья с рычагом и демпфером. Сиденье состоит из основания 1, на котором лежит подушка 2, спинки 9 с механизмом регулировки 3, привязных ремней 6 с защелкой, механизма подъема 10, связанного с ним кинематического механизма, состоящего из рычагов 7, 23 и тяги 22. Механизм подъема закреплен своей осью в кронштейнах 5, которые в свою очередь закреплены в кронштейнах 8 и 11, принадлежащих корпусу транспортного средства. Рычаг 4 одной стороной жестко соединен с корпусом механизма подъема 10, который также жестко связан с кинематическим механизмом при застопоренной рукоятке 21, то есть механизм подъема 10, рычаг 4, и рычаги 7 и 10 могут поворачиваться вместе, но только при застопоренной рукоятке 21. Если рукоятка не застопорена то рычаги 7 и 23 кинематического механизма поворачиваются независимо от корпуса механизма подъема, а значит и жестко соединенного с ним рычага 4, который другой стороной соединен с демпфером 12, закрепленным на левом борту транспортного средства. Корпус демпфера состоит из двух частей нижнего корпуса 17 и верхнего 20. Верхний корпус устанавливается на шпильку, завернутую в корпус транспортного средства, и крепится гайкой 13 со стопорной шайбой. То есть верхний корпус 20 неподвижно соединен с корпусом транспортного средства. В нижнем корпусе 17 установлены оси 18, на которых находятся ролики 15 с подшипниками 16. Деформируемым элементом демпфера является проволока 14, которая охватывает ось 19, установленную в верхнем корпусе и пропущенной между роликами 15, как бы связывая их в нижней части корпуса 17. Корпус 17 связан с рычагом 4 осью, установленной в сферический подшипник рычага 4. Рычагом 21 стопорится механизм подъема в положении сиденья удобном для механика-водителя. При взрыве мины ударная волна, воздействуя на корпус транспортного средства, мгновенно придает корпусу вертикальную скорость, который начинает перемещаться вверх. Под действием веса сиденья и механика-водителя начинает одновременно работать демпфер 12 и начинается поворот механизма подъема 10 на своей оси в точке Г против часовой стрелки и жестко связанных с ним рычагов 4, 7, 23 (рукоятка 21 застопорена). Вместе с корпусом транспортного средства начинается перемещение связанного с ним верхнего корпуса 20 демпфера 12. При этом ось 19 тянет проволоку 14, протягивая ее между роликами, вокруг которых она пропущена. Возникающая при этом деформация изгиба проволоки приводит к поглощению энергии направленной для перемещения сиденья с механиком- водителем. То есть скорость перемещения сиденья становится меньше чем скорость перемещения корпуса транспортного средства. При повороте в точке Г механизма поворота 10 с рычагом 4 одновременно происходит работа кинематического механизма. То есть при повороте рычага 7 против часовой стрелки расстояние В (от оси крепления тяги 22 до оси рычагов 7 и 23) начинает уменьшаться и достигнет величины В1. Но так как величина тяги 22, соединенной с рычагом 23, постоянная, то рычаг 23 вынужден поворачиваться по часовой стрелке в точке Б. Рычаг 23 жестко закреплен на оси основания 1, то есть основание сиденья также подворачивается вместе с рычагом и сиденье занимает новое положение в результате работы демпфера и кинематического механизма, то есть появившихся у него энергопоглощающих свойств. В результате чего происходит уменьшение нагрузки данного удара на механика-водителя.

Использование предлагаемого изобретения обеспечивает энергопоглощающие свойства сиденья от ударных нагрузок, повышая безопасность механика-водителя.

Похожие патенты RU2775959C1

название год авторы номер документа
ПРОТИВОМИННОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Мякишев Алексей Леонидович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Ахметжанов Марат Мухаметхалиевич
RU2774377C1
ПРОТИВОМИННОЕ СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2021
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Мякишев Алексей Леонидович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Ахмеджанов Марат Мухаметкалиевич
RU2786463C1
Демпфер противоминного сиденья транспортного средства 2021
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Мякишев Алексей Леонидович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Ахметжанов Марат Мухаметхалиевич
RU2781532C1
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Кулаков Николай Алексеевич
  • Любин Александр Николаевич
RU2448848C1
ПРОТИВОМИННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Безбородов Владимир Александрович
RU2489669C1
ПРИВОД СТОПОРА МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА СИДЕНЬЯ 2018
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Мякишев Алексей Леонидович
  • Демешкин Владимир Михайлович
RU2697639C1
КРЕСЛО ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩЕЕ 2012
  • Брыкин Михаил Петрович
  • Шкарбан Иван Васильевич
RU2509284C1
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2007
  • Башков Михаил Владимирович
  • Корнеев Анатолий Николаевич
  • Косиченко Дмитрий Юрьевич
  • Крыхтин Юрий Иванович
  • Поздняков Александр Викторович
  • Ханакин Владимир Васильевич
RU2404400C2
РУКОЯТКА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА 2021
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Смирнов Алексей Владимирович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Шитиков Евгений Владимирович
RU2795182C2
Рулевая колонка гусеничной машины 2021
  • Абдулов Сергей Владимирович
  • Калюжный Сергей Григорьевич
  • Смирнов Алексей Владимирович
  • Демешкин Владимир Михайлович
  • Шитиков Евгений Владимирович
RU2768082C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 775 959 C1

Реферат патента 2022 года ПРОТИВОМИННОЕ СИДЕНЬЕ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ

Изобретение относится к области бронированных транспортных средств и касается сидений экипажа в корпусе транспортного средства. Противоминное сиденье содержит основание с подушкой, спинку с механизмом регулировки, привязные ремни с защелкой, кинематический механизм, механизм подъема сиденья. При этом оно дополнительно снабжено рычагом, одним концом, связанным с механизмом подъема с возможностью его поворота вокруг оси, закрепленной в кронштейнах, а другим концом - с демпфером, закрепленным на борту транспортного средства. Демпфер имеет корпус, состоящий из двух частей, и содержит пару роликов с подшипниками, находящимися на осях, и деформируемый элемент в виде проволоки, связывающей ролики. Достигается обеспечение защиты экипажа от воздействия высокоскоростных нагрузок, возникающих при взрыве мины. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 775 959 C1

Противоминное сиденье механика-водителя, установленное в корпусе транспортного средства, содержащее основание с подушкой, спинку с механизмом регулировки, привязные ремни с защелкой, кинематический механизм, механизм подъема сиденья, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено рычагом, одним концом связанным с механизмом подъема с возможностью его поворота вокруг оси, закрепленной в кронштейнах, а другим концом - с демпфером, закрепленным на борту транспортного средства и имеющим корпус, состоящий из двух частей и имеющий как минимум пару роликов с подшипниками, находящимися на осях, и деформируемый элемент в виде проволоки, связывающей ролики.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2775959C1

УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТОТЫ И ВИДА МОДУЛЯЦИИ ПРИНИМАЕМЫХ СИГНАЛОВ 2006
  • Дикарев Виктор Иванович
  • Альжанов Артур Булатович
  • Тимофеев Дмитрий Иванович
  • Стельмах Иван Владимирович
  • Шишкин Николай Викторович
RU2324947C1
Устройство для регулирования скорости воздушного потока, создаваемого вентилятором решотной очистки, например зерноуборочного комбайна 1958
  • Григорьев С.М.
  • Лежнев А.П.
  • Лузанов Э.М.
SU122982A1
Устройство для измерения и регистрации разности температур между заданными высотами в приземном слое воздуха 1959
  • Качурин Л.Г.
  • Толстобров Б.Я.
  • Ушаков В.М.
  • Ялынычев Н.С.
SU123740A1
АМОРТИЗАЦИОННОЕ КРЕСЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2010
  • Кулаков Николай Алексеевич
  • Любин Александр Николаевич
RU2448848C1
EP 3159208 А1, 26.04.2017
US 8439420 В2, 14.05.2013.

RU 2 775 959 C1

Авторы

Абдулов Сергей Владимирович

Калюжный Сергей Григорьевич

Мякишев Алексей Леонидович

Демешкин Владимир Михайлович

Ахметжанов Марат Мухаметхалиевич

Даты

2022-07-12Публикация

2021-10-21Подача