СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ НАПРЯЖЕНИЯ В КОНТАКТНОЙ СЕТИ Российский патент 2022 года по МПК B60L3/00 G01R19/00 

Описание патента на изобретение RU2775174C1

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта.

Известна система для учета электроэнергии в тяговых сетях (патент РФ №2446065). Система содержит подключенные к питающим линиям контактных проводов межподстанционной зоны, установленные на первой и второй тяговых подстанциях датчики напряжения и тока, которые передают сигналы, пропорциональные измеряемым токам и напряжениям, в стационарные устройства контроля. Узлы системы передачи данных и сеть передачи данных на устройство сбора и обработки данных установлены на электровозе. Датчик тока и напряжения подключен к электровозному устройству контроля и управления. При этом станционное и электровозные устройства контроля и управления связаны друг с другом с помощью радиоканала, реализованного с помощью двух радиомодемов. Передача информации от электровоза на тяговую подстанцию происходит при перемещении электровоза мимо подстанции в зоне прямого радиодоступа. С помощью системы ГЛОНАСС осуществляется определение текущих координат электровоза, привязка графика расхода электроэнергии к профилю пройденного пути и определение отклонений от энергооптимального режима ведения поезда. Синхронизация отсчетов времени на тяговой подстанции и на электровозе осуществляется с помощью отсчетов точного времени системы ГЛОНАСС.

Недостатками описанного способа являются невозможность оперативного контроля потребления электроэнергии при проходе по межподстанционной зоне поездов, т.к. передача информации от электровоза на тяговую подстанцию происходит только во время прохода электровоза мимо подстанции в зоне прямого радиодоступа, отсутствует возможность вести практический анализ электропотребления по всей длине тяговой сети, выявлять участки с повышенными потерями электроэнергии.

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Техническим результатом является осуществление оперативного контроля уровней напряжения и тока в контактной сети и на токоприемниках электровозов по данным с датчиков напряжения, расположенных на перегоне, и датчиков, фиксирующих значения токов и напряжения на питающих линиях, выходящих с тяговых подстанций и постов секционирования, фиксирующих, запоминающих, передающих и ретранслирующих измеряемые данные на стационарные устройства сбора и анализа данных.

Технический результат достигается тем, что в систему контроля уровня напряжения в контактной сети, содержащую подключенные к питающим линиям контактных проводов межподстанционной зоны, установленные на тяговых подстанциях датчики напряжения и тока, которые передают сигналы, пропорциональные измеряемым токам и напряжениям, в станционное устройство сбора и обработки данных, согласно изобретению дополнительно устанавливаются датчики тока и напряжения на питающих контактные провода линиях, выходящих с постов секционирования, датчики тока и напряжения на пунктах параллельного соединения, датчики напряжения с системой передачи данных на контактной сети перегонов, информация об измеряемых токах и напряжениях с датчиков передается на устройства сбора и анализа данных, расположенные на тяговых подстанциях, передача осуществляется через радиоканал с возможностью ретрансляции через другие датчики, по информации о токах и напряжениях в питающих линиях и контактной сети определяется распределение нагрузки по тяговой сети, динамика уровня напряжения и токов при движении электроподвижного состава по участку, производится расчет потерь электроэнергии в реальном времени, на основе полученных значений принимают решения о дальнейшей работе системы тягового электроснабжения, в частности повышении или понижении напряжения на подстанции и включении или отключении резерва.

Установка дополнительных датчиков напряжения на перегоне позволяет определять распределение нагрузки по тяговой сети, динамику уровня напряжения при движении электроподвижных составов по участку, производить расчет потерь электроэнергии в реальном времени, выполнять анализ процесса электропотребления и контролировать работу системы электроснабжения на перегоне в том числе при отсутствии на нем электровозов - выявлять короткие замыкания и места, где они происходят, контролировать ток контактной сети в режиме плавки гололеда и профподогрева и другие виды контроля.

Установка дополнительных датчиков на перегоне расширяет функциональные возможности работы системы тягового электроснабжения.

На фигуре 1 приведена система контроля уровня напряжения в контактной сети однопутного участка.

На фигуре 2 приведена система контроля уровня напряжения в контактной сети двухпутного участка с раздельной схемой питания.

На фигуре 3 приведена система контроля уровня напряжения в контактной сети двухпутного участка с узловой схемой питания.

На фигуре 4 приведена система контроля уровня напряжения в контактной сети двухпутного участка с параллельной схемой питания.

Система состоит из датчиков тока и напряжения 5, установленных на питающих линиях 9 тяговых подстанций 2, постов секционирования 3 и пунктах параллельного соединения 4, датчиков напряжения 6, установленных на контактных подвесках 1, и передающих информацию на стационарные устройства сбора и анализа данных 7, связанных между собой каналами связи 8.

Система на фиг. 1 работает следующим образом.

Датчики тока и напряжения 5, установленные на питающих линиях 9 тяговых подстанций 2, измеряют ток, проходящий через линии, и напряжение на них. Датчики напряжения 6, установленные с определенным интервалом на контактных подвесках 1, измеряют напряжение в контактной сети. Датчики напряжения 6, установленные на контактных подвесках 1, передают информацию об измерениях на устройства сбора и анализа данных 7, расположенные на тяговых подстанциях 2, по радиоканалу. При этом каждый из этих датчиков служит ретранслятором для обеспечения передачи данных с датчиков, удаленных от устройств сбора и анализа данных 7. Информация с датчиков тока и напряжения 5, установленных на тяговых подстанциях 2, передается на устройства сбора и анализа данных 7 по проводным или беспроводным каналам связи. В устройствах сбора и анализа данных 7, с учетом обмена данными между собой по каналам связи 8, производится анализ нагрузки тяговой сети, расчет токов, напряжений и дислокации электроподвижных составов, потери электроэнергии в тяговой сети, анализ использования оборудования, прогноз и рекомендации и/или определение управляющих решений для системы тягового электроснабжения.

Система на фиг. 2 работает следующим образом.

Датчики тока и напряжения 5, установленные на питающих линиях 9 тяговых подстанций 2, измеряют ток, проходящий через линии, и напряжение на них. Датчики напряжения 6, установленные с определенным интервалом на контактных подвесках 1, измеряют напряжение в контактной сети. Датчики напряжения 6, установленные на контактных подвесках 1, передают информацию об измерениях на устройства сбора и анализа данных 7, расположенные на тяговых подстанциях 2, по радиоканалу. При этом каждый из этих датчиков служит ретранслятором для обеспечения передачи данных с датчиков, удаленных от устройств сбора и анализа данных 7. Информация с датчиков тока и напряжения 5, установленных на тяговых подстанциях 2, передается на устройства сбора и анализа данных 7 по проводным или беспроводным каналам связи. В устройствах сбора и анализа данных 7, с учетом обмена данными между собой по каналам связи 8, производится анализ нагрузки тяговой сети, расчет токов, напряжений и дислокации электроподвижных составов, потери электроэнергии в тяговой сети, анализ использования оборудования, прогноз и рекомендации и/или определение управляющих решений для системы тягового электроснабжения.

Система на фиг. 3 работает следующим образом.

Датчики тока и напряжения 5, установленные на питающих линиях 9 тяговых подстанций 2, постов секционирования 3, измеряют ток, проходящий через линии, и напряжение на них. Датчики напряжения 6, установленные с определенным интервалом на контактных подвесках 1, измеряют напряжение в контактной сети. Датчики напряжения 6, установленные на контактных подвесках 1, и датчики тока и напряжения 5, установленные на постах секционирования 3, передают информацию об измерениях на устройства сбора и анализа данных 7, расположенные на тяговых подстанциях 2, по радиоканалу. При этом каждый из этих датчиков служит ретранслятором для обеспечения передачи данных с датчиков, удаленных от устройств сбора и анализа данных 7. Информация с датчиков тока и напряжения 5, установленных на тяговых подстанциях 2, передается на устройства сбора и анализа данных 7 по проводным или беспроводным каналам связи. В устройствах сбора и анализа данных 7, с учетом обмена данными между собой по каналам связи 8, производится анализ нагрузки тяговой сети, расчет токов, напряжений и дислокации электроподвижных составов, потери электроэнергии в тяговой сети, анализ использования оборудования, прогноз и рекомендации и/или определение управляющих решений для системы тягового электроснабжения.

Система на фиг. 4 работает следующим образом.

Датчики тока и напряжения 5, установленные на питающих линиях 9 тяговых подстанций 2, постов секционирования 3 и пунктах параллельного соединения 4, измеряют ток, проходящий через линии, и напряжение на них. Датчики напряжения 6, установленные с определенным интервалом на контактных подвесках 1, измеряют -напряжение в контактной сети. Датчики напряжения 6, установленные на контактных подвесках 1, и датчики тока и напряжения 5, установленные на пунктах параллельного соединения 4 и постах секционирования 3, передают информацию об измерениях на устройства сбора и анализа данных 7, расположенные на тяговых подстанциях 2, по радиоканалу. При этом каждый из этих датчиков служит ретранслятором для обеспечения передачи данных с датчиков, удаленных от устройств сбора и анализа данных 7. Информация с датчиков тока и напряжения 5, установленных на тяговых подстанциях 2, передается на устройства сбора и анализа данных 7 по проводным или беспроводным каналам связи. В устройствах сбора и анализа данных 7, с учетом обмена данными между собой по каналам связи 8, производится анализ нагрузки тяговой сети, расчет токов, напряжений и дислокации электроподвижных составов, потери электроэнергии в тяговой сети, анализ использования оборудования, прогноз и рекомендации и/или определение управляющих решений для системы тягового электроснабжения.

Предлагаемая система контроля уровня напряжения в контактной сети позволяет по полученной информации определить распределение нагрузки и уровень напряжения в тяговой сети, которые используются для принятия решения о дальнейшей работе системы тягового электроснабжения, в частности повышения или понижения напряжения на подстанции, включения или отключения резерва. Также система позволяет распознать аварийный режим в тяговой сети и места возможных повреждений.

Похожие патенты RU2775174C1

название год авторы номер документа
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ УЧЕТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ТЯГОВЫХ СЕТЯХ 2010
  • Черемисин Василий Титович
  • Чижма Сергей Николаевич
  • Кондратьев Юрий Владимирович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Онуфриев Александр Сергеевич
RU2446065C1
СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2010
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Кузнецов Александр Владимирович
  • Уманский Владимир Ильич
  • Кузнецов Владимир Владимирович
  • Кузнецов Герман Владимирович
  • Кузнецов Дмитрий Германович
  • Басыров Сергей Камильевич
RU2425764C1
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПОДОГРЕВА КОНТАКТНОЙ СЕТИ 2022
  • Добрынин Евгений Викторович
  • Богданова Ксения Викторовна
RU2800142C1
Система для контроля и регулирования мощности и энергии, расходуемой транспортной системой 2023
  • Гургенидзе Инна Романовна
  • Долгий Александр Игоревич
  • Калинин Алексей Владимирович
  • Калинин Сергей Владимирович
  • Козловский Алексей Петрович
  • Ольшанский Алексей Михайлович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Степанов Анатолий Вячеславович
  • Эрлих Антон Владимирович
RU2811608C1
Система для контроля и регулирования мощности и энергии, расходуемой транспортной системой 2016
  • Вербицкий Владимир Андреевич
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Набойченко Игорь Олегович
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Шурдак Андрей Владимирович
RU2629622C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 25 КВ 2014
  • Григорьев Николай Потапович
  • Воприков Антон Владимирович
RU2552572C1
Способ управления электроподвижным составом и системой тягового электроснабжения 2021
  • Третьяков Евгений Александрович
  • Пономарев Евгений Владимирович
  • Денисов Илья Николаевич
  • Авдиенко Егор Геннадьевич
  • Шатохин Андрей Петрович
  • Истомин Станислав Геннадьевич
  • Доманов Кирилл Иванович
  • Богунов Кирилл Вадимович
RU2778164C1
СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С РАСПРЕДЕЛЕННЫМ ПИТАНИЕМ 2022
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Дмитриев Александр Дмитриевич
  • Сидоров Олег Алексеевич
RU2795966C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ТЯГОВОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2014
  • Каштанов Алексей Леонидович
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Ушаков Сергей Юрьевич
  • Черемисин Василий Титович
RU2572797C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ДВУХПУТНЫХ УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1994
  • Бочев Александр Сергеевич
  • Донец Виктория Васильевна
RU2081761C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 775 174 C1

Реферат патента 2022 года СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ НАПРЯЖЕНИЯ В КОНТАКТНОЙ СЕТИ

Использование: в области электрифицированного железнодорожного транспорта. Технический результат – обеспечение оперативного контроля уровней напряжения и тока в контактной сети и на токоприемниках электровозов. Система контроля содержит подключенные к питающим линиям контактных проводов межподстанционной зоны, установленные на тяговых подстанциях датчики напряжения и тока, датчики тока и напряжения на питающих контактные провода линиях, выходящих с постов секционирования, датчики тока и напряжения на пунктах параллельного соединения, датчики напряжения с системой передачи данных на контактной сети перегонов. Передача сигналов, пропорциональных измеряемым токам и напряжениям, осуществляется через радиоканал с возможностью ретрансляции через другие датчики. На устройствах сбора и анализа данных, расположенных на тяговых подстанциях определяется распределение нагрузки по тяговой сети, динамика уровня напряжения и токов при движении электроподвижного состава по участку, производится расчет потерь электроэнергии в реальном времени и принимаются решения о дальнейшей работе системы тягового электроснабжения, повышении или понижении напряжения на подстанции и включении или отключении резерва. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 775 174 C1

Система контроля уровня напряжения в контактной сети, содержащая подключенные к питающим линиям контактных проводов межподстанционной зоны, установленные на тяговых подстанциях датчики напряжения и тока, которые передают сигналы, пропорциональные измеряемым токам и напряжениям, в станционное устройство сбора и обработки данных, отличающаяся тем, что дополнительно устанавливаются датчики тока и напряжения на питающих контактные провода линиях, выходящих с постов секционирования, датчики тока и напряжения на пунктах параллельного соединения, датчики напряжения с системой передачи данных на контактной сети перегонов, информация об измеряемых токах и напряжениях с датчиков передается на устройства сбора и анализа данных, расположенные на тяговых подстанциях, передача осуществляется через радиоканал с возможностью ретрансляции через другие датчики, по информации о токах и напряжениях в питающих линиях и контактной сети определяется распределение нагрузки по тяговой сети, динамика уровня напряжения и токов при движении электроподвижного состава по участку, производится расчет потерь электроэнергии в реальном времени, на основе полученных значений принимают решения о дальнейшей работе системы тягового электроснабжения, в частности повышении или понижении напряжения на подстанции и включении или отключении резерва.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2775174C1

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ УЧЕТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ТЯГОВЫХ СЕТЯХ 2010
  • Черемисин Василий Титович
  • Чижма Сергей Николаевич
  • Кондратьев Юрий Владимирович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Онуфриев Александр Сергеевич
RU2446065C1
СПОСОБ ПРЯМОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ, ПОТРЕБЛЕННОЙ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ ИЗ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2004
  • Гречишников Виктор Александрович
  • Федотов Алексей Анатольевич
  • Пупынин Владимир Николаевич
RU2281518C2
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ, РАСХОДУЕМОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ 2003
  • Седдики Рашид
  • Корник Даниель
RU2314215C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2004
  • Рабинович Михаил Даниилович
  • Петров Николай Александрович
  • Кузнецов Александр Владимирович
  • Кузнецов Владимир Владимирович
  • Никифоров Борис Данилович
  • Емельяненкова Елена Львовна
RU2267410C1
DE 19850051 A1, 04.05.2000.

RU 2 775 174 C1

Авторы

Добрынин Евгений Викторович

Богданова Ксения Викторовна

Даты

2022-06-28Публикация

2021-01-11Подача