СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПОДОГРЕВА КОНТАКТНОЙ СЕТИ Российский патент 2023 года по МПК H02G7/16 

Описание патента на изобретение RU2800142C1

Область техники

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам и способам предотвращения образования гололедных отложений на проводах контактной сети железных дорог.

Уровень техники

Устройство для предотвращения образования гололеда на воздушной линии содержит участок провода, состоящий из двух изолированных между собой групп проволок, с одного конца группы проволок соединены между собой и с проводом последующего участка воздушной линии, а с другого конца - первая группа проволок соединена с проводом предыдущего участка воздушной линии, а между первой и второй группами проволок включен независимый источник напряжения (патент RU № 2316866, опубл. 10.02.2008 г., Бюл. №4).

Недостатками данного устройства является то, что его применение предполагает наличие двух изолированных между собой групп проволок и что требуется дополнительный источник напряжения, который является неуправляемым.

Известны петлевые схемы подогрева проводов для удаления гололеда на двухпутных участках с электротягой переменного и постоянного тока (К.Г. Марквардт. Контактная сеть. - издание, перераб. и дополн. - М.: Транспорт, 1994. - с. 43-46, рис 3.7а, б), включающие контактные подвески смежных путей, объединенные с одной стороны поперечными секционными разъединителями, с другой стороны присоединенные к питающим фидерам тяговых подстанций.

Недостатком данного устройства является то, что оно применимо только на главных путях станций и перегонах с прекращением движения поездов, удаление (плавку) гололеда осуществляют максимально допустимыми (плотность 6,5÷8 А/мм2) для проводов контактной подвески токами.

В качестве прототипа выбрано устройство для предотвращения образования гололеда путем профилактического подогрева проводов выше температуры образования гололеда по петле (А.В. Фрайфельд, Н.А. Бондарев, А.С. Марков. Устройство, сооружение и эксплуатация контактной сети и воздушных линий: Учебник для технических школ железнодорожного транспорта. Под ред. А.В. Фрайфельда. - М.: Транспорт, 1980. - с. 380-382, рис. 282), в которое входят прогревочный агрегат, шина плюс тяговой подстанции, контактная подвеска первого пути, разъединитель поста секционирования, подвеска второго пути, запасная шина тяговой подстанции, причем для подогрева используют прогревочные токи плотностью в 2,5÷3,5 А/мм2, что исключает возможность перегрева проводов, их отжиг и обрыв.

Недостатками данного устройства является то, что требуется дополнительный прогревочный агрегат, который является неуправляемым и может применяться с ограничением движения поездов по участку, где осуществляется прогрев участка.

Общими признаками является то, что система состоит из контактной подвески двух смежных путей, шин тяговых подстанций, питающих линий, выключателей, разъединителей.

Раскрытие сущности изобретения

Техническая проблема заключается в расширении функциональной возможности устройства предотвращения гололедных отложений на проводах контактной сети.

Технический результат заключается в регулировке уровня напряжения в контактной сети, за счет введения в схему блока вольтодобавочного устройства с возможностью регулировки температурного режима контактной сети.

Технический результат достигается тем, что система профилактического подогрева контактной сети включает контактную подвеску двух смежных путей, шины тяговых подстанций, питающие линии, выключатели, разъединители, согласно изобретению в систему на тяговой подстанции в перемычку между запасной и плюсовой шинами дополнительно подключен с помощью электрических соединителей блок вольтодобавочного устройства, осуществляющий включение и регулировку напряжения по току и по напряжению в контактной сети, управляющий вход вольтодобавочного устройства соединён проводным каналом связи с выходом блока управляющего устройства, блок управляющего устройства задает требуемый уровень напряжения вольтодобавочному устройству на основе входной информации, которую получает на входы с блока датчиков тока и напряжения на тяговой подстанции через проводной канал, с блока датчиков тока и напряжения на посту секционирования через радиоканалы, с блока датчиков напряжения на межподстанционной зоне через радиоканалы.

Описание чертежей

На фигуре приведена схема системы профилактического подогрева проводов контактной подвески, где:

1 - контактная подвеска;

2 - рельс;

3 - блок тягового преобразовательного агрегата;

4 - плюсовая шина +;

5 - питающие линии;

6 - минусовая шина -;

7 - обратные линии;

8 - запасная шина;

9 - блок вольтодобавочного устройства;

10 - блок управляющего устройства;

11 - проводной канал;

12 - радиоканал;

13 - блок датчиков тока и напряжения;

14 - тяговая подстанция;

15 - пост секционирования;

16 - блок датчиков напряжения;

17 - контролируемая межподстанционная зона;

18 - фидерные выключатели;

19 - выключатели поста секционирования;

20 - разъединители.

Осуществление изобретения

Система работает следующим образом.

Питание ЭПС производится от блоков тяговых преобразовательных агрегатов 3 через плюсовые шины 4 и питающие линии 5, подключенные к контактным подвескам 1 одного из путей и минусовые шины 6 и обратные линии 7, подключенные к рельсам 2. Контактная подвеска другого пути подключается через питающие линии к запасной шине 8. В перемычку между запасной шиной 8 и плюсовой шиной 4 подсоединен блок вольтодобавочного устройства 9, которое может быть отключенным и не пропускать ток либо включенным и пропускать ток, добавляя напряжение от 0 В до максимального значения, определяемого техническими возможностями устройства. Управление блоком вольтодобавочного устройства осуществляется управляющим воздействием блока управляющего устройства 10, сформированным на основе информации, полученной по проводному каналу 11 с блока датчиков токов и напряжений 13, установленных на питающих линиях 5 тяговых подстанций 14 и данных, полученных через радиоканал 12 поста секционирования 15, а также блока датчиков напряжения 16, установленных на контактных подвесках 1, в соответствии с целевой функцией - нагрев проводов для удаления или предотвращения образования гололеда, или повышение уровня напряжения при высокой интенсивности движения. Управление схемой питания контролируемой межподстанционной зоны 17 осуществляется путем переключения положений фидерных выключателей тяговых подстанций 18, выключателей 19 поста секционирования и разъединителей 20.

При этом все блоки соединены между собой в функциональной связи, образуя систему профилактического прогрева контактной сети.

Управляющим устройством может быть универсальный сервер, выполняющий функции сбора и обработки данных, переданных с датчиков тока и напряжения с целью дальнейшей выдачи управляющего воздействия по заданному алгоритму в зависимости от результатов обработки полученных данных.

Предлагаемая система профилактического подогрева проводов контактной подвески позволяет осуществлять контролируемый нагрев проводов на гололедоопасных участках, электрифицированных на постоянном токе. Кроме того, система имеет возможность плавного регулирования уровня напряжения в тяговой сети при увеличении интенсивности движения.

Похожие патенты RU2800142C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ НАПРЯЖЕНИЯ В КОНТАКТНОЙ СЕТИ 2021
  • Добрынин Евгений Викторович
  • Богданова Ксения Викторовна
RU2775174C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ ДО МЕСТА КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ В МНОГОПУТНЫХ ТЯГОВЫХ СЕТЯХ ПЕРЕМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Пупынин В.Н.
  • Шевлюгин М.В.
RU2237905C2
Способ автоматизации повторного включения (АПВ) выключателей двухпутного участка переменного тока тягового электроснабжения с постом секционирования на разъединителях 2022
  • Герман Леонид Абрамович
  • Герман Илья Вадимович
  • Карпов Иван Петрович
RU2793578C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 25 КВ 2014
  • Григорьев Николай Потапович
  • Воприков Антон Владимирович
RU2552572C1
СПОСОБ ПОДОГРЕВА ПРОВОДОВ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ 2012
  • Ефимов Александр Васильевич
  • Паранин Александр Викторович
  • Ефимов Денис Александрович
RU2485656C1
Устройство для дугозащитного шунтирования воздушного промежутка контактной сети переменного тока 1990
  • Балабанов Владимир Николаевич
SU1791186A1
Способ автоматического повторного включения (АПВ) питающих линий контактной сети двухпутного участка системы 25 кВ с постом секционирования на разъединителях 2022
  • Герман Леонид Абрамович
  • Субханвердиев Камиль Субханвердиевич
  • Куликов Александр Леонидович
RU2795540C1
Способ определения составляющих уравнительного тока и устройство для его реализации 2020
  • Чижма Сергей Николаевич
  • Молчанов Сергей Васильевич
  • Стригин Игорь Витальевич
  • Анискевич Вячеслав Михайлович
RU2752992C1
СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВОМ РАЗДЕЛА ПИТАНИЯ ТЯГОВОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2003
  • Кващук В.А.
  • Кондратьев Ю.В.
  • Черемисин В.Т.
RU2248282C2
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ В КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ДВУХПУТНОГО УЧАСТКА С БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИМ АВТОМАТИЧЕСКИМ ПОВТОРНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ (БАПВ) ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ ПИТАЮЩЕЙ ЛИНИИ 2020
  • Герман Леонид Абрамович
  • Субханвердиев Камиль Субханвердиевич
  • Карпов Иван Петрович
  • Жевлаков Дмитрий Александрович
RU2740160C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 800 142 C1

Реферат патента 2023 года СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПОДОГРЕВА КОНТАКТНОЙ СЕТИ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам и способам предотвращения образования гололедных отложений на проводах контактной сети железных дорог. Технический результат заключается в возможности регулировки уровня напряжения в контактной сети. Технический результат достигается тем, что в системе профилактического подогрева контактной сети, содержащей контактную подвеску двух смежных путей, шины тяговых подстанций, питающие линии, выключатели и разъединители, в системе на тяговой подстанции в перемычку между запасной и плюсовой шинами дополнительно подключен с помощью электрических соединителей блок вольтодобавочного устройства, осуществляющий включение и регулировку напряжения по току и по напряжению в контактной сети. Управляющий вход вольтодобавочного устройства соединён проводным каналом связи с выходом блока управляющего устройства. Блок управляющего устройства задает требуемый уровень напряжения вольтодобавочному устройству на основе входной информации, которую получает на входы с блока датчиков тока и напряжения на тяговой подстанции через проводной канал, с блока датчиков тока и напряжения на посту секционирования через радиоканалы, с блока датчиков напряжения на межподстанционной зоне через радиоканалы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 800 142 C1

Система профилактического подогрева контактной сети, содержащая контактную подвеску двух смежных путей, шины тяговых подстанций, питающие линии, выключатели, разъединители, отличающаяся тем, что в систему на тяговой подстанции в перемычку между запасной и плюсовой шинами дополнительно подключен с помощью электрических соединителей блок вольтодобавочного устройства, осуществляющий включение и регулировку напряжения по току и по напряжению в контактной сети, управляющий вход вольтодобавочного устройства соединён проводным каналом связи с выходом блока управляющего устройства, блок управляющего устройства задает требуемый уровень напряжения вольтодобавочному устройству на основе входной информации, которую получает на входы с блока датчиков тока и напряжения на тяговой подстанции через проводной канал, с блока датчиков тока и напряжения на посту секционирования через радиоканалы, с блока датчиков напряжения на межподстанционной зоне через радиоканалы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2800142C1

А.В
Фрайфельд и др., Устройство, сооружение и эксплуатация контактной сети и воздушных линий
Учебник для технических школ железнодорожного транспорта, Москва, Транспорт, 1980, с
Велосипед, приводимый в движение силой тяжести едущего 1922
  • Кучеров И.Ф.
SU380A1
ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 1916
  • Яцен А.Г.
SU282A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОЛОЛЕДА НА ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ 2006
  • Тиходеев Николай Николаевич
  • Филиппов Александр Алексеевич
RU2316866C1
СПОСОБ ПОДОГРЕВА ПРОВОДОВ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ 2012
  • Ефимов Александр Васильевич
  • Паранин Александр Викторович
  • Ефимов Денис Александрович
RU2485656C1
Устройство для плавки гололеда на контактной сети станции 1986
  • Павлов Игорь Валентинович
SU1323424A1
US 2015303369 A1, 22.10.2015.

RU 2 800 142 C1

Авторы

Добрынин Евгений Викторович

Богданова Ксения Викторовна

Даты

2023-07-19Публикация

2022-11-16Подача