Изобретение относится к способам консервации двигателей и может быть использовано для консервации цилиндропоршневой группы дизельных двигателей, например двигателей комбайнов, тракторов, автомобилей, ремонтными предприятиями, заводами изготовителями, хозяйствами и организациями, периодически эксплуатирующими двигатели.
Известно, что на местах потребления ингибиторы коррозии смешивают с маслами до образования однородной смеси. Обычно в моторные масла для двигателей внутреннего сгорания, в компрессорные и трансмиссионные масла вводят 10% присадки АКОР-1, 5-8% присадки Сламин, 9-10% присадки Мифол, в индустриальные и некоторые гидравлические масла присадку АКОР-1 вводят в количестве 3-5% (Справочник под редакцией В.М. Школьникова Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение М. Изд. Центр «Техинформ», 1999 379 с.).
Данный способ консервации является затратным, так как используются дорогостоящие товарные масла и ингибиторы коррозии.
Известен способ консервации ДВС (технологическая карта на хранение трактора К-700 на открытых оборудованных площадках. М. ГОСНИТИ, 1974), заключающийся в том, что запускают двигатель при залитом в картер номинальном количестве масла, прогревают двигатель, добавляют в масло рабоче-консервационную присадку и прокручивают вал двигателя в течение одной-двух минут. При снятии двигателя с хранения рабоче-консервационное масло из поддона картера двигателя сливают в отдельную емкость, дают отстояться и заливают обратно в двигатель.
При реализации указанного способа консервации внутренней полости двигателей не достигается высокий защитный эффект, т.к. в процессе хранения, загрязнения, присутствующие в отработавшем свой срок моторном масле, и добавляемые присадки выпадают в осадок на дно картера, а также образуют отложения в каналах системы смазки.
Наиболее близким к заявленному является способ консервации двигателей внутреннего сгорания с мокрым картером (а.с. №1126631, МКП C23F 11/00 от 30.11.84. Бюл. №44) путем покрытия поверхностей деталей внутренней полости двигателя консервационной жидкостью, содержащей смесь масла с рабоче-консервационной присадкой, заключающийся в том, что запуск двигателя при залитом в картер номинальном количестве масла, прогревают двигатель, добавляют в масло рабоче-консервационную присадку и прокручивают вал двигателя в течение одной-двух минут.
При реализации указанного способа имеют место недостатки, связанные с тем, что внесение в работавшее минеральное моторное масло присадок может вызывать их выпадение в осадок. Работавшие в двигателе масла содержат в своем составе загрязнения, способные образовывать в процессе хранения техники отложения на дне картера и в масляных каналах, что требует проведения промывки системы смазки при расконсервации двигателя.
Применение товарных ингибиторов коррозии сопряжено с высокими затратами и технологическими сложностями их перемешивания с работающими моторными маслами.
Задачей изобретения является повышение защитной эффективности и снижение затрат на проведение операции консервации двигателей в период межсезонного хранения.
Поставленная задача достигается тем, что способ консервации дизельного двигателя внутреннего сгорания, включающий покрытие поверхностей деталей внутренней полости двигателя консервационной жидкостью с рабоче-консервационной присадкой, согласно изобретению в проработавшее в двигателе масло, нагретое до 70-80°С, без слива его из картера двигателя, вносят 2 мас. % добавки, состоящей из раствора карбамида в гидроксиде аммония в пропорции 1:1, затем двигатель запускают и он работает 20-30 мин при 1100-1300 об/мин, далее двигатель останавливают и проводят очистку центрифуги от загрязнений, затем сливают из двигателя 2 литра очищенного масла, далее в данный объем слитого масла вводят 5 мас. % полимеризированного в течение 5-6 часов при температуре 90-100°С рапсового масла и 2 мас. % пушечной смазки, затем смесь нагревают при перемешивании до полного растворения пушечной смазки, полученную рабоче-консервационную присадку вносят в картер двигателя, двигатель запускают и оставляют работать на холостом ходу 1-2 минуты.
Работавшее в двигателе минеральное моторное масло к моменту постановки техники на хранение имеет, как правило, запас эксплуатационных свойств и содержит 20…30% присадок, в том числе антиокислительных, противокоррозионных. На основании чего правомерно утверждение о том, что очищенное от загрязнений (смол, асфальтенов, продуктов сгорания топлива и масла) моторное масло является лучшей основой, чем индустриальное или любое другое масло для приготовления рабоче-консервационного масла. Внесение в минеральное моторное масло раствора карбамида в гидроксиде аммония позволяет укрупнить практически растворенные в масле смолы до размеров 20…30 мкм, легко удаляемые штатными центрифугами системы очистки масла в двигателе внутреннего сгорания. Процесс коагуляции, укрупнения загрязнений масла и их удаления контролируется с использованием метода бумажной хромотографии путем нанесения капельной пробы на фильтровальную бумагу и визуальной оценки пятна. Изменение цвета пятна масла с черного до желтого свидетельствует об удалении из масла практически всех загрязнений в т.ч. нерастворимого осадка.
Процесс полимеризации рапсового масла проводят следующим образом. В емкость заправляется рапсовое масло и проводится его нагрев до температуры 90…100°С. Масло выдерживается при данной температуре в течение 5…6 часов. В процессе полимеризации изменяется кинематическая вязкость рапсового масла с 6…7 мм2/с до 15-16 мм2/с.
Полимеризованное рапсовое масло смешивают с пушечной смазкой 2 мас. % и очищенным минеральным моторным маслом при температуре нагрева моторного масла и полимеризованного рапсового масла 90-100°С. Перемешивание проводят в течение 10…15 минут до полного растворения пушечной смазки.
Полимеризованное рапсовое масло, как и пушечная смазка являются ингибирующими присадками в дополнение к антиокислительным, антикоррозионным присадкам, присутствующим в очищенном отработанном минеральном моторном масле, что повышает защитный эффект приготавливаемого консервационного масла. Дополнительное внесение пушечной смазки увеличивает в целом кинематическую вязкость рабоче-консервационного масла до 17-18 мм2/с.
Оценка противоизносных, противокоррозионных свойств масла и способа консервации проводилась в лабораторных условиях и непосредственно в двигателе ЯМЗ-238.
В лабораторных условиях в полученном предлагаемом способе консервации масле определялась защитная способность путем окунания пластин из стали Ст3 в разработанный состав, состав по прототипу, товарное масло М-10Г2 и товарное масло К-17 с последующей выдержкой пластин в течение 6 месяцев в условиях окружающей среды с умеренным климатом.
В таблице 1 представлены результаты оценки образования следов коррозии на пластинах.
Анализ полученных данных подтверждает эффективность разработанного способа консервации и получаемого при этом состава масла.
Для оценки способа консервации в условиях эксплуатации проводился сравнительный анализ образования очагов коррозионного поражения на стенках гильз цилиндров известным и предлагаемым способом вначале и в конце периода межсезонного хранения двигателей ЯМЗ-238 зерноуборочных комбайнов Дон-1500 (таблица 2).
Сравнительный анализ показал, что за межсезонный период хранения двигателей комбайнов без применения специальных способов и составов для консервации (в картере присутствовало масло М-10Г2) на стенках гильз цилиндров образовались следы коррозии по площади, превышающей 15%. При применении способа консервации в соответствии с известным а.с. № площадь образования коррозии уменьшается в более чем 2 раза. При использовании разрабатываемого способа консервации следы коррозии на стенках гильз цилиндров отсутствовали.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Защитная смазочная композиция | 2021 |
|
RU2779026C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ СТАЛИ ОТ АТМОСФЕРНОЙ КОРРОЗИИ ПЛЕНКАМИ РАПСОВОГО МАСЛА | 2011 |
|
RU2477764C2 |
Промывочное масло | 2023 |
|
RU2805073C1 |
СПОСОБ ВНУТРЕННЕЙ КОНСЕРВАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2006 |
|
RU2321760C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ ОТ АТМОСФЕРНОЙ КОРРОЗИИ В УСЛОВИЯХ СОЛЕВОГО ТУМАНА | 2010 |
|
RU2432387C1 |
Способ консервации двигателя внутреннего сгорания с мокрым картером | 1982 |
|
SU1126631A1 |
Промывочное масло | 2016 |
|
RU2617117C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ МОТОРНОГО МАСЛА ОТ ПРОДУКТОВ СТАРЕНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЙ | 2013 |
|
RU2528421C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ МОТОРНОГО МАСЛА ОТ ПРОДУКТОВ СТАРЕНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЙ | 2002 |
|
RU2221841C1 |
КОНСЕРВАЦИОННЫЙ СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ | 2019 |
|
RU2732292C1 |
Изобретение относится к области защиты металлов от коррозии и может быть использовано для консервации цилиндропоршневой группы дизельных двигателей, например двигателей комбайнов, тракторов, автомобилей. Способ включает покрытие поверхностей деталей внутренней полости двигателя консервационной жидкостью с рабоче-консервационной присадкой, при этом в проработавшее в двигателе масло, нагретое до 70-80°С, без слива его из картера двигателя, вносят 2 мас. % добавки, состоящей из раствора карбамида в гидроксиде аммония в пропорции 1:1, затем двигатель запускают и он работает 20-30 мин при 1100-1300 об/мин, далее двигатель останавливают и проводят очистку центрифуги от загрязнений, затем сливают из двигателя 2 литра очищенного масла, далее в данный объем слитого масла вводят 5 мас. % полимеризированного в течение 5-6 часов при температуре 90-100°С рапсового масла и 2 мас. % пушечной смазки, затем смесь нагревают при перемешивании до полного растворения пушечной смазки, полученную рабоче-консервационную присадку вносят в картер двигателя, двигатель запускают и оставляют работать на холостом ходу 1-2 минуты. Технический результат - повышение защитной эффективности двигателей в период межсезонного хранения. 2 табл.
Способ консервации дизельного двигателя внутреннего сгорания, включающий покрытие поверхностей деталей внутренней полости двигателя консервационной жидкостью с рабоче-консервационной присадкой, отличающийся тем, что в проработавшее в двигателе масло, нагретое до 70-80°С, без слива его из картера двигателя, вносят 2 мас. % добавки, состоящей из раствора карбамида в гидроксиде аммония в пропорции 1:1, затем двигатель запускают и он работает 20-30 мин при 1100-1300 об/мин, далее двигатель останавливают и проводят очистку центрифуги от загрязнений, затем сливают из двигателя 2 литра очищенного масла, далее в данный объем слитого масла вводят 5 мас. % полимеризированного в течение 5-6 часов при температуре 90-100°С рапсового масла и 2 мас. % пушечной смазки, затем смесь нагревают при перемешивании до полного растворения пушечной смазки, полученную рабоче-консервационную присадку вносят в картер двигателя, двигатель запускают и оставляют работать на холостом ходу 1-2 минуты.
Способ консервации двигателя внутреннего сгорания с мокрым картером | 1982 |
|
SU1126631A1 |
ВИНТОВАЯ ПАРА | 0 |
|
SU201863A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2010 |
|
RU2556689C2 |
SU 1160678 A1, 27.01.1996 | |||
WO 1999020875 A1, 29.04.1999. |
Авторы
Даты
2022-08-18—Публикация
2021-10-14—Подача