Изобретение относится к жидким углеродсодержащим топливам на основе смесей углеводородов, а именно к топливной композиции флотского мазута для водоизмещающих (постоянно находящихся на плаву) судов.
Флотский мазут используется для водоизмещающих судов с котлами и котлоагрегатами в качестве энергетической установки. Флотский мазут производится в соответствии с требованиями ГОСТ 10585-2013 «ТОПЛИВО НЕФТЯНОЕ. МАЗУТ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ». Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232 «О внесении изменения в дополнительное примечание Таможенного союза 1 к группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» ограничено содержание фракций, перегоняющихся до 350°С по методу ASTM D 1160 для флотского мазута марки Ф5, произведенного по ГОСТ 10585-2013, до значения не более 22% об. Это требование ограничивает вовлечение в рецептуру флотского мазута легких нефтяных фракций.
С 2020 года введены новые требования, принятые Международной морской организацией (International Maritime Organization, IMO) в рамках обновления норм и стандартов международных конвенций.
В международной конференции MARPOL 73/78 с 1 января 2020 года вступило в силу правило «IMO 2020», которое определяет предельный уровень содержания серы в мазуте, используемом морскими судами, эксплуатируемыми вне специальных районов контроля выбросов, на уровне до 0,50% масс., в то время как в специальных районах контроля выбросов (ЕСА) этот предел составляет не более 0,10% масс. Действующий с 2012 до 2020 года предел содержания серы составлял 3,50% масс., поэтому для большинства судов, использующих флотский мазут, потребуется переход на новые типы топлива.
Известна топливная композиция суперлегкого мазута, используемая на судах речного и морского флота, которая содержит 25 - 50% масс., стабилизированного газового конденсата с содержанием в нем фракции C1 - С4 в количестве не более 0,3 - 1,0% масс., и остальное мазут топочный марки М 100 и/или М 40 (пат. РФ №2278149, 2006).
Недостатком композиции по патенту РФ №2278149 является низкая температура вспышки, не соответствующая требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (TP ТС 013/2011), и Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232 «О внесении изменения в дополнительное примечание Таможенного союза 1 к группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» что обусловлено содержанием большой доли стабилизированного газового конденсата.
Известна также топливная композиция маловязкого мазута, используемая, в том числе, на судах речного и морского флота, которая содержит мазут марки М 40 и/или М 100 в количестве 35 - 60% масс., стабилизированный газовый конденсат в количестве 25 - 50% масс., с содержанием в нем фракции C1 - С4 не более 0,3 - 1,0% масс., и керосиногазойлевую фракцию - 1 - 40% масс. (пат. РФ №2311443, 2007).
Данная композиция имеет те же недостатки, что и в пат. РФ №2278149, 2006.
Известна топливная композиция флотского мазута, которая содержит: 5-30% масс., гудрона, до 25% масс., широкой вакуумной фракции 260 - 510°С или продуктов висбрекинга полугудрона и широкой вакуумной фракции 260 - 510°С, 20 - 25% масс., легкого газойля каталитического крекинга, 15 - 40% масс., гидроочищенного дизельного топлива, до 0,05% масс., депрессорной присадки и до 100% масс., прямогонного мазута (пат. РФ №2155211, 2000).
Недостатком данной композиции является большой расход дизельных фракций (легкий газойль каталитического крекинга и гидроочищенное дизельное топливо в сумме до 57% масс.), что повышает стоимость флотского мазута и приводит к несоответствию Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232 «О внесении изменения в дополнительное примечание Таможенного союза 1 к группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» по содержание фракций, перегоняющихся до 350°С, а также невозможность производства флотского мазута с содержанием серы менее 0,5% масс., в соответствии с требованиями IMO 2020.
Наиболее близкой является топливная композиция флотского мазута, включающая в качестве основы экстракты селективной очистки маловязких и/или сред невязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западносибирских нефтей, прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья, депрессорно-диспергирующую присадку (пат. РФ №2581034, 2016).
Недостатком данной композиции является невозможность производства флотского мазута с пониженным содержанием серы (менее 0,5% масс.), в соответствии с требованиями IMO 2020.
Задачей настоящего изобретения является разработка топливной композиции флотского мазута Ф5, отвечающей требованиям ГОСТ 10585-2013 и содержащей не более 22% об. фракций, выкипающих до 350°С, в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232, и с пониженным содержанием серы (не более 0,5% масс.), в соответствии с требованиями IMO 2020.
Для решения поставленной задачи, предлагается топливная композиция флотского мазута, отвечающая требованиям ГОСТ 10585-2013, с содержанием не более 22% об. фракций, выкипающих до 350°С и с пониженным содержанием серы не более 0,5% масс., включающая в качестве основы гудрон легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, утяжеленную дизельную фракцию, полученную при перегонке легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, непревращенный остаток гидрокрекинга вакуумного газойля и депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.:
Характеристика используемого гудрона приведена в таблице 1.
Характеристика используемой утяжеленной дизельной фракции приведена в таблице 2.
Показатели качества непревращенного остатка гидрокрекинга вакуумного газойля приведены в таблице 3.
Состав образцов предлагаемой композиции флотского мазута представлен в таблице 4. Показатели качества полученных композиций приведены в таблице 5. В качестве депрессорно-диспергирующей присадки использовалась депрессорно-диспергирующая присадка DODIFLOW 5200 производства компании Clariant.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ФЛОТСКОГО МАЗУТА (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2581034C1 |
Топливо маловязкое судовое | 2020 |
|
RU2734259C1 |
Судовое маловязкое топливо | 2019 |
|
RU2723633C1 |
Топливная композиция | 1989 |
|
SU1740402A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОТЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2009 |
|
RU2407775C2 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ВОДОИЗМЕЩАЮЩИХ КОРАБЛЕЙ | 2016 |
|
RU2627668C1 |
СУДОВОЕ ТОПЛИВО (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2740906C1 |
ТОПЛИВО ДЛЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК | 1999 |
|
RU2139912C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУДОВОГО МАЛОВЯЗКОГО ТОПЛИВА | 2017 |
|
RU2646225C1 |
СУДОВОЕ ТОПЛИВО | 1999 |
|
RU2155211C1 |
Изобретение относится к топливной композиции флотского мазута. Предложена топливная композиция флотского мазута, с содержанием не более 22% об. фракций, выкипающих до 350°С и с пониженным содержанием серы не более 0,5% масс., включающая в качестве основы гудрон легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, утяжеленную дизельную фракцию, полученную при перегонке легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, непревращенный остаток гидрокрекинга вакуумного газойля и депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.: гудрон легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей 10-20; утяжеленная дизельная фракция, полученная при перегонке легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, 0-45; депрессорно-диспергирующая присадка 0,05-0,1; непревращенный остаток гидрокрекинга вакуумного газойля до 100. Технический результат - получение топливной композиции флотского мазута Ф5, которая отвечает требованиям ГОСТ 10585-2013 и имеет содержание серы не более 0,5% масс. 5 табл.
Топливная композиция флотского мазута, с содержанием не более 22% об. фракций, выкипающих до 350°С и с пониженным содержанием серы не более 0,5% масс., включающая в качестве основы гудрон легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, утяжеленную дизельную фракцию, полученную при перегонке легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, непревращенный остаток гидрокрекинга вакуумного газойля и депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.:
ARTEMYEVA ZHANNA N | |||
Introduction of heavy diesel fractions of primary and secondary refining processes in the production of light oil products | |||
Proceedings of universities | |||
Applied chemistry and biotechnology | |||
Станок для придания концам круглых радиаторных трубок шестигранного сечения | 1924 |
|
SU2019A1 |
Vol | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Способ переработки сплавов меди и цинка (латуни) | 1922 |
|
SU328A1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ВОДОИЗМЕЩАЮЩИХ КОРАБЛЕЙ | 2016 |
|
RU2627668C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ВОДОИЗМЕЩАЮЩИХ КОРАБЛЕЙ | 2012 |
|
RU2496855C1 |
US 8987537 B1, 24.03.2015 | |||
CN 102786981 A, |
Авторы
Даты
2022-08-22—Публикация
2021-10-14—Подача